Известные люди

»

Стивен Сондхайм

Стивен Сондхайм Stephen Joshua Sondheim Карьера: Музыкант
Рождение: США, 22.3.1930
В наше время никто, никто кроме него не сделал так много, чтобы заставить сердце Бродвея биться с прежней силой. Л. Бернстайн.

Стивен Джошуа Сондхайм (Stephen Joshua Sondheim) - активный классик американского музыкального театра, композитор и либреттист, и в семьдесят четыре года остается новатором в своем деле. Смело экспериментируя с музыкой и текстом, он кардинально изменил форму и содержание бродвейского мюзикла, явившись в то же время достойным продолжателем традиций своих великих предшественников.

Будущий реформатор жанра мюзикла родился 22 марта 1930 года в семье Герберта и Дженет Сондхаймов. Отец мальчика был преуспевающим нью-йоркским фабрикантом готовой одежды, а мама - модельером. В четыре года Стив начал подбирать на рояле мелодии, и композитор Аарон Копленд (Aaron Copland) отметил его гений. Брать уроки игры на фортепиано Стивен начал в семь лет. Через два года родители мальчика развелись, и Дженет с сыном переехали в графство Бакс в штате Пенсильвания. Их соседом по дому был маститый либреттист Оскар Хаммерстайн II. Как раз в то время он работал над "Оклахомой" - первым мюзиклом, написанным им совместно с Ричардом Роджерсом.

Это соседство укрепило Стивена в желании посвятить свою существование музыкальному театру, и Оскар Хаммерстайн стал его наставником и другом. "Я тогда учился в квакерской школе Джордж-скул", - вспоминал позднее композитор, - "и сочинил для школы мюзикл "Клянусь Джорджем" ("By George", 1945). Оскар сказал: "Ничего хуже я в жизни не видел". И объяснил, зачем. В тот день я многое узнал об искусстве выдумывать песню, как по структуре произвести ее похожей на одноактную пьесу, как немаловажно, чтобы она была азбучный, какое важность имеет каждое словечко и какую образ играет содержание, умение выложить то, что хочешь выложить ты сам, а не кто-нибудь другой". Восхищение юного Сондхайма Оскаром Хаммерстайном было в такой степени велико, что, по его словам, если бы Оскар был геологом, он бы также им стал.

Поступив в Уильямс-колледж в Массачусетсе, Сондхайм, первоначально собиравшийся специализироваться на математике, прослушал вектор движения музыки у профессора Роберта Бэрроу (Robert Barrow), и, окончив учебу с отличием, получил стипендию Хатчинсона для занятий у композитора-авангардиста Милтона Бэббита (Milton Babbit). Бэббита, как потом и Сондхайма, называли интеллектуалом от музыки. Он увлекался американской массовой культурой и математикой, и эту влюбленность разделял Стивен. Неудивительно, что педагог и ученик "спелись" на первом же уроке. Под руководством своего наставника Сондхайм занимался анализом структуры и гармонического строя известных классических произведений и популярных мюзиклов.

Через два года Стивен уехал в Голливуд, где написал сценарии для одиннадцати эпизодов сериала "Топпер" ("Topper", 1953-54).

Вернувшись в близкий Нью-Йорк, Сондхайм попытался профессионально заняться сочинением мюзиклов. Из-за смерти продюсера написанное им шоу "Субботний вечер" ("Saturday Night", 1955) так и не было поставлено и увидело огни рампы только в 1997 году в Лондоне.

Однажды на вечеринке Сондхайм невзначай встретил известного сценариста Артура Лоурентса (Arthur Laurents). От него Стивен узнал, что вкупе с композитором Леонардом Бернстайном (Leonard Bernstein) и хореографом Джеромом Роббинсом (Jerome Robbins) Лоурентс работает над адаптацией "Ромео и Джульетты", и их команде не хватает автора песенных текстов. Лоурентс предложил Сондхайму побеседовать с Бернстайном. Сондхайм по-другому представлял себе свой бродвейский дебют - он мечтал узреть на театральных подмостках мюзикл, в котором звучали бы не только его тексты, но и музыка - и все же он согласился принять участие в проекте.

Мюзикл "Вестсайдская история" ("West Side Story") был представлен зрителю в 1957 году. Мюзикл рассказывал о двух противоборствующих нью-йоркских бандах, состоящих из пуэрториканских и польских иммигрантов, и о любви Тони - бывшего вожака иммигрантов-поляков к Марии - сестре вожака пуэрториканцев. Изначально Бернстайн планировал сочинить песенные тексты сам, и Сондхайм нужен был ему только в качестве соавтора. Но композитор был до такой степени потрясен поэзией Сондхайма, что в дальнейшем более того исключил близкое имя из списка авторов текстов.

"Вестсайдская история" стала для Сондхайма первым профессиональным опытом на Бродвее и научила его обращаться со сложными сюжетами, которые раньше считались неподходящими для музыкального театра. В различие от шекспировских комедий, до "Вестсайдской истории" трагедии Шекспира никто не рассматривал в качестве основы для бродвейского мюзикла, никто не пытался открыто гутарить о проблемах современного американского общества.

Следующим шоу, в котором Стивен сызнова выступил в качестве создателя текстов песен, стал мюзикл "Джипси" ("Gypsy"), созданный на основе автобиографии королевы бурлеска "Джипси" Розы Ли. Первоначально планировалось, что Сондхайм кроме того напишет музыку, при всем при том звездочка американского музыкального театра Этель Мерман (Ethel Merman), которая собиралась сыграть главную образ, настояла на кандидатуре Жюля Ссекрет (Jule Styne).

Премьера мюзикла состоялась в 1959 году, и спектакль разом же стал хитом сезона. В 1973 году мюзикл "Gypsy" был поставлен в Лондоне, с Энджелой Лэнсбери (Angela Lansbury) в роли Розы, а год через открылся на Бродвее. Еще одна бродвейская постановка этого спектакля датируется 1989 годом. В 2003 году мюзикл был в очередной раз восстановлен на Бродвее; образ Мамы Розы исполнила Бернадетт Петерс (Bernadette Peters).

В одном из беседа Сондхайма бродвейскому критику Френку Ричу композитор так определил близкое жизненное кредо: "Я всю дорогу сознательно старался не повторяться". Сондхайму было немного лавров автора текстов, он мечтал о собственном шоу, для которого мог бы накарябать не только песни, но и музыку. Его первой композиторской работой стал мюзикл "Забавная история, случившаяся по дороге на форум " ("A Funny Thing Happened On The Way To The Forum", 1962) по пьесе Плавта, созданный в соавторстве с либреттистами Ларри Гелбартом (Larry Gelbart) и Бертом Шивилавом (Burt Shevelove). Эта музыкальная комедия принесла Сондхайму в 1963 году его первую премию Тони и до сих пор считается самым успешным мюзиклом-фарсом (964 представления). В 1966 году вышел одноименный кинофильм режиссера Ричарда Лестера (Richard Lester). В роли Геро снялся юный, никому в то время не прославленный артист Майкл Кроуфорд (Michael Crawford). К сожалению, значительное цифра песен Сондхайма в саундтрек не вошло.

Вторая половинка шестидесятых не принесла композитору значительных побед. Четвертого апреля 1964 года открылось шоу "Свистеть может каждый" ("Anyone Can Whistle"). Мюзикл, созданный в сотрудничестве с Артуром Лоурентсом, был смелой социальной сатирой в жанре комедии абсурда. К сожалению, тогда, как и сегодня, обычный бродвейский зритель не был настроен на восприятие подобных спектаклей. В то время ему были больше по душе традиционные мюзиклы как будто "Хелло, Долли!" ("Hello, Dolly!") и "Смешная девчонка" ("Funny Girl"). Критика в основном оценила мюзикл как "сумасшествие", публика морозно восприняла спектакль, и уже потом девяти представлений он был снят с показа.

В 1968 году вкупе с Леонардом Бернстайном Стивен Сондхайм предпринимает ещё одну попытку совместного творчества, и все-таки, в различие от "Вестсайдской истории" она обернулась неудачей: их план мюзикла под названием "Исключение и правило" ("The Exception And The Rule") не был поддержан продюсерами.

Творчество Стивена Сондхайма достигло своего расцвета в семидесятых годах, когда началось его сотрудничество со знаменитым бродвейским режиссером Хэлом Принсом (Hal Prince). Экспериментируя с этакий традиционной театральной формой, как музыкальная комедия, они безупречно преобразили америкосский мюзикл.

Их первой совместной работой стал мюзикл "Компания" ("Company"), рассказывающий о жизни пяти семейных пар из Нью-Йорка, их общего друга, убежденного холостяка и его трех возлюбленных. В отсутствие привычно выраженной сюжетной линии эта служба стала новаторской, ознаменовав собой начало эры "концептуальных мюзиклов". "Company" стал настоящей сенсацией и принес его создателям Грэмми.

Затем последовало шоу "Безумства" ("Follies") - изысканная пародия-пастиччо на творчество Керна, Гершвина, Берлина, Портера, Дороти Филдс и др. композиторов старшего поколения, мюзикл о гибели Американской Мечты, упущенных возможностях и фатальности ошибок молодости.

В 1973 году на Бродвее открывается "Маленькая серенада"("A Little Night Music"), мюзикл по мотивам фильма Ингмара Бергмана "Улыбки летней ночи". Спектакль приносит композитору третью премию Тони, а песня "Выпускайте клоунов" ("Send In The Clowns") становится хитом и удостаивается Грэмми. В 1978 году Хэл Принс снимает одноименный кино с Элизабет Тейлор в главной роли.

В 1974 году в плавательном бассейне Йельского университета состоялось 8 представлений самого короткого из сондхаймовских мюзиклов - "Лягушки" ("The Frogs"), основанного на пьесе Аристофана, переработанной Бертом Шивилавом. Интересно, что в составе хора этой постановки была будущая звездочка американского кинематографа Мэрил Стрип.

В 1976 году выходят "Тихоокеанские увертюры" ("Pacific Overtures") - сплав американского и традиционного японского театра "кабуки". Спектакль рассказывает об истории открытия Японии и превращении древнего государства на острове Ниппон из слаборазвитой страны в современную передовую державу. Текст был написан Сондхаймом таким образом, чтобы минимально применять слова с латинским корнем в начале мюзикла, мало-помалу увеличивая их число к концу. Музыка представляет собой заимствование и формирование традиционных японских мотивов и аккомпанируется традиционными музыкальными инструментами Дальнего Востока. Для бродвейской постановки мюзикла были приглашены японские исполнители.

Вершиной совместного творчества Сондхайма и Принса стал спектакль "Суини Тодд, кровоточащий брадобрей с Флит-Стрит" ("Sweeney Todd, the Demon Barber of Fleet Street", 1979). Стерлись границы между песенными текстами и диалогами, в непростой сюжет были вписаны ярчайшие эмоции - в результате перед зрителями разворачивается уникальный мелодический триллер. Этот мюзикл принес его создателям ещё одну премию Тони.

Многие критики чувствовали, что местоположение этих странных, не поддающихся классификации произведений для музыкального театра - на оперной сцене. И реально, мюзиклы Сондхайма позволительно повстречать на афишах оперных театров: "Суини Тодд" и "Маленькая серенада" входят в репертуар Нью-Йоркской Сити-Оперы, а премьера британской постановки "Тихоокеанских увертюр" состоялась в Английской Национальной Опере. Другие полагали, что Сондхайм нетрудно создал новую разновидность мюзикла - мюзикл концептуальный. Непростая для восприятия музыка, писательский подход к сочинению текстов, вольное воззвание со сценическим временем, употребление, казалось бы, несовместимых театральных приемов, абстрактных и сюрреалистических образов, угрюмый прикол и пессимизм автора - все это было чуждо традиционному бродвейскому мюзиклу с его запоминающимися мелодиями, оптимистическим настроем и добродушным юмором, а потому как ставило критиков в тупик.

Очередная совместная постановка Стивена Сондхайма и Хэла Принса "Мы едем, едем, едем" ("Merrily We Roll Along", 1981) провалилась, и в результате этой неудачи команда распалась. Тогда Сондхайм обратился к режиссеру Джеймсу Лапину (James Lapine), вкупе с которым создал следующий мюзикл - "Воскресенье в парке с Джорджем" ("Sunday In The Park With George", 1984"), повествующий о том, как непросто художнику заниматься искусством в продажном коммерческом мире и примирять творчество с обыденностью "нормальной" жизни. Этот мюзикл был отмечен Пулитцеровской премией за 1984 год.

Следующее шоу Сондхайма "В леса" ("Into The Woods", 1987) предлагает зрителю неожиданную трактовку знакомых с детства сказок. Традиционные сказочные персонажи, такие как Золушка, Рапунцель, Ведьма, Красная Шапочка и другие, рассказывают притчу о принятии самостоятельных взрослых решений и о том, что укрывается под маской привычных вещей, что в реальности является добром и злом. Первый акт мюзикла представляет собой пересказ классических сказочных историй, сюжеты которых оказываются переплетены между собой. После "хэппи-энда", когда все сказочные герои обретают фортуна, во втором акте показывается, что произошло бы с ними позже слов "и стали они жить-поживать, да добра наживать", если бы сказки продолжались в реальной жизни. В этом мюзикле предстал совсем иной Сондхайм - менее непримиримый, больше доступный публике. Композитор сию минуту же был обвинен в том, что он взялся за чисто коммерческую работу для зрительского успеха.

Ответом на эти упреки стал мюзикл "Убийцы" ("Assassins", 1990), в котором рассказывалась история покушений на американских президентов. В спектакле зритель сталкивался с провокационным сюжетом и сильно несимпатичными персонажами, а употребление традиционных американских песенных форм в сочетании с черной иронией воспринималось как насмешка над американскими ценностями. Как завсегда, большинство критиков не приняло новую работу Сондхайма. Кроме того, офф-бродвейская премьера совпала с началом войны в Ираке, и на фоне единения нации тематика шоу казалась тогда мало патриотичной. Впоследствии спектакль все же окажется востребованным на Бродвее и будет иметь в распоряжении фарт в 2004 году в отрезок времени президентства Дж. Буша (Младшего) и второй иракской кампании.

В 1994 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла "Страсть" ("Passion") по фильму Этторе Сколы (Ettore Scola) "Passione d'Amore" (1981) и повести "Fosca" Ижинио Уго Таркетти (Iginio Ugo Tarchetti). Сценаристом и режиссером спектакля еще раз стал Джеймс Лапин. Действующими героями мюзикла являются офицер итальянской армии Джорджио, его любовница, замужняя леди Клара и Фоска - неизлечимо больная сестра другого офицера. Когда Фоска в первый раз видит Джорджио, она страстно, но без взаимности влюбляется в него. Страсть Фоски в такой степени сильна и глубока, что Джорджио понемногу поддается ее чарам и расстается с Кларой. Фоска победила, но какой ценой? После первой ночи любви она умирает, не пережив эмоционального потрясения. Смысл мюзикла заключен в последних словах, которые Фоска и Джорджио повторяют в финале: "Если ты завтра умрешь, твоя влюбленность будет продолжать существовать во мне".

Из наиболее ярких музыкальных номеров, написанных Сондхаймом для различных мюзиклов, составлено немного ревю: "Рядом с Сондхаймом" ("Side by Side by Sondheim", 1976 г), "Женись на мне немножко" ("Marry Me a Little", 1980 г), "Складывая вместе" ("Putting It Together", 1992 г).

Кроме мюзиклов, Сондхаймом написана музыка и песни к ряду кинофильмов: "Ставиский" ("Stavisky", 1974 г; в главной роли Ж.-П. Бельмондо), "Семипроцентный раствор" ("The Seven Percent Solution", 1976 г), "Красные" ("Reds", 1981 г), "Дик Трейси" ("Dick Tracy", 1990 г; в ролях - Мадонна, Мэнди Патинкин), "Клетка для птиц" ("The Birdcage", 1996 г). А к фильму "The Last of Sheila" (1973 г.) Сондхаймом совместно с Энтони Перкинсом (Anthony Perkins) был написан сценарий.

Для творчества Сондхайма характерны новаторство и революционность, проявляющиеся в постоянном поиске новых выразительных форм и экспериментировании с музыкальными стилями, текстами, сюжетами и ситуациями. Каждый его мюзикл расширяет рамки бродвейских шоу, начиная с сюжета и музыки и заканчивая текстами песен и диалогами. Так, перу Сондхайма принадлежат "мюзикл без сюжета" ("Company"), "мюзикл без действующих лиц" ("Pacific Overtures"), мюзикл, действо которого развивается во времени в обратном направлении ("Merrily We Roll Along").

Поиски новых форм не могли не отразиться и на музыкальном языке мастера. Композитор-драматург, Стивен Сондхайм рассматривает музыку и словечко как снадобье поведать историю и открыть характеры своих персонажей. Хотя Сондхайм ни в жизнь публично не критиковал своего антагониста, Эндрю Ллойд-Уэббера, о композиторах-мелодистах он высказывается довольно определенно: "Они так хотят придать значимость тому, что сочиняют, что начинают с мелодий, вместо сюжета и образов". Сами по себе, за пределами контекста, музыкальные темы Сондхайма, быть может, не поражают красотой мелодии и зачастую их более того непросто выделить из музыкальной ткани произведения, и все-таки упрекнуть Стивена Сондхайма в отсутвии мелодического дара запрещено. Песни из его шоу - "Being Alive", "Broadway Baby", "Send in the Clowns", "Loosing My Mind", "Not a Day Goes By" и др. стали бродвейскими стандартами.

Сложность музыки Сондхайма, а ещё провокационный для Бродвея нрав многих используемых им сюжетов, по всей видимости, и являются причинами сравнительно небольшого коммерческого успеха его мюзиклов. Многие постановки на музыку Сондхайма были показаны на Бродвее всего по нескольку раз. Тем не менее, это не мешает композитору быть символом современного американского музыкального театра и служить ориентиром для тех, кто считает жанр мюзикла формой искусства, а не простым развлечением.

За долгую творческую бытие Сондхайму присуждались несчетные премии и награды, посреди которых - шесть наград Тони за лучшую музыку к мюзиклам ("Into the Woods", "Sweeney Todd", "A Little Night Music", "Follies", "Company", "Passion"), восемь наград Нью-Йоркского Общества театральных критиков (New York Drama Critics Circle Awards) (за шесть вышеназванных мюзиклов, а ещё "Pacific Overtures" и "Sunday in the Park with George"), Пулитцеровская премия ("Sunday in the Park with George), Национальная медаль за достижения в области искусства (National Medal of Arts Award), высшая награда Японии (Praemium Imperiale) за достижения в области искусства, награда Американского Общества композиторов, авторов и публицистов Ричарда Роджерса (ASCAP). Сондхайм является членом Совета Гильдии драматургов (Council of the Dramatist Guild), с 1973 по 1981 гг он исполнял обязанности президента этой организации, а в 1983 году был избран в члены Американской Академии Искусств и Литературы (American Academy of Arts and Letters). В 1990 году композитор был назначен приглашенным профессором современного театра в Оксфордский универ, в 1993 году получил награду от Центра Кеннеди (Kennedy Center Honors).

Стивен Сондхайм активно поддерживает начинающих композиторов и либреттистов, работающих в жанре музыкального театра. Гранты Сондхайма в разное время получали такие молодые авторы, как Джонатан Ларсон (Jonathan Larson; "Rent", "tick, tick BOOM!") и Адам Геттель (Adam Guettel; "Floyd Collins", "Myths and Hymns").

Произведения Сондхайма добро известны не только в США и Великобритании - традиционных центрах мирового музыкального театра. Существуют бессчетные национальные постановки его мюзиклов по всему миру - от Испании до Бразилии.

Последним на нынешний день проектом Сондхайма является мюзикл "Кураж" ("Bounce"), премьера которого состоялась 30 июня 2003 года в театре Гудмана (Goodman Theatre) в Чикаго. Первоначально мюзикл планировалось окрестить "Золото" ("Gold!"), в процессе работы над ним наименование изменилось на "Умники" ("Wise Guys"). Последнее имя "Bounce" мюзикл получил по названию первого музыкального номера. Действие спектакля происходит в Америке времен "золотой лихорадки"; он рассказывает о приключениях братьев Эдисона и Уилсона Майзнеров, пытающихся изловить свою удачу. Режиссером мюзикла стал древний знакомый Сондхайма Хэл Принс. Несмотря на высокую оценку критиками музыкального материала, премьера была встречена в основном негативными отзывами прессы, и планы явить спектакль на Бродвее не осуществились.

2004 год стал для Сондхайма насыщенным в плане новых постановок его произведений. Кроме упоминавшейся выше бродвейской премьеры мюзикла "Assassins", в июне 2004 года на Бродвее открывается обновленная версия мюзикла "The Frogs", поставленного по всецело переработанному сценарию и включающая новые песни, написанные Сондхаймом. На июль 2004 года запланирована очередная бродвейская постановка мюзикла "Pacific Overtures". В этом же году отмечается двадцатипятилетий юбилей мюзикла "Sweeney Todd", к которому приурочена его новая постановка в Уэст-Энде. Кроме того, ожидается экранизация этого произведения.

Сам Сондхайм один раз поделился наблюдением, что на Бродвее каждые двадцать пять лет происходит смена поколений композиторов, оттого что за старыми музыкальными стилями приходят новые, и признался, что он сам удивлен, что более того в солидном возрасте продолжает чиркать музыку, интересную стольким людям. Нельзя отрицать, что на смену стилю Сондхайма в мелодический театр приходит что-то новое, но позволительно не колебаться, что творчество мастера ещё долговременно не утратит своей актуальности и каждая его служба будет раскрывать зрителям все новые грани жанра.

Так же читайте биографии известных людей:
Стивен Тайлер Steven Tyler

Его биография неотрывно связана с творчеством группы AEROSMITH. Группа образовалась в 1970 году вокруг вокалиста Стивена Тайлера и гитариста Джо..
читать далее

Стивен Сигал Steven Seagal

Стивен Сигал - известный американский актер, продюсер, режиссер и сценарист. Родился 10 апреля 1951 года.Стивен Сигал начал сниматься в кино в 1988..
читать далее

Стивен Содерберг Steven Soderbergh

Стивен Содерберг родился в штате Джорджия (США), но вырос он в Батон-Руже (штат Луизиана), где его папа был деканом университета штата.Еще не..
читать далее

Стивен Болдуин Stephen Baldwin

Стивен Болдуин родился в городе Массапена (штат Нью-Йорк, США). Младший брат Алека, Уильяма и Дэниэла Болдуинов. Учился в Американской академии..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий