Известные люди

»

Степан Супрун

Степан Супрун Stepan Suprun Карьера: Герой
Рождение: Украина, 2.8.1907
Дважды Герой Советского Союза (20.05.40, 22.07.41). Награжден двумя орденами Ленина.

Родился в семье крестьянина. Украинец. В 1913 г. совместно с семьёй эмигрировал в Канаду. Жил в Виннипеге. Окончил неполную среднюю школу. В 1917 г. его папа вступил в Коммунистическую партию Канады и участвовал в основании ее русского отделения в г. Виннипег. В 1922 г. по совету отца Степан вкупе с братьями Григорием и Федором вступил в Лигу молодых коммунистов.

В 1924 г. сообща с семьей вернулся в СССР. Некоторое время Супруны жили на Алтае, потом в Алма-Ате и Пишпеке, а осенью 1925 г. переехали на Украину, в Белополье. Там Степан устроился учеником в кустарную каретную мастерскую. Вскоре его папа был избран секретарем Сумского облисполкома. Степан переехал в Сумы и стал трудиться столяром в комборбезе (комитете по борьбе с безработицей). В 1928 г. он устроился на Сумской машиностроительный предприятие. Летом работал пионервожатым. Однажды чуть не утонул в реке, спасая двух детей.

В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1930 г. В 1930 г. окончил школу младших авиационных специалистов в Смоленске, в 1931 г. - военную школу летчиков.

В его характеристике указывалось: Имеет все данные быть не только отличным лётчиком - истребителем, но и вдумчивым исследователем, экспериментатором в лётном деле.

После окончания авиашколы служил в Бобруйске. Был командиром звена 7-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи им. Ф.Э. Дзержинского.

Однажды во время занятий по воздушной стрельбе самолет-буксировщик, сделав неудачный вираж, сам себе захлестнул крыло буксировочным тросом мишени. Пилот попытался скинуть петлю с крыла, но ничего не получилось. Мишень тянула крыло в сторону, переворачивая авиалайнер. Кое-как держась в воздухе, он стал стремительно лишаться высоту. Летчик собрался выпрыгнуть с парашютом. Видя это, Супрун подлетел к буксировщику и взмахом руки приказал летчику любым путем выровнять авиалайнер. Стремительно развернувшись, он догнал его, осмотрительно приблизился к крылу и винтом обрубил трос, предотвратив неминуемую катастрофу.

Но были в его жизни и больше тяжелые испытания. В единственный из осенних дней, мастер Стрижёв, сидевший в самолёте Супруна и проверявший работу мотора, как снег на голову вырулил со стоянки на старт и пошёл на взлёт с набором высоты на запад. На аэродроме забили тревогу, в воздух вдогонку подняли самолёт. Но было поздненько.

Стрижёв пересёк государственную рубеж и совершил посадку в Польше, у г. Лида. Некоторое время через поляки вернули самолёт, но техника возвратить отказались. Вскоре в Бобруйской авиабригаде объявили директива Наркома обороны о предании суду Военного трибунала командира эскадрильи, инженера эскадрильи и инженера отряда, подчинённый мастер которых оказался изменником Родины. Суду предали и Супруна, чей самолёт был использован для побега. Все четверо, осуждённые на разные сроки, были заключены в Бобруйскую тюрьму

С июля 1933 г. служил летчиком-испытателем в НИИ ВВС РККА. Участвовал в испытаниях этажерки Вахмистрова, испытаниях самолетов на перевернутый штопор. Отчаянная смелость, огромное возделение овладеть новой специальностью и работоспособность помогли ему стать в ряды лучших авиаторов того времени.

В мае 1935 г. в составе пилотажной пятерки участвовал в воздушном параде над Красной площадью. За виртуозное владение самолетом приказом наркома обороны он был награжден золотыми именными часами.

Летом того же года Супрун отдыхал в санатории ВВС на Черном море. Там он ненароком познакомился с одним молодым человеком. На иной день, совместно выйдя на лодке в море, они длительно беседовали. Супрун чутко выслушал юношу, тот, что в открытую признался, что ему, авиатехнику, отказывают в переводе в летный состав. Не унывай, - сказал Супрун. - Поверь, и мне не разом удалось подняться в небосвод. Многое пришлось вынести. Но поднялся! Верю - поднимешься и ты! Главное не утратить мечту.

Позднее участник беседы Супруна окончил школу летчиков. В годы Великой Отечественной войны он сшиб 59 фашистских самолетов лично и 6 в группе. Еще примерно 15 сбитых самолетов по разным причинам не были ему официально засчитаны. Александр Покрышкин стал трижды Героем Советского Союза и Маршалом авиации.

1.05.36 г. во время воздушного парада Супрун возглавлял пилотажную пятерку.

26.05.36 г. он был награжден орденом Ленина.

18.08.36 г. за превосходный пилотаж был премирован легковой автомашиной Москвич.

В его аттестации указывалось: Дисциплинирован на земле и в воздухе... В летной работе вынослив и неутомим. Летает на всех типах истребителей. Хорошо владеет элементами воздушного боя скоростных самолетов. Идеологически устойчив. Аварий и поломок не имеет. Над повышением своих знаний работает с большим интересом, осваивает новую технику и в этом отношении незаменимый.

В 1937 г. его избрали депутатом ВС СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.

Однако, волна репрессий, захлестнувшая страну в эти годы, еле-еле не накрыла и Степана Супруна.

Летчик-испытатель 1-го класса И.И. Шелест рассказывает: Липкин председательствует. Полковник Романов сидит рядом. Опираясь обеими руками на столик для большей устойчивости, Липкин провозгласил трескучим голосом:

- Итак Поступило предложение турнуть Супруна из партии за связь с врагом народа Гамарником. Кто за это предложение, прошу вознести руки!

Петров ощутил под горлом тошнотворный ком. Покосился направо, влево кто-то стал взметать руку, и тут уж мало-помалу потянулись вверх и другие. Страшную тишину искажал только капельку слышный скрип кресел.

- Так - сказал председатель.

Петров оглянулся, увидел деревья рук. Похоже было, что голосуют единогласно.

- Прошу опустить! предложил Липкин.

Что же это делается?! ужаснулся Петров. Да что же это с нами происходит?!

- Кто супротив?..

Резко откинувшись на спинку кресла и устремив точка зрения на Липкина, Петров вскинул руку вверх

- Вы тов про-т-тив?.. кой-как выдохнул Липкин с видом, подобно тому как под ним проламывается доска.

- Да, я супротив исключения Степана Супруна из партии, - сказал Петров сильно высоким голосом, не узнавая себя Петров увидел как сидящий рядом с Липкиным полковник Романов бледнеет на глазах. Тот стал сомнамбулически приподниматься.

- Поясните свою позицию, - заговорил он ледяным голосом, игнорируя председательствующего, - отчего вы голосуете единственный вопреки мнению всего коллектива?

Комбриг Петров занимал пост начальника самолетного отделения в институте, с ним не разрешено было не считаться. Петров встал

- Я верю Степану Павловичу Супруну, верю в его честность человека и коммуниста. Он так непочатый край сделал для нашего Воздушного Флота, проявляя как летчик-испытатель и защитник Родины, море раз мужество и героизм, доказывая свою беззаветную преданность партии, что я не могу ему не питать доверие. Поэтому и голосую супротив исключения его из партии. Что же касается его связи с врагом народа, то скажу вот что: мы все тут - люди военные, и если нас пошлют куда-то и с кем-то в одном вагоне, как Супруна, поедем, не допуская мысли, что до того рослый патрон, с кем отправляемся в командировку, может угодить врагом народа. Такова моя точка зрения и она непоколебима.

Несколько мгновений зал был скован гнетущим безмолвием. Все кругом Петрова сидели сейчас потупясь у каждого, наверное, было мерзко на душе. И только Петров и Романов напряженно всматривались в глаза приятель другу. И тут в первом ряду у прохода грохнуло откинувшееся сиденье, и встал Супрун, большой, справный атлет, и когда он повернулся и зашагал к выходу, Петров увидел, как по его щекам катятся слезы. В затаенном зале что надо слышались его шаги Потом все стали вставать, не глядя товарищ на друга.

Через два дня комиссия ЦК ВКП(б) отменила заключение собрания и восстановила Степана Супруна в партии.

15.12.38 г. во время испытаний нового истребителя разбился Валерий Чкалов.

Супрун написал сообщение Ворошилову: К XVIII съезду нашей партии выходит второй экземпляр самолета И-180, на котором погиб оптимальный пилот нашей Родины Валерий Чкалов, на первом экземпляре этого самолета должны были проводить испытания: Чкалов - заводские и я - государственные. Сейчас же люди боятся доверить мне провести испытания и первым вылететь на этом самолете только только вследствие того что, что я народный избранник Верховного Совета Союза ССР.

Тов. всенародный комиссар! Мне в текущий момент стало только нелегко трудиться - все руководство в целях страховки... всяческими способами старается меня оттеснить в сторону, только бы я только не летал. Все это в корне неверно и весьма мне обидно Вы лично знаете, как я летаю на скоростном самолете - за десять лет летной работы я не имел ни одной аварии, не расшиб ни одного самолета... У меня имеются десятки фактов, которые я мог бы привести, чтобы обосновать Вам, как мне не верят. Не буду отвлекать Ваше чуткость на ряде мелких фактов, укажу только самые основные: в течение ряда лет я прошу направить меня в командировку в Китай или Испанию - для приобретения боевого опыта. Все мои старания остаются безрезультатными.

По моему личному совету были построены 5 облегченных (красных) самолетов И-16, на которых в 1937 году мы пятеркой показывали высший групповой пилотаж 18 августа в День авиации. Сейчас у нас все эти самолеты отобрали, более того авиалайнер, на котором я водил пятерку, поддерживая свою технику пилотирования, воздушный махач и воздушную стрельбу, забрали люди, которые приобрели боевой навык. Скоро уже будет полгода, как я не проводил никакого испытания, налетал за это время я не больше 5 часов на скоростном истребителе, и нет самолета, на котором я мог бы тренироваться.

Вместе с летчиком-испытателем Стефановским мы Вам лично писали рапорт, чтобы Вы помогли нам заполучить у нашего правительства позволение на установление мирового рекорда - полет около света без посадки. Военный Совет ВВС одобрил наше предложение, но, по-моему, Вам лично это не доложено, т. к. мы от Вас гак и не получили ответа

Прошу Вас вручить приказание про то, чтобы мне дали провести испытания самолета И-180 и произвести на нем начальный полет. Я уверен, что Вы не откажете моей просьбе. Летчик-испытатель НИИ ВВС майор Супрун.

Истребитель И-180 имел большую прыть, мощное вооружение, необходимые дальность и высоту. Близилась большая махаловка и стране был необходимы самолеты высокого класса. Супрун добился своего. Полет на И-180 был разрешен.

Проверяя И-180, пилот совершил на нем тысячи пилотажных фигур. Еще не закончив программы испытаний, в беседе с командованием ВВС Супрун похвалил поликарповский истребитель. После этого был сделан заказ разом на сто машин! Однако Супрун продолжал гонять авиалайнер в небосвод, ища причину, погубившую Чкалова. И не находил. Подломилось шасси. Самолет на здоровенный скорости скапотировал. Когда Супруна извлекли из-под обломков, он был без сознания. Когда пилот пришел в себя, его отвезли в Боткинскую больницу. Но тот самый раз судьбина была благосклонна к нему.

Завершить испытания И-180 было поручено комбригу Сузи. Во время испытаний на штопор авиалайнер потерял управление. Сузи успел выпрыгнуть, но парашют не раскрылся. После этого испытания все-таки прекратили.

Вспоминает газетчик Бронтман: Был у меня Сеня Супрун... Последний раз я его видел на следующий день позже гибели Чкалова... Тогда он испытывал второй экземпляр той же машины.

- А что с ней сталось?

- Да ты слышал, по-видимому, что я на ней приложился, опрокинулся. Лежал в Боткинской больнице. Ну, что с машиной - сдали в архив. Смотри: Валька на ней убился, Сузи убился, я разбился, ещё единственный пилот выпрыгнул с парашютом. Дальше ступать некуда, да если бы она и была годна - все одинаково ее в доля запускать воспрещено. Представляешь, приходит эта агрегатина в доля, садится на нее пилот, год обратно окончивший школу, а ему говорят: на ней убился Чкалов, погиб Сузи, бился Супрун. Да его в лазарет отвезут до того, как он даст газ. Нет, машину с таковой биографией запускать нельзя.

Когда Супрун выписался из госпиталя, его вызвали в Кремль и предложили добровольцем поехать в Китай, уже немного лет сражающийся с японскими интервентами.

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в июне 1939 - январе 1940 гг. Вэтого за время боев в Китае он лично сшиб 6 самолетов противника.

Группе Супруна было доверено ограждать небеса над городом Чунцин. Она состояла из двух подразделений. Эскадрилья И-15 под командованием Константина Коккинаки предназначалась для борьбы с бомбардировщиками. Эскадрилья И-16 - для борьбы с истребителями.

Свой начальный махач, под руководством Супруна, молодые, ещё необстрелянные пилоты провели блестяще. Наблюдательные посты дали быть в курсе, на Чунцин идут японские бомбардировщики. Сначала взлетели три звена И-15 Коккинаки. Через пару минут группа Супруна на И-16. Пятнадцатые сию минуту бросились на ведущую девятку бомбардировщиков. Шестнадцатые ушли с набором высоты, на светило. Они должны были сковать истребители японцев, прикрывающие бомбардировщики. Один из ведущей девятки бомбардировщиков, прошитый огненной трассой задымил и грубо пошел на понижение. Строй японцев, и все-таки, не нарушился. В эти минуты, разогнав истребители, сверху ударила по врагу группа Супруна. В считанные секунды были сбиты ещё два бомбардировщика. Огнем стрелков был подбит единственный И-15, но мордобой уже был выигран.

По инициативе Супруна на истребители начали становить крупнокалиберные пулеметы. Огневая мощь наших самолетов многократно возросла. Очень резво это почувствовали на себе японские пилоты.

В январе 1940 г. Супрун был отозван из Китая и вылетел в Москву. В ходе боев лётчики его группы сшибли 34 вражеских самолёта, уничтожили больше 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.

В это время НИИ ВВС полным ходом шли испытания новых истребителей - МиГ-1, Як-1, ЛаГГ-1.

Зимой 1940 г. Супрун познакомился с истребителем Як-1.

Ранней весной 1940 г. в составе комиссии по закупке авиатехники майор Супрун выехал в Германию. В состав делегации кроме того входили представители ВВС РККА, которым доверили познакомиться с современным вооружением Люфтваффе и остановить свой выбор самолеты для закупки. Супрун раньше уже летал на Messerschmitt Bf.109 и мог в случае надобности присесть в кабину других немецких самолетов.

Знакомил советскую делегацию с продукцией немецких фирм популярный пилот времен I-й Мировой войны Эрнст Удет, благодаря которому нашей делегации были показаны без малого все достижения немецкой современной авиационной техники.

На аэродроме в Ростоке комиссии представили свежий истребитель Heinkel Не.100 Супрун, осмотрев тот самый авиалайнер, попросил разрешения на полет. Представители фирмы Хейнкель пытались отговорить пилота, но, убедившись, что Супрун превосходно разбирается в деле, разрешили лететь.

Авиаконструктор Хейнкель вспоминает: Это был большой, статный мужик. Перед первым полетом на Хе-100, самом скоростном из всех самолетов, на которых он когда-либо летал, он имел десятиминутную консультацию с одним из моих лучших летчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять ее по небу, выполняя такие фигуры, что мои летчики без малого онемели от удивления.

Когда Супрун приземлился, техники, механики, инженеры подхватили пилота на руки и донесли к аэродромному казино. Немецкие пилоты признались, что в этом вылете они в первый раз увидели такие высокие летно-технические возможности их самолета.

Во время пребывания нашей делегации в Германии, на единственный из немецких аэродромов перегнали где-то захваченный британский истребитель спитфайр. Супрун получил дозволение полетать и на нем. Пробитый несколькими пулями, потрепанный спитфайр послушно вел себя в небе. Своими мыслями об этом самолете Степан Павлович поделился в институте. Отчитываясь о полетах на мессершмитте и хейнкеле, Супрун добавил отображение спитфайра: Самолет крайне обычный на взлете и посадке благодаря малой скорости. Простой при выполнении фигур высшего пилотажа, имеет хорошую стойкость. Мал припас горючего. Винт не автоматизирован, нет крупнокалиберного пулемета или пушки. Не весьма чисто сделан, недостаточная горизонтальная скорость.

20.05.40 г. майор Супрун Степан Павлович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 461.

15-27.06.40 г. Супрун совместно со Стефановским проводил государственные испытания самолета ЛаГГ-3. Будучи ведущим летчиком-испытателем, он убедился, что истребитель неустойчив в полете, а посадка на нем опасна.

Посадив авиалайнер, он подошел к ведущему инженеру и сказал: На этой штуке работать посадку все одинаково, что расцеловывать кобру: угрожающе и никакого удовольствия. Супрун был остроумен, точен в выражении мысли. И не шибко любил сочинять бумажные отчеты.

В мае 1941 г. Супрун начал к испытаниям модернизированного истребителя Як-1М. Выполнив цикл полетов, он был краток: Прекрасный истребитель! На войне мы будем сбивать мессершмитты на яках.

Начало Великой Отечественной войны застало Супруна во время отдыха в Сочи. Уже на рассвете 23-го он был в Москве. По пути домой у него возникла дума о создании боевых полков из летчиков-испытателей. Добившись разрешения Сталина, он спешно начал к их формированию. С заводов были затребованы новейшие самолеты: Миг-3, ЛаГГ-3, Ил-2, ТБ-7.

В процессе создания полков Супрун не забывал и о судьбе Як-1М, продолжая его испытания. Як нужен фронту! - таков его отзыв об этом истребителе. К этому времени Супрун облетал рядом 140 самолетов. Но повоевать на Яке ему не удалось.

27.06.41 г. было принято заключение о формировании шести полков особого назначения.

В три дня, отпущенные на создание, уложиться было нелегко. Полки были укомплектованы на глаз наполовину. Оставив на хозяйстве своего заместителя подполковник Супрун с неполным полком спешно вылетел на фронт.

Участвовал в Великой Отечественной войне в июле 1941 г.

1.07.41 г. на Западном фронте появились тридцать истребителей 401-го полка особого назначения под командованием Героя Советского Союза подполковника Супруна. Сразу же следом приземления на фронтовом аэродроме они были обнаружены фашистским самолетом-разведчиком Junkers Ju.88. Не теряя времени Супрун поднял свой МиГ-3 в воздух. Немец, заметив совдеповский истребитель, начал отправляться с набором высоты, создав Супруну идеальные условия для атаки - МиГ-3 создавался, аккурат, как высотный истребитель. Поэтому Спепан Павлович без труда догнал юнкерс и несколькими очередями расстрелял его. Приземлившись Супрун приказал как разрешено быстрее зарядить пулеметы и заправить горючим свой авиалайнер.

- Первого разведчика немцы уже не дождутся, - Супрун зорко посмотрел на небосклон, - нужно перехватить второго. Вышлют во что бы то ни стало.

На глазах своих подчиненных, без малого над аэродромом, он сшиб второй авиалайнер.

В тот же день поступил директива на истребление вражеских переправ посредством р. Березина. Супрун предложил атаку изготовить штурмовку истребителями. Внезапный налет двух эскадрилий вызвал панику посреди немецких войск. В считанные минуты переправа была разбита, но при атаке зенитной артиллерией был сбит и взорвался в воздухе авиалайнер старшего лейтенанта Кругликова. В тот же день не вернулся с разведывательного полета Алексей Кубышкин.

Несколько раз поднимал свои эскадрильи Супрун 1-го июля. В тот самый день удалось сшибить 4 вражеских мессершмитта. Один из них стал личной победой командира полка.

По воспоминаниям командира 1-й эскадрильи В.И. Хомякова, за четыре дня боев было два случая, когда Супрун в одиночку вел мордобой с шестью и четырьмя немецкими истребителями. Первый раз 15 мигов сопровождали три девятки бомбардировщиков СБ. Супрун уйдя вперед, попал в окружение 6 Bf.109. Второй раз, кроме того прикрывая бомбардировщики, он оказался посреди четверки мессеров. В обоих случаях Супрун был уверен в себе.

- Собьют ибо, друг подполковник! - сказал ему на аэродроме Хомяков.

- Нет, меня не собьют! Видишь, второй раз веду мордобой с численно превосходящим противником, и оба раза немцы ничего со мной не смогли совершить, - отвечал Супрун.

Супрун лично водил своих летчиков в мордобой, летал на разведку, прикрывал бомбардировщики.

3.07.41 г. 401-й полк разбомбил две переправы, взорвал ж-д мост. В тот самый же день был совершен налет на немалый германский аэропорт, где летчики Супруна сожгли 17 самолетов, склады с горючим и боеприпасами.

Утром 4.07.41 г. Супрун слетал на разведку, далее дважды водил свой полк на сопровождение бомбардировщиков. Перед четвертым вылетом он подошел к инженерам эскадрилий Н.С. Павлову и А.А. Манучарову, пожал плечами и сокрушенно сказал:

- Ребята, я ныне себя не узнаю. Вот уже вылетаю в четвертый раз, а покуда не сшиб ни одного самолета противника.

Шестой вылет 4.07.41 г. оказался для Супруна последним. В паре старшим лейтенантом Остаповым он ушел на разведку. Остапов заметил в небе вражеский четырех моторный далекий бомбардировщик Focke Wulf Fw.200, атаковал его, но был сбит огнем противника. Он вернулся в полк пешочком посредством двое суток.

Подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, принял вывод продолжать полет. Вскоре он в облаках обнаружил второй Кондор. Не разглядев сопровождающих бомбардировщик истребителей, Супрун бросился в атаку. Во время выхода из нее пуля-дура немецкого стрелка попала Супруну в грудь.

В это время из облаков вывалилась шестерка мессеров. Будучи уже раненым Супрун не вышел из боя и закрутил с немцами в небе такую карусель, что те поняли, с каким советским асом имеют занятие. С первой же атаки очередность мига прошила фашистский авиалайнер и тот, загоревшись, грубо пошел к земле. Уже теряя разум от потери крови, Супрун пропустил атаку немецкого истребителя. Его пламень оказался точным. Истребитель Супруна загорелся. Напрягая последние силы, пытаясь спасти себя и машину, Супрун сумел усадить авиалайнер на поляне вблизи леса...

4.07.41 г., затем полудня, многие обитатели близлежащих деревень - Монастыри, Паньковичи, Сурновка, а ещё солдаты, которые находились в Друцком замке были свидетелями воздушного боя одинокого советского истребителя с шестеркой немецких самолетов. Женщины, пасшие коров, видели: три мессершмитта, окружив горящий миг, шли за ним как на параде. Наш авиалайнер приземлился на опушке леса. Казалось, что советских времен пилот выскочит из кабины горящей машины, но авиалайнер нежданно-негаданно весь запылал, в нем что-то взорвалось. Один из мессеров снизившись, ещё раз обстрелял горящий миг. Местные обитатели пытались подсобить пилоту, но безжалостное полымя не выпустило его из своего плена. В синей дымящейся гимнастерке он недвижно сидел в открытой кабине, пальцы левой руки сжимали рычаг управления. Возле обугленной, спекшейся раны на груди мерцала звездочка героя...

5.07.41 г. он был похоронен местными жителями подле деревни Монастыри. Выкопав неглубокую яму, застелив ее листами обшивки самолета, они осмотрительно положили стан пилота на дно, покрыли его жестью, забросали землей и дерном. А уже на следующий лень в деревню вошли немцы.

После гибели Супруна полк возглавил Константин Коккинаки. К концу месяца на боевом счету полка числилось уже 54 сбитых самолёта. Немецкая агитационная деятельность объявила Супруна сдавшимся в плен. В связи с этим Сталин лично распорядился более точно определить причину и местоположение гибели. Стало известно, что 9.07.41 г. в штаб дивизии пришёл крестьянин, тот, что принёс значок народного избранника Верховного Совета СССР, медаль Золотая Звезда 461, обгоревшие документы и наган ТТ

Записка командира 23-й авиадивизии, в состав которой входил 401-й иапон, подполковника В.Е. Нестерцева о представлении Супруна к правительственной награде гласит: Во главе группы скоростных истребителей МиГ-3 громил фашистских извергов и показал себя бесстрашным командиром; возглавляя группу, Супрун разом отбил охоту стервятников прогуливаться на низкой высоте, что несомненно заслуживает звания дважды Героя Советского Союза.

22.07.41 г. подполковнику Супруну Степану Павловичу было присвоено звание дважды Герой Советского Союза посмертно.

Прошло девятнадцать лет со дня гибели Супруна, но местоположение и подробности разыгравшейся драмы оставались неизвестны. Местные обитатели, участвовавшие в захоронении известного советского летчика, погибли во время оккупации.

В 1960 г. полковник Ф.П. Супрун возобновил поиски места гибели брата. В архивах было найдено донесение командира 23-й авиационной дивизии, в которую входил 401-й истребительный авиационный полк специального назначения: С.П. Супрун погиб в районе города Толочин Витебской области.

С помощью сотрудников Толочинского военкомата и местных обитателей был определен район поисков. И вскоре под обломками мига, в могиле, были найдены останки прославленного летчика. По результатам поисков был составлен акт, тот, что сегодня хранится в Центральном музее Вооружённых Сил СССР.

В июле 1960 г. останки С.П. Супруна были доставлены в Москву и захоронены на Новодевичьем кладбище. Красную гранитную глыбу доставили из карьеров Житомирщины при содействии трижды Героя Советского Союза Покрышкина.

Бронзовый бюст Героя установлен в Сумах. Его именем названы улицы в Москве, Борисове, Сумах, селе Речки. В селе Речки установлена стела, в городе Белополье - барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска. В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.

Так же читайте биографии известных людей:
Степан Шутов Stepan Shutov

До войны командовал танковой ротой, батальоном. С первых дней Великой Отечественной войны С. Ф. Шутов на Западном фронте. Он защищал подступы к..
читать далее

Степан Яковлев Stepan Yakovlev

В Краснодоне Степан Григорьевич оставался до оккупации, организовывал в прифронтовом городе ремонт дорог, размещал раненых в госпиталь, занимался..
читать далее

Степан Дегтярев Stepan Degtyarev

Дегтярев Степан Аникиевич - русский композитор и дирижер. Наиболее значительное сочинение Дегтярева - оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение..
читать далее

Степан Ростомян Stepan Rostomyan

Известный армянский композитор.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий