Известные люди

»

Федор Полынин

Федор Полынин Fjodor Poliunin Карьера: Герой
Рождение: Россия, 20.10.1906
Герой Советского Союза (14.11.38). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, двумя орденами Кутузова 1-й степени, орденом Кутузова 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

Родился в семье крестьянина. Русский. Детство провел в деревне Самарке Алтайского края, куда переехал перед I-й Мировой войной совместно с родителями, тремя братьями и двумя сестрами. Окончил три класса сельской школы. В 1921 г. вернулся в Сухой Отрог. В 1924 г. уехал в Самару. Работал дворником и вместе с тем учился школе для взрослых. С осени 1924 г. работал на табачной фабрике Экспресс, далее чернорабочим на фабрике Пищевик. Член ВКП(б) с 1927 г. Был членом бюро комсомола фабрики.

В РККА с 1928 г. Службу начал в 101-м стрелковом полку Самаро-Ульяновской стрелковой дивизии. Три месяца учился в полковой школе командиров взводов, следом был направлен в Вольскую объединенную школу летчиков и техников.

В 1929 г. он окончил теоретический вектор движения и был переведен в 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге, которую окончил в 1931 г.

С мая 1931 г. служил лётчиком-инструктором в Военной Воздушной академии им. Жуковского.

В ноябре 1933 г. возглавил группу советских авиаспециалистов, направленных в Китай.

Вспоминает генерал-полковник авиации Полынин: Не смотря на наличие центрального правительства в Нанкине, в стране хозяйничали милитаристы, не прекращавшие междоусобных войн. От этого страдал в свое время всего рабочий народонаселение.

В 1933 г. на северо-западе Китая в приграничной глубинка Синьцзян к власти пришло руководство, придерживающееся достаточно прогрессивных для того времени взглядов. Дубань (правитель) Синьцзяна Шэи Шицай, формально признавая нанкинское руководство на деле пользовался неограниченной властью, ввел свои порядки, создал местную денежную систему и т. д. Правда, в этом он не был оригинален, так поступали многие китайские губернаторы-феодалы. Вместе с тем дубань выражал дружеское касательство к СССР. Советский Союз, заинтересованный в длительном и прочном мире на своих границах, видя свой интернациональный задолженность в поддержке борьбы китайского народа супротив иностранных поработителей, счел возможным заключить с Синьцзяном строй соглашений, в том числе торговое.

По просьбе провинциального правительства в Синьцзян была направлена группа советских инструкторов-летчиков, в которую включили и меня

На Восток выехали ноябрьским вечером 1933 г Поезд шел чуток ли не неделю. За это время успели ближе познакомиться дружбан с другом. Мы старались ничем не привлекать участливость к себе. Одеты были во все гражданское. Лишь глубокой ночью, когда все спали, позволяли себе перекинуться несколькими словами о предстоящих делах. Вопрос, что нас ожидает, волновал каждого. Естественно, как специалисты мы чувствовали себя твердо. Но нас беспокоили предстоящая саммит с новыми для нас нравами и в особенности незнание китайского языка, а оттого что без этого обучить летному делу отчаянно трудно

Сошли на маленькой станции Аягуз, затерявшейся в бескрайней степи. Там нас уже ждали. На ночевку разместились в деревянном бараке. Мне, как старшему группы, вручили пакетик. По спешно разорвав конвертик, прочел лаконичное распоряжение:

Собрать самолеты Р-5 и быть готовыми к перелету

На следующий день с трудом откопали занесенные снегом деревянные ящики, в которых находились части разобранных самолетов... Трудились с утра до позднего вечера на 30-градусном морозе. Даже снимать перчатки было рискованным, пальцы практически прикипали к металлу. Наконец, машины собрали и поставили на лыжи. Что бы не сорвало ветром, закрепили тросами. Заправили баки.

Когда мало прояснилось и ветер стих, мы поочередно облетали самолеты. Самый правильный осмотр не обнаружил изъянов в работе. Да и не мудрено: техники были опытные, работали в Научно-исследовательском институте Военно-Воздушных Сил и знали самолеты до винтика

Некоторое время через наша группа перелетела на мелкий полевой аэропорт вблизи границы. Здесь пришлось запоздать... За это время успели исследовать по китайским картам рельеф местности, над которой предстояло лететь, запомнить названия речек, горных вершин, населенных пунктов

В Синьцзяне уже начала формироваться авиационная учебное заведение, но пришлось на время приостановить все: запылала междоусобная битва. Генерал Ма Чжуин, подстрекаемый японскими милитаристами, поднял вооруженный мятеж супротив провинциального правительства. Его войска окружили столицу Синьцзяна г. Урумчи и штурмуют крепостные стены. Губернатор глубинке Шэн Шицай просит о помощи.

Зимой 1933 г. совершил немного боевых вылетов на Р-5 на штурмовку мятежников, осадивших Урумчи.

Генерал-полковник авиации Полынин вспоминает: Подлетая к городу, мы увидели у крепостной стены, которой он опоясан, море людей. Это мятежники штурмовали крепость. Тускло мельтешили частые вспышки выстрелов. Позади штурмующей пехоты гарцевали конники...

Снижаемся до двухсот пятидесяти метров и начинаем поочередно кидать в гущу мятежных войск двадцати пяти килограммовые осколочные бомбы. Внизу взметнулось немного взрывов. На выходе из атаки штурманы открывают жар из пулеметов. Видим, ватага мятежников отхлынула от стены и бросилась нестись. Обогнав ее, помчалась в горы конница. На подступах к крепости осталось несть числа трупов. Они ладно различались на снегу. Мы снизились, едва ли не до земли и выпустили остаток боезапаса по бегущим мятежникам, обезумевшим от нашего внезапного воздушного налета.

В 1933-34 гг. был старшим советником по авиации при начальнике школы по подготовке авиаспециалистов в периферии Синьцзян в Китае.

Вспоминает генерал-полковник авиации Полынин: После подавления мятежа советские летчики-инструкторы занялись своими непосредственными обязанностями подготовкой китайских летчиков. Для организации авиационной школы в Синьцзяне Советский Союз передал Китаю немного самолетов Р-5 и По-2 со всем оборудованием. Была направлена и большая группа опытных инструкторов... И все-таки создание школы продвигалось достаточно неспешно. Основные трудности возни кали при наборе курсантов. Очень немногие китайские военнослужащие владели грамотой. А потому как постигать сложную авиационную технику непросто

Многие курсанты самолета вообще ни в жизнь не видели. Изучая элементарные основы аэродинамики, они никак не могли осознать, как это пропеллер может сам ввинчиваться в воздух и тащить за собой такую тяжелую машину. К тому же никто из нас не говорил по-китайски, а слушатели совсем не понимали русскую речь. Вот тогда-то нам крайне пригодились приобретенные в академии навыки практического показа

Прокатившись на быстрокрылой машине, курсанты собирались в круг и начинали что-то громко обсуждать, энергично размахивая руками.

Мы поражались прилежности своих учеников. Они часами сидели на земле не шелохнувшись и слушали лекцию, забывая об обеде и отдыхе

Каждый полет в горах Синьцзяна был связан с риском. Погода изменчива, горы безлюдные, растительности никакой. Окажись единственный на единственный с этим суровым краем негусто надежды вы существовать. Вылетая на задания, мы хватали с собой припас продуктов, спичечки, ножик, перевязочные материалы и другие необходимые в таком случае вещи. Особенно донимали ветры ураганной силы. Они бросали авиалайнер как пушинку, на земле поднимали тучи пыли, более того крупную гальку.

В 1935 г. окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при ВВА им. Жуковского. После окончания курсов был назначен командиром отряда ТБ-3 23-й тяжелобомбардировочной эскадрильи Военной Воздушной академии им. Жуковского.

В ноябре 1937 г. в Китай была направлена группа бомбардировщиков СБ под командованием капитана Полынина. В ее состав входили 31 пилот и 31 штурман, а ещё соответствующее численность инженерно-технического персонала (всего примерно 150 человек).

Вспоминает генерал-полковник авиации Полынин: До столицы Казахстана мы ехали поездом. Сюда же в огромных контейнерах привезли в разобранном виде самолеты-бомбардировщики. Заводская бригада специалистов относительно резво смонтировала их, поставила на колеса. Им помогали пограничники. Десять дней ушло на облет самолетов.

Пока налаживали технику, с разных концов страны стекались экипажи

Примерно в то же время в Китай готовились вылететь ещё дна отряда бомбардировщиков. Летчики-добровольцы из разных частей прибывали в Иркутск. За ними следом по железной дороге доставляли самолеты. Возглавлял группу начальник бригады Г. Тхоровой коллектив, недавно вернувшийся из Испании. Их путь проходил посредством Монголию, Сучжоу, Ланьчжоу в Ханькоу.

И тут подобрались опытные авиаторы, в основном командиры звеньев.

С декабря 1937 по апрель 1938 гг. участвовал в национально-освободительной войне в Китае под псевдонимом генерал Фынь По. Командовал бомбардировочной авиагруппой. Награжден орденом Красного Знамени.

Генерал-полковник авиации Полынин вспоминает: Наша группа бомбардировщиков СБ сразу же включилась в боевые действия. Мы бомбили аэродромы, транспортные коммуникации, места сосредоточения войск и боевой техники, боевые корабли и другие объекты. Первые налеты нашей авиации явились для японцев полной неожиданностью. Они до такой степени были уверены в своем господстве в воздухе, что более того не по заботились о системе противовоздушной обороны.

Советские летчики-добровольцы наносили чувствительный урон японским войскам. На некоторых участках фронта вслед за тем налета бомбардировщиков японское руководство было вынуждено приостановить атакование и привести в строй свои раз громленные тылы. Немалые потери несла и японская авиация.

До прибытия советских летчиков-добровольцев японцы свою авиацию, не только истребительную, но и бомбардировочную, располагали главным образом на прифронтовых аэродромах, что бы иметь в распоряжении вероятность наносить бомбовые удары по глубоким тылам китайцев. Потери, понесенные после этого налетов наших бомбардировщиков, были в такой степени велики, что японское руководство спешно было вынуждено перебазировать самолеты с прифронтовых аэродромов в основательный тыл, за сотни километров от авангардный.

На боевые задания мы ходили без прикрытия. Истребители отражали воздушные налеты на китайские города. Кроме того, наши СБ, в скорости превосходившие японские истребители, не опасались столкновений с ними. Мощное вооружение позволяло дам самим с успехом отражать нападение. А в случае необходимости мы за счет скорости могли отстать от противника. Это порождало уверенность в благополучном исходе каждого полета.

В январе 1938 г. майор Полынин возглавлял налет двадцати шести СБ на аэровокзал в Нанкине. В ходе налета были уничтожены взлетная полоска, запасы горючего и боеприпасов, аэродромные сооружения. Сгорело сорок восемь японских самолетов. Один СБ был сбит, экипаж погиб. Самолет Полынина ещё был подбит, и ему пришлось, передав руководство заместителю, вылезти из строя и сделать вынужденную посадку.

Генерал-майор авиации Прокофьев вспоминает: Успех зависел от скрытности и внезапности нашего удара. Ф.П. Полынин объявил совершенный боевой расчет - строя группы, ведущих, заместителей в воздухе, дал четкие указания о порядке подготовки самолетов, взлета, сбора и действий над целью. Маршрут до цели составлял больше 450 км Мы взлетели на рассвете В середине маршрута нас встретила сплошная облачность. Внизу - разливы рисовых полей Под нами изгиб Янцзы, немного кораблей на ней. В дымке показался немалый городок. На северо-западной окраине стояли, как на параде, готовые к взлету двухмоторные бомбардировщики в три линии, истребители в две линии. Их было больше сотни! Заходим на мишень. Ведущий проходит по центру между стоящими на земле самолетами, обеспечивая отбор цели, идущим с правой стороны и слева отрядам Из открытых люков полетел град бомб. Впереди и слева по курсу, со всех сторон стали видны разрывы зенитных снарядов. Стреляли зенитки всех калибров со всех кораблей, в том числе и невоюющих стран: английских, французских, итальянских, американских.

И как гром среди ясного неба я увидел, как на самолете ведущего грубо запарил правый двигатель. Вероятно пробит радиатор и вытекает влага, значит резво заклинит мотор Ведущий заметил опасность начал покачивать авиалайнер с крыла на крыло и грубо ушел вниз под мой авиалайнер. Это означало, что мне следует принять команду.

Вспоминает Полынин: Дотянуть авиалайнер до Ханькоу мне тогда не удалось. Мотор от перегрузки начал сдавать, высота падала. Ничего не оставалось, как усаживаться на вынужденную. Вижу - спереди дамба, а рядом болотистый луг. Самолет коснулся травяного покрова и безотлагательно же сгинул коле сами, вздыбив жижу. Никто из экипажа не пострадал. Где мы? - возник первостепеннный вопросительный мотив. На территории, занятой японцами, или у своих? Вылезли из кабин и, утопая по колено в грязи, обошли машину куда ни глянь. Она оказалась цела, только завязла в болоте по что ни на есть фюзеляж Кругом ни души. Вдружбан видим: над камышами мелькнула чья-то башка и тут же исчезла... Жестом приглашаем незнакомца приблизиться к нам Следом, как по команде, высыпало ещё джентльмен триста. Враждебных намерений китайцы не выказывали, оттого что видели на самолете опознавательные знаки своей родины Посоветовавшись с членами экипажа, решили попросить китайцев подсобить выудить авиалайнер из трясины и перекатить его к реке. А там, может быть, удастся разыскать баржу и переправить машину водой в Ханькоу

Соорудили что-то наподобие настила, приподняли авиалайнер, поставили на колеса. Потом зацепили веревками за стойку шасси.

- А сейчас давай!

- Давай, давай! - засмеялись китайцы и хвостом вперед потянули машину к берегу. Их было непочатый край, они облепили авиалайнер, вроде бы муравьи, и двенадцатитонная громадина с трудом начала поддаваться. С помощью подоспевших из деревни обитателей авиалайнер перекатили к берегу Янцзы, сделали сходни и осмотрительно спустили его на зыбкую палубу старенькой баржи

Встретили нас на аэродроме с громадный радостью. Ведь трое суток никто ничего не знал о нашей судьбе. Решили, что погибли.

23.02.38 г. возглавлял налет двадцати восьми СБ на японскую авиабазу на острове Тайвань. В результате проведения этой, одной из самых блестящих воздушных операций национально-освободительной войны в Китае, без потерь с нашей стороны было уничтожено возле сорока японских самолетов (не считая тех, что находились в контейнерах), ангары и трехгодичный припас горючего.

Вспоминает генерал-полковник авиации Полынин: Ко второй половине февраля 1938 года самолетный парк Японии оказался до такой степени истощен, что правительству пришлось неотложно заключать контракты с фирмами Германии и Италии на приобретение новых самолетов. Иностранные суда с боевой техникой не могли разгружаться в шанхайском порту. Японцы не без оснований опасались налета советских бомбардировщиков. Поэтому разгрузка производилась на японских островах, в частности на главной базе ВВС Японии - острове Формоза (Тайвань).

По агентурным данным, китайскому командованию стало известно, что на Формозу прибыл очередной караван с авиационной техникой. Самолеты в разобранном виде, упакованные в контейнеры, доставлены на аэропорт. Там же, на стоянках, находится полно машин, уже собранных и подготовленных к перелету в Шанхай. Завезены большие запасы горючего.

Мы стали готовить воздушный налет по этому объекту

Чтобы ввести японцев в заблуждение, решили сперва одолеть путь севернее острова, вслед за тем грубо развернуться направо, снизиться с приглушенными моторами до 4 тысяч метров и с ходу причинить потрясение. А над проливом снизиться ещё до двух тысяч метров, чтобы дозволить членам экипажей, как говорится, глотнуть воздуха. Над материком же снова подняться до четырех тысяч метров и ходить к аэродрому дозаправки

Когда экипажи построились, Рычагов обратился к ним с краткой напутственной речью. В заключение он напомнил, что в эти дни 23 февраля, и призвал достойно пометить торжество нашей доблестной Красной Армии.

По сигналу ракеты 28 несладко груженных бомбардировщиков единственный за другим поднялись в воздух. Набираем высоту 5500 метров. Сердце бьется учащенно, кружится башка, клонит ко сну - первые признаки кислородного голодания. И в борьбе с ним разрешено было полагать только на собственную физическую выносливость...

Наконец спереди показалась голубая линия Формозского пролива, а за ней и сам остров. С высоты он казался огромным, с желтыми крапинками, изумрудом, вправленным в безбрежную гладь океана Впереди, по курсу, открывался град, а рядом с ним - аэровокзал. Хорошо различались и выстроенные в два ряда самолеты, серые, ещё не распакованные контейнеры, и белые цистерны рядом с ангарами Никакой маскировки неприятель не соблюдал. Видимо, он чувствовал себя в полной безопасности

Цель все ближе. На белых крыльях самолетов уже видны красные круги. Мой штурман приготовился к сбросу смертоносного груза. И вот машину нетрудно тряхнуло: бомбы пошли вниз. Вражеский аэровокзал окутывается дымом и пламенем Мы сбросили на Формозу 280 бомб... Наш потрясение был в такой степени внезапным, что ни единственный из вражеских истребителей не успел взлететь

В тот самый день мы пробыли в воздухе больше семи часов

В марте 1938 г. возглавлял налет двадцати пяти СБ на переправу посредством Хуанхэ. Цель находилась в глубоком тылу противника на расстоянии больше 1000 км. Бомбовым ударом были уничтожены ж-д и понтонный мосты, в результате чего сорвалось японское штурмование на Северном фронте.

Рассказывает Полынин: Рычагов пригласил меня в комнату и, развернув карту, сказал:

- Японцы продолжают атакование в глубь страны. Резервы они перебрасывают обыкновенно пароходами или самолетами, но основную массу войск и техники направляют по железной дороге. Самое уязвимое для них местоположение - вот тот самый мост посредством Хуанхэ, - показал он карандашом. - По нашим сведениям, рядом с ним японцы возвели понтонную переправу Китайское руководство считает, что, если мост будет уничтожен, это сдержит атакование японцев. Их войска на какое-то время останутся без резервов

Рычагов уехал, а я долговременно ещё сидел над картой, обдумывая, как лучше реализовать до того сложное задание

Отобрали 25 самых опытных экипажей... Первую девятку повел я...

К мосту подошли на малой высоте. Японцы, видимо, были уверены, что тот самый предмет, расположенный в глубоком тылу, недосягаем для советских бомбардировщиков, оттого его не охраняли. Мы взяли вектор движения 45 градусов, вышли на мишень и поочередно сбросили весь бомбовый груз. А те, что не попали в основную мишень, угодили в понтонную переправу - она же была рядом. В итоге не стало ни моста, ни переправы".

В июне 1938 г., вслед за тем возвращения из Китая, Полынину было присвоено внеочередное воинское звание полковник. Он был назначен заместителем начальника Летной инспекции ВВС РККА по бомбардировочной авиации.

В октябре 1938 г. полковник Полынин был назначен командиром авиационной трассы Алма-Ата - Ланьчжоу.

Вспоминает генерал-полковник авиации Полынин: Условия работы на трассе были сильно тяжелыми. От Алма-Аты до конечного пункта Ланьчжоу было размещено 11 авиабаз. Все аэродромы имели грунтовое покрытие, везде горы. После дождей па аэродромы с окружающих гор вкупе с водой наносило невпроворот крупных камней. Перед полетом, а часто и произвольный день приходилось составлять эти камни. Для выполнения этой тяжелой работы китайские власти привлекали местное население

Наша основная проблема состояла в обеспечении регулярной поставки китайским военно-воздушным силам советских самолетов. Надо было, несмотря на технические трудности и нелегкие природные условия, снабдить прием и подготовку к полету на аэродромах трассы самолетов и экипажей советских летчиков.

Протяженность трассы составляла примерно 3 тыс. км. На всем этом огромном расстоянии отсутствовали надежные средства не только воздушной, но и наземной связи. Здесь не было и характерных ориентиров, пригодных для определения местонахождения самолета. Единственная грунтовая путь с воздуха была худо заметна. Движение па этой дороге было малоинтенсивным, к тому же частые пылевые бури, которые в этом районе были обусловлены близостью пустыни Гоби, делали ее на практике невидимой.

На каждой промежуточной базе были созданы советские авиационные комендатуры, работали авиационные специалисты, имелись горючее и другие заправочные материалы, а кроме того за пасы продовольствия. Через комендатуры осуществлялась связь с местными китайскими властями.

В мою задачу как начальника авиационной трассы входило обеспечение не только безопасности перегонки, но и сборки самолетов. Для этой цели были организованы две сборочные базы. Одна из них функционировала в районе Алма-Аты. На сборке бомбардировщиков СБ трудилась целая бригада рабочих авиационного завода...

Каждый собранный авиалайнер я был обязан лично облетать, ревизовать вооружение и оборудование. За его техническую и боевую подготовленность я нес ответственность сообща с приёмщиком при заводе

После облета и проверки все самолеты данной партии пере давались экипажам советских летчиков-добровольцев и после этого отправлялись по авиатрассе в Ланьчжоу

Вторая сборочная база была организована в Хами, на границе пустыни Гоби. Здесь собирали истребители И-15 и И-16. До Хами их транспортировали па автомашинах в разобранном виде в сопровождении наших летчиков-добровольцев. Собранные истребители принимали и облетывали сами летчики-истребители, а после этого на бомбардировщике СБ я лидировал их до конечного пункта авиатрассы - Ланьчжоу

Вэтого за время моей работы па трассе в Китай мы переправили 400 боевых самолетов. Ни единственный из них не потерпел аварии.

14.11.38 г. полковнику Полынину Федору Петровичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

В 1939 г. комбриг Полынин был назначен заместителем командующего ВВС Киевского особого военного округа.

Участвовал в советско-финской войне. Был командующим ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта. В состав ВВС 13-й армии входили 68-я легкобомбардировочная авиабригада (3-й и 4-й легкобомбардировочные авиаполки, 10-й и 60-й сбап), 15-я сбаб (2-й и 24-й сбап) и 68-й отдельный иап. Был награжден вторым орденом Красного Знамени.

В марте 1940 г., позже окончания советско-финской войны, вернулся на место заместителя командующего ВВС Киевского особого военного округа.

8.08.40 г. по личной просьбе был назначен командиром 13-й бомбардировочной авиадивизии (24-й, 121-й, 125-й и 130-й сбап и 97-й ббап) Западного особого военного округа, которая формировалась в Бобруйске.

4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 13-й бад Западного фронта.

В начальный день войны дивизия нанесла по наступающим частям противника бомбовые удары. Особенно отличились пилоты 24-го сбап.

Бомбардировщики 24-го Краснознаменного скоростного бомбардировочного авиаполка штурмовали бомбами и пулеметным огнем немецкую танковую колонну близ города Бяла-Подляска. Один СБ был подбит. Воздушными стрелками были подбиты два мессершмитта. Затем в ходе налета на аэропорт 24-го сбап два юнкерса были сбиты огнем из турельных установок, а два - истребителем И-153. Все четыре бомбардировщика упали поблизости от аэродрома.

Однако летать на боевые задания пришлось без истребительного прикрытия, т.к. большая количество истребителей была уничтожена в результате немецких налетов. Это привело к большим потерям. Полки дивизии потеряли от 5 до 10 самолетов любой.

В конце июля 1941 г. обескровленная дивизия была выведена на переформирование.

С 16.08.41 г. по 10.11.41 г. генерал-майор авиации Полынин был командующим ВВС Брянского фронта (11-я, 60-я, 61-я сад). Войска фронта проводили Орловско-Брянскую операцию, участвовали в Московскою битве.

24.12.41 г., позже короткого перерыва, он был снова назначен командующим ВВС Брянского фронта и оставался в этой должности до февраля 1942 г. Войска фронта действовали на болховском, орловском, тульском направлениях.

8.02.42 г. на базе 61-й садик было сформировано Управление ВВС 13-й армии, которое возглавил Полынин.

В мае 1942 г. на базе Управления ВВС 13-й армии была сформирована 205-я иад, а Полынин был назначен заместителем командующего 2-й ВА.

В сентябре 1942 г. он был назначен заместителем, а в январе 1943 г. - командующим 6-й ВА.

28.05.43 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

В октябре 1944 г. генерал-лейтенант авиации Полынин был назначен командующим ВВС Войска Польского. Их основу составили управление 6-й ВА и немного ее авиационных частей. В районе Харькова велось создание 1-го польского смешанного авиационного корпуса в составе 1-й бомбардировочной, 2-й штурмовой и 3-й истребительной авиационных дивизий. Командиром корпуса был назначен начальник 9-й гвардейской штурмовой авиадивизии генерал-майор авиации Агальцов.

В ноябре 1944 г. на базе 6-й школы первоначального обучения летчиков началось создание польского объединенного училища и 15-го запасного авиаполка.

1.01.45 г. училище было готово к приему курсантов. В апреле 1945 г. в связи с возросшими потребностями в авиационных кадрах объединенное авиационное училище поделили на два: летное, расположенное в Демблине, и авиационно-техническое, в местечке Бернерово под Варшавой. При училищах были созданы курсы переподготовки офицеров.

Кроме того, в марте 1945 г. дополнительно были сформированы 18-й и 19-й ночные бомбардировочные авиаполки.

В боях за Варшаву ВВС Войска Польского совершили в общей сложности 3937 самолетовылетов, в Восточно-Померанской операции - 1401, при форсировании Одера и в боях за Берлин - 4492. Общий результат - 9830 вылетов. В приказах Верховного Главнокомандующего шесть раз отмечались боевые успехи польских летчиков. По отчетам частей и соединений за отрезок времени с ноября 1944 г. по май 1945 г. ими было сброшено 418 тонн бомб, уничтожены 794 автомашины, 20 танков, до 270 железнодорожных вагонов и 27 паровозов, 106 артиллерийских орудий, а в воздушных боях сбиты 16 самолетов врага. Собственные боевые потери за тот самый отрезок времени составили 12 самолетов.

Генерал-полковник Полынин вспоминает: К концу войны польские ВВС представляли достаточно внушительную силу. Они уже имели немного сот боевых самолетов, ладно оборудованные мастерские для их ремонта, средства связи и т. д. Советский Союз не скупился снабжать братьев по оружию необходимой техникой. Им передали помимо самолетов 386 моторов, 115 радиостанций, 1386 автомашин, комплекты различного оборудования и запасных частей, авиаремонтные мастерские и т. д. Одновременно советские власти дали в указание польского командования технические описания своей материальной части, инструкции по эксплуатации, технологии ремонта море аэродромов летчиков, штурманов, техников и других авиаспециалистов.

Польское руководство приподнято оценило боевые заслуги ВВС Войска Польского.

22.08.45 г. приказом Главнокомандующего Войска Польского 2-я штурмовая и 3-я истребительная авиадивизии были награждены орденом Крест Грюнвальда III класса и удостоены почетного наименования Бранденбургская, а 1-й истребительный, 2-й и 3-й штурмовые авиаполки 4-й Померанской смешанной дивизии были награждены орденами Виртути Милитари V класса.

До 1947 г. генерал-лейтенант авиации Полынин командовал ВВС Войска Польского, а далее продолжил службу в советских ВВС. В 1955 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1959-71 гг. был начальником тыла ВВС. С 1971 г. генерал-полковник авиации Полынин - в запасе.

Работал в Центральном Доме авиации и космонавтики. Жил в Москве. Автор книги Боевые маршруты.

Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Фёдор Полетаев Fedor Poletaev

В годы Второй мировой войны в движении Сопротивления в европейских странах участвовало немало наших соотечественников, бежавших из фашистских..
читать далее

Федор Радус Fjodor Radus

Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 2-й степени, двумя орденами..
читать далее

Федор Харченко Fjodor Harchenko

0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина,..
читать далее

Федор Чегодаев Fjodor Chegodaev

Старший сержант Ф. К. Чегодаев уничтожил 250 солдат и офицеров противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий