Известные люди

»

Фидий

Фидий Fidiy Карьера: Скульптор
Рождение: Греция
Древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом).

Среди существующих сейчас статуй нет ни одной, которая бы безусловно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а ещё сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию. Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470450 до н.э., следует окрестить культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (физиономия, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и также на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а ещё башка Афины из Болоньи являются ее копиями.

Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религиозная вера, а Дион добавляет, что любой, кому довелось углядеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное очерчивание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, вверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура чуть не касалась потолка головой, так что возникало ощущение, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с прочий трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эгубы, тот, что встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его башка изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, потому что возведение храма было завершено ок. 456 до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (сейчас возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени потом Афины Парфенос).

Когда Перикл развернул в Афинах широкое возведение, Фидий возглавил все работы на Акрополе, посреди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктин и Калликрат в 447438 до н.э. Парфенон, собор богини-покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, наверное, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся в настоящее время в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов).

Стоявшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 до н.э., изваял сам Фидий. Описание Павсания и бесчисленные копии дают о ней довольно ясное представление. Афина изображалась стоящей в совершенный увеличение, на ней был долгий, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено появление Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней схватка богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, обычный из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты.

Близость стиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкам статуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, быть может, являющийся фрагментом оригинала, в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилю Анадумен (юноша, завязывающий повязку около головы); быть может, она была создана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия значительно естественнее в смысле позы и жеста, но немного грубее. Вместе с Поликлетом и Кресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки для храма Артемиды в Эфесе и занял второе местоположение позже Поликлета; копией с его статуи считается т.н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонка заткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она базируется на копье, ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и в случае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено тут в простую форму.

Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжали трудиться в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другие скульпторы, посреди них Кефисодот, и в первой четверти 4 в. до н.э.

Так же читайте биографии известных людей:
Фикрет Тагиев Fikret Tagiev

Начальник следственного изолятора "Матросская Тишина", полковник. В СМИ упоминался в связи с делом бывшего главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и..
читать далее

Фил Жоану Fil Joanou

Первой работой молодого режиссера в кино стала комедия Ровно в три часа (Three O'clock High, 1987), которую называли тинейджеровским вариантом..
читать далее

Фил Браун Phil Brown

Каждый год в английской премьер-лиге рождается команда-золушка. Вот и накануне нынешнего сезона Халлу заранее прочили обратную дорогу в чемпионшип,..
читать далее

Фил Ягелка Fil Yagelka

Фил Ягелка - известный английский футболист, член национальной сборной. Родился 17 августа 1982 года.В настоящее время Фил Ягелка вступает за..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий