Известные люди

»

Тимофей Хрюкин

Тимофей Хрюкин Timofey Hrukin Карьера: Военначальник
Рождение: Россия, 21.6.1910
В апреле 1942 года Главный штаб ВВС во главе с вновь назначенным командующим А.А. Новиковым предложил Ставке собрать раздробленные авиационные силы фронтов в несколько воздушных армий. Ставка одобрила предложение: новая структура фронтовой авиации позволяла обрести мощный рычаг в борьбе за оперативное господство в воздухе, давала возможность централизованно управлять авиасилами.В начале мая нескольких командующих ВВС фронтов вызвали в Москву. Генералу Куцевалову приказали сформировать на базе частей Западного фронта 1-ю воздушную армию, генералу Красовскому на основе ВВС Брянского фронта - 2-ю, генералу Громову на основе ВВС Калининского фронта - 3-ю, генералу Вершинину на основе ВВС Южного фронта - 4-ю. Очевидно, что с особой скрупулезностью подбирали командующего авиацией на главном стратегическом направлении.7 июня 1942 года Верховный Главнокомандующий, председатель Ставки ВГК, нарком обороны СССР И.В. Сталин назначил командующим Военно-Воздушными Силами Юго-Западного фронта отозванного с Карельского фронта тридцатилетнего Героя Советского Союза генерал-майора Тимофея Тимофеевича Хрюкина. 4 дня спустя ВВС Юго-Западного фронта вместе с прибывшими в их состав из Резерва Ставки авиадивизиями и полками были преобразованы в 8-ю воздушную армию.

Родился Т.Т. Хрюкин 21 июня 1910 года в небольшом приморском городе Ейске. Отец, Хрюкин Тимофей Ефимович, был и извозчиком, и каменщиком, зимой сапожничал. Мать, Хрюкина (Тимошенко) Наталья Арсентьевна, работала прачкой в солдатских казармах. Жили весьма бедно, три брата Тимофея умерли в детстве. В 1918 году перебрались в станицу Привольную, южнее Ейска.

Гражданская махаловка разметала семью. Отец ушел куда-то с армейскими частями, старшего сына мама отдала в батраки. В поисках лучшей доли Тимофей отправился в Ростов-на-Дону, вслед за тем - в Воронеж, Геленджик... В конце концов он оказался в колонии для беспризорников, где освоил первую рабочую профессию - молотобойца.

В 1922 году вернулся в Привольную, сызнова батрачил. Здесь он стал пионером, позже вступил в комсомол. В 1925 году устроился в Ейское депо молотобойцем, 2 года был грузчиком в рыбартели в станице Приморско-Ахтарской, ходил в море на промысел.

Тяга к знаниям сдружила Тимофея со станичным учителем Михаилом Лаврентьевичем Ерохно, тот, что обучил парня грамоте, привил влюбленность к чтению. Подросший Тимофей стал секретарем станичной комсомольской ячейки, следом - райкома комсомола. По вечерам он садился за физику, математику, нередко засыпал над книгой.

В 1930 году по комсомольской путевке Тимофей Хрюкин приехал в Краснодар и поступил на рабфак. 2 года через медицинская комиссия, отбиравшая кубанских юношей в летные школы, единодушно решила: Годен в бомбардировочную!

В 1933 году Т. Хрюкин окончил Луганскую военную авиационную школу пилотов, стал младшим командиром - сержантом.

В 1936 году в числе советских добровольцев лейтенант Хрюкин, тот, что командовал тогда звеном 10-й скоростной бомбардировочной авиаэскадрильи, стоявшей в Смоленске, отправляется в Испанию. В рядах республиканской армии Хрюкин летал на СБ (испанцы называли советские скоростные бомбардировщики катюшами), возглавил авиационный отряд. За бои в небе Испании Т. Хрюкин получил первую боевую награду - орден Красного Знамени.

Годом раньше пилот сыграл свадьбу со своей землячкой Полиной Ткаченко. Полина Дмитриевна стала надежным начальником тыла для Тимофея Тимофеевича, родила ему семерых детей, вырастила их, переезжая с мужем из гарнизона в гарнизон.

Героем Советского Союза Т. Хрюкин стал 22 февраля 1939 года. В указе, как было принято в те времена, говорилось только об образцовом выполнении заданий командования. Эти задания Хрюкин выполнял в Китае, куда прибыл весной 1938 года в звании капитана на тыловой аэровокзал Ланьчжоу. Там создавалась крупная авиационная база, на которую с Иркутского авиазавода посредством Монголию, пустыню Гоби перегоняли самолеты СБ. Хрюкин возглавил бомбардировочную группу, сменив Ф. Полынина (позднее - Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командующий 6-й воздушной армией и ВВС Войска Польского).

Первый боевой вылет группы Хрюкина состоялся 19 мая 1938 года. О том, как воевали советские добровольцы в Китае, страсть сколько лет через рассказывал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А.И. Пушкин: Мы летали без прикрытия истребителей, и нам, бомбардировщикам, во время выполнения боевого задания произвольный раз приходилось независимо отражать атаки японских истребителей. Единственным залогом успеха в этом случае был литой строй наших самолетов, при котором поддерживалось огневое взаимодействие экипажей. При зенитном обстреле строй рассредоточивался, чтобы от разрыва одного снаряда не были поражены немедленно немного самолетов. Радиосвязи между экипажами не было, все зависело от ведущего - командира, действия которого должны быть понятными для ведомых. Поэтому большое значимость имела слетанность летчиков в группе. Мы не допускали в полет тех летчиков, которые худо держались в строю. Сколько было таких боев, когда мы на своих СБ выходили победителями! И в этом - огромная заслуга нашего командира Тимофея Хрюкина...

После возвращения с одного из заданий на аэровокзал в Ханькоу Хрюкина ждала саммит с Чан Кайши: тот приехал лично познать результаты бомбардировки переправы посредством реку Хуанхэ.

Вместе с Хрюкиным звания Героя был удостоен флаг-штурман группы бомбардировщиков капитан И. Селиванов, тот, что летал с Тимофеем Тимофеевичем в одном экипаже (через 3 года под Сталинградом Селиванов станет главным штурманом 8-й воздушной армии, а в отставку выйдет в звании генерал-майора авиации).

После боевых действий в Китае Т. Хрюкина перебрасывают на Карельский перешеек, где он участвует в советско-финляндской войне. Полковник Хрюкин возглавил ВВС 14-й общевойсковой армии. На 30-м году жизни Тимофей Хрюкин становится генерал-майором авиации, его удостаивают второго ордена Красного Знамени.

К началу Великой Отечественной войны в его летной книжке значились больше 100 боевых вылетов. Похвастаться такими записями могли не многие авиационные генералы.

В 1941 году Тимофей Хрюкин оканчивает Курсы усовершенствования высшего командного состава Военной академии Генерального штаба. Его назначают командующим авиацией 12-й общевойсковой армии Киевского Особого военного округа. Армия, которой командовал генерал П.Г. Понеделин, дислоцировалась на правобережье Днестра в районе городов Станислав и Черновцы. В начале июня 1941 года Хрюкин отправился на юг страны.

В первостепеннный день войны в особенности громадный урон понесла авиация Западного и Киевского Особых военных округов - было потеряно 1015 самолетов. Хрюкину удалось сберечь боеспособность остатков своих частей и разыскать вероятность править ими посредством штаб. Войска 12-й армии участвовали в приграничном сражении западнее Станислава, вели тяжелейшие бои с наступающим противником на Винницком направлении, опосля - близ Умани. 2 августа значительная количество войск 12-й армии была окружена в районе Первомайска и 5 суток сражалась в окружении. К 10 августа вооруженные силы по сути дела перестала наличествовать, ее Полевое управление было расформировано, а оставшиеся подразделения переданы другим соединениям Южного фронта.

В августе 1941 года генерала Хрюкина отозвали в Москву и направили распоряжаться ВВС только что созданного Карельского фронта. Это направление было абсолютно обоснованным: особенности северного театра военных действия были что надо знакомы Хрюкину по советско-финляндской войне.

Немецкая вс Норвегия рассчитывала завладеть незамерзающий порт Мурманск и базу Северного флота в Полярном, перерезать стратегическую Кировскую железную дорогу, блокировать Белое море и Архангельск. Южнее наступали финские Карельская и Юго-Восточная армии. Сосредоточенные в Финляндии войска поддерживались 5-м немецким воздушным флотом (240 боевых самолетов) и финскими ВВС (307 самолетов).

Созданием надежной воздушной защиты региона Хрюкин занимался без малого год. На Карельском перешейке недруг заватил Петрозаводск, но дальше реки Свирь ему пробраться не удалось. На Мурманском направлении немецкие войска продвинулись на 25-30 км и были остановлены. Небо Заполярья оказалось, по большому счету, неприступным для 5-го воздушного флота. Рухнул и стратегический проект гитлеровцев перерезать морские коммуникации, по которым шли в Мурманск, Архангельск и Северодвинск союзные конвои.

На Кольском полуострове не хватало аэродромов - их создавали заново между отрогов гор, в тундре, на топких болотах, посреди заснеженных сопок. Хрюкин, учитывая долготу полярного дня, закрепил за каждой машиной по 2 экипажа, поделил работу летчиков на 2 смены. Боевые действия велись на практике круглосуточно. Особое чуткость Хрюкин уделял проблемам технического обслуживания самолетов по-другому планировать на фарт в зимней войне было запрещено. В эти месяцы Хрюкин прошел школу руководства войсками на стратегическом уровне.

Когда ситуация на Карельском фронте немного стабилизировалась, 7 июня 1942 года Ставка ВГК назначила генерала Хрюкина командующим ВВС Юго-Западного фронта.

8 июня в Валуйки (120 км восточнее Харькова, местоположение расположения штабов Юго-Западного направления и Юго-Западного фронта под объединенным командованием маршала С.К. Тимошенко) из Москвы прилетел транспортный Ли-2 с первым заместителем командующего ВВС генералом Г.А. Ворожейкиным и новым командующим ВВС Юго-Западного фронта Т.Т. Хрюкиным на борту. Встречавшему генералу Фалалееву Ворожейкин привез команда о его замене.

Втроем они отправились к Тимошенко. Тот обрушился с упреками на авиацию фронта, которая, по его мнению, слабо помогала наземным войскам отбивать атаки противника. Верховный нервничает, - добавил Тимошенко, - он ищет виновных в провале Харьковской операции. Мы с Хрущевым пытаемся его уверить, что найдем силы стопануть немцев - хотя, вероятно, нам предстоит ощутить ещё больше тяжелые дни, чем под Москвой...

Против назначения Хрюкина он не возражал, надеясь, что энергия и напористость молодого, но уже опытного генерала поможет переломить ситуацию на фронте.

11 июня 1942 года ВВС Юго-Западного фронта были преобразованы в 8-ю воздушную армию.

Несомненно, главным сражением в жизни Т.Т. Хрюкина стала Сталинградская битва. Формирование 8-й воздушной армии, провести которое нужно было в считанные дни, проходило в условиях ожесточенных боев. Советская авиация в противостоянии с германским 4-м воздушным флотом несла большие потери: одноместные штурмовики Ил-2, не защищенные с хвоста, вели неравные бои с немецкими истребителями, отечественные И-16 существенно уступали мессершмиттам; в особенности большие потери несли полки, вооруженные британскими харрикейнами, которые нередко загорались в бою. Не лучше складывались дела и у бомбардировочной авиации, летавшей на СБ, Р-5 и Су-2. Новых самолетов было шибко чуть-чуть.

В первое создание 8-й воздушной армии вошли 10 авиадивизий (35 полков), в состав которых входило 454 боевых самолета. Противник имел без малого 3-кратное превосходство - 1200 самолетов. Предстояло нарыть новые, активные тактические приемы, улучшить взаимодействие воздушной армии с пехотой и моторизованными соединениями, довести до необходимого уровня дисциплину и исполнительность личного состава (в одном из своих первых приказов Хрюкин жестко определил: вс несет неоправданные потери из-за элементарной расхлябанности).

Войска Юго-Западного фронта продолжали отдаляться на восток, авиационным полкам приходилось зачастую перелетать на новые полевые аэродромы. Чтобы не обронить управление ими, Хрюкин на По-2 днем и ночью летал по аэродромам, успевая при этом случаться и на передовых командных пунктах общевойсковых армий. Штаб 8-й воздушной армии Хрюкин расположил недалече от штаба фронта. 30 июня эти штабы были переведены из Валуек в Россошь - ещё на 100 км на восток.

12 июля Юго-Западный фронт переименовали в Сталинградский. Для пополнения армии Хрюкина Ставка направила 10 истребительных, 9 штурмовых и 3 бомбардировочных авиаполка - рядом 200 самолетов, причем новых типов.

Авиаторы прикрывали с воздуха прибывающие эшелоны с войсками, поддерживали наземные войска, дравшиеся в здоровенный излучине Дона, а штаб 8-й воздушной расположился уже на северной окраине Сталинграда - в районе железнодорожного вокзала на Донской улице.

Об ожесточенности боев не возбраняется судить по таким фактам: в среднем полк выбывал на переформирование следом 2-3 недель боев, одного штурмовика хватало на 10-15 боевых вылетов. Особенно жестокие бои разгорелись потом 17 июля, когда немецкие войска начали штурмование прямо на град. Напряженность боевой работы достигла в истребительных полках 7 вылетов на исправный авиалайнер, в штурмовых полках - 4 вылетов на авиалайнер в день.

23 августа в 15.30 германская авиация предприняла сильнейший налет на Сталинград с участием 2000 самолетов и по сути дела сожгла городок. На глазах у сталинградцев погибали десятки советских истребителей. Хрюкин находился тогда в доме 42 на углу Невской и Донской улиц.

День 23 августа, - вспоминал позже бывший начальник 273-го истребительного полка Б. Еремин (позднее - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации), - для всех, кто тогда находился в Сталинграде, стал памятным на всю существование. В тот день гитлеровская авиация спалила град... Горели нефтехранилища... Густой черный дым, приподнято поднимаясь, растекался вдоль берега к югу. К грохоту разрывов и вою бомб примешивались протяжные гудки заводов, речных судов, сирен... Ни на земле, ни в воздухе не было передышки... Непрерывные бои изматывали. Совсем не хотелось есть: попьешь воды или пососешь спекшимися от жары губами кот наплакал арбузной мякоти - и все. Каждый день по четыре, пять боевых вылетов, и все - с боями... Даже не знаю, с чем это позволительно сравнить: по ожесточенности, интенсивности и накалу таких боев, как в небе Сталинграда, мне больше в течение всей войны зреть не приходилось...

За неделю позже 23 августа летчики армии сшибли рядом 150 самолетов врага, но не могли преградить ему тракт. В конце августа штаб 8-й воздушной армии и авиационные части переместились на левый берег Волги. Командарм Хрюкин с невеликий группой офицеров и связистов остался в Сталинграде и разместился на КП фронта в глубокой штольне на берегу реки Царицы.

Первый секретарь Сталинградского обкома и горкома партии и председатель городского комитета обороны А.С. Чуянов фиксировал вслед за тем войны: Хрюкин не жаловался, но ему было нелегко, так как авиация фронта ещё всецело не сформировалась, а потери за счет старой матчасти несла значительные. Командующий фронтом Еременко не вечно был справедлив к нему. Он требовал, чтобы тихоходные ишаки справлялись с армадой мессершмиттов...

С 1 по 22 сентября части 8-й воздушной армии выполнили 8323 самолето-вылета, сшибли 254 самолета противника, уничтожили 225 танков, эдак 700 автомашин. Наши потери составили 224 самолета.

О характере Хрюкина, его подходах к боевому применению авиации, оперативно-стратегическом мышлении, взглядах на политико-воспитательную работу разрешается судить по его приказам по армии. Он писал их сам, скрупулезно обдумывая каждую фразу. Приведем на практике всецело единственный из них - от 13 сентября 1942 года: Противник стремится победить время и до зимы занять Сталинград, Астрахань и Кавказ, невзирая на большие потери, которые он несет. Он действует старыми приемами: нахальством, хитростью и обманом, создает ощущение превосходства, зачастую меняет свою тактику действий, летает мелкими группками, охватывая парами истребителей целые районы, а у трусов и паникеров падают силы, теряется уверенность, и они становятся первыми жертвами боя...

Мы сами переоцениваем немецко-фашистскую мощь, немецкого летчика, германский авиалайнер. Отдельные летчики-трусы, предатели, дрожащие за свою шкуру, сознательно или несознательно работают на пользу врага. Они своей трепотней создают кругом немцев несуществующий ореол их непобедимости, преимущества, а попадая в воздух, лязгая от страха зубами, при первой же отдаленной встрече с врагом бегут с поля боя... Я наблюдал воздушные бои и видел, как из-за трусов и паникеров погибали лучшие люди...

Не должно быть в наших рядах таких людей.

Я видел, как группа яков 288-й истребительной авиационной дивизии, по численности меньшая, сшибла 3 Ме-109 и 2 Ю-88, не потеряв ни одного своего самолета. Видел, как единственный сержант на советском самолете сшиб 3 юнкерсов. Это дрались подлинные патриоты Родины, выполняющие свой должок, уверенные в силе своего оружия, верно оценивающие силу и мощь врага. Таких германец не побеждает, от таких он сам бежит в животном страхе и гибнет.

Наша проблема - сшибить уверенность и наглость у противника, сделаться хозяином воздуха.

Этого разрешается достичь смелостью, правильностью использования огня и техники, расчетливостью, хитростью, личной храбростью до самопожертвования и хорошей организацией взаимодействия и взаимовыручки в бою.

Наша проблема содержится в том, чтобы как разрешается больше истребить немцев, не воротить города Сталинграда. Драться за любой обиталище, но городок не возвращать, а в дальнейшем и разгромить немцев у его стен. Русский летчик-истребитель во всех случаях должен побеждать, от истребителя зависит наша виктория в воздухе над немцем и обеспечение действий войск на земле...

Категорически запрещаю истребителям новости оборонительные бои. Драться только наступательно. Искать врага, нападать на него первым, как обухом по голове, и уничтожать. Запрещаю в воздушном бою лишаться высоту и работать перевороты. Помнить правило: тот, кто выше в бою, тот побеждает. Расстреливать врага в упор, с дистанции 50-100 метров.

При прикрытии своих войск делать мелкими группами, парами, четверками, охватывать весь район, эшелонироваться по высоте. Всегда при таком порядке две трети наших истребителей будут иметь в распоряжении вероятность истреблять бомбардировщиков противника...

Категорически запрещаю биться одиночно, биться вечно только парой, второму прикрывать хвостище товарища, а первому - сбивать...

В суровой фронтовой обстановке Хрюкин создавал новые тактические приемы боевых действий, совершенствовал управление своими частями. По приказу командарма впервой под Сталинградом была развернута целая организация пунктов управления авиацией в бою. В наземные войска Хрюкин направлял своих представителей с радиостанциями. Они размещались рядом с командирами пехотных подразделений в их же блиндажах и корректировали действия самолетов.

Хрюкин создал эффективную систему ложных аэродромов. Под Сталинградом было построено 32 ложных аэродрома, куда упало в 10-12 раз больше бомб, чем на действующие оперативные. Однажды командарм прилетел на единственный из таких аэродромов и вручил бойцам 372-го батальона аэродромного обслуживания государственные награды, причем боевые.

Т.Т. Хрюкин учитывал, что на подмога 4-му воздушному флоту немецкое руководство перебросило под Сталинград свои лучшие истребительные эскадры - Удет, Ас-Пик, 52-ю, укомплектованные летчиками-асами. Для борьбы с ними командарм собрал и своих лучших истребителей в единственный ударный полк - 9-й гвардейский, которым командовал Герой Советского Союза Л. Шестаков. Хрюкин опекал тот самый полк, знал каждого летчика по имени, зачастую бывал у них на аэродромах. Десятки летчиков из этого полка стали Героями Советского Союза, немного - дважды Героями.

Был в 8-й воздушной армии ещё единственный полк истребителей-асов, командовал которым Герой Советского Союза И. Клещев. Как и 9-й гвардейский, 434-й полк Клещева демонстрировал в небе Сталинграда чудеса храбрости и результативности. Полк курировал, а позже некоторое время и командовал им руководитель Инспекции ВВС Красной Армии полковник В. Сталин. 12 июля 1942 года генерал Хрюкин получил такую директиву от полковника Сталина: 434-й иап подчиняется прямо мне... Довожу до вашего сведения, что 434-й иап чертовски нам дорог, так как в его состав вошли сознательно подобранные летчики с большим боевым опытом, потому применять его зам. НКО генерал-лейтенант авиации Новиков А.А. приказал только для воздушного боя и преимущественно для уничтожения бомбардировочной авиации противника...

На директиве Хрюкин дипломатично написал: Нач. штаба. В этом духе использовать. Хотя, конечно, использовали полк без всяких скидок на влиятельных покровителей: за 2 недели июльских боев летчики 434-го полка сшибли 55 самолетов противника, но и сами потеряли половину машин и убыли в тыл на очередное переформирование.

В первые месяцы Сталинградской битвы Хрюкин, как подмечают многие его сослуживцы, крайне грубо реагировал на недостоверные доклады и попытки некоторых командиров приукрасить положение дел. Пехота отражает танки, автоматчиков, выдерживает 16-часовые непрерывные бомбометания и артобстрелы А меня успокаивают, что проведено столько-то воздушных боев, - писал он в октябре военкому армии и начальнику штаба.

С питанием летного состава, о чем Хрюкин заботился особенно, связан эдакий момент. Несколько офицеров передового командного пункта армии, находившегося посреди развалин города, до такой степени исхудали, что командарм распорядился кормить их по летной норме. Однако команда выполнен не был. Хрюкин вызвал неисполнителя и увидел перед собой ухоженного майора. Тот уведомил командарма, что по действующим в тылу Красной Армии порядкам летная норма штабным не положена. Свидетели той сцены рассказывали потом: Хрюкин чуть-чуть сдержался, чтобы не сдернуть с майора погоны. Было приказано обратить офицера в пехоту, чтобы тот понял, где находится - на войне.

Огромное участливость командарм уделял воздушной разведке. В составе армии на бомбардировщиках Пе-2 действовал 8-й отдельный разведывательный авиаполк. Хрюкин изменил привычную схему работы авиаразведчиков: он специализировал на ведении воздушной разведки ещё единственный полк, причем истребительный - 273-й.

В годы войны, - вспоминал бывший начальник полка Б. Еремин, - видимо, каждому сколько-нибудь опытному летчику-истребителю не как-то раз приходилось летать на разведку. Истребитель по сравнению с другими типами машин имеет ограниченный радиус действия. Но у истребителя есть важнейшее преимущество: он не нуждается в прикрытии, он сам себе способен проложить тракт. В условиях, сложившихся в небе Сталинграда, это свойство стало бесценным. Практически под Сталинградом каждая воздушная разведка была силовой - то есть выполнялась с боем. Иначе было несложно не пробиться в указанный район. Поэтому Хрюкин и определил на ведение разведки весь истребительный полк. Если учесть накал воздушных боев и нехватку истребителей, позволительно осознать, сколь нестандартным было подобное вывод командующего...

Одной из лучших новаций Хрюкина стали разработка и практическое воплощение авиационного наступления на оперативно-стратегическом уровне. Так, впервой были спланированы действия 8-й воздушной армии во взаимодействии с 16-й и 17-й воздушными армиями в контрнаступлении под Сталинградом. Означало это непрерывные действия авиации при подготовке атак наземных войск, в отрезок времени самих атак и во время действий танков и пехоты в глубине вражеской обороны. Авиационное наступление, родившееся в 8-й воздушной, после этого повсеместно вошло в боевую практику, стало составной частью оперативного искусства.

Вэтого за время Сталинградской битвы полки 8-й воздушной армии произвели 55 227 боевых самолето-вылетов, из них больше 30 тыс. - прямо на поддержку наземных войск. Летчики армии участвовали в 1187 учтенных воздушных боях, сшибли больше 1850 немецких самолетов, из низ 470 - уничтожили на земле. Потери самой армии составили примерно 1400 самолетов и 1116 летчиков, из них 1036 джентльмен погибли в боях или не вернулись с боевых заданий. Все летчики и техники армии были награждены орденами и медалями, 25 летчиков стали Героями Советского Союза. 5 дивизий и 15 полков получили наименование гвардейских. Кроме того, гвардейские знамена получили ещё 17 полков, входивших в состав 8-й воздушной в разные периоды Сталинградской битвы. 1 авиакорпус, 3 дивизии и 8 полков получили почетное наименование Сталинградских. Вэтого же в армии за время сражения перебывали с заменами, переформированиями, перерывами на роздых и освоение новой техники 120 авиационных полков.

8 февраля 1943 года за умелое и мужественное руководство боевыми операциями и за достигнутые успехи в боях генерал-майора авиации Тимофея Хрюкина наградили орденом Кутузова I степени. В марте он стал генерал-лейтенантом.

В день Красной Армии 23 февраля 1943 года с письмом к авиаторам обратился командующий 62-й армией В.И. Чуйков:...c самых первых дней борьбы за Сталинград мы днем и ночью беспрерывно чувствовали вашу поддержка с воздуха. Даже в те трудные для нас дни, когда супротивник бросал на Сталинград огромное численность самолетов и имел численное превосходство в воздухе, - более того в те дни, в условиях невероятно тяжелой неравной борьбы, при непроходимых заслонах вражеской зенитной артиллерии, - летчики Хрюкина бомбили, штурмовали огневые позиции врага, истребляли фашистскую авиацию на земле и в воздухе.

...Если требовалось причинить потрясение на решающем направлении или стать поперек дороги действию вражеской авиации, мы связывались с товарищем Хрюкиным, и он бросал в занятие своих боевых орлов, обеспечивая успешное выполнение наших планов.

После Сталинграда были сражения за Ростов-на-Дону, на так называемом Миус-фронте, на подступах к Донбассу, отбояривание Таганрога, Никополя, Крымская операция, отбояривание Севастополя.

В канун Крымской операции советских войск в апреле-мае 1944 года Хрюкин, убедившись в том, что мощная авиационная группировка осталась без горючего, с одобрения комфронта Толбухина напрямую, минуя своего непосредственного начальника Новикова, связался со Сталиным и доложил о нехватке горючего. Сколько вам недостает горючего? - спросил Сталин. Пять тысяч тонн, - ответил Хрюкин. Хорошо, - сказал Верховный, - горючее вам будет, не беспокойтесь. Желаю успеха в освобождении Крыма.

Минут двадцать через по ВЧ-связи позвонил А.И. Микоян. Он передал, что получил личное распоряжение Сталина снабдить поставку для 8-й воздушной армии 5 тыс. тонн горючего. Конечно, команда сверху cпутала все планы руководства ВВС по обеспечению горючим других воздушных армий. Звучали и обвинения в адрес Хрюкина за употребление подобных партизанских методов.

Когда отгремели бои в Крыму и на какое-то время наступило затишье, Хрюкин сообща с политработником генералом А.Г. Рытовым, с которым был знаком ещё по боевым действиям в Китае, съездил в популярный лагерь Артек, от которого остались развалины. Здесь Хрюкин принял ещё одно оригинальное решение: он предложил возродить, хотя бы частично, пионерлагерь. В 8-й воздушной нашлось полно солдат-умельцев, которые в сжатые сроки воссоздали первостепеннный остов Артека. Хрюкин более того успел повстречать группу детей-ленинградцев, вселившихся в тот самый остов. Через 2 года затем Победы Хрюкин отдыхал в Гурзуфе и ещё раз посетил Артек, где получил звание почетного артековца.

24 мая 1944 года генерал Хрюкин получил предписание вступить в руководство 1-й воздушной армией. На этом этапе карьеры военачальника перед ним ставились боевые задачи по освобождению Белоруссии и Литвы, разгрому немецких войск в Восточной Пруссии. В Кенигсбергской операции Хрюкин впервой в своей жизни возглавлял настолько крупной группировкой советской авиации - без малого 2,5 тыс. самолетов. 9 апреля Кенигсберг пал, а 19-го Хрюкина наградили второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.

На Параде Победы 24 июня 1945 года мундир Т.Т. Хрюкина украшали две Золотые Звезды, орден Ленина, три ордена Красного Знамени, ордена Суворова I и II степени, два ордена Кутузова I степени, орден Богдана Хмельницкого I степени, орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, французский орден Почетного легиона, советские и иностранные медали. Тремя днями раньше ему исполнилось 35 лет.

30 июля 1946 года Хрюкина назначили заместителем главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. Главнокомандующим к тому времени стал генерал-полковник К.А. Вершинин, случилось это следом отстранения от должности А.А. Новикова (Главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза вначале, 4 марта 1946 года, сняли с должности, а в темное время суток на 23 марта арестовали по так называемому авиационному делу). Вступивший в пост Вершинин 3 месяца через стал маршалом - в соответствии с занимаемым постом.

Маршал авиации, Герой Советского Союза Г.В. Зимин (он рядом узнал Хрюкина во время подготовки и проведения Белорусской операции) писал:

Хрюкин... имел просторный оперативно-тактический кругозор и гигантский боевой навык. Меня не раз поражала безупречная логика мышления командующего и его способность скоро принимать единственно правильное вывод в самой сложной обстановке. За свою долгую бытие в авиации негусто я встречал авиационных начальников высокого ранга, которых бы натура одарила так же щедро, как Хрюкина.

В отношениях с подчиненными генерал Хрюкин был корректен, справедлив, но строг. За допущенные ошибки и просчеты, за проявленные слабости взыскивал сурово, но при всем том, пожалуй, больше всего на свете ценил и любил летчиков, из которых - без всякого преувеличения - сотни знал в физиономия и помнил пофамильно...

14 июля 1947 года приказом министра Вооруженных Сил СССР Н.А. Булганина генерал-полковника авиации Т.Т. Хрюкина назначили командующим 7-й воздушной армией Войск ПВО в Баку, позже - командующим Бакинским округом ПВО. В 1949 году Т.Т. Хрюкин - слушатель Академии Генерального штаба. В сентябре 1950 года его снова назначили заместителем главкома ВВС - по учебным заведениям.

В июле 1953 года Т.Т. Хрюкин возвращался с учений на автомашине и попал в дорожно-транспортное происшествие. Он скончался от полученных травм 19 июля. Похоронили его с воинскими почестями в Москве на Новодевичьем кладбище.

Один из его подчиненных фронтовой поры написал эдакий портрет своего командарма:

Высокого роста, с отменной строевой выправкой, Хрюкин впечатлял с первого взгляда. Тонкие сжатые губы, короткая стрижка, брови вразлет, прямой продолговатый нос, открытый лоб. Пронзительные серо-голубые глаза, которые прямо-таки насквозь сверлили собеседника... От него так и веяло непреклонной волей, несгибаемой решимостью...

Так же читайте биографии известных людей:
Тимофей Шапкин Timofey Shapkin

Советский военачальник, герой гражданской войны, генерал-лейтенант (1940), член КПСС с 1943 года.
читать далее

Тимофей Бугаев Timofey Bugaev

Лейтенант Т. И. Бугаев 0 года в воздушном бою на подступах к Сталинграду с 4-мя истребителями Me-109 сбил один, а другой таранил. Приземлился на..
читать далее

Тимофей Обухов Timofey Obuhov

Окончил Ухтомский аэроклуб. Работал в нём лётчиком - инструктором. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Энгельсское военное авиационное..
читать далее

Тимофей Куцевалов Timofey Kucevalov

Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий