Известные люди

»

Тициан

Тициан Tiziano Карьера: Художник
Рождение: Италия, 27.8.1576
Кадори Кто бы знал сегодня этот тихий городок, приютившийся у подножия Альп, когда бы не уроженец его - Тициан, оставивший потомкам грандиозную "Битву при Кадоре" и переживший всех титанов Возрождения.

Он прожил гладко столетний период. Век, важность которого в искусстве одинаково тысячелетию. Ведь как раз в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Сначала явился Леонардо. Затем Микеланджело. Потом Тициан. Наконец, Рафаэльи А к концу этого легендарного столетия царствовал единственный Тициан - Мастер и выдающийся прагматик, сумевший применять все живописные приемы своих современников. И накарябать едва не столь же, сколь все великие итальянцы его времени, сообща взятые. Я заглянул к Джорджо Вазари и поразился: только названия картин и фресок Тициана занимают в книгах знаменитого биографа Возрождения больше места, чем все житие художника.

"Тициан Вечелло родился в 1477 году в одной из знатных семей Кадора, - сообщает Вазари, - что не помешало родителям, заметившим прекрасные способности мальчика, направить его, девятилетнего, в Венецию, в ученики к Джан Беллино, живописцу очень известномуи"

Кто-то заметил, что Тициан был самым везучим из художников - всю дорогу оказывался в нужное время и в нужном месте. К моменту его рождения Венеция, преодолев войны и чуму, достигла пика своего благосостояния и ласковой роскоши. А когда молодой Тициан въехал в эту столицу красоты, в этом месте уже формировалась самобытная живописная учебное заведение с центром в мастерской Джованни Беллини. Из-под крыла маэстро вышло целое поколение венецианских художников, но ярче всех заблистали двое - ровесники Джорджоне и Тициан. Первым, при всем при том, Венеция признала автора "Спящей Венеры". Как бы предчувствуя свою раннюю конец, Джорджоне написал свой первостепенной важности шедевр на 50 (!) лет раньше до того же знаменитой "Венеры" трижды пережившего его друга и соперника.

С тех пор, достигнув абсолютной славы, звания первого художника Венеции, сказочного богатства, Тициан нес в себе "комплекс Джорджоне".

Любовь земная и небесная

"Восемнадцати лет он написал "Портрет дворянина", прославившийся эдакий правдивостью и естественностью, что более того волосы на его голове позволительно было сосчитать так же, как и каждую петельку серебряной вышивки на его атласном камзоле. И если бы он не написал своего имени, эту вещь приняли бы за работу Джорджоне", - вспоминает Вазари. Знавший обоих, он не раз говорит о подражании молодого Тициана своему раньше времени созревшему ровеснику.

Спустя века станет ясно, что уникальное мастерство позволило ему "подражать" не только близкому другу. Когда Венецию в 1506 году посетил Альбрехт Дюрер, Тициан и тут не упустил случая. Так появился известный "Динарий Кесаря", в котором образ Христа сияет по-дюреровски одухотворенной красотой. Блестящий стилист, Тициан не подражал, а хватал, создавая таким образом свой манера, свою могучую живопись, оплодотворенную всеми достижениями Ренессанса.

В мире, пожалуй, не было художника, тот, что бы так крепко стоял на земле, так ясно видел свою мишень, так твердо шел к ней. Но! Обласканный всеми королями Европы и сам признанный "королем холста", ни при каких обстоятельствах не забывал того, кто неизменно жил грезами и так до времени ушел в небеса. Небесные образы Джорджоне не давали покоя всесильному Тициану. Тайну этого странного чувства я схватил, увидев в римской галерее Боргезе картину Тициана "Любовь земная и небесная".

На фоне чувственного пейзажа, в хороший летний вечерок, у колодца, воду которого малый амур мутит рукою, товарищ супротив друга - две женщины. Одна, нимало юная, с мечтательными глазами, с головкой, склоненной к плечу, как бы отдается поцелуям неба, предвкушая влюбленность. Другая, великолепно одетая прелестница, спокойная и уверенная в себе, держит руку на крышке ларца, в котором хранит родное счастьеи

Художник предлагает - на отбор - два способа жить: упоенно грезить или смирно иметь. Две любви: небесную и земную. Эту картину Тициан напишет разом же после этого трагической смерти Джорджоне. Впереди у него - ещё 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Но вглядимся в финальный его автопортрет, в это суровое лик человеческий, на котором нет более того признаков безмятежного счастья. И вспомним, что он некогда всего художник. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. А это завсегда драма. Память о Джорджоне, гении красоты, завещавшем ему дописать все его неоконченные картины о жизни и смерти, о неразрывной связи Неба и Земли, будет питать кисть Тициана, не давая ему того земного блаженства, в которое погружены его картины. Осыпаемый золотом жаждущих его кисти, он мог новости бытие вельможи и предаваться утехам, которые так любил Рафаэль, нои Не ищите в реальной жизни Тициана сказочной романтики и невероятных поворотов. Сюжет этой жизни, исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Когда умерла супруга, оставившая ему троих детей, он не ввел в здание мачеху, не завел ни одной любовницы. Так, в одиночестве, и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы, имя которой - живопись.

Стратегия гения

Мне было двенадцать, когда, в первый раз попав в Эрмитаж, я робко подошел к Святому Себастьяну, пронзенному стрелами. В толпе зрителей сокрушались о его страданиях, а я видел перед собой шибко красивого, полного жизни мужчину: вынь стрелы - и все в два счета заживет. Пару страдающему Себастьяну составляла "Кающаяся Магдалина" с глазами, полными слез, но настолько же красивая, чувственная, во цвете лети Таким, и на долгий срок, запомнился мне Тициан.

Спустя полно лет, выехав в Европу, я увидел в конце концов и другие его картины, укрепившие во мне чувство удивительной энергетики, жизнелюбия и действительности бытия, исходящие более того из мифологических сюжетов. Его ликующие "Мадонна с вишнями" и "Цыганская мадонна", живущие ныне в Антверпенском музее, явились бы, очевидно, вызовом кротким мадоннам Рафаэля, если бы художники знали товарищ друга. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. - Л.Л.) в Рим папой Львом Х, услыхавшим о венецианце, сотворившем грандиозное алтарное "Вознесение Девы Марии" в церкви Фрари, Тициан отказался от лестного приглашения. А потому как ему было уже за сорок! Другой бы на его месте кинул все, оттого что (как принято было считать) только в Риме не возбраняется было сделаться великим. Тот же Вазари уверял: "Если бы он ещё раньше попал в Рим и увидел произведения Микеланджело и Рафаэля, то уже ныне сравнялся бы с Урбинцем и Буонаротти". Но, умный стратег, Тициан понимал, что его время ещё не наступило. И оказался прав. Пройдет ещё четверть века, и он въедет в Рим как триумфатор.

На пути к Риму

Оставшись в Венеции, Тициан ещё раз доказал ей свою преданность. И она отвечает ему любовью. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Для церкви Санта-Мария он пишет "Апостола Марка", для Санта-Джованни - "Петра-Мученика", для собора Тревизо "Благовещение" - коленопреклоненная Святая Дева в преддверии храма обращает к зрителю свой смиренный и чарующий лики Знатные венецианские семейства заказывают Тициану портреты своих предков. По бюсту и медальону художник возрождает образ Николая Марчелло, прославленного венецианского дожа, правившего городом, когда Тициан ещё не родился. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь!), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти - крайний таковый портрет художник напишет в 90 лет.

Верховный совет Сеньории утверждает Тициана главным художником Венеции с солидным годовым окладом, поручив черкнуть для Золотой Гостиной картину исторической битвы, подобную той, которую в близкое время писал Леонардо да Винчи для Флоренции. И не возбраняется представить, чем стал для Венеции Тициан, если двадцать лет (продолжая платить) она ждала, когда художник в конце концов преподнесет ей свою "Битву при Кадоре".

Тем временем слава его расходится по всей Италии. Герцог Феррары Альфонс д' Эстэ просит Тициана дописать картину "Вакханалия", начатую умирающим Беллини. Тициан едет, потому как для него это должок ученика - учителю. И вкупе с преображенной "Вакханалией" вручает герцогу ещё два шедевра - "Вакх и Ариадна" и "Жертвоприношение Венере", образующие чисто тициановский триптих, гимн природе и античной жизни.

Из Феррары он отправляется к Фредерику Гонзаго, герцогу Мантуи, оставив в залах его дворца изображения двенадцати цезарей. Затем является к герцогу Урбинскому и пишет блистательный его портрет. А на прощание дарит герцогу свою "Венеру" (позднее прозванную Урбинской), ту самую, что три года вспять совершила турне из галереи Уффици в Музей изобразительных искусств им. Пушкина, околдовав Москву. Легенда гласит, что, пораженный ее красотой, герцог Урбинский обратился к своим гостям с этакий речью: "Помните "Спящую Венеру" Джорджоне? Так вот: наконец-то она проснулась!"

В 1530 году император Карл V перешел Альпы и, войдя в Италию, сразу же позвал к себе Тициана. И вот я стою в зале мадридского музея Дель Прадо перед портретом человека, покоряющего державным изяществом и холодным достоинством. Карл V изображен в нехитрый и спокойной позе: правая длань лежит на кинжале, левая придерживает огромного рыжего дога. С тем же строгим великолепием будет строчить своих королей Веласкес.

Сколько раз немецкие мастера воспроизводили белокурую голову своего императора с выдающейся нижней губой и волчьей челюстью. Но ни в жизнь немецкий цезарь ещё не встречал такого Мастера, тот, что, не изменив правде, изобразил его таким, каким он и воображал быть: владыкой, политиком, воином ии человеком. По прибытии в Барселону императорским рескриптом он возвел Тициана в титул Кавалера Империи, графа Латранского и назначил ему пожизненную пенсионную выплату. За портрет же прислал в Венецию 1000 золотых скудо! (Для сравнения: годовой оклад Верховного совета Сеньории, получаемый Тицианом, равнялся 200 скудо.)

Тициан оставил музеям мира целую коллекцию владык, живших в его столетье. Императора Карла V, его сына Филиппа II, короля испанского. Короля римского - Фердинанда, королеву Марию и всех итальянских герцогов от Козимо из Флоренции до Франческо Сфорца из Миланаи "Не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть, - сообщает Вазари. - И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных посреди художников".

К тому времени, когда появились эти строки Вазари, посреди самых именитых портретов не было только Папы. Но время пришло, и 70-летний живописец едет в Рим.

Признание Буонаротти

Герцог Урбинский доставил художнику конвой из семи кавалеров, и весной 1546 года Мастера приняли в Ватикане с почестями, подобающими принцу. Представленный папе Павлу III, он тут же принимается за его портрет, а далее пишет и все его окружение. Главный же заинтересованность этого двухлетнего визита в Рим для биографов Тициана заключался во встрече венецианского мастера с Микеланджело. Сопровождавший скульптора в Бельведер, римскую мастерскую Тициана, Вазари взял на себя образ посредника между двумя гениями. И передал нам точка зрения Буонаротти о "художнике-реалисте", тот, что "может извлекать из обыденной жизни поэзию и очарование". В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою "Данаю". Увидев ее, лежащую в гибкой сладострастной позе, принимающую в близкое лоно Зевса (в виде Золотого Дождя. - Л.Л.), изображенную с идеально античной свободой, Микеланджело весьма ее расхвалил. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: "Все, что он пишет, совершается в этом месте, на земле". И, улыбнувшись, добавил: "Мы с Рафаэлем обещаем. А Тициан - дает".

Женщины Тицианаи Почти все они так раздеты художником, что флорентиец Джованни делла Коза, по просьбе которого художник "раздел" его возлюбленную, взглянув на ее обнаженный портрет, заговорил стихами: "И вижу, Тициан, в обличьи новом я идол свойи"

Вместоположение эпилога

В мире есть два понятия, которые совсем необходимы человеку: Порядок и Класс. Но более того не все гении обладали сию минуту двумя этими достоинствами. Тициан же, будучи человеком порядка и класса, обладал ещё и третьим качеством: кого бы он ни писал в своей жизни - простых смертных, героев или богов, - он всех опускал на землю. И королей, и святых. Все его святые нетрудно земные люди. Известный искусствовед Ольга Петрочук заметила про тициановское "Оплакивание Христа", что больше реальной смерти она ни у кого из художников не видела.

Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Трудно прозвать художника, тот, что бы смелее орудовал цветом. Но вряд ли кто и изучил так возможности живописи, как величайший труженик Тициан, стаж которого на ниве холста бьет все мыслимые рекорды. Да, он был творец. Но он был и немалый ремесленник, поднявший словечко "ремесло" на недосягаемую высоту. На девяносто девятом году написал Христа, несущего земной шар, - картину, где утомленность руки художника уже дает о себе располагать информацией, но полымя вдохновения ещё горит.

Если питать доверие Вазари, то до 75 лет Тициан ничем не болел. Вероятно, Господь, наблюдая его великие труды, старался ему не мешать. Но, заметив, что художник устал, решил вручить безмятежность. Чума, ворвавшаяся в Венецию, сокрушила и эту изумительную жизнеспособность.

Порядок, Класс, Труд и Мастерство сделали его самым богатым художником, каких знало искусство. Большую доля огромного состояния Тициана в немного лет промотал бездарный и непутевый сынуля Помпонио. Но, думаю, все эти капиталы не составили бы и половину той суммы, в которую в эти дни оценена каждая из его картин.

Так же читайте биографии известных людей:
Тиэйра Мари Teairra Thomas Mari

Тиэйра Мари - американская R&B и хип-хоп исполнительница и актриса. Родилась 2 декабря 1987 года.Тиэйра Мари получила широкую известность и..
читать далее

Тобайас Джордж Смоллетт Tobias George Smollett

Шотландский писатель, прославившийся своими динамичными плутовскими романами Приключения Родрика Рэндома, Приключения Перигрина Пикля, Путешествие..
читать далее

Тоби Магуайр Tobey Maguire

Тоби Магуайр - популярный американский актер. Родился 27 июня 1979 года. Полное имя Тобиас Винсент Магуайр.Наибольшую известность и популярность по..
читать далее

Тоби Стивенс Toby Stephens

Тоби Стивенс - британский акте, родился 21 апреля 2969 года.Тоби Стивенс является одним из излюбленных актеров британской телекомпании "ВВС". На..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий