Известные люди

»

Томас Манн

Томас Манн Thomas Mann Карьера: Писатель
Рождение: Германия, 6.6.1875
Творчество Манна оказало большое влияние на образованных читателей, которые видели в его многозначных проблемных романах отражение их собственных интеллектуальных и нравственных исканий. В 1929 г. писателю присуждается Нобелевская премия по литературе прежде всего за великий роман Будденброки, который стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет.

Немецкий прозаик и публицист Томас Манн родился в старинном портовом городе Любеке, на севере Германии. Его папа, Иоганн Генрих Манн, был зажиточным торговцем зерном и городским сенатором; его мама, урожденная Юлия да Сильва Брунс, дама музыкально одаренная, была родом из Бразилии, из семьи немецкого переселенца-плантатора и его жены-креолки. Возможно, из-за смешанного происхождения в М. сочетались черты северянина-европейца с его буржуазной основательностью, эмоциональной сдержанностью и уважением к человеческой личности и южанина с его чувственностью, живым умом и страстью к искусству. Это противоречивое смешение северных и южных нечистая сила, приверженности к буржуазным ценностям и эстетизма сыграло важную образ в жизни и творчестве М.

М. должен был заполучить по наследству семейное предприятие по торговле зерном, но вслед за тем безвременной кончины отца в 1891 г. предприятие было ликвидировано, и Томас закончил школу, как он позже выразился, достаточно бесславно.

Когда юноше было 16 лет, семейство Манн переехала в Мюнхен, в те годы как, хотя вообще-то, и сейчас немалый наполненный смыслом и цивилизованный середина. В Мюнхене Томас некоторое время работает в страховой компании и занимается журналистикой, собираясь сделаться писателем по примеру своего старшего брата Генриха. Вскоре М. устраивается редактором в сатирический еженедельник Симплициссимус (Simplizissimus), начинает и сам чиркать рассказы, в дальнейшем вошедшие в сборник Маленький господин Фридеман (Der Kline Herr Fridemann, 1898). Как и в больше поздних своих произведениях, в этих рассказах М. с иронической и в то же время достаточно грустной интонацией изображает робкого, мятущегося современного художника, тот, что бьется в поисках смысла жизни. Кроме того, в этих рассказах сквозит тяга М. к прочности буржуазного существования, которое манит своей недоступностью его героев-художников.

Эти темы с исключительной силой поднимаются в первом и самом известном романе М. Будденброки (Buddenbrooks, 1901), тот, что носит автобиографический нрав и повествует об упадке и крахе крупный торговой фирмы в Любеке. Используя традиционную литературную форму скандинавской семейной саги (перед читателями проходят три поколения Будденброков), М. придает своему повествованию эпические черты: в судьбе его героев видится фатум буржуазной культуры в целом. В этом реалистическом и в то же время полном иносказаний романе ощущается влечение автора, с одной стороны, к эстетизму, а с прочий к бюргерскому здравомыслию. По мере того как каждое новое поколение Будденброков становится больше неуверенным в себе, в большей степени художниками, чем исполнителями, уменьшается их способность делать. Примечательно, что семейная черта обрывается, когда подросток Ганно, одаренный музыкант, умирает от лихорадки, а в сущности, от отсутствия воли, от неприспособленности к жизни.

Тема сложной взаимосвязи знаний и жизни, теории и практики прослеживается и в Тонио Крегере (Tonio Kroger, 1903), первой новелле М., имевшей здоровый счастливый момент. Как и Гамлет, Тонио приходит к выводу, что из-за своей утонченности он не способен к действию; только влюбленность может спасти его от нравственного паралича, вызванного сверхактивной мыслительной деятельностью.

Возможно, исходя из этого обнадеживающего рассуждения, М. в 1905 г. женится на Кате Прингсхейм, дочери крупного математика, потомка старинного еврейского рода банкиров и купцов. У них было шестеро детей, три девочки, одна из которых, старшая, стала актрисой, и три мальчика, единственный из которых, также старшой, стал писателем. Однако брак не помог М. разрешить его интеллектуальные проблемы, влюбленность не избавила его и от гомосексуальных влечений, которые преследовали писателя всю существование.

Тема гомосексуализма превалирует в Смерти в Венеции (Der Tod in Venedig, 1913), одной из самых замечательных новелл в важный литературе. Ее герой, стареющий беллетрист Густав фон Ашенбах, тот, что пожертвовал всем в жизни для искусства, оказался во власти саморазрушительной и неудовлетворенной страсти к необычайно красивому мальчику. В этом блестяще написанном рассказе присутствуют многие темы больше поздних работ М.: одиночество художника, отождествление недуга физического и духовного, разрушительное влияние искусства на психику.

Первая мировая махаловка повергла писателя в основательный нравственный и душевный кризис. В эти годы он пишет книгу объемом в 600 страниц Рассуждения аполитичного (Betrachtungen eines Unpolitischen, 1918), в которой критикует либеральный оптимизм, выступает супротив рационалистической, просветительской философии в защиту немецкого национального духа, тот, что, по мысли М., музыкален и иррационален. Однако с типичной для себя иронией М. отмечает, что его свой вклад в литературу, видимо, способствует развитию того самого рационалистического гуманизма, супротив которого он выступает.

После войны М. заново обращается к художественному творчеству, и в 1924 г. появляется Волшебная гора (Der Zauberberg), единственный из самых блестящих и ироничных романов в традиции bildungs-roman, или романа воспитания интеллектуального и духовного. Герой романа, Ганс Касторп, полностью заурядный, добродушный младой инженер из Северной Германии, приезжает в швейцарский туберкулезный санаторий навестить своего кузена, и все-таки выясняется, что у него также больные легкие. Чем дольше Касторп находится посреди состоятельных пациентов, чем дольше ведет с ними интеллектуальные разговоры, тем больше его завораживает их образ жизни, тот, что не имеет ничего общего с его однообразным, пресным буржуазным существованием. Но Волшебная гора это не только история духовного развития Касторпа, это и основательный разбор предвоенной европейской культуры. Многие темы, которые М. затрагивал в Размышлениях аполитичного, остроумно, с иронией и глубоким сочувствием к человеческому несовершенству переосмысляются в Волшебной горе.

Творчество М. оказало большое воздействие на образованных читателей, которые видели в его многозначных проблемных романах отображение их собственных интеллектуальных и нравственных исканий. В 1929 г. писателю присуждается Нобелевская премия по литературе в свое время всего за огромный роман Будденброки, тот, что стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет. В своей приветственной речи Фредрик Бок, член Шведской академии, сказал, что М. стал первым немецким романистом, тот, что добился уровня Чарлза Диккенса, Гюстава Флобера или Льва Толстого. Бок ещё отметил, что М., с одной стороны, создал сложное духовное искусство, а с иной сам же сомневается в его целесообразности. По мнению Бока, величие М. содержится в его способности примирить поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному, к нехитрый жизни.

После получения Нобелевской премии в творчестве М. большую образ стала игрывать политика. В 1930 г. сочинитель произносит речь в Берлине, озаглавленную Призыв к разуму (Em Appell an die Vernunft), в которой ратует за создание общего фронта рабочих-социалистов и буржуазных либералов для борьбы супротив нацистской угрозы. Он ещё пишет Марио и волшебник (Mario und der Zauberer, 1930), политическую аллегорию, в которой продажный гипнотизер олицетворяет собой таких вождей, как Адольф Гитлер и Бенито Муссолини. В его очерках и речах, которые литератор произносил в эти годы по всей Европе, звучала резкая критика политики нацистов; М. ещё выражал симпатии социализму, когда социалисты вставали на защиту свободы и человеческого достоинства. Когда в 1933 г. Гитлер стал канцлером, М. и его благоверная, которые в это время находились в Швейцарии, решили в Германию не ворочаться. Они поселились близко от Цюриха, но навалом путешествовали, а в 1938 г. переехали в Соединенные Штаты. В течение трех лет М. читал лекции по гуманитарным дисциплинам в Принстонском университете, а с 1941 по 1952 г. жил в Калифорнии. Он кроме того являлся консультантом по немецкой литературе в Библиотеке конгресса.

В 1936 г. М. был лишен немецкого гражданства, а кроме того почетной докторской степени Боннского университета, которая была ему присвоена в 1919 г.; в 1949 г. почетная уровень была ему возвращена. В 1944 г. М. стал гражданином Соединенных Штатов. Во время второй важный войны он зачастую выступал в радиопередачах на Германию, осуждая нацизм и призывая немцев образумиться. После войны М. побывал в Западной и в Восточной Германии, и куда ни кинь ему был оказан восторженный прием. Однако литератор отказался возвратиться на родину и последние годы прожил под Цюрихом.

Уже в преклонном возрасте М. больше 13 лет работал над тетралогией о библейском Иосифе. В современно звучащем, искрящемся иронией и юмором романе Иосиф и его братья (Joseph und seine Bruder, 1933...1943) прослеживается эволюция сознания от коллективного к индивидуальному. Триумф М. состоит в том, что мы любим героя отнюдь не меньше, чем сам автор, пишет Марк Ван Дорен о суетном, но обаятельном Иосифе.

Другим кумиром позднего М. становится Гёте, первостепенной важности герой романа Лотта в Веймаре (Lotte in Weimar, 1939), где о Гёте и его жизни рассказывается от лица его бывшей возлюбленной. По контрасту с этими, в каком-то смысле идиллическими произведениями в Докторе Фаустусе (Doktor Faustus, 1947) изображен выдающийся, но психически болезненный музыкант, чье творчество является отражением духовного недуга эпохи. Содержащий острую критику европейских высших культурных слоев, Доктор Фаустус является кроме того наиболее сложным произведением М. с точки зрения стиля.

Приключения авантюриста Феликса Круля (Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull, 1954), окончательный роман М., явился результатом переработки рукописи, начатой ещё в 1910 г. Пронизанный иронией, роман является заключительным аккордом творчества писателя, для которого самоирония вечно оставалась главным стимулом. Экстравагантная пародия, Феликс Круль, по словам самого М., переводит автобиографичную и аристократическую исповедь в духе Гёте в сферу юмора и криминалистики. Художник, утверждает своим романом М., это фигура комическая: он может ослеплять и привирать, но не может изменить мир. М. считал Феликса Круля своей лучшей, наиболее удачной книгой, оттого что роман вместе с тем отрицает традицию и идет в ее русле.

Мнение критики о творчестве М. остается по-прежнему высоким, и это при том, что его немецкая ментальность зачастую оказывается чужда англичанам и американцам. Немецкий стихотворец Райнер Мария Рильке дал Будденброкам крайне высокую оценку, отметив, что в этом произведении М. соединил колоссальный труд романиста-реалиста с поэтическим видением взгляд, которое разделяли многие критики. С прочий стороны, критик-марксист Дьёрдь Лукач усмотрел в творчестве М. продуманную и последовательную критику капиталистического общества. Критики сходятся на том, что М. проявил мужество, изобразив этический кризис эпохи и переоценку ценностей, идущую от Ницше и Фрейда.

Помимо Нобелевской премии, М. получил премию Гёте (1949), которая была присуждена ему совместно Западной и Восточной Германией, а ещё был обладателем почетных степеней Оксфордского и Кембриджского университетов.

Так же читайте биографии известных людей:
Томас Мэлори Thomas Malory

Английский прозаик, автор восьми Артуровских романов, составивших сборник, который он назвал Книга о короле Артуре и о его доблестных рыцарях..
читать далее

Томас Пейн Thomas Paine

В 1787 Пейн отправился во Францию, в 1791 в Лондоне опубликовал первую часть трактата Права человека (Rights of Man , 1791), в котором приветствовал..
читать далее

Томас Лав Пикок Thomas Love Peacock

Между 1858 и 1860 Пикок опубликовал свои Воспоминания о Шелли (Memoirs of Shelley) и письма Шелли к нему. Он был несправедливо и резко раскритикован..
читать далее

Томас Майн Рид Thomas Mayne Reid

Английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий