Известные люди

»

Фердинанд Лассаль

Фердинанд Лассаль Ferdinand Lassal Карьера: Философ
Рождение: Германия, 11.4.1825
Знаменитый немецкий философ, юрист, экономист и политический деятель.

Родился в Бреслау в еврейской купеческой семье, обладавшей некоторым достатком. В 1516 лет от этого времени сохранился любопытный дневник Лассаля он был уже весьма развитым юношей, сильно падким, и все-таки, до разного рода удовольствий. Любовь к наслаждениям всю существование не покидала Лассаля. В середине 1840-х гг. Лассаль в Париже сблизился с Гейне, по достоинству оценившим его мощную персона. Вернувшись в Германию, Лассаль познакомился с графиней Софией Гацфельд и вёл её бракоразводное занятие. Необдуманный шаг друзей Лассаля, похитивших шкатулку любовницы графа Гацфельда, привёл Лассаля на скамью подсудимых по обвинению в подстрекательстве к краже. Лассаль произнёс блестящую речь и был оправдан.

В 1848 г. является уже достаточно видным деятелем радикальной демократической партии в Прирейнской Пруссии. Сотрудник радикальной Neue Rheinische Zeitung, редакторами которой были Маркс и Энгельс, он заявляет себя последователем их идей. Преданный суду по обвинению в государственной измене, но оправданный присяжными, он был привлечён к суду исправительной полиции и присуждён к тюремному заключению. В 1858 г. он издает свой работа о Гераклите (Die Philosophie Herakleitos des Dunkeln v. Ephesos), за которым следует строй небольших литературных работ, между прочим беда Франц фон-Зикинген (1859), и крупное юридическое сочинение System der erworbenen Rechte (1861; 2 изд. 1880).

Известный парламентский конфликт (1862 г. и сл.) с полной ясностью раскрывает различие между принципами прусских прогрессистов и взглядами Лассаля. В 1862 г. Лассаль выступает перед берлинскими рабочими со знаменитой речью: Об особенной связи современного исторического периода с идеей рабочего сословия. По предложению комитета для созыва всеобщего германского конгресса рабочих Лассаль пишет открытое письмо, резюмирующее социально-политическую его программу. Комитет принял эту программу, и в мае 1863 г., в соответствии с нею, был основан сплошной германский рабочий союз, а Лассаль избран его президентом.

Социально-политическая агитация Лассаля навлекла на него единый строй процессов. Возобновив на водах в Швейцарии свои прежние отношения с дочерью баварского дипломата Деннигеса, Еленой, Лассаль сделал ей предложение, которое было принято, хотя Елена была уже помолвлена с румынским дворянином Янко Раковицем. Позже, под влиянием родителей, Елена отказала Лассалю и примирилась с прежним женихом. Лассаль вызвал последнего на дуэль, был смертельно ранен и умер 31 августа 1864 г. в Женеве. Образ действий Лассаля во время этой истории и, в частности, самая дуэль объясняются его нервной надорванностью и раздражительностью вследствие лихорадочной деятельности, на каждом шагу встречавшей разные препятствия.

Не только чисто философские труды Лассаля, но и все вообще его произведения проникнуты философским духом. Лассаль до конца остался гегельянцем-идеалистом; он не удовлетворялся философией Гегеля и замышлял полную реформацию её, но в духе основных принципов Гегеля и при помощи его же способа. В блестящем сочинении о Гераклите Лассаль превращает загадочного греческого философа в современного гегельянца или, вернее, как метко указывает Брандес, стремится представить Гераклита прообразом Гегеля. Отсюда ошибки и натяжки в характеристике философии Гераклита.

К Гераклиту Лассаля привлекала, быть может, не одна только близость мировоззрения, но кроме того родственные психологические черты: самоуверенность и преклонение перед славой. Система приобретённых прав самое оригинальное и цельное произведение Лассаля.

Первая количество его посвящена вопросу об обратном действии законов, вторая характеристике римского и германского наследственного права в их историческом развитии.

Лассаль стоит тут всецело на идеалистической почве: формирование права есть формирование идей, диалектика понятий. Наше время стремится выработать себе новое социально-политическое мировоззрение; проблема Системы приобретенных прав открыть основную его идею. Только плоский буржуазный либерализм отделяет в гражданском праве общественный компонент от политического, тогда как оба эти элемента составляют одно неразрывное целое (основная мысля Лассаля: в соединении политики и экономии моя главная сила, писал он Родбертусу).

Приобретенное право есть право, в создании которого участвовала индивидуальная свобода. Отсюда вытекает:

1) что закон не должен располагать обратного действия, если персона подпадает под тот самый закон при посредстве актов своей воли (Ф. А. Ланге указал, что тот самый принцип выражен достаточно ясно уже у Фихте), и

2) что обратное действо закона вероятно, если персона подпадает под него без посредства такого добровольного акта.

Своими действиями персона может снабжать себе права только тогда и постольку, когда и потому что это дозволяется существующими законами, то есть согласуется с общенародным правосознанием. Это высший принцип права: всякое отдельное право (право в субъективном смысле, по общепринятой терминологии) изменяется совместно с изменением той правовой субстанции (права в объективном смысле), из которой оно возникло и с которой связано. Не признавать этого принципа, значило бы требовать самодержавия личности.

В блестящей полемике с реакционным философом-юристом Ф. И. Шталем Лассаль развивает из своего основного принципа замечательное учение об экспроприации, которое Адольф Вагнер положил в основу своей экономической теории экспроприации. Дспускать вознаграждение за отмененное право, значит признавать за отдельными личностями и классами право облагать всенародный дух податью за его дальнейшее развитие. Однако, если свежий закон отменяет не самое право, а только определенную форму его удовлетворения, превращая, напрмер, вещное право в обязательственное, то это трансформирование может принять на практике форму вознаграждения или выкупа.

Социальный толк этих юридических положений ясен. Уже Ф. А. Ланге в родное время (при жизни Лассаля) заметил, что система приобретенных прав Лассаля заключает в себе все моменты, из которых может развиться практика отнятых прав. Сам Лассаль в письме к своему издателю и другу либералу Дункеру прямо говорит, что он в Системе стремился соорудить твердыню научной юридической системы социализма. Это сооружение, прибавляет он с обычной своей самоуверенностью, мне великолепно удалось, и вылито оно из чистой стали. В своей исторической характеристике римского и германского наследственного права, на которой, как раз в силу исторического содержания темы, в особенности грубо отразились слабые стороны идеалистической диалектики понятия, Лассаль стремится представить, что римское наследственное право, со своим основным элементом наследованием по завещанию покоится на бессмертии индивидуальной воли, и напротив, в германском праве первостепенный ингредиент наследование без завещания, имеющее прежде семейный, позже государственный нрав.

Взгляд Лассаля, что в римском праве наследование по завещанию предшествовало законному, опровергается, при всем при том, сравнительной историей права. Конечный вывод Л. отрицание для современности завещательного права и сведение современного германского наследования по закону к общественному регулированию наследства. Уверенность Л., что его Система приобретенных прав завоюет себе широкую популярность и окажет воздействие на юридическую практику и законодательство, не оправдалась.

По своим политическим взглядам Л. был республиканцем и противником федеративного начала. Свой политический идеал он сам формулировал в письмах к Родбертусу: Grossdeutschland moins les dynasties, то есть объединение всех немецких земель (не исключая и австрийских) в одну единую республику. Новейшие документальные данные подтверждают, что Л. ни капли не был сторонником прусской гегемонии, каким его весьма зачастую признают. Ещё менее основательны попытки представить его националистом в духе новейшего германского шовинизма. В 1859 г., в брошюре: Der italienische Krieg u. die Aufgabe Preussens Л. предвидит грустные последствия франко-германского столкновения для европейского прогресса и высказывается супротив присоединения Эльзаса и Лотарингии к Германии. В своих речах о конституции: Ueber Verfassungswesen и Was nun? Л. основой государственных учреждений, истинной конституцией страны, выставляет соотношение реальных общественных сил. Эту реалистическую точку зрения на конституцию Л. противопоставил чисто юридическому пониманию, преобладавшему посреди прусских либералов. Во время конфликта с правительством Л. рекомендовал парламенту не намереваться и тем приневолить руководство свалить с себя конституционную маску. Социальная философия и экономические взгляды Л. менее оригинальны, чем его юридическое обоснование социальной перестройки. В своём Arbeiterprogramm (1862) Л. намечает, в соответствии с Марксом, ход смены средневекового феодального строя буржуазно-капиталистическим ход, в основе которого лежат коренные преобразования в сфере производства и обмена. В также время верный гегелевскому учению о государстве, Л. выставляет рабочий класс носителем чистой идеи государства, как нравственного единства индивидуумов, воспитывающего мировое сообщество для свободы. История, для Л. не что иное, как совершающийся с внутренней необходимостью непрерывный ход развития разума и свободы (Die Wissenschaft u. die Arbeiter, 1862). Социальная философия Л. имеет большое сходство с социальной философией Лоренца Штейна, автора Истории социального движения во Франции, бесспорно оказавшей воздействие на формирование Лассалевских идей. Как экономист, Л. популяризовал, главным образом, взгляды Рикардо, Маркса и Родбертуса (с обоими последними он находился в переписке); но он и сам обладал широкой эрудицией, сияющий образчик которой речь: Косвенные налоги и положение рабочего класса (1863). Самый отличный экономический работа Л. полемическое его произведение супротив Шульце-Делича (Herr Bastiat-Schultze von Delitzsch oder Kapital u. Arbeit, 1864). Здесь дана, между прочим, яркая и очень ценная характеристика исторического развития хозяйственного быта и превосходно выяснен исторический нрав основных экономических категорий. Главное значимость Л. в области социально экономической содержится в его практической деятельности. Он шибко подвинул вперед немецкое рабочее движение, положив начало организации рабочих как самостоятельной политической партии и дав им ясную программу. Таким образом он явился основателем новейшей [[немецкая социал-демократия|немецкой социал-демократии]. Социально-политическая занятие Л. оказала кроме того огромное воздействие на академическую науку и общественное мнение; немецкий катедерсоциализм, тот, что, в значительной мере, разделяет с Лассалем культ государства и вообще идеалистическую точку зрения, есть отзвук Лассалевской полемики супротив манчестерства. Программа, с которой Л. выступил организатором немецкого рабочего движения, изложена в его открытом письме и сводится к следующему. При современных условиях, когда ремесло все больше и больше вытесняется крупным производством, единственное снадобье приподнять рабочих, как производителей это изготовить их своими собственными предпринимателями и ликвидировать различие между предпринимательской прибылью и заработной платой, заменив последнюю действительным продуктом труда рабочего (Arbeitsertrag). Для этой цели необходимо учреждение свободных производительных ассоциаций рабочих, с государственным кредитом и под контролем государства. Только таким путем быть может будет осв

ободить рабочих от гнета железного закона заработной платы (см. Заработная плата), тот, что Л. понимал в смысле Рикардо и Мальтуса, хотя и отрицал общее учение Мальтуса о населении. Чтобы достигнуть содействия государства, рабочий класс должен основным требованием своей политич. программы определить всеобщее избирательное право. В устройстве производительных ассоциаций с государственным кредитом, мысль которых заимствована им из Л. Блана и Прудона, Л. видел ни капли не окончательное заключение социального вопроса, а только лучшее снадобье для постепенной органической социализации общества. Возражая супротив программы Л., последователи Маркса указывают на то, что производительные ассоциации, при существовании свободной конкуренции и вообще капиталистического строя, неизбежно обречены на капиталистическое вырождение. То же самое возражение делает и Родбертус, придавая ему юридическую формулировку: осуществление плана Л. поведет к самому резкому развитию корпоративной (а не коллективной) имущества на орудия производства, которая изменит только собственный состав имущих и будет в тысячу раз больше ненавистной, чем современная индивидуальная собственность. Основные социально-политические положения и требования Лассалевской агитации до последнего времени, и все-таки, составляли интегральную количество программы германской социал-демократической партии. Только на эрфуртском конгрессе, в 1891 г., бесповоротно восторжествовала доктрина Маркса.

После основания всеобщего германского рабочего союза, получившего, по настоянию Л., совершенно централистическую организацию, Лассаль стал главой партии и совершенно разошелся с прусскими прогрессистами. Борьба с последними привела Л. к заигрыванию и сношениям с прусским правительством, которое, в лице Бисмарка, не долой было эксплуатировать в своих интересах борьбу между либерализмом и социал-демократией. Сношения Бисмарка с Л. целиком удостоверены: они вертелись главным образом около вопроса о введении всеобщей подачи голосов. Отсюда пророческие слова Л., в его берлинской защитительной речи по обвинению в государственной измене: Бисмарк сыграет образ Роберта Пиля и введет всеобщую подачу голосов. Л. принадлежит к числу самых блестящих ораторов XIX в.: он говорил ясно, замечательно мог выделить сущность развиваемых им соображений, отличался изумительной находчивостью и остроумием. Но главная мощь Л., как оратора в нравственном пафосе, проникающем его речи. В агитации Л. не было ничего демагогического: он вечно апеллировал только к нравственному чувству и разуму своих слушателей. Язык Л. дюжий и меткий; образы и сравнения, к которым он прибегает, ослепительно иллюстрируют его думка. В истории немецкой изящной литературы Л. занимает прочное местоположение как автор трагедии Франц фон-Зикинген, произведения с крупными формальными недостатками, но чертовски богатого идейным содержанием. Л. хотел сходить дальше Шиллера, положив в основу исторической трагедии не личные судьбы героев, а культурно-исторические процессы и идеи. Трагическая мысль Франца фон-Зикингена, по толкованию самого Л., такова: Зикинген гибнет и его предприятие рушится, оттого что, вместо открытого заявления своих принципов, он маскировал их, а революционные цели не могут достигаться дипломатическими средствами. В качестве критика Л. выступил с едким памфлетом супротив Юлиана Шмидта, автора Истории немецкой литературы: Herr Julian Schmidt der Literarhistoriker (1862). Памфлет написан в виде замечаний наборщика и его жены (замечания жены наборщика принадлежат Лотару Бухеру) на отдельные места из сочинения Шмидта. Кроме того Л. принадлежит ещё отличный этюд о Лессинге (1861).

Лучшее издание сочинений Л., помимо Гераклита и Системы, сделано Бернштейном: Reden u. Schriften (Б., 18921893). Вступительная статья Бернштейна лучшая характеристика социально-политической деятельности Л. Дневник Л. издал, с введением, П. Линдау (Бреславль, 1892; российский перевод дневника в Сев. Вестнике). Вышли ещё Briefe Lassalles an Hans v. Bьlow (Дрезден и Лпц., без обозначения года); Briefe von F. Lassalle an K. Rodbertus, с введением А. Вагнера (Б., 1878; представляют громадный академический интерес). В конце 1895 г. в Цюрихе издана переписка Л. с поэтом Гервегом. Автобиографию Л. см. в воспоминаниях г-жи С. С.: Романический момент из жизни Ф. Лассаля (Вестник Европы, 1877, XI). Большинство речей Л. переведено на российский язык Зайцевым (Сочинения Ф. Лассаля, т. I, СПб., 1870). Вып. VII Европейских писателей и мыслителей, под ред. В. Чуйко (СПб., 1882), посвящен Л. Лассалеанцы см. Социал-демократия.

Так же читайте биографии известных людей:
Фердинанд Браун Pherdinand Brown

Карл Фердинанд Браун - немецкий физик. Труды по радиотехнике. Предложил так называемую трубку Брауна для исследования электрических колебаний...
читать далее

Фердинанд Куаст Ferdinand Kuast

Куаст (Quast) Фердинанд фон (18.10.1850, Раденслебен - 9.10.1926), германский генерал пехоты (1914).
читать далее

Фердинанд Шернер Ferdinand Schorner

Генерал-фельдмаршал армии Третьего рейха. Единственный, кто дослужился до высшего воинского звания, начав службу простым солдатом.
читать далее

Фердинанд Фош Ferdinand Foch

Фердинанд Фош родился в семье гражданского чиновника. Первоначальное образование Фош получил в иезуитских колледжах городов Сент-Этьен и Мец. Когда..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий