Известные люди

»

Томас Гейнсборо

Томас Гейнсборо Thomas Gainsborough Карьера: Художник
Рождение: 14.5.1727
Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались.

Родился в 1727 году в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне. Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Например, в картине "Корнардский лес" (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягонький серебристый свет и чувство влажности воздуха восходят к голландским прототипам.

В 1748 году, когда умер его папа, Гейнсборо пришлось возвратиться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков посреди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны достаточно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это свойство со свежестью и живостью живописной привычки. Он продолжал строчить пейзажи, к которым постоянно испытывал особое пристрастие. Многие из них, явно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). В это же время начал складываться свежеиспеченный манера его портретной живописи, близкий к рококо.

В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, тот, что был тогда модным курортом. Там его ожидало уймище новых заказов, в основном от представителей английской знати. В тот самый отрезок времени в его живописи видно воздействие утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо ни в жизнь не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он мог великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата. В конце 1760-х - начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных - "Телега с урожаем" (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств.

В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но нередко пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он совершенно рассорился с Академией и с этого времени стал утрясать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл. Описания этих экспозиций опубликовал его приятель Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная привычка исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый-самый удачный из них - портрет младой супружеской пары, получивший наименование "Утренняя прогулка" (1785, Лондон, Национальная галерея). Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, "сочиненным" композициям, сооружая на столе мелкий макет, с которого вслед за тем писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе привкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами - его сентиментальное касательство к сельской жизни. Гейнсборо, постоянно проявлявший огромный заинтересованность к эффектам освещения, придумал "магический фонарь", в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо непрерывно экспериментировал с новыми техниками; он добился удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога.

Портретная живопись Гейнсборо оказала изумительно слабое воздействие на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им манера был сильно индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.

Умер Гейнсборо 2 августа 1788 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Томас Икинс Thomas Eakins

Американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.
читать далее

Томас Винтерберг Tomas Vinterberg

В пятницу в столице откроется очередной Московский кинофестиваль. Один из самых интригующих его пунктов - фильм Томаса Винтерберга по сценарию Ларса..
читать далее

Томас Старжевски Tomasz Starzwezski

В настоящее время на демонстрационных показах престижного модельера Томаса Старжевски негде упасть яблоку. Его великолепные, роскошные платья сшитые..
читать далее

Томас Бернхард Thomas Bernhard

Известный австрийский писатель и популярный драматург. Автор явился создателем множества талантливых произведений, большинство из которых в свое..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий