Известные люди

»

Фердинанд Лауб

Фердинанд Лауб Ferdinand Laub Карьера: Музыкант
Рождение: Чехия, 19.1.1832
Ученик А. Мильднера. Возглавлял квартет Русского музыкального общества. В 1848-1864 гг. работал в Вене, Веймаре, Берлине. Профессор Московской консерватории (1866-1874). Автор многочисленных пьес для скрипки.

П. И. Чайковский называл Лауба скрипачом-титаном. В. Ф. Одоевский причислял его к истинным художникам и противопоставлял многочисленным салонным виртуозам с их бессодержательной эффектной игрой. Все, чего бы ни касался он, оживало в его руках как произведение большого искусства, источником которого была человеческая личность, писал о Лаубе единственный из критиков.

Фердинанд Лауб родился 19 января 1832 года в Праге. Отец скрипача, Эразм, профессионал-музыкант, стал первым учителем сына. Уже в шесть лет состоялось первое выступление Фердинанда в частном концерте с вариациями Берио. Из-за малого роста его пришлось определить на столик! Спустя два года он дает свой первостепеннный публичный концерт, и с этих пор начинаются его концертные поездки по Чехии и Моравии. Знаменитый норвежский скрипач Уле Булль, к которому в одно прекрасное время привели мальчика, пришел в экстаз от юного дарования. Булль предсказал Фердинанду блестящую будущность. Вскоре последовали концерты Лауба и в различных австрийских городах.

Выступая в Праге, молодой скрипач заинтересовал известного скрипача и педагога М. Мильднера, тот, что вызвался задаром обучать талантливого ребенка. А в 1843 году Лауб поступил в класс профессора Мильднера в Пражской консерватории. В 14 лет он ее блестяще закончил. Еще в отрезок времени занятий в консерватории Лауб восхитил своей игрой известного моравского скрипача Эрнста, а кроме того выдающегося французского композитора Берлиоза, уговаривавшего Лауба тронуться с ним в Париж. Неудивительно, что окончив консерваторию, он не испытывал недостатка в концертах.

Однако позже пражского восстания 1848 года, подавленного австрийскими властями, в стране воцарился террор. Вместе со многими другими патриотами Фердинанд оказывается в вынужденном изгнании. Два года он жил в Вене, где играл в оперном оркестре, занимая в нем положение солиста и концертмейстера. Кроме того, Лауб совершенствовался в теории музыки и контрапункте у чешского композитора Шимона Сехтера.

В 1859 году Лауб переезжает в Веймар, где занял местоположение Йозефа Иоахима, отбывшего в Ганновер. Здесь Лауб всегда общался с Листом, тот, что приподнято ценил его как исполнителя. Нет сомнения в том, пишет единственный из известных чешских биографов Лауба профессор Йозеф Зубаты, что общение Лауба с Листом, с которым он, находясь в Веймаре, нередко играл и тот, что приподнято ценил мастерство Лауба, должно было обладать большое воздействие на формирование его артистического мышления и чувства, крайне остро воспринимавшего все значительное в музыке.

В Веймаре Лауб подружился со Сметаной, всецело разделяя его патриотические чаяния и надежды. Из Веймара Лауб зачастую ездил с концертами в Прагу и другие города Чехии.

Там же в Веймаре в 1854 году Лауб женился на Анне Мареш. Он познакомился с ней в Новой Гуте, в единственный из приездов на родину. Незаурядная певица Анна Лауб зачастую гастролировала с мужем. Она родила пятерых детей, двух сыновей и трех дочек, и стала ему преданнейшим другом. С 1885 года до конца своей жизни в 1899 году Анна преподавала пение в Музыкальном училище Московского филармонического общества.

В 1856 году Лауб переезжает в Берлин. Он занимает место камерного виртуоза, время от времени выступает с сольными концертами, организует трио, квартет. Кроме того, музыкант дает уроки игры на скрипке. Он зачастую отлучается в концертные поездки.

Не забывает Лауб свою родину. Проводя в Чехии летние месяцы, он немало концертирует, выступает в благотворительных концертах, организуемых чешскими национальными культурными организациями.

Мастерство Лауба уже тогда вызывало восхищение крупнейших музыкантов мира. Но в начале 1850-х годов в его игре отмечалась главным образом виртуозность. В письме к брату в Лондон в 1852 году Иоахим писал Поразительно, какой блестящей техникой обладает тот самый человек; для него не существует никаких трудностей. Репертуар Лауба в это время заполнен виртуозной музыкой концерты и фантазии Баццини, Эрнста, Вьетана. Позже он сконцентрировался на классике.

С 1859 года начинается шесть лет неустанной и триумфальной концертной деятельности. Лауб дает концерты в Германии, Бельгии, Голландии, Англии и других странах. Огромным успехом сопровождалось его блестящее турне с известной певицей Аделиной Патти.

До 1865 года Лауб живет в Вене. Королю скрипачей Фердинанду Лаубу гласила надпись на золотом венке, тот, что был преподнесен ему Венским филармоническим обществом, когда Лауб покидал Вену.

В начале 1860-х годов музыкант хоть отбавляй времени проводит в Чехии. Горячо любящий свой народонаселение, он активно участвует в его музыкальной жизни. Скрипач зачастую выступает на концертах, посвященных чешской музыке. В 1861 году на торжестве в честь пятидесятилетия Пражской консерватории Лауб исполняет концерт Бетховена.

Наряду со Сметаной, Лауб единственный из наиболее активных участников известного чешского объединения представителей искусства Умелецка беседа. Девиз этого общества гласил Песней к сердцу, сердцем к родине. На открытии музыкальной секции общества, 14 августа 1863 года, Лауб и Сметана исполнили Крейцерову сонату Бетховена.

В 1859 году Лауб в первый раз посетил Россию. Его выступления в Петербурге с программами, включавшими произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, вызывали фурор.

А. Серов назвал Лауба истинным полубогом и посвятил музыканту цикл статей, уделив особое чуткость его интерпретации музыки Баха, Мендельсона, Бетховена. Чакона Баха, заново удивление смычку и левой руке Лауба, пишет Серов, его густейшему тону, широкой тесьме звука под его смычком, усиливающим скрипку вчетверо супротив обыкновенного, его деликатнейшим оттенкам в pianissimo, его бесподобнейшей фразировке, с глубоким вниканием в основательный манера Баха!.. Слушая эту восхитительную музыку в восхитительном Лаубовом исполнении, начинаешь недоумевать может ли быть на свете ещё иная музыка, вовсе другой манера (не полифонический), может ли иметь в распоряжении другой манера право гражданства в искусстве, столь полное, как бесконечно органический, многоголосный манера великого Себастьяна

Лауб поразил Серова и Концертом Бетховена. После концерта 23 марта 1859 года он писал В теперешний раз эту чудесно-прозрачную, светлую, ангельски искреннюю музыку он спел своим смычком ещё несравненно лучше, чем в своем концерте в зале Благородного собрания. Виртуозность изумительная! Но она в Лаубе существует не сама для себя, а на пользу высокомузыкальных творений. Если б все виртуозы так понимали близкое значимость и направление! В квартетах, пишет Серов, прослушав камерный закат дня, Лауб кажется ещё выше, нежели в соло. Он идеально сливается с исполняемой музыкой, что не умеют действовать многие виртуозы, в том числе и Вьетан.

Впечатления о первом посещении России оказались в такой степени сильными, что Лауб в своих длительных концертных странствованиях все чаще стал задумываться о том, чтобы обосноваться в России.

В 1865 году скрипач опять едет в Россию. 6 марта он играет на вечере у Н. Рубинштейна. Об этом вечере рассказывал В. А. Соллогуб, даровитый российский беллетрист, в письме к известному русскому виолончелисту и меценату Матвею Виельгорскому Игра Лауба до того меня восхитила, что я забыл и снег, и вьюгу, и болезни... Отличительными свойствами Лауба показались мне хладнокровие, звучность, простота, строгость стиля, отсутствие вычурности, отчетливость и сообща с тем интимное воодушевление, соединенное с необыкновенной силой... Он не сух, как классик, не порывист, как романтик. Он своебытен, самостоятелен, в нем есть, как говаривал Брюллов, отсебятина. Его запрещено ни с кем сравнивать. Истинный художник всю дорогу типичен. Много говорил он мне и спрашивал про вас. Он вас от души любит, как любят вас все, которые вас знают. В обхождении, мне показалось, что он прост, сердечен, готов признать чужое достоинство и не обижается им, чтобы возвысить близкое роль...

В. Ф. Одоевский поместил в Московских ведомостях восторженную статью под названием Лауб в Моцартовом reмольном квинтете.

Кто не слыхал Лауба в re-мольном квинтете Моцарта, тот не слыхал этого квинтета, пишет он. Кто из музыкантов не знает наизусть той дивной поэмы, которая называется re-мольным квинтетом Но как нечасто приходится чуять такое его претворение в жизнь, которое бы совершенно удовлетворяло нашему художественному чувству.

В третий раз Лауб приехал в Россию в 1866 году. Концерты, данные им в Петербурге и Москве, совершенно укрепили его необычайную популярность. 1 марта музыкант подписывает контракт о работе в Московском отделении Русского музыкального общества. По приглашению Н. Рубинштейна Лауб становится первым профессором открывшейся осенью 1866 года Московской консерватории и на протяжении восьми лет ведет плодотворную педагогическую дело. Он возглавлял не только скрипичным, но и квартетным и оркестровым классами. В скрипичном классе Лауба за это время перебывало рядом тридцати учеников. Среди них В. Виллуан, И. Лойко, И. Котек. У Лауба начинал близкое образование имеющий известность польский скрипач С. Барцевич.

Исключительно приподнято оценивалась современниками исполнительская дело Лауба, в особенности камерная. В Москве, писал Чайковский, имеется таковой квартетный исполнитель, на которого с завистью взирают все западноевропейские столицы... По мнению Чайковского, с Лаубом во всем мире в исполнении классических произведений может соперничать единственный Иоахим, превосходящий Лауба в уменье извлекать из своего инструмента трогательно-нежные мелодии, но, разумеется, уступающий ему в силе тона, в страстности и благородной энергии.

Лауб играл с большим интеллектом и искренним, нежным, сильно здоровым чувством, вспоминает его современник С. Хеллер. Вполне справедливо говорили музыканты, что у Лауба скрипка поет это не было безжизненное дерево, это был активный инструмент; скрипка была частью его существа, голосом его души.

К сожалению, в расцвете таланта Лауба вдруг настигла хвороба. Летом 1874 года он уехал лечиться в Карлсбад (Карловы Вары). Но врачевание тут не пошло ему впрок. По совету врачей Лауб отправился в Тирольский Гриз, где скончался 18 марта 1875 года. Его захоронили через немного дней в Праге.

Чайковский в рецензии на концерт скрипача-виртуоза К. Сивори писал Слушая его, я думал о том, что на этой же эстраде, гладко год тому вспять в финальный раз играл перед публикой прочий скрипач, совершенный жизни и силы, во всем расцвете гениального таланта; что тот самый скрипач уже не предстанет ни перед какой человеческой публикой, что никого уже не приведет в трепет восторга длань, извлекавшая звуки, настолько сильные, мощные и вкупе с тем нежные и ласкающие. Г. Лауб скончался всего на 43-м году жизни.

Так же читайте биографии известных людей:
Ференц Пушкаш Ferenc Puskas

ДэФеренц Пушкаш и по сей день остается одним из величайших футболистов в истории. Его имя давно стало символом легендарных "венгерских волшебников"..
читать далее

Ференц Деак Ferencz Deka

В 1854 Деак вернулся к политической деятельности и собрал вокруг себя известных деятелей, которые надеялись на достижение взаимопонимания с Австрией.
читать далее

Ференц Дюрчань Gyurcsany Ferenc

Ференц Дюрчань родился в июне 1961 года, начал свою карьеру в рядах Венгерского коммунистического союза молодежи. Имеет диплом экономиста.
читать далее

Ференц Мадл Ferenc Madl

С мая 1990 года Мадл был министром в правительстве Йожефа Анталла. Через два года возглавил госагентство по недвижимости, а также курировал..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий