Известные люди

»

Уильям Хогарт

Уильям Хогарт William Hoggart Карьера: Художник
Рождение: Великобритания, 10.11.1697
Каждая европейская страна пережила свой золотой век классического искусства, отмеченный высочайшими достижениями национальной художественной школы, творчеством самых одаренных мастеров. Для Англии таким веком стал восемнадцатый.

Победившая в конце XVII столетия буржуазная революция дала вероятность этой стране сделаться богатейшей державой мира, где работало целое созвездие талантливых философов, ученых, писателей, театральных деятелей, художников.

Но в первой трети XVIII века, когда большой Хогарт был ещё молод, тот самый ход только начинался. Однако уже тогда в Англии сложились богатые традиции литературы и театра, а славные имена поэтов предшествующего времени Джефри Чосера, Джона Мильтона и в особенности Уильяма Шекспира составляли гордыня нации.

Театр ещё со времен Шекспира занимал особое местоположение в жизни англичан, оставаясь и в XVIII веке чуть ли не самым любимым их увлечением. И не ненароком одна из постановок была увековечена в самой ранней тематической композиции Хогарта. Это был в особенности нашумевший в 1720-е годы красочный и остроумный спектакль Опера нищего Джона Гея, сюжет которой был подсказан Джонатаном Свифтом. В этом откровенном памфлете за масками воров и проходимцев зрители без труда различали черты современных высокопоставленных особ. Рассказывали, чисто всесильный премьер-министр сэр Роберт Уолпол громко аплодировал песенке о взятках, явственно, ему и адресованной, и попросил спеть ее ещё раз, остроумно выходя из неловкого положения. Хогарт откликнулся на спектакль, от которого был в восторге, картиной Опера нищего (1727), где шибко верно воспроизвел одну из сцен третьего акта пьесы - детали, декорации, исполнители, - то, что типично навечно уходит. А, помимо того, эта служба стала своего рода отправной точкой в том неизведанном мире, куда Хогарта влекла его Муза комедии. В воображении мастера потихоньку создавался свой живописный театр с его артистами, декорациями, трагикомическими коллизиями, а главное - злободневными сюжетами. Авторами пьес этого театра были двое: художник и сама бытие.

Уильям Хогарт родился в Лондоне, в семье бедного школьного учителя-неудачника. Жить приходилось без малого в трущобах, в холоде и голоде, единственный за другим умирали братья и сестры маленького Уильяма. А впечатлительная природа мальчика уже впитывала крики Лондона - царившие на его улицах быт и нравы, подмечала противоречия и парадоксы.

В столице Англии была тогда сосредоточена вся общественно-политическая и культурная существование страны. Но в этом месте же соперничали роскошь и нищета, изысканность и вульгарность, каких в галантном XVIII веке не знала ни одна европейская столица. На улицах Лондона, в кофейнях, в домах Хогарт встречал людей разных сословий, профессий, нравов и взглядов, чутко присматривался к ним. Для Хогарта, чье общее образование ограничивалось уроками отца да неоконченной приходской школой, как раз Лондон стал подлинным учителем. И мастер, рисовавший вывески, и гравер, и придворный живописец Джеймс Торнхилл, у которых Хогарт обучался профессиональному умению, в своих художественных интересах были далеки от того, что в особенности влекло их подопечного - повседневность, жизненность, реализм.

За два предыдущих столетия в стране обосновалось море иностранных портретистов, другой раз выдающихся, чаще - заурядных. Аристократия ценила и собирала картины преимущественно старых итальянских и фламандских мастеров, и до XVIII века в Англии не было ни одного значительного отечественного портретиста, а ещё художника, писавшего жанровые полотна или пейзажи.

Хогарт первым вступил на рискованный и тернистый стезя зачинателя новых жанров. А, по существу, стал творцом самобытного, чисто английского искусства. Я обратился к нимало новому жанру - к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы - области, ещё не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена, - вспоминал он позже в Автобиографии.

Первая живописная пьеса Хогарта - серия из шести картин Карьера потаскушки (1731) - показывает дно английского общества. Это грязные улицы в отдалении от фешенебельного центра Лондона, жалкие холодные комнаты дешевых домов, становившиеся зачастую притоном бродяг и воров; каталажка, жуткий образ которой жил в сознании Хогарта с детства, - его папа был арестован за неуплату долгов.

Достоверна и типична не только история падения героини Хогарта - Мери Хэкэбаут, неопытной провинциалки, с легкой руки сводни превратившейся в проститутку. Кажется, что все персонажи написаны с подлинных лиц, их более того отождествляли с известными публике современниками. И это не невзначай - Хогарт хотел, чтобы сюжет и мораль каждой картины и серии в целом были предельно понятны зрителю.

Такой подход к живописи был вовсе новым в изобразительном искусстве, но не в философии, театре, литературе Англии XVIII века. Вера в исправительную, очищающую силу искусства была характерна для английского Просвещения, призывавшего активно вторгаться в бытие, воздействовать на нее.

Хогарт стал первым и самым ярким художником-просветителем Англии. Знаменитый писатель-просветитель Генри Филдинг провозгласил Хогарта одним из самых полезных сатириков своего времени. По Хогарту, основная проблема полезного искусства - не развлечение публики, а обличение порока, суд над жизнью, вершит тот, что сатира. Гравюры, которые со своих картин собственноручно делал Хогарт, раскупались, развозились во все уголки Англии, пересекали Ла-Манш, принесли их автору широкую известность.

Вдохновленный восторженным приемом своей первой серии - сцены из нее воспроизводились на посуде, веерах, а предмет была использована в театральной постановке, - Хогарт начал к созданию новой.

К 1735 году появилась Карьера распутника, состоявшая из восьми картин. Новый живописный спектакль показывал, как вырождаются сыновья того класса, тот, что по сути дела победил в революции конца XVII века и направил движение Англии по прогрессивному пути капиталистического развития.

Молодые люди, подобные главному герою серии Томасу Рейквеллу, нередко забывали о выдвинутом в новой Англии принципе здравого смысла, пускались в сомнительные похождения, разматывая нажитые отцами состояния. В этой серии совершенно определилось основное ориентация искусства Хогарта: сатирически заостренный реализм. В ХХ веке на немного видоизмененный сюжет этой серии была написана опера великого композитора И.Ф.Стравинского Похождения повесы.

В различие от существовавших до Хогарта голландских, фламандских, французских жанровых картинок, британский художник не ограничивается описательным показом одной сцены. У него каждая серия объединена общим сюжетом, единым героем, действо развивается из картины в картину. Как в пьесе, тут есть пролог, кульминация и эпилог, которые позволяют зрителю наблюдать за происходящим, сопереживать действующим лицам, порицать и высмеивать недостойные поступки и нравы.

Между крайними событиями обеих серий - приездом в Лондон Мери и ее похоронами, вступлением в наследство Томаса и его заключением в полоумный обитель Бедлам - Хогарт в деталях изображает бытие Лондона. Впервые в искусстве городок становится не без затей фоном и более того местом действия, а живым организмом, со своей меняющейся физиономией, характером, настроением. Он обретает самостоятельную тему в творчестве художника, о чем говорит исполненная большого чувства серия Четыре времени суток (финал 1730-х).

Позже, в своей знаменитой гравюре Переулок Джина (1751) Хогарт показывает самую уродливую и отвратительную гримасу города - повальное пьянство и его последствия, ставшие тогда подлинным бичом и болью английского общества. В 1740-е годы в Лондоне джин стоил чуть ли не дешевле чая, по этой причине смертность вдвое превысила рождаемость; на сто обитателей города, охватывая детей и стариков, приходилось по питейному заведению.

К середине 1740-х годов Хогарт был уже видным деятелем английской культуры, довольно обеспеченным человеком, но продолжал оставаться поборником справедливости, вскрывал язвы, поразившие не только низы, но и верхи английского общества.

В 1744 году под кистью Хогарта рождаются шесть картин новой серии, самого знаменитого его живописного театра Модный брак, где художник высмеивает и осуждает уже не дешевых проституток и своден, не ничтожных развратников, а высшие круги английского общества.

В те времена беднеющая аристократия Англии стремилась сблизиться с богатыми буржуа, зачастую идя на моднячие браки - деловые союзы без любви. Выдающийся британский литератор, меньший современник Хогарта Оливер Голдсмит в своем знаменитом сатирическом произведении Гражданин мира так описывает подобную типичную ситуацию:...ныне, когда юная пара намеревается вступить в брак, взаимная склонность и общность вкусов будущих супругов является последним и самым незначительным соображением. А вот если совпадают их имущественные интересы, тогда, поддавшись взаимному влечению души, они готовы в всякий миг заключить контракт. Давно заложенные лужайки кавалера без памяти влюбляются в достигшие брачного возраста рощи барышни. Такие союзы приводили, как правило, к печальным последствиям.

Хогарт впервой создает социальную сатиру, опережая своего современника писателя Филдинга и открывая дорога в литературе Уильяму Теккерею и Чарлзу Диккенсу в XIX веке, но в живописи Англии ни при Хогарте, ни позже уже ничего подобного не было.

Серия Модный брак замечательна и живописными достижениями, но только ХХ столетье сумело дать оценку высокие эстетические достоинства работ художника, блестящее мастерство Хогарта-колориста.

В 1750-е годы в творчестве Хогарта дошел черед до святая святых английской политической системы Выборов в парламент. Это последняя живописная серия из четырех картин стала своего рода итогом современных нравственных сюжетов. Совесть и призвание просветителя-борца не позволили Хогарту объехать молчанием то, что было тогда болью всех передовых людей, о чем писали газеты и сатирические памфлеты. В правящих кругах страны царили подкупы, политика низводилась до уровня мелкой распродажи, и кампания по выборам в парламент, которым так гордилась Англия, была только банальной дракой за выгодные места. И хотя Хогарт был добропорядочным гражданином, сыном своего класса и не собирался ниспровергать существующую в Англии систему, он видел и переживал зло, мешавшее процветанию его родины. Он ополчился на него со всей силой своего сатирического реализма, предвосхищая предстоящее искусство великих сатириков испанца Гойи и француза Домье.

Конечно, Хогарту было нелегко существовать с таким мироощущением, воплощая его в сугубо своеобразном искусстве. Он был знаменит, но вдалеке не многими признан и любим, а главное, у него не было учеников и близких последователей. Художники тех лет и позже, в пору расцвета национальной школы живописи предпочитали рисовать утонченный быт аристократов, занятия буржуа и фермеров. Портреты великосветских дам, кавалеров и подражавших им нуворишей оставались любимым жанром в английском обществе.

Отдал ему дань и Хогарт. Собственно говоря, он начал свою карьеру живописца с небольших заказных портретов, появившихся ещё в конце 1720-х годов. Но уже в первых своих полотнах, к примеру, Бракосочетании С.Бэкингема и М.Кокс (1729) Хогарт твердо порывает с господствовавшей традицией парадных портретов. Он пишет свои модели чаще в кругу семьи, в интимной обстановке - в интерьере или на лоне природы, где персонажи объединены общим действием, разговором, событием, что придает произведению жанровый нрав. Такие разговорные картинки стали специфическим английским явлением. Традиции созданного им жанра группового портрета ощущаются и в оригинальном позднем портрете великого английского трагического актера Дэвид Гаррик с женой (1757).

Среди друзей и почитателей Хогарта актеров было в особенности полно, ибо он страстно любил театр. В портретной галерее художника увековечены прославленные мастера английской сцены Д.Гаррик в роли Ричарда III, Лавиния Фентон и другие.

В конце жизни, достигший вершин профессионального мастерства, умный, старинный и одинокий художник обращается к образам людей из народа: Портреты слуг (1760-е), Девушка с креветками (1763). Главное достоинство этих, будто незаконченных, работ в их удивительной жизненности, характерности. Каждый из изображенных самоценен как персона. И тот самый подход к человеку, и сам отбор моделей были принципиально новы. По новаторски смелым было живописное вывод Девушки с креветками, намного опережавшее беглой эскизной импрессионистической манерой исполнения, светлыми красками все, что делалось ненавистными Хогарту черными мастерами его времени, которые подражали старинным полотнам. Эта служба стала подлинным шедевром художника.

Ломавшим традиционные устои было все творчество мастера, охватывая его начальный в Англии теоретический работа по эстетике Анализ красоты (1752). В последние годы жизни Хогарт все больше чувствовал себя одиноким посреди современных молодых художников, в особенности ему досаждал становившийся необычайно модным Джошуа Рейнолдс, предстоящий президент Королевской академии художеств.

Эпитафию Хогарту написал Гаррик:...Если гений воспламеняет твою душу, остановись, прохожий, если натура трогает тебя, урони слезу; если же ничего не беспокоит тебя, уходи, потому как аристократичный прах Хогарта покоится здесь. Он создал своего рода энциклопедию английской жизни своей эпохи, заложил особенности национального живописного языка и вошел в историю мирового искусства как папа английской живописи, проторив дорогу мастерам Англии второй половины XVIII столетия.

В 1721 году Хогарт сделал гравюры Пузыри южных морей и Лоте-рея - вещи сенсационные. Как раз намедни разорилась и разорила огромное численность вкладчиков Компания южных морей, посреди учредителей которой были коронованные особы. Что касается лотерей, то они вошли в это время в моду, и Хогарт был первым, кто заподозрил в них изрядную долю мошенничества.

Вскоре Хогарт пишет Маскарады и оперы (1724), Допрос Бембриджа (1729), Сара Малкольм (1732). Допрос Бембриджа стал ещё одним событием дня. Специальная парламентская комиссия рассматривала занятие о чудовищных злоупотреблениях и жестокости директора тюрьмы для несостоятельных должников, и об этом шумел весь Лондон. А Сара Малкольм была соучастницей зверского преступления и привлекла к себе такое участливость, что ее скелет был выставлен позже на всеобщее обозрение.

Нравом Хогарт обладал неуживчивым, и в первый раз доставил себе известность (но не славу) пародиями на придворного живописца Уильяма Кента, чьи работы и в самом деле не возвышались над посредственностью и тот, что, что было в особенности ненавистно Хогарту, истому англичанину, был выучеником итальянцев. Потом он поссорился с приподнято им ценимым, хотя также ни капли не первоклассным художником Джеймсом Торнхиллом и с самим Гарриком. Конфликт с Торнхиллом имел, истина, основание больше глубокое. Хогарт помаленьку обвенчался с его молоденькой дочерью. (Позже разгневанный папа простил их). С Гарриком же Хогарт был какое-то время не в ладах по причине нимало мелкой. Знаменитый артист сделал Хогарту какое-то небольшое замечание по поводу своего портрета. Выслушав друга, Хогарт бросился к мольберту и замазал его лик человеческий черной краской. Гаррик, хотя вообще-то, отнесся к этому всего только как к глупой выходке. Он ни при каких обстоятельствах не переставал боготворить Хогарта.

Так же читайте биографии известных людей:
Уильям Сэдлер William Sadler

Уильям Сэдлер заявил о себе в кино двумя очень сильными исполнениями ролей в фильмах Крепкий орешек-2 и Посягательство (Trespass), а из недавних..
читать далее

Уильям Конгрив William Congreve

В феврале 1697 была поставлена его самая популярная пьеса Невеста в трауре (The Mourning Bride ), угодившая тогдашней моде на риторическую трагедию.
читать далее

Уильям Моэм William Maugham

Плодовитый писатель, Сомерсет Моэм создал 25 пьес, 21 роман и более 100 рассказов, однако ни в одном литературном жанре он не был новатором. Его..
читать далее

Уильям Сароян William Saroyan

Но мировосприятие и мироощущения автора - суть и дух армянина. Он родился и оставался армянином всю свою жизнь. Хоть пишу я по-английски, и вопреки..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий