Известные люди

»

Степан Пименов

Степан Пименов Stepan Pimenov Карьера: Скульптор
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 4.1.1784
Степан Степанович Пименов (1784 - 1833), одиннадцати лет от роду поступил в воспитанники Императорской Академии Художеств; находясь в ней, получил в 1801 г. две серебряные медали, малую и большую, за свои успехи в рисовании и лепке, и в 1802 г. - малую золотую медаль за барельеф: "Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды".

Окончил академический вектор движения в 1803 г. со званием художника XIV класса и здоровенный золотой медалью, присужденной ему за вылепленный по программе барельеф "Смерть св. Федора и его сына". Приобретя, сообща с этой наградой, право на поездку в чужие края, в качестве пенсионера академии, не был, при всем при том, отправлен туда по причине тогдашних политических обстоятельств и в течение некоторого времени оставался при академии помощником преподавателей в ее художественных классах. В 1807 г., за статую св. Владимира, получил звание академика, посредством два года позже того поступил на штатную пост преподавателя скульптуры в академии, со званием адъюнкт-профессора, и, в конце концов, в 1814 г., за модель статуи Славы произведен в профессоры. Из произведений этого художника, работавшего отчасти в стиле итальянских скульпторов эпохи Возрождения, отчасти в духе французов конца XVIII столетия, заслуживают быть упомянутыми, помимо вышеозначенной статуи св. Владимира, отлитой из бронзы, парная с ней статуя св. Александра Невского (обе стоят в нишах, по сторонам северных входных дверей Казанского собора в Санкт-Петербурге), статуи Гомера и Платона, украшающие собой фасад Императорской Публичной Библиотеки; две колоссальные, сейчас очень пострадавшие и искаженные стуковые группы "Похищение Прозерпины" и "Геркулес, бросающий Ликаса в море", стоящие на главном подъезде Горного Института и внешние скульптурные украшения Санкт-Петербургской биржи и Сената. 2) Николай Степанович Пименов (1812 - 1864) - отпрыск предыдущего. Отец развил в нем ещё с детства влюбленность к искусству, в особенности к той отрасли, которой занимался сам, и в 1824 г. определил его в воспитанники Академии Художеств. Здесь главным наставником молодого Пименова в скульптуре был С. Гальберг, хотя и папа продолжал подсоблять ему своими уроками и советами. Работая под руководством этих учителей, он одним духом выказал блестящие успехи, в награду за которые были присуждены ему в 1829 - 1832 годах две малые и две большие серебряные медали. Окончив академический вектор движения в 1833 г. с малой золотой медалью, полученной за вылепленный по программе барельеф: "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса в бездействии", был оставлен на три года при Академии для своего дальнейшего усовершенствования. В течение этих лет занимался довершением некоторых работ, заказанных Степану Пименову для здания Сената и которые тот самый мастер не сумел воплотить в жизнь за своей смертью, а кроме того лепкой статуи "Русский чувак, играющий в бабки", на тему, предложенную академией в виде конкурсной программы на большую золотую медаль. Эта статуя, в 1836 г., доставила Пименову искомую награду и обратила на него общее внимание; А. Пушкин приветствовал ее известной эпиграммой: "Юноша трижды шагнул и пр.". В 1837 г. Пименов, как получивший большую золотую медаль, был отправлен на государственный счет за рубеж. Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции. Во Флоренции он в первое время пользовался советами знаменитого тогда скульптора Бартолини. Из произведений, исполненных им в Италии, в особенности достойны внимания: статуя "Мальчик, просящий милостыню", доставившая художнику в 1844 г. звание академика (находится в павильоне Царицына острова, в Петергофе), статуи "Мальчик, кормящий птичку" (в Сергиевской даче герцогов Лейхтенбергских) и "Мальчик, подкрадывающийся к бабочке", фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (для фронтонов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге), надгробный монумент г-же Нелидовой, модель группы для фонтана "Ян Смовец, останавливающий разъяренного быка" и проекты пяти аллегорических групп ("Москва", "Петербург", "Новгород", "Киев" и "Сибирь"), которые предполагалось определить на концах Николаевского моста в Санкт-Петербурге. В 1850 г. Пименов возвратился в отечество и вскоре получил заказ вылепить, для воспроизведения из бронзы, две колоссальные группы: "Воскресение Христово" и "Преображение" для постановки на вершине малых иконостасов Исаакиевского собора. Первая из этих групп, по всей справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в 1853 г., а вторая в 18

54 г. За них академия возвела Пименова в звание профессора. В следовавшем далее 1855 г. он занял в ней местоположение штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом. С тех пор Пименов, сверх занятий со своими учениками по академии, вкалывал над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву для Николаева, трем севастопольским героям Корнилову, Нахимову и Истомину, кн. Пискевичу для Варшавы, кн. Воронцову для Тифлиса, имп. Николаю I для Александрии, близ Петергофа, А.С. Пушкину для Москвы, но все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены другими скульпторами. К произведениям последних лет жизни Пименова принадлежат ещё колоссальный бюст имп. Николая I, украшающий собой биржевой зал в Санкт-Петербурге (1859); бюст того же государя, в виде русского витязя, в Эрмитаже (1860); бюсты великой княгини Марии Николаевны, великого князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского предводителя дворянства Черткова; модель группы "Георгий Победоносец", которую предполагалось определить в Георгиевской зале большого кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей кораблей и некоторые др. Кроме ваяния, Пименов занимался, преимущественно во время пребывания своего в Италии, ещё и живописью. В музее академии имеются две его картины: "Христос" и "Голова италианца-монаха". Как скульптору, Пименову должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства; это был художник сильно оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный активный, быть может, более того чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и сильной характеристикой.

Так же читайте биографии известных людей:
Степан Шевырев Stepan Sheviurev

Шевырев (Степан Петрович, 1806 - 1864) - историк русской словесности, критик и поэт. Из дворян Саратовской губернии.
читать далее

Степан Петров

Проза Скитальца все-таки пережила свое время. До сих пор царапают душу его лучшие исповеди Сквозь строй, Антихристов Кучер, Октава, Лес разгорался,..
читать далее

Степан Щипачев Stepan Shipachov

В 1923 в Симферополе вышел первый сборник его стихов "По курганам веков". В 1931 - 32 - сборники "Одна шестая" и "Наперекор границам".
читать далее

Степан Бурачок Stepan Burachok

Публицист, критик, прозаик, издатель; кораблестроитель. Сын адмирала О. И. Бурачка.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий