Известные люди

»

Уильям Голдинг

Уильям Голдинг William Gerald Golding Карьера: Писатель
Рождение: 19.9.1911
Английский писатель Уильям Джеральд Голдинг родился в деревне Сент-Колам-Майнер (графство Корнуолл). Его отец, школьный учитель Алек Голдинг, о котором впоследствии сын отзывался как о блестящем эрудите, был рационалистом, мать феминисткой. Молодой человек учился в мальборской средней школе и в Оксфордском университете, где по желанию родителей в течение двух лет изучал естественные науки. Затем Голдинг, который писал с 7 лет, начал заниматься английской филологией и в 1934 г., за год до получения степени бакалавра искусств, выпустил собрание стихотворений.

Окончив Оксфорд, Голдинг первое время работал в социальной сфере; в тот самый отрезок времени он писал пьесы, которые сам же ставил в небольшом лондонском театре. В 1939 г. начинающий литератор женится на Энн Брукфилд, специалистке по аналитической химии, и устраивается преподавать британский язык и философию в школу епископа Водсворта в Солсбери, где он проработал за вычетом военных лет до 1961 г.

С 1940 по 1945 г. Г. служит в военно-морском флоте. К концу войны он командовал ракетоносцем и принимал участие в высадке союзников в Нормандии. После увольнения из флота Г. возвращается к преподавательской деятельности в Солсбери, где вскоре приступает к изучению древнегреческого языка и пишет четыре романа, ни единственный из которых опубликован не был. Тем не менее он продолжает свои литературные опыты, и в 1954 г., вслед за тем того как манускрипт его романа отверг двадцать единственный издатель, издательство Фейбер энд Фейбер выпускает Повелителя мух ("Lord of the Flies"), и роман немедленно становится в Великобритании бестселлером. Несмотря на то что уже в следующем году Повелитель мух издалече и в Америке, популярность у американского читателя Г. завоевал только следом переиздания романа в 1959 г. Еще большее признание сочинитель получил в 1963 г., когда британский режиссер Питер Брук снял по роману кино.

Вторая мировая битва оказала решающее воздействие на взгляды Г., тот, что, исходя из опыта военных лет, говорил: Я начал осознавать, на что способны люди. Всякий, миновавший войну и не понявший, что люди творят зло аналогично тому, как пчела производит мед, или слеп, или не в своем уме. Низменная натура человека становится главной темой Повелителя мух. Этот роман, тот, что по популярности не уступал Над пропастью во ржи Дж.Д. Сэлинджера, разошелся тиражом больше 20 млн. экземпляров. Книга была задумана как иронический комментарий к Коралловому острову Р.М. Баллантайна, приключенческой истории для юношества, где воспеваются оптимистические имперские представления викторианской Англии.

Сюжет Повелителя мух сводится к описанию того неизбежного процесса, в результате которого группа высаженных на необитаемом острове подростков, выходцев из среднего класса, потихоньку превращается в дикарей. Их взаимоотношения из демократических, рациональных и нравственных становятся тираническими, кровожадными и порочными занятие доходит до первобытных обрядов и жертвоприношений. В символическом плане роман является скорее религиозной, политической или психологической притчей, нежели реалистическим повествованием. Иносказательный нрав произведений Г. вызвал бесчисленные критические споры. Некоторые критики утверждали, что иносказание не только отягощает повествование, но является, помимо всего прочего, претенциозным, неуместным и натянутым. В 1961 г., проработав год в Холлинзколледже в Виргинии (США), Г. прекращает преподавательскую занятие и на все сто посвящает себя литературе. К этому времени он выпустил ещё три романа Наследники ("The Inheritors", 1955), Воришка Мартин ("Pincher Martin", 1956) и Свободное падение ("Free Fall", 1959), а ещё пьесу Медная бабочка ("The Brass Butterfly", 1958).

Подобно Повелителю мух, роман Наследники кроме того полемизирует с произведением другого писателя на тот самый раз с Очерком истории Герберта Уэллса, преисполненным оптимистической веры в рационализм и прогресс. Г. подмечал, что книжка Уэллса сыграла большую образ в его жизни, потому что его личный папа был рационалистом и Очерк истории считался истиной в последней инстанции. В Наследниках литератор создает жуткую картину гибели неандертальцев от руки Homo sapiens: по Г., первые являются нашими благородными, бесхитростными и невинными предками, а вторые жестокими и кровожадными убийцами.

Третий из романов, объединенных идеей борьбы за выживание, Воришка Мартин повествует о потерпевшем кораблекрушение морском офицере, карабкающемся на утес, тот, что он принимает за остров. Поначалу читатель восхищается героическими усилиями Мартина, его волей к жизни; при всем при том следом, познакомившись с героем поближе, когда становится известно о его жизни, сосредоточенной на самом себе, у читателя возникает омерзение к его цепкости, которую Г. иронически сравнивает с упорством Прометея. В конце концов становится ясно, что на самом деле герой уже мертв и его видимое наличие является как бы добровольным чистилищем, отказом принять Божью милость и заснуть вечным сном.

Роман Свободное падение в различие от первых трех романов Г. не иносказателен, и все-таки тематически соответствует другим произведениям писателя: и тут происходит переход от детской невинности к вине взрослого человека, конфликт между религией и рационализмом, мифом и историей.

Роман Шпиль ("The Spire", 1964), действо которого происходит в английском городе XIV в., является, по мнению некоторых критиков, кульминацией творчества Г. как с точки зрения идейного содержания, так и художественного мастерства. В Шпиле явь и миф переплетаются ещё сильнее, чем в Повелителе мух. Здесь Г. ещё обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла. Главный герой романа, настоятель Джослин, решает украсить собор шпилем, чтобы вознести молитву в камне всякий ценой, невзирая на потерю денег, счастья, жизни или более того самой веры. Попытка Джослина совладать с камнем это и метафора другого рода: Г. уподобляет Джослину себя, писателя, пытающегося совладать со своим литературным материалом.

Английские критики Марк Кинкид-Уикс и Ян Грегор полагают, что Шпиль знаменует собой поворотный миг в жизни Г., потому как дальнейшее творчество писателя развивалось по двум независимым направлениям метафизическому и социальному. Эти критики указывают ещё, что для американских читателей ближе метафизическая привычка Зримой тьмы ("Darkness Visible", 1979), тогда как для англичан предпочтительнее общественный разбор Ритуала на море ("Rites of Passage", 1980), книги, получившей в том же году премию Букерз.

В 1982 г. Г. выпускает сборник эссе, озаглавленный Движущаяся мишень ("A Moving Target"). В больше преждевременный сборник Горячие врата ("The Hot Gates", 1965) включены публицистические и критические статьи и очерки, написанные Г. в 1960...1962 гг. для журнала Спектейтор ("The Spectator").

В 1983 г. Г. была присуждена Нобелевская премия по литературе за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире. Для многих вручение премии Г. явилось неожиданностью: английским кандидатом, привлекшим чуткость читающей публики, был Грэм Грин. В ходе дискуссии о наиболее достойном кандидате единственный из членов Шведской академии, литературовед Артур Лунквист, нарушив традицию, проголосовал супротив избрания Г., заявив, что Г. явление чисто английское и его произведения не представляют существенного интереса.

Романы и рассказы Г. это не только угрюмые нравоучения и темные мифы о зле и предательских разрушительных силах, сказал в свой речи агент Шведской академии Ларс Июлленстен, это ещё и занимательные приключенческие истории, которые могут читаться для удовольствия.

В Нобелевской лекции Г. в шутливой форме подверг сомнению свою репутацию безнадежного пессимиста, сказав, что он универсальный пессимист, но космический оптимист. Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом... Тем не менее я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь... Нам необходимо больше любви, больше человечности, больше заботы.

В год получения Нобелевской премии Г. работал над романом Бумажные люди ("The Paper Men"), тот, что вышел в Англии и Соединенных Штатах в 1984 г. В книге речь идет о психологической и духовной борьбе между пожилым английским писателем Вилфридом Барклеем и амбициозным американским академиком Риком Такером, тот, что мечтает принять авторизованную биографию Барклея. На одном уровне, писал британский критик Блейк Моррисон, это броня таланта от угрозы, нависшей над живым писателем... в виде мертвой руки наукообразия. На другом же уровне Такер может расцениваться либо как христоподобный образ, искупающий грехи Барклея, либо как сатана... искушение которого Барклей должен отвергнуть. Роман Бумажные люди получил в Англии и США самые разноречивые отзывы.

На протяжении творческой жизни Г. оценивался критикой по-разному. Например, америкосский критик Стенли Эдгар Хаймен считает, что Г. является самым интересным современным английским писателем. Его соображение разделяет британский новеллист и критик В.С. Притчет. В то же время Фредерик Карл критикует Г. за его неспособность... вручить интеллектуальное обоснование своим темам, а ещё за дидактический тон без малого во всех книгах. Его эксцентрическим темам недостает равновесия и зрелости, которые свидетельствуют о литературном мастерстве, считает Карл.

Г. был избран в Королевское среда литературы в 1955 г. и посвящен в рыцари в 1966 г. В настоящее время он живет со своей женой в графстве Уилтшир близ Солсбери, у него двое детей: отпрыск Дэвид и дочка Джудит. В молодости беллетрист был заядлым моряком, сейчас же он любит игрывать на фортепьяно, заниматься греческим языком и впитывать текст литературу по археологии.

Так же читайте биографии известных людей:
Уильям Уилки Коллинз William Wilkie Collins

Английский писатель, автор одного из первых и наиболее удачных произведений детективного жанра романа Лунный камень .
читать далее

Уильям Олаф Стэплдон William Olaf Stapledon

В 19101911 заместитель директора манчестерской начальной школы, затем работал экспедитором сначала в Ливерпуле, затем в Порт-Саиде. В 1914 вышел..
читать далее

Уильям Теккерей William Makepeace Tekkerey

Английский писатель, автор знаменитого романа Ярмарка тщеславия. Родился в семье высокопоставленного чиновника Ост-Индской компании. Шести лет был..
читать далее

Уильям Фолкнер William Catberth Faulkhner

... И все же я верю, что человек не просто выстоит, но победит. Человек бессмертен... потому что у него есть душа, потому что он способен к..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий