Известные люди

»

Фаусто Покар

Фаусто Покар Fausto Pokar Карьера: Юрист
Рождение: Италия
Фаусто Покар родился в 1939 году в Милане. Получил образование в Миланской юридической школе. Преподавал в Миланском университете. В 19951996 годах посещал Чечню в качестве спецпредставителя Верховного комиссара ООН по правам человека. С 2000 года судья Международного трибунала для бывшей Югославии, а с 2005 года председатель этого органа. Автор ряда работ по проблемам международного права, в частности прав человека и гуманитарного права.

Признаюсь, для меня визит в залы заседаний трибунала стал потрясением. Дело в том, что на скамьях подсудимых сидели люди, которых я неплохо знаю, но встречался с ними, работая корреспондентом в бывшей Югославии, нимало при других обстоятельствах. В высоких кабинетах, на приемах или на войне, когда они были президентами, как Милан Милутинович, замами премьер-министров, как Никола Шаинович, командующими фронтами, как Небойша Павкович, или влиятельными политиками, как вождь сербских радикалов Воислав Шешель. Их нынешняя судьбина грозное предупреждение тем, кто, находясь у власти, считает, что держит Бога за бороду и обладает пожизненной индульгенцией за все свои грехи. Об этом беседа председателя Международного трибунала для бывшей Югославии Фаусто Покара.

Как оперирует Трибунал? Из каких органов он состоит, сколь в нем судей? Какова численность обслуживающего аппарата?

МТБЮ это достаточно здоровый институт. Он состоит из трех основных структур. Прежде всего это судьи. Постоянные судьи входят в состав Судебной палаты, которая является самым существенным элементом работы Трибунала. У нас в текущее время 16 постоянных судей, и в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН ещё 16 судей на основе ad litem для целей судопроизводства приглашаются для рассмотрения конкретных дел на срок до трех лет.

Это основная архитектура. Далее, так как Трибунал представляет собой криминальный суд, то у нас имеется прокуратура во главе с главным прокурором, проблема которой расследовать преступления и вносить обвинения в суд, в судебную палату. Наконец, у нас есть административные структуры, которые обеспечивают работу Трибунала и которые работают под контролем председателя Трибунала и выполняют строй технических функций, но отвечают ещё за связи Трибунала с другими организациями и физическими лицами. Вэтого штат всех структур Трибунала судебной палаты, прокуратуры, секретариата, а ещё сотрудников безопасности составляет грубо 1100 джентльмен. Надо принять во чуткость, что Трибунал имеет достаточно большущий штат сотрудников безопасности, которые работают как в основном здании, так и в центре содержания заключенных.

МТБЮ изредка сравнивают с Нюрнбергским трибуналом, тот, что судил фашистских главарей вслед за тем Второй важный войны. В чем сходство и в чем различие этих двух институтов?

Нюрнбергский трибунал был создан державами-победительницами позже окончания Второй важный войны для того, чтобы судить германских официальных лиц, ответственных за ломание правил международных принципов. Это был обычный образец того, что называется "право победителей" в отношении побежденных. Нюрнбергский ход, бесспорно, был шибко важным актом, он помог развить современные концепции индивидуальной уголовной ответственности за международные преступления. Однако в процессуальном отношении он не отвечал некоторым стандартам должного проведения процесса и стандартам справедливости, которые мы в эти дни рассматриваем как крайне существенные для такого суда. Для того времени такие гарантии были, вероятно, не до того высокие, как в текущий момент. Сегодня, очевидно, был бы невозможен судебный ход только на тех нормах, какие применялись в Нюрнберге. МТБЮ это, пожалуй, начальный образец суда, тот, что обеспечивает все процессуальные гарантии и гарантии по существу дела. Это не демонстрация права победителей. Все стороны в регионе бывшей Югославии, участвовавшие в различных конфликтах в 1990-е и до 2000 года, стали объектами расследования и судебного преследования независимо от того, победители они в этих конфликтах или нет. И я думаю, что Трибунал по бывшей Югославии это образец того, как должно вкалывать международное право, если оно не связано с теми, кто выигрывает в результате войны.

Хотел бы привосокупить к этому следующее. Если схватить недавний образец применения права победителей в Ираке, то многие неправительственные организации и юристы грубо критиковали тот самый эпизод за то, что там не на все сто соблюдались принципы этой новой системы, и закон вернули обратно к тем временам, когда не гарантировались определенные права обвиняемых.

Каковы главные, принципиальные достижения в работе МТБЮ? Какие важные факты, касающиеся событий и преступлений на территории бывшей Югославии, удалось определить?

Попытаюсь ответствовать на тот самый вопросительный мотив, остановившись на двух аспектах. Во-первых, Трибунал сыграл важнейшую образ в установлении фактов, которые имели местоположение в регионе бывшей Югославии во время войны и которые имеют касательство к индивидуальной ответственности определенных лиц. Некоторые факты, касающиеся событий в регионе, были целиком выявлены Трибуналом, и никто не может представить сколько-нибудь убедительных доводов, чтобы опровергнуть их. Например, геноцид в Сребренице это бесспорный факт, установленный Трибуналом. То же не возбраняется вымолвить о таких событиях, как бомбардировки Сараево, бомбардировки Вуковара, о лагерях в Центральной Боснии, где были заключены сербы из числа местного населения и где с ними худо обращались. Важно вымолвить, что Трибуналом были установлены многие лица, вовлеченные в эти преступления и принадлежащие к различным этническим группам, к различным государствам, которые раньше входили в состав Югославии.

Во-вторых, Трибунал вписал величавый вклад в упрочение международного гуманитарного права. Впервые в истории международный суд применяет международное уголовное право, в частности Женевскую конвенцию 1949 года, в делах, касающихся уголовных преступлений. Такого раньше ни при каких обстоятельствах не было. Применение положений Женевской конвенции сквозь установление индивидуальной ответственности за уголовные преступления это достижение Трибунала, которое определенно войдет в историю. Этот принцип дает вероятность углядеть, как работают положения международного гуманитарного права и Женевские конвенции 1949 года с точки зрения не поведения государств, а с точки зрения индивидуальной уголовной ответственности за нарушения этих конвенций. Можно привести полно примеров идеально новых доктрин, которые были разработаны в ходе процесса. Среди них доктрина уголовной ответственности руководителей, так называемая командная ответственность. Это концепция совместной преступной деятельности, мысль наказания лиц, которые лично не делают преступления, но подталкивают к этому других людей. И, конечно, Трибунал уточнил юридические аспекты ряда преступлений, таких, как пытки, изнасилования, сексуальные преступления. Трибунал определил понятия о них как о военных преступлениях. То же позволительно произнести о таком преступлении, как преследование. Многие аспекты этого вида преступлений присутствовали и раньше в обычном международном праве, но ни в жизнь не применялись в уголовных делах.

Во сколь стоиь международному сообществу функционирование МТБЮ?

Затраты на Трибунал достаточно большие. Если забрать завершающий бюджет, то расходы на год составляют приблизительно 140 миллионов долларов. Это может показаться крайне дорогой платой. Однако следует освежить память, что Трибуналу приходится оплачивать расходы, с которыми не сталкиваются обычные внутренние суды. Например, рядовой суд располагает, как правило, отдельной сметой на содержание обвиняемых и осужденных. У нас все эти расходы включаются в корпоративный бюджет. У нас действует программа защиты свидетелей и помощи им, внутренние суды занимаются этим иным образом. Внутренние суды не имеют дела с военными преступлениями. В нашем случае обеспечение защиты свидетелей является больше важным делом. У нас есть программа расселения свидетелей в зарубежных странах. И это связано с расходами, которых заурядно не требуется для внутренних судов, неужто что в исключительных случаях.

Очень дорого влетает обеспечение перевода. Все наши документы требуют обязательного перевода. Мы должны являть верность в отношении обвиняемых. Обвиняемые говорят на языке, тот, что не знают судьи, а временами не знают и адвокаты, оттого что они прибыли сюда из разных стран. Мы проводим заседания на английском и французском языках, чаще всего на английском. Необходимо перевести документы, способные повлиять на занятие обвиняемого, на язык, тот, что он (обвиняемый) понимает, для того, чтобы он мог координировать занятие защиты. Все это требует огромных расходов и может обозначать задержки в процессе. Наконец, мы должны оплачивать расходы на службу безопасности, и эти расходы намного выше, чем в обычных судах.

Кем утверждается бюджет?

Бюджет утверждается Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Когда я шел к вам по коридорам суда, то видел на дверях таблички с именами судей из Австралии, Ямайки, Мальты, Гайаны, Турции, Сенегала, Пакистана и других стран, но никого из России, Украины, Казахстана и других бывших республик СССР. Почему обширное постсоветское пространство не представлено в этом органе?

Судьи избираются в МТБЮ Генеральной Ассамблеей ООН на основе списка, представляемого Советом Безопасности. Совет Безопасности формирует тот самый список на основе номинаций от отдельных государств. Насколько я знаю, Россия, к примеру, ни при каких обстоятельствах не выставляла своих кандидатур в МТБЮ. Из стран постсоветского пространства у нас работают некоторые судьи на основе ad litem, то есть как временные судьи, украинский арбитр Василенко в частности. Со следующей недели у нас начинает действовать арбитр из Латвии. Временные судьи приглашаются по предложению председателя МТБЮ, тот, что отбирает их из списка, а затем они назначаются Генеральным секретарем ООН. Несколько дней вспять я лично пригласил судью из Латвии поработать в МТБЮ.

Со стороны Сербии и России другой раз звучит критика МТБЮ за имеющуюся с их точки зрения необъективность и больше строгие приговоры в отношении сербов, чем в отношении хорватов и боснийских мусульман. Примерно три четверти всех обвиняемых сербы и черногорцы; помимо того, сербские подсудимые больше высокого ранга, чем другие. Что вы скажете на эти замечания?

Как председатель Трибунала и как арбитр, раньше всего скажу, что инициатива привлечения того или иного обвиняемого к суду исходит от прокурора. Прокуратура МТБЮ является тем органом, тот, что проводит расследования и делает вывод о том, что по итогам этих расследований тому или иному лицу должны быть предъявлены обвинения в суде. Судьи имеют полномочия удостоверить обвинения, но не могут вмешиваться в тот отбор, тот, что делается прокурором. Так что ваш вопросительный мотив лучше адресовать прокурору. Что касается судей, то они получают направляемые им дела, и я могу жестко проговорить, что каждое занятие рассматривается как пить дать беспристрастно. Насколько я знаю, Апелляционная палата корректировала некоторые возможные ошибки и вечно старалась являть правильность по отношению ко всем обвиняемым независимо от того, из какой они страны.

Что вы могли бы изречь об условиях содержания заключенных в тюрьме МТБЮ?

Позвольте заявить, что словечко "тюрьма" не крайне подходит к нашему центру содержания обвиняемых. Тюрьма это местоположение, где осужденные отбывают близкое возмездие. У нас обвиняемые содержатся в центре во время процесса, а когда он заканчивается, они покидают его и отбывают возмездие в других странах, с которыми МТБЮ имеет специальные двусторонние соглашения. Условия содержания в центре, надо думать, лучше, чем во многих странах, потому что что на сто процентов соответствуют требованиям ООН.

На сколь же "звезд" тянет тот самый середина?

Вы сами можете это дать оценку. Я не могу одаривать звезды, но у нас были бессчетные делегации из неправительственных организаций, представители Красного Креста, и в своих докладах они подчеркивали высокое свойство условий содержания обвиняемых. Конечно, иной раз нас критикуют, и мы должны поправлять, если что-то было неправильно. Мы вечно стараемся подобать требованиям международного сообщества.

Как бы вы могли прокомментировать историю с голодовкой Воислава Шешеля?

Я могу только удостоверить позицию, которую изложил в докладе Совету Безопасности ООН. Эта трудная обстановка, когда Шешель объявил голодовку, была разрешена Трибуналом в соответствии с духом правил. Когда Шешель обратился в Апелляционную палату, где я председательствовал, палата предприняла действия, чтобы голодовка была прекращена, занятие было урегулировано. (Воислав Шешель объявил голодовку в знак протеста супротив отказа трибунала дать ему право без каких-либо ограничений видеться с женой и самому ограждать себя на процессе. Голодовку Шешель прекратил после этого того, как ему сообщили, что некоторые его требования будут удовлетворены и он сможет сам представлять себя на заседаниях трибунала. С. Г.)

А кончина Милошевича вы не думаете, что МТБЮ следовало освободить его на врачевание в Россию под гарантии Москвы? Может быть, это помогло бы продлить ему бытие?

Послушайте, вслед за тем до того драматических событий, как кончина Милошевича два года обратно, не возбраняется только сожалеть об этом и о том, что все не случилось по-другому. Я считаю, что было бы лучше, если бы ход над Милошевичем был завершен. К сожалению, этого не произошло. Милошевич умер от естественных причин, и два независимых расследования подтвердили это. Мы приняли заключение отклонить просьбу о его временном освобождении из-под юрисдикции МТБЮ для прохождения курса лечения в Москве. Милошевич не обращался с апелляцией по поводу этого решения. И ещё одно. Милошевич ни в жизнь не пытался представить, что медицинское обследование, в котором он нуждался, не могло быть проведено в Голландии, а только в России. Для человека, содержащегося под стражей в Гааге, значимо было представить аргументы, отчего голландская организация здравоохранения не в состоянии удовлетворительно заниматься его лечением.

Личный вопрос: служба в до того специфическом органе, как МТБЮ, надо думать требует от судьи каких-то особых качеств. Что самое трудное в этой работе для вас? Насколько она удовлетворяет вас?

Никто не может быть всецело удовлетворенным. Конечно, служба судьи в таком Трибунале связана с особыми требованиями. Прежде всего, эта служба требует знания международного права, других областей права, уголовного права, процессуального уголовного права. Она требует ещё открытого отношения к различным правовым системам, оттого что приходится вкалывать с судьями из разных стран мира, и порой бывает не несложно выискать общие стандарты для работы. Нелегко совместить различные подходы к уголовному праву, к процессуальным нормам. Все это требует открытости, требует находить решение дела, которые подчас имеют, как кажется, политический подтекст, но надобно подступать к ним с позиций беспристрастности и справедливости. Я постоянно стараюсь это совершать. Независимо от обвинений супротив того или иного лица принцип справедливости является абсолютным приоритетом.

Последний вопросительный мотив. Россия выступает с настойчивыми предложениями определить временной граница функционирования МТБЮ. Как вы относитесь к этому?

Я выложил Совету Безопасности близкое взгляд о том, что предварительная оценка, сделанная Трибуналом в 2001 году, о возможности завершить ход в 2008 году, а рассмотрение апелляций в 2010-м, имеет граница погрешности. Более видимо и больше реалистично довести до конца рассмотрение основных дел, хотя и не всех, в 2009 году, а слушание апелляций ещё сквозь два года. Поскольку предварительная оценка делалась в 2001 году, то рубеж погрешности в единственный год на десятилетний отрезок времени это шибко незначительная погрешность с научной точки зрения, в особенности если учитывать, что в 2001 году расследования преступлений ещё только велись. Никто ещё верно не знал, скольким людям будут предъявлены обвинения. Я думаю, что наши нынешние прикидки больше реалистичны, и мы сможем завершить работу Трибунала к 2011 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Федериго II Federigo II

Третий сын Педро III, короля Арагона (1276-1285) и Сицилии (под именем Педро I 1282-1285) и Констанции Сицилийской.
читать далее

Федериго III Federigo III

Король Сицилийского королевства (официально король Тринакрии) в 1355 1377 годах из Барселонской (на Сицилии Арагонской) династии.
читать далее

Федерика Пеллегрини Federika Pellegrin

Федерика Пеллегрини - итальянская спортсменка, пловчиха. Родилась 5 августа 1988 года.Федерика Пеллегрини является четырехкратной Чемпионкой Мира,..
читать далее

Федерико Лорка Federico Garcia Lorka

Федерико Лорка - известный испанский поэт, драматург, музыкант и художник. Родился 5 июня 1898 года.Федерико Лорка является одним из самых..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий