Известные люди

»

Тамара Семина

Тамара Семина Tamara Semina Карьера: Актер
Рождение: Россия» Курская область» Льгов, 25.10.1938
Тамара Семина - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Родилась 25 октября 1938 года.В качестве актрисы кино Тамара Семина известна по ролям в таких картинах как: "Коллеги" 1962 год, "Чистые пруды" 1965 год, "Вечный зов" 1973-1983 год, "Дым Отечества" 1980 год, "Одиноким предоставляется общежитие" 1983 год, "Казённый дом" 1989 год, "Две судьбы" 2002 год, "Участок" 2003 год, "Джек-пот для Золушки" 2004 год, "Химик" 2010 год и др.

Родилась 25 октября 1938 года в городе Льгове Курской области, в семье военнослужащего, командира танкового взвода Петра Федоровича Бохонова. В малолетство Тамары трагически ворвалась махаловка - на фронте погиб папа. В 1942 году мать, Тамара Васильевна, была эвакуирована с двумя маленькими детьми, позже приехала к бабушке с дедушкой в Брянск, где Тамара пошла в школу.

В 1946 году произошла саммит Тамары Васильевны с Петром Васильевичем Сёминым, тот, что усыновил детей и стал для них любящим отцом и настоящим другом. Как знак благодарности ему Тамара носит его фамилию.

Вскоре Тамара Васильевна и Петр Васильевич с детьми переехали в Калугу, поближе к его матери. Тамара училась в этом месте в школе до 8 класса, следом встал вопросительный мотив устройства на работу (в старших классах обучение было платным). Девушке крайне хотелось обучаться, чтобы поступить в вуз, и она решила сходить в школу рабочей молодежи. После долгих поисков ей повезло: в ШРМ 2 она стала вместе с тем и ученицей, и библиотекарем, и секретарем. Учителя крайне любили Тамару и удивлялись тому, как она все успевает. С учителями ей также повезло: литературу, в частности, преподавал сам Булат Шалвович Окуджава.

Наставники прочили Тамаре педагогическую стезю, но в душе мечтала она о другом. Она поступает в Калужский пединститут, но опосля забирает документы и уезжает в Москву, приняв твердое заключение сделаться актрисой.

В Москве с Тамарой Петровной произошла без малого мистическая история - троллейбус привез ее, идеально не знавшую чужого города, прямо ко ВГИКу. На вступительные экзамены документы уже не принимали, но декан актерского факультета все же упросил комиссию произвести для Тамары изъятие. Туры Тамара проходила благополучно, и в 1956 году она стала студенткой мастерской О.И. Пыжовой.

Знакомство с кино произошло стремительно - уже на 1-м курсе Тамара Сёмина снималась в дипломных картинах молодых режиссеров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в замечательной эксцентрической комедии "Человек за бортом"; на 2-м курсе состоялась ее саммит с молодым, но уже известным М. Хуциевым в картине "Два Федора"; на 3-м курсе Т. Сёмина превосходно справилась со сложной драматической ролью в фильме "Все начинается с дороги" В. Азарова.

Возможно, эта внутренняя подготовленность к немалый сложной работе и предопределила то положение, что М.А. Швейцер на главную образ в экранизации романа Л.Н. Толстого "Воскресение" (1960-61) выбрал из множества претенденток (в том числе и крайне именитых) как раз Т.П. Сёмину.

На съемках М.А. Швейцер и С.А. Милькина, его благоверная и незаменимый помощник, стабильно опекали актрису, помогали ей советами и дружеским отношением. Однажды Швейцер, заметив, что Тамара чересчур худа (у нее тогда вовсе не было денег), поинтересовался, читала ли она роман Толстого: потому что Катюша Маслова - леди достаточно крупная, более того дородная. И тогда всё вгиковское общежитие бросилось "спасать" Тамару: ей непрерывно носили еду, так что она резво набрала необходимую для роли физическую форму. По этому поводу (и не только по этому) Тамара Петровна замечала: "Я счастлива, что на моем пути неизменно были добрые люди".

В фильме Т.П. Сёмина проявила себя как классическая представительница русской актерской школы переживания; в особенности удались ей крупные планы, трагичные и выразительные. И - величайшая редкость в кино тех лет - ее Катюша была по-настоящему чувственной (но без какой бы то ни было пошлости!). (Естественно, на актрису тут же обрушился единый поток предложений сыграть всевозможных падших женщин. Но она тотчас постигла, сколь губительно замыкаться в рамках подобного "амплуа", и все эти предложения отвергла.)

За образ в "Воскресении" читатели журнала "Советский экран" признали Сёмину лучшей актрисой 1961 года, она стала всеобщей любимицей - как у советских зрителей, так и за рубежом. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 году на XV международном кинофестивале в Локарно Тамаре Петровне как лучшей актрисе был присужден приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плато в Аргентине. Но самой драгоценной наградой стал похвальный отзыв, прозвучавший из уст самой Джульетты Мазины.

При этом образ в "Воскресении" была... дипломной работой Т.П. Сёминой. Экзаменационная комиссия (во главе с В.П. Марецкой) оценила работу на "отлично", и в 1961 году Тамара Петровна стала актрисой Театра-студии киноактера.

После "Воскресения" М.А. Швейцер посоветовал актрисе сыграть современницу, и Т.П. Сёмина снялась в нескольких интересных ролях - в фильмах "Коллеги" (реж. А.Н. Сахаров), "Порожний рейс" (реж. В.Я. Венгеров) (оба - 1962), "День счастья" (1963, реж. И.Е. Хейфиц). А в 1965 году Михаил Абрамович пригласил Тамару Петровну на образ в своей картине "Время, вперед!", где она, как писали критики, "вырвалась на простор открытого актерского темперамента" и блистательно проявила новые грани своего таланта: эксцентрику, тонкое ощущение юмора.

Тамара Петровна хоть отбавляй снималась во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х в фильмах самых разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный гений. Среди ее героинь были и современницы, и женщины из других эпох: Анастасия Батманова ("Крепостная актриса", 1963, реж. Р.И. Тихомиров), Саша ("Человек, которого я люблю", 1965, реж. Ю.Ю. Карасик), Валя ("Совесть", 1965, С.П. Алексеев), Анна ("Чистые пруды", 1965, реж. А.Н. Сахаров), Феня ("Она абсолютно права", 1965), Граня ("Про чудеса человеческие...", 1967, реж. В.В. Монахов), Тата ("Они живут рядом", 1967, реж. Г.Л. Рошаль), Настя Силина ("Любовь Серафима Фролова", 1968, реж. С.И. Туманов), Таня ("Один из нас", 1970, реж. Г.И. Полока), Феня ("Сохранившие огонь", 1970), Ксения Калугина ("Расскажи мне о себе", 1971, реж. С.Г. Микаэлян; Т.П. Сёмина получила приз за лучшее претворение в жизнь женской роли на кинофестивале в Ленинграде), Настя ("Инженер Прончатов", 1972), Наташа Ямцова ("Черный принц", 1973, реж. А.А. Бобровский).

В середине 1970-х Т.П. Сёмина сыграла 2 крупные роли: Анфису в сериале В.И. Ускова и В.А. Краснопольского "Вечный зов" (1974-77, кино 1-й) и Марию в картине Л.Е. Головни "Матерь человеческая" (1975).

О своей работе в "Вечном зове" Тамара Петровна говорила так: "Роль Анфисы - это постижение чуть ли не главного, что составляет толк жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет фортуна или злоключение этой жизни - с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя бытие счастьем или крестом, тот, что ты нес все эти годы". Думается, эти слова объясняют, зачем Сёмина после этого показа сериала по телевидению стала поистине всенародной любимицей - зрителей подкупила ее предельная искренность. Тамара Петровна стала обретать уймище писем, и без малого на все отвечала. С некоторыми зрителями у нее завязалась постоянная переписка.

Съемки в "Матери человеческой" отняли меньше времени, но были значительно больше изнурительными, чем служба в "Вечном зове". Фильм снимался в Вешенской с сентября по февраль, и все это время актриса проходила на съемках в одном ситцевом платьице. Ей пришлось и босиком гулять по снегу, и плескаться в холод. Но главное - нужно было возвратить себя роли полностью, без остатка, оттого что это был уникальный, один в своем роде монофильм. Трудность актерской задачи усугублялась ещё и тем, что у Тамары Петровны по роли без малого не было слов. Остается только изумляться, что эта грандиозная актерская служба осталась недооцененной современниками.

После ряда драматических ролей Тамара Петровна в одном из беседа конца 1970-х годов призналась, что ждет работы в комедии. Жвручить достойной роли, при всем при том, пришлось немного лет, покуда актрису не пригласили сниматься в фильме "Одиноким предоставляется общежитие" (1983, реж. С.И. Самсонов). Комедийно-гротесковая образ воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны стала для Тамары Петровны одной из самых любимых и дорогих. (Сёмина как-то сказала: "В комедии чувствовала себя добро, да и на курсе все считали меня комедийной в будущем актрисой.)

В том же году Т.П. Сёмина снялась в продолжении "Вечного зова" (1983, кино 2-й, приз за лучшее осуществление женской роли на фестивале телефильмов в Алма-Ате).

Она страсть сколько играла и на сцене Театра-студии киноактера - в таких постановках, как "Русские люди", "Гроза" и других. Обладая крайне выразительным, красивым низким голосом, превосходно работала на дубляже иностранных фильмов: наиболее значительные ее роли (как раз так!) - дублирование польской актрисы Кристины Янды в картине "Любовники моей мамы", Анни Жирардо в "Руфи", Эдит Пиаф в фильме "Эдит Пиаф" и другие.

В Японии Т.П. Сёминой присвоен титул "Народное достояние Страны восходящего солнца". В 1978 году Тамара Петровна была удостоена звания Народной артистки РСФСР.

Другие фильмы, в которых снялась Т.П. Сёмина: "Безотцовщина" (1976), "Трактир на Пятницкой" (1977), "Доброта" (1977), "А у нас была тишина" (1977), "Емельян Пугачев" (1978), "Опасные друзья" (1979), "Холостяки" (1980), "Дым отечества" (1980), "Тайна записной книжки" (1981), "Особое подразделение" (1984), "Еще люблю, ещё надеюсь" (1984), "Вера" (1986), "Загадочный наследник" (1986), "Серая мышь" (1987), "Прощай, шпана замоскворецкая" (1987), "Бомж" (1988), "Молодой джентльмен из хорошей семьи" (1989), "Казенный дом" (1990), "Убийство свидетеля" (1990), "Кошмар в сумасшедшем доме" (1990), "Заряженные смертью" (1991), "Рабэ вумен" (1991), "Звезды на море" (1992), "Исполнитель приговора" (1992), "Вверх тормашками" (1992), "Непредвиденные визиты" (1992), "Шиш на кокуй!" (1993), "Стресс" (1993), "Твоя свобода, Господи!" (1993), "Маэстро вор" (1994), "Транзит для дьявола" (1999, телесериал), "Две судьбы" (2002, сериал).

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Тамара Шакирова Tamara Shikarova

Тамара Шакирова - советская и узбекская киноактриса, заслуженная артистка Узбекской ССР. Родилась 26 ноября 1955 года.Широкому кругу зрителей Тамара..
читать далее

Тамара Абросимова Tamara Abrosimova

Народная артистка России Тамара Михайловна Абросимова работает в театре 40 лет.
читать далее

Тамара Карсавина Tamara Karsavina

Природа была необычайно щедра к этой женщине. Создается впечатление, что, подобно принцессе Авроре из балета Спящая красавица, добрые феи,..
читать далее

Тамара Милашкина Tamara Milashkina

Наследуя амплуа лирико-драматического сопрано, Тамара Милашкина принесла на сцену неповторимость своей художественной индивидуальности, широко..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий