Известные люди

»

Стефан Малларме

Стефан Малларме Stefan Mallarme Карьера: Поэт
Рождение: Франция, 18.3.1842 - 9.9
Стефан Малларме - французский поэт и писатель, глава символистской школы. Родился 18 марта 1842 год.Наиболее известными произведениями Стефана Малларме являются: Уклоны, Les fenetres - Окна, Lazur - Лазурь, La guignon - Неудача и др.

В 1860 получил диплом бакалавра. Вопреки желанию отца, отказался от карьеры чиновника: он уже знал, что ему суждено быть поэтом. В 1862 провел немного месяцев в Лондоне, где усовершенствовал близкое знание английского. В 1863, вернувшись во Францию, начал преподавать британский язык в лицее Турнона. С этого времени его бытие поделилась на две части: с одной стороны, учительство для скромного заработка для обеспечения своей семьи следом Турнона в Безансоне (18661867), Авиньоне (18671871), Париже (18711894); с прочий, поэтическое творчество. Его первые юношеские вирши, написанные между 1862 и 1864, несут явную печать влияния Шарля Бодлера и Эдгара По. В 1864 познакомился в Фредериком Мистралем, Катуллом Мендесом, Матиасом Вилье де Лилль-Аданом. Увлекся поэзией Теофиля Готье, основателя Парнасской школы (См. ещё ПАРНАС); стал сочинять в ее духе. В 1865 представил на суд Теодора де Банвиля, одного из ведущих парнасцев, поэму Послеполуденный роздых фавна (L'Aprиs-midi d'un faune), утонченную и чувственную эклогу, пронизанную языческой радостью бытия. Первая публикация (десять стихотворений) состоялась 12 мая 1866 в сборнике Современный Парнас, что означало признание его Парнасской школой. Затем наступил отрезок времени поиска новых средств поэтического выражения (18681873); в конце 1860-х сочинил фантастическую философскую сказку Igitur, или безумие Эльбенона (Igitur, ou la Folie d'Elbehnon), изданную только в 1926; начал работу над драмой в стихах Иродиада (Hйrodiade), которая, и все-таки, осталась незавершенной; во втором выпуске Парнаса (1871) был напечатан ее фрагментарный вариант.

В начале 1870-х разочаровался в Парнасской школе и примкнул к декадентам; Похоронный тост (Toast funиbre), написанный в связи с кончиной Т.Готье в 1872, ознаменовал его переход к новой поэтике. В 1872 познакомился с Артюром Рембо, в 1873 с Эдуардом Мане, в 1874 с Эмилем Золя. Сотрудничал в журнале Художественное и литературное возрождение, где в 1874 опубликовал перевод поэмы Ворон Э.По с иллюстрациями Э.Мане, и в Журнале нового мира, где напечатал строй очерков и статей. В 1874 издательство А.Лемерра отказалось издать Послеполуденный роздых фавна; он увидел свет только в 1876. В 1876 написал сонет Гробница Эдгара По (Le Tombeau d'Edgar Poe). В 1877 выпустил школьный учебник Английские слова (Mots anglais), а в 1880 учебник по мифологии Античные боги (Dieux antiques), адаптированную французскую версию книги Д.У.Кокса.

С 1880 начал организовывать литературные вторники в своей квартире на Римской улице; в них участвовали Гюстав Кан, Сен-Поль Ру, Анри де Ренье, Поль Клодель, Поль Валери, Андре Жид и Пьер Луис. Приобрел известность в литературных кругах, не в последнюю очередность благодаря П.Верлену, причислившему его к проклятым поэтам (в очерках Проклятые поэты, 1884), и Ж.-К.Гюисмансу, тот, что в романе Наоборот (1884) провел (устами своего главного героя Дез Эссента) обстоятельный разбор его ранних стихов. К середине 1880-х стал лидером поэтов-декадентов, принявших в 1886 имя символистов. В 1887 издал сборник Стихотворения Стефана Малларме (Poйsies de Stйphane Mallarme), в 1888 переводы поэм Э.По. В то же время, наряду с символистскими темными стихами, сочинял небольшие и понятные вирши по разным поводам; опубликованы под названием Стихи по случаю (Vers de circonstance) только в 1920.

В 1890 выступил в Бельгии и в Париже с лекциями о творчестве М.Вилье де Лилль-Адана. В 1894 опубликовал сборник стихов и поэм в прозе (Vers et prose). В том году оставил службу и на сто процентов посвятил себя поэзии; поставил целью сотворить универсальную совершенную Книгу, которая дала бы исчерпывающее и уникальное разъяснение мира. В 1896, следом смерти П.Верлена, был избран принцем поэтов. В 1897 опубликовал экспериментальную поэму Удача ни в жизнь не упразднит случая (Un coup de dйs jamais n'abolira le hasard) в виде одной длинной фразы без знаков препинания, напечатанной лестницей на развороте двух страниц шрифтом разного размера. В том же году выпустил серию статей (Кризис поэзии, Музыка и литература и др.) под общим названием Бредни (Divagations), где заявил свои мысли об упадке литературы и необходимости возродить ее прежнее сакральное важность. Умер в Париже 9 сентября 1898.

Большая доля текстов С.Малларме и его обширная переписка были опубликованы следом его смерти.

С.Малларме пришел во французскую культуру в свой час, когда исчерпанность старых поэтических форм и надобность в новых стали больше, чем очевидны. Ему выпало на долю возглавить символистское движение, в котором получило близкое теоретическое оформление новое художественное мышление, которое совсем реформировало поэтический язык и просодическую систему и открыло дорога современной французской литературе.

С.Малларме радикально переосмысляет предназначение поэзии: она должна не передавал и не обучать, а заключать в себе нечто сверхреальное. Поэзия, говорит он, это передача посредством человеческого языка, возвращенного к своему субстанциональному ритму, сокровенного смысла всех аспектов существования: она одаривает подлинностью наше нахождение на земле и является единственной духовной задачей. Поэт посредник между людьми и тайнами вселенной. Приоткрыть завесу трансцендентного он может с помощью слов-символов, за которыми предугадывается эта иная действительность. В символическом универсуме меняется и направление языка: он утрачивает свою прямую коммуникативную функцию и начинает игрывать другую суггестивную образ (не величать, а активизировать ассоциации). Понятийная архитектура слова утончается до предела. На начальный проект выступает его звуковая составляющая. Символизм берет у музыки ее добро (П.Валери).

Рассматривая поэзию как носительницу некоей сокровенной сущности, С.Малларме возвращает ей старый сакральный толк. Поэт становится жрецом, поэма заклинанием, а слова элементами бесконечной мелодии. Язык, недоступный обычным смертным, обретает свою силу в стихии магических ритмов. Такая поэзия требует от поэта отрешения от всего бытийного и мирского, т.е. жертвенности и творческого одиночества.

С.Малларме не только формулирует основные принципы символизма, но и стремится реализовать их в своей поэтической практике. Он пытается быть в некоем чистом и автономном пространстве и более того сотворить для себя без малого на сто процентов личный язык (П.Валери). Все, что просто, что нравится и ясно всем, выбрасывается из его творчества: никакого красноречия, никакой повествовательности, никаких максим, ни одного образа, уже кем-то изобретенного. Здесь редкие слова и слова в их архаичном значении (возврат к первозданному источнику), особенный темп, сдвинутая цезура, неточная рифма, переносы (enjambement), разрушенный или осложненный синтаксис, намерение совершить из стиха тотальное новое слово, чуждое обычному языку. Открытие новых возможностей поэтического таило в себе и опасность: неизбежно возникала преграда между автором и читателем. На упреки в герметичности и темноте С.Малларме отвечал, что поэзия и должна заключать в себе загадку, а если ее не разгадывают, то это не означает, что она темна, а только свидетельствует о неподготовленности читателя.

Поиск совершенной формы выражения, боязнь запачкать чистый лист бумаги банальными идеями и языковыми клише были, очевидно, причиной того, что собственно символистское наследие С.Малларме оказалось скромным по объему. Его Иродиада так и осталась незаконченной. Не осуществилась и главная его греза сотворить универсальную Книгу, которая бы запечатлела Абсолютное. Он не сделал высший задолженность поэта-символиста вручить орфическое пояснение Земли.

Новейшие издания на русском языке: Малларме Стефан. Сочинения в стихах и прозе. М., 1995; Верлен Поль, Рембо Артюр, Малларме Стефан. Стихотворения. Проза. М., 1998.

Так же читайте биографии известных людей:
Стефан Грабинский Stefan Grabinski

Стефан Грабинский польский писатель, работавший в жанре хоррор, родился 25 февраля 1887 г. в городе Каменке-Струмилова.
читать далее

Стефан Цвейг Stefan Zweig

Стефан Цвейг - австрийский писатель и критик. Родился 28 ноября 1881 года.Наиболее известен по таким произведениям как: новеллы - Амок (Amok, 1922),..
читать далее

Стефан Жеромский Stefan Zeromski

Атмосфера подавленности, которой пронизана большая часть романов Жеромского, заметно рассеивается в произведениях, написанных после обретения..
читать далее

Стефан Эдберг Stefan Edberg

Знаменитый шведский профессиональный теннисист, бывшая первая ракетка мира.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий