Известные люди

»

Филип Фармер

Филип Фармер Philippe Farmer Карьера: Писатель
Рождение: США, 26.1.1918
Мастер Фэнтази. Автор романов, включенных в известные циклы Мир Реки (Riverworld) и Многоярусный Мир (World of Tiers), а также множества других интереснейших романов, повестей и рассказов. 28 апреля 2001 года Филип Хосе Фармер получил Grand Master 2001на церемонии вручений Nebula Award.

Родился 26 января 1918 года, в городе Норт-Терре-Хота, штат Индиана. Обучался в Университете штата Миссури, Колумбия, 1936-37, 41, Университет Брэдли, Преория, Иллинойс, 1949-50, удостоен степени бакалавра писательского мастерства в 1950, Государственном университете штата Аризона, Темпе 1963-65. Служил в ВВС США,1941-42. Женат на Бетти В. Aндре; имеет дочка и сына. Работал: сталеплавильный предприятие, 1942-52 тех. беллетрист, оборонная промышлинность; "Дженерал Моторс", Сиракуз шт. Нью-Йорк, 1956-58; "Моторола", Скоттсдейл, шт. Аризона,1959-62; "Бендикс", Энн-арбор, шт. Мичиган, 1962; "Моторола", Феникс шт. Аризона, 1962-63; "Макдоннелл - Дуглас", Санта-Моника, шт. Калифорния, 1965-69. С 1969 - профессиональный сочинитель. Лауреат премии "Хьюго", 1953, 1968, 1972.

Из "НФ писатели ХХ века" под редакцией. Н.Уотсон и П. Шеллингера

Эта сухая выдержка из энциклопедии - пожалуй самое скромное, что не возбраняется поведать об одном из самых известных и скандальных фантастов Америки.

Трудно допустить, что породило в молодом Филипе Фармере влюбленность к фантастике. Во всяком случае в юные годы он поглощал фантастические журналы, и все-таки его карьера как писателя-фантаста началась относительно поздненько - в 1946 году, рассказом "O`Брайен и Обренов", опубликованным в "Adventure". Рассказ тот самый по словам редактора, "совсем ничего из себя не представлял". Должно быть, сходный отзыв и послужил причиной тому, что на протяжении следующих пяти лет беллетрист не создал ни одного фантастического произведения. И, тем не менее, Филип Фармер оставался писателем - если не в жизни, то в душе.

Ему вообще не везло. Обучаясь в трех университетах (Университет штата Миссури, Университет Брэдли в Преории, Иллинойс и Государственный вуз Аризоны), ухитрился принять только уровень бакалавра писательского мастерства. Сменил массу мест работы (от сталеплавильщика до писателя-популизатора, причем на последнем поприще добился не малых успехов, судя по тому, что работал последовательно на "Дженерал Электрик", "Моторола", Макдоннелл - Дуглас), и ещё больше городов, объездив Америку от восточного до западного побережья. За отрезок времени с 1937 по 1952 год ему повезло всего единственный раз - с женой, Бетти Андре, которую встретил в 1941 году. Их брак оказался на редкость прочным, в особенности по американским стандартам. Женаты они и посей день, а детям (сыну Филипу Лэрду и дочери Кристен) и внукам литератор посвящает наиболее занимательные из своих книг.

Известность пришла к писателю внезапно. Повесть "Любовники" ("Lovers", 1952), отвергнутая прославленным Джоном Кэмпбеллом, одним из "отцов-основателей" американской научной фантастики, тот, что в то время ещё был редактором "Astounding Science Fiction",и не менее маститым Горацием Голдом из "Galaxy Science Fiction",появилась в журнале "Startling Stories" и без малого сию минуту принесла автору премию "Хьюго" как "самому многообещающему молодому автору года". Уже в этой работе проявились наиболее характерные черты творчества Фармера: увлеченность сексом, биологией, Фрейдистские мотивы, и без малого отсутствие чувства меры. История любви землянина, принадлежащего к репрессивной культуре далекого будущего, к инопланетной лалита- самке разновидности мимикрирующих насекомых, была показана с пугающей откровенностью; жестокость, нежность и зоофилия соединялись в единое целое, притягательное и отталкивающее.

Ободренный успехом, Фармер продал в "Startling Stories" следующую повесть - "По женщине в день" (A Woman a Day, 1953, выходит ещё под названием "Остановка времени"("Timestop!")) - и завершил работу ещё над двумя романами. Несмотря на то что в этих книгах Фармер ещё бессознательно отдает дань штампам, вроде бы взятые из "библии Кэмпбелла" - своеобразного устава, разрешающие писателям одни темы и запрещающего другие, оригинальность била фонтаном из текста, ещё не приобретшего зрелых, устоявшихся очертаний. Удивительная способность к экстраполяции, проявившиеся в ранних повестях и породивший жутковатый мир, подчиненный законам Западного Талмуда и религии, созданной бесноватым Айзеком Сигменом, стала предвестницей буйного миротворчества, так характерного для поздних произведений писателя.

Но неудачи преследовали писателя с неослабевающей силой. Закрылся журнал "Startling Stories", один, рисковавший печатать скандальные произведения молодого автора, оставив неизданным роман "Дэйр" ("Dare") (книжка вышла только в 1965 году). Разорилось издательство "Shasta", которому Фармер предложил роман "Взыскуя плоти" ("I Owe for the Flesh"), а манускрипт так и затерялась в редакционных архивах. Позднее тот самый роман стал основой первой книги пенталогии "Мир Реки", принесшей писателю "Хьюго", а найденный манускрипт был опубликован только в 1983 году под названием "реченька Вечности" ("The River of Eternity"). Но это будет позже, а покуда казалось, что карьера молодого фантаста готова завершиться, чуть начавшись.

Тем немее Фармер не сдался - неудачи как будто подстерегали его. Он пишет серию рассказов об отце Кармоди, закоренелым убийце, тот, что, пройдя сквозь сюрреалистический церковный ритуал на планете Радость Данте, становится святым. Этот маленький цикл известен в России единственной повестью " Ночь света" ("Night of Light", 1957). Журнал "The Magazine of Fantasy and Science Fiction" согласился издать эти рассказы, несмотря на содержание, способное привести в злость ортодоксального христианина каждый конфессии. Кажется, литератор не питает особого уважения к религиям, будь то христианство - в романе "Иисус на Марсе" ("Jesus on Mars", 1979) он ещё раз вернется к этой теме, - ислам (как в "Не рассуждающей маске" ("The Unreasoning Mask", 1981)) или современные культы и секты, по поводу которых Фармер прохаживался в особенности зачастую и крайне ядовито.

Эти и другие рассказы и повести ("Дьявол Растиньяк" ("Rastignac the Devil", 1954),"Человек из переулка" ("The Alley Man", 1959), "Отвори, сестра моя" ("Open To Me, My Sister", 1960)), не говоря о квинтэссенции фрейдизма - рассказе "Мама" ("Mother", 1953), в котором астронавт находит сердечный безмятежность в матке инопланетного существа - приумножили славу Филипа Фармера как одного из самых скандальных и анархичных писателей-фантастов. Находились критики, обвинявшие писателя в оскорблении общественной нравственности, чувств верующих, и чуть ли не в растлении малолетних. Впрочем, немалую образ в создании образа сыграл и сам Фармер, с конца сороковых годов до начало семидесятых активно и очень плодотворно сотрудничавший с журналом "Плейбой". Более того, в библиографии писателя разрешено откопать не только фантастические произведения и биографии литературных героев, но и открыто эротические романы.

А первая книжка Филипа Фармера - как раз книжка, а не повесть в журнале - вышла в 1957 году. Это был роман "Одиссея Грина" ("Green Odyssey"),принадлежавший к жанру "планетные приключения", то есть посвященный не столь герою или его похождениям, сколь миру, в тот, что забрасывает его судьбина. Наибольшую дань этому жанру из американских фантастов отдал Джек Вэнс, но и Филип Фармер привнес в него броский вклад. "Одиссея Грина" считается одним из классических произведений этого поджанра наравне с "Большой Планетой" ("The Big Planet") Вэнса. Сменяющие приятель друга экзотические пейзажи далекой планеты, сложность ее средневековой культуры, жестокость ее мужчин и любвеобильность женщин, завороженное омерзение, с которым воспринимает тот самый особый мир застрявший на ней космонавт, не дают этой книге стереться в памяти.

Следующая его книжка, "Плоть" ("Flesh", 1960), немного раз издававшаяся на русском языке, стала важной вехой на творческом пути писателя. Многие идеи в этой книги почерпнуты Фармером из книги Роберта Грейвса "Белая богиня" ("White Goddess", 1922), но, несмотря на некоторую вторичность, писателю удалось выдержать на той грани, за которой эротизм романа превратился бы в самоцель. Тяжеловатый прикол романа, заставляющий припомнить "Гаргантюа и Пантагрюэля", был объявлен "шокирующим", но уже наследующий год вслед за тем выхода "Плоти" прославленный литератор и критик Альфред Бестер в журнале "The Magazine of Fantasy and Science Fiction" назвал Филипа Фармера в числе семи лучших фантастов Америки наравне с Р. Хайнлайном, А, Азимовым и Р. Брэдбери, считая его самым смелым из них. "Он один из фантастов, кто не боится довести любую идею до логического конца, каким бы неприятным ни был тот самый конец", писал Бестер. В дальнейшим Фармер оправдал близкий отзыв, хотя эпатаж его ранних произведений со временем поблек. Сцены, повергавшие в жуть публику пуританских пятидесятых годов, десятилетием позже оказались в рамках допустимого, если не ожидаемого.

Не только сексуальные мотивы непрерывно прослеживаются в творчестве писателя. Герои его - как правило, люди неуравновешенные психически, неуверенные в себе, и потому склоны к насилию и агрессии. Им не хватает опоры, некоего внутреннего стержня. Не случайна предмет богоискательства доминирует во многих произведениях Фармера. А кто, как не боги, Властители Многоярусного мира и этикалы мира Реки? Но, как боги древнего мира, они безразличны к человеку, а в худшем - враждебны.

Можно, хотя вообще-то, подвергать рассмотрению подобные мотивы и как упражнения а прикладной психологии. Фармер часто упрекает в недостатке психологизма, неубедительности характеров. Это не вовсе точно - скорее писателя не возбраняется было бы обвинить в излишней ярости душевных бес его героев. Эта не картина душ, а комиксы, шаржи, психологические теории, облеченные литературной плотью. Особенное пристрастие питает Фармер к Карлу Густаву Юнгу, в теорию которого о коллективном бессознательном, содержащем символы ( названые Юнгом "архетипами"), накопленные человечеством за всю его историю, отлично укладываются больше поздние произведения писателя о героях масс культуры.

Еще одна из идей, пронизывающих все творчество Фармера, - турне во времени. Собственно говоря, первым романом этой группы позволительно условно мнить "Дэйр" - историю потомков землян XVII века, перенесенных могущественными арра на планету звезды Тау Кита, чтобы ревизовать, сможет ли род человечий излечиться от терзаний его ксенофобий и научиться существовать в мире с непохожими на них, родственными "лошехвостами". Но по-настоящему это ориентация началось "Плоть", в котором экипаж межзвездного корабля возвращается на Землю с Веги посредством восемьсот лет после этого отлета. И это не один образец. В "Пробуждения каменного Бога" ("The Stone God Awakens",1970) физик Улисс Поющий Медведь пробуждается от анабиоза сквозь миллион лет следом нашей эры, чтобы отыскать Землю очищенную от скверного человечества пришельцами из созвездия Андромеды (действующими, необходимо подметить, из самых благородных побуждений). А те существа, которым джентльмен подарил ум, - потомки слонов и кошек, енотов и медведей, псов и летучих мышей - разделены на два противоборствующих лагеря: слуги Вурутаны, Великого Пожирателя, и его противники. Схожая посылка использована и в намного позднем (и объемистом) "темном солнце" ("Dark In the Sun, 1979"), хотя действо этого романа отнесено уже не на миллион, а на пятнадцать миллиардов лет в перспектива, в эпоху, когда расширение Вселенной сменилось сжатием, когда результат Ольберса заставляет небеса полыхать светом обрушивающихся товарищ на друга звезд, и только давнехонько погасшее солнышко темным всюду ползет по горящему небосклону.

А в романе "Последний дар времени" ("Time's Last Gift", 1972) ученые двадцать первого века отправляются в прошлое - в эпоху палеолита, за двадцать тысячелетий до нашей эры. Кажется, что роман разливается по шаблону - мудрые пришельцы из цивилизованной эпохи изучают в меру дикое кроманьонское племя. Но Фармер остается верен себе, выворачивая штамп наизнанку, и турне в прошлое оказывается только трамплином. Бессмертный хранитель истории человечества, Вечный Дикарь, личный потомок и пращур (носящий подозрительное сходство с любимым Фармером Тарзаном ) использует экспедицию, чтобы инициировать свой дорога, замкнутое колечко, и оставляет ученым капсулу со всеми сведениями, собранными им за тысячелетия земного пути.

В романе же "Врата времени" ("The Gate of Time", 1966) американского летчика, совершающего воздушный налет на питающие фашистскую Германию горючим нефтяные скважины Плоешти во время 2-й важный войны, заносит во времени вбок, в параллельный мир, где : отсутствует америкосский континент. Так что миграция индейских племен была направлена не на восток, сквозь Берингов перешеек, а на запад, в Восточную Европу, и реченька Днепр называется в этом мире Огайо (на ирокеском "красивая"), а Венгрия - Дакота. Как просто, Фармер демонстрирует в этом романе недюжинное знание истории, мифологии и филологии.

После "Плоти" творчество писателя развивалось как бы в двух направлениях. Первое, немного неуверенно начатое "Перевертыши" ("Inside-Outside"? 1964), продолжили знаменитые "Всадники пурпурной зарплаты" ("Riders of the Purple Wade"? 1967; названия повести является реминисценцией на сборник очерков Зейна Грея "Всадники лилового старца" ("Riders of the Purple Sage")), написанного нарочно для составленного Харланом Эллисом сборника "Опасные видения" и принесшие Фармеру "Хьюго" за 1968 год, и "Овогенез птичьего города" ("The Agenesis of Bird City", 1970). Чтения усложненного до придела текста, обильно усеянного не представимыми (а порой и нецензурными) образами, вызывающие в памяти джойсовского " Улисса", является непростой задачей более того для заядлых любителей "новой волны". Мучительные поиски смысла составляют сущность этих произведений, и в свое время всего - смысла жизни художника. Главный герой "Всадников" Чайбайабос Виннеган (фамилия которого опять-таки перекликается с Джойсом - на тот самый раз с "Поминки по Финнегану") - художник, живущий в мире, где физические нужды человека перестали быть проблемой. Но нужды души остаются. И как раз на художника, человека искусства, ложится проблема избавить людей от этого цепкого голода.

Второе ориентация блистательно начал роман "Создатель вселенных" ("Maker of the Universes", 1965), первостепеннный в серии "Многоярусный мир". В течение следующих пяти лет Фармер написал ещё три романа этой серии ("Врата творения"("The Gate of Creation", 1966), "Личный космос" ("A Private Cosmos", 1968) и "За стенами Терры"("Behind the Wall of Terra", 1970)), в 1977 - пятый, "Лавалитовый мир" ("Lavalite World"), следом оставил работу над серией без малого на пятнадцать лет. Только в 1991 году появился шестой роман, "Гнев Рыжего Орка" ("Red Org`s Rage"), а ещё двумя годами позже - заключительный седьмой, "Больше, чем огонь" ("More That Fire"). В этих романах Фармер продемонстрировал очередную граница своего таланта, дав свежий толчок заезженной поколениями фантастов идее. Мир как площадка для игр : богов? Да, пожалуй, фармеровские властители вправду напоминают богов-олимпийцев: своевольные, вздорные, преисполненные презрения к "лябляббий" - простым смертным и безумно могущественные. Самый подходящий материал для демонстраций фрейдистских комплексов. Не невзначай романы "Многоярусного мира" америкосский психиатр Джаннини использовал для ролевой терапии подростковых неврозов. ( Впрочем, автор отплатил психиатру той же монетой, описав в "Гневе Рыжего Орка" незадачливого психиатра, пытающегося "вылечить" одного из властителей.)

В то же самое время, писались первые книги "Многоярусного мира", издательство "Essex House", специализировавшееся на эротической литературе, предложило Филипу Фармеру намарать по заказу три эротико-фантастических романа. Тот, непродолжительно думая, согласился, и в 1968 году на полках книжных магазинов появился роман "Облик зверя" ("The Image of the Beast"). Эта книжка привлекла чуткость читателей не только сильно откровенными сценами - в рамках одного не сверх меры объемного произведения автора сумел умно и развесёло спародировать детектив, триллер и роман ужасов! Даже предусмотренных контрактом непристойных сценах (инопланетяне в этих романах получают психическую энергию, насилуя людей) Фармер ухитряется перемешать ужасное и смешное. Продолжение, недлинный роман "Взорванный, или наброски посреди руин моего рассудка" ("Blown, or Sketches Among the Ruins of My Mind", 1969), оказалось немного слабее, но тем не менее привлекло внимательность публики.

Это блистательное изучение садомазохисткий тенденций, скрытых в крайне популярной сегодня "героической фэнтези", напоминает вместе с тем дань романам Берроуза и пародию на них. Пародийны и имена главных героев - лорд Грандрит весьма смахивает на лорда Грейстока (больше известного читающей публики под именем Тарзан), а Док Калибан - очевидно аватара Дока Севиджа (персонажа известной на западе приключенческих романов Лестера Дента). А Девять Бессмертных, якобы манипулировавшие историей в своих зловещих целях, чьи гнусные планы расстраивают главные герои, развлекаясь попутно пожиранием печени ещё живых врагов, - чем не квинтэссенция плетущих подлые заговоры жутких злодеев, заполонившие современную массовую литературу (не только фантастическую).

Возможно, сочинитель продолжил сотрудничество с "Essex House", но в 1969 году издательство прекратило наличие. Это, и все-таки, не помешало Фармеру довести до конца обе начатые трилогии - "Лорд Грандрит" (за "Незваным пиром" последовали "Повелитель деревьев" ("Lord of the Trees, 1970") и "Безумный гоблин" ("The Mad Goblin", 1970)) и "Экзорцизм", начатый "Обликом зверя" - третий роман "Предатель живущих"("Traitor to the Living"), утилитарный не связанный с двумя предыдущими книгами, вышел в 1973 году, опять вызвав на голову писателя град упреков - на этот раз в неуважении к спиритам, ибо речь в романе шла о научно обоснованном способе связи с душами умерших.

И тогда же, без малого походя, был написан роман, тот, что многие критики считают наиболее отточенным стилистически произведением писателя. "Владыка тигр" ("Lord Tiger",1970) -произведение без малого фантастическое. Не только по сюжету - ну что, в самом деле, невероятного в безумии американского миллионера, в такой степени влюбленного в книги Эдгара Берроуза, что целью его является не больше не меньше, как создания: Тарзана, владыки джунглей! Рецепт прост и понятен: берется малолетний потомок английского дворянского рода (украден из колыбели) и выращивается посреди обезьян (оттого что говорящих обезьян не бывает, роли горилл исполняют карлики из абиссинского цирка). Надо только придерживаться всех описанных Берроузом подробностей. И все будет в порядке. Но мужчина не может всю бытие провести в спектакле. Особенно Рас Тигр, владыка джунглей, под ударами которого холстинный мирок изолированной африканской долины рвется в клочья.

Фантастично тут некогда всего литературное мастерство Фармера. Нигде больше в своем творчестве, за исключением, может быть, немного поздних произведений, ему не удалось достичь такого блистательного владением стилем и слогом. И в также время на романе определено лежит отпечаток "Тарзана" настоящего - дань мастерству Эдгара Берроуза, создавшего образ, заживший собственной жизнью. Лишь к концу романа ирония Фармера делаться жестокой - когда новоявленный обезьяночеловек превосходно приспосабливается к современному Лос-Анджелесу.

В эти же, насыщенные до придела годы (1965-71) Филип Фармер опубликовал в журнале "Worlds to Tomorrow" серию рассказов, переработанных в 1971 году в два романа, начальный из которых оказался наиболее прославленным произведением писателя. Это были "В тела свои разбросанные вернитесь" ("To Yours Scattered Bodies Go", 1971) и "Сказочный пароход" ("The Fabulous Riverboat", 1971), которыми началась пенталогия "Мир Реки". Любовь писателя к использованию в своих книгах как чужих персонажей, так и исторических личностей проявилась в этих книгах в полной мере. В самом деле - когда сценой оказывается долина Реки, петляющей по всей планете и загадочным образом служащей собственным истоком, а действующих лиц дозволено избирать из 36 миллиардов людей, обитавших когда-то на Земле, какую пьесу не возбраняется сотворить! И, выбирая, автор не поскупился. Среди главных действующих лиц многотомной эпопеи - прославленный британский путешественник и стихотворец сэр Ричард Бёртон (открывший озерко Танганьика и переведший на британский язык "Тысяча и одна ночь"), Алиса Лидделл Харгривз (та самая, для кого и о ком Чарльз Джонсон, он же Льюис Кэрролл, написал "Алиса в стране чудес"), Сэмюэль Клеменс (то есть Марк Твен) и Джек Лондон, король Джон Безземельный и Герман Геринг, Сирано де Бержерак и двойник самого автора Питер Джейрус Фригейт (инициалы которого совпадают с инициалами Фармера - P.J.F.. Это не один эпизод в творчестве писателя, когда он вводит в повествование свои аватары. Одного из героев "Многоярусного мира" зовут Пол Янус Финнеган, то есть вновь P.J.F. - и вновь не раз упомянутый Джойс). Первый роман серии получил "Хьюго" в 1972 году. Следующие книги не удостоились наград, но заинтересованность читателей к ним не ослабевает и по этот день.

Однако в 1972 году в творчестве Фармера произошел надлом. Поток создаваемых им книг грубо ослабел, а написанные не привлекали особого внимания читателей. Фармер уж очень сильно ушел в литературную игру, чтобы его произведения представляли заинтересованность для людей, немного знакомых с источниками, из которых сочинитель черпает. Большая количество написанного им в 70-е годы принадлежит серии "Уолд-Ньютон", но единственное, что объединяет их, - это допущение, что упавший в XVII веке близ английского местечка Уолд-Ньтон радиоактивный метеорит вызвал появления семейства супер-мутантов. Центральной в этой серии является "Тарзан в жизни: Биография лорда Грейстока" ("Tarzan Alive: A Definitive Biography of Lord Greystoke", 1972) - сатирически псевдоученая "правдивая история жизни" знаменитого героя, снабженная развесистыми генеалогическими деревьями, связывающими его с такими известными личностями, как Джеймс Бонд и Джек-Потрошитель. В том же ключе написаны и два романа о приключениях Дока Сэвиджа. Из других романов следует упомянуть "Второй дневник Филеаса Фогга" ("the Other Log of Phileas Fogg", 1973), "Приключения несравненного современника" ("The Adventures of the Peerless Peer", 1974), изданные под псевдонимом "Джон Ватсон, дипломированный врач" - не нелегко смекнуть о ком эта книжка, - "Айронкасл" ("Ironcastle", 1976), изданный как перевод романа Ж. Рони-старшего "Удивительное турне Айртона Айронкасла приключения" (1922), но имеющий отдаленное касательство к оригиналу, и "Венера на створке раковины" ("Venus on the Half-Shell", 1975), вышедшая под псевдонимом Килгор Траут. Без подсказки и не догадаешься, что Килгор Траут - это персонаж романа Курта Воннегута "Благослови нас бог, м-р Розуотер, или Не мечите бисер перед свиньями" ("God Bless You, Mr. Rosewater", 1965), и имя его - изощренная пародия на Теодора Старджона (Trout по-английски "форель", а Sturgeon - "осетр").

Конечно, воспрещено однозначно произнести, что литературные игры повредили таланту Филипа Фармера. Ведь, помимо уже упомянутого "Владыки Тигра", на чужих произведениях построены и "Киты ветров Измаила" ("The Wind Whales of Ishmael", 1970) - иронический парафраз мелвилловского "Моби Дика", и "Лицедей в стране Оз" ("A Barnstormer", 1982), построенный на чудесных детских книгах Л.Ф. Баума вовсе не ребяческий роман, и дилогия "Древняя Африка" ("Хадон из древнего Опара" ("Hadon of Ancient Opar", 1974) и "Бегство в Опар" ("The Flight to Opar", 1976) ), написанная без малого вместе с тем с серией серии "Уолд-Ньютон". Разрешил писателю создание "Древней Африки" наследник и наследник Эдгара Берроуза, и не невзначай - действо этих книг происходит в городе Опар, упоминаемом мальком в одной из книг о Тарзане, но не в руинах, какие представлял из себя тот самый град во времена лорда Грейстока, а в цветущем метрополисе десяти тысячелетней давности. Однако в общем и целом семидесятые оказались не лучшим периодом в творчестве писателя.

Перебороть себя Фармеру удалось не сию минуту. Вначале появился долгожданный третий роман "Мира Реки" - "Темные замыслы" ("The Dark Design", 1977). Затем, двумя годами позже, появились произведения, напомнившие читающей публике раннего Фармера. Если "Темное солнце" ещё разрешается было воспринять как перепевы романа "Пробуждение каменного бога", написанного Фармером девятью годами раньше, то опубликованный в том же году "Иисус на Марсе" занял достойное местоположение в ряду произведений, посвященных исследованию религии. Фармер любит мистифицировать читателя, задавать загадки без ответа; вот и в этой работе вопросительный мотив "кто же наши боги?", предельно заостренный открытием марсиан, поклоняющихся Иисусу Назареянину - живому Иисусу, - остается без ответа. Быть может, негласный отклик героя этой книги Ричарда Орма: "Кто бы он ни был, бог или пришелец, я готов скончаться за него" не хуже любого другого?

Вышел в свет и давнехонько ожидавшиеся продолжения "Многоярусного мира" (о них мы уже упомянули) и "Мир Реки" (в 1979 году - сборник рассказов "Мир Реки и другие истории" ("Riverworld & Other Stories"), в 1980 - "Волшебный лабиринт" ("The Magic Labyrinth") и ещё единственный сборник рассказов "Война в мире Реки" ("The Riverworld War"), а тремя годами позже - "Боги Мира Реки" ("The God of Riverworld")). Сюжеты последних томов, в противовес начальным, становятся все больше запутанными - может быть, намеренно.

А в 1985 году появился роман, способный послужить образцом позднего творчества Филипа Фармера - "Мир дней" ("Dayworld"). Писатель отбрасывает раблезианскую жизнерадостность своих ранних произведений, которую не сверх меры удачно пытался воссоздать в "Темном солнце". "Мир дней" написан холодным красками, мерная поступь времени слышится в ровном и в то же время звенящий от напряжения фразах, а прикол если и проглядывает кое-где, то отдает не то сатирой, не то просто дьявольской усмешкой. Идея романа была высказана писателем ещё 1971 году, в рассказе "Порезанный ломтиками мир только-по-вторникам" ("The Sliced-Crossways Only-on-Tuesday World") - в целях борьбы с растущим перенаселением мировое сообщество поделили на семь частей. Каждый имеет право существовать единственный день в неделю - скажем, вторник, - а другое время обязан проводить в анабиозе. Вполне логичное предложение - одной седьмой человечества и пищи, и места требуется в семеро меньше. Есть, конечно, и мелкие неудобства - как будто семи пап римских или двойного календаря - объективного и субъективного. Только в памяти почему-то всплывают не менее логичные миры, созданные ехидным пером Джонатана Свифта:

Да и художественное вывод романа достойно пера ирландского сатирика. Главный герой достигает своей цели - существовать каждый день - за счет расщепления собственной личности на семь независимых частей. Но нарушения привычного ритма жизни одной из личностей передается другим, покуда весь мир семи ипостасей Джеффа Кэйрда не рассыпается в прах. Бунт Кэйрда супротив системы тотального контроля оборачивается более того не разрушением, а саморазрушением, потому что что сознания героя всего только отображает шизофрению общества, в котором он живет. Этот бунт, в сущности, эгоистичен, Кэйрд готов порушить все с целью собственного спасения, в то же время бессознательно пытаясь сберечь status quo. Лишь в следующих книгах - "Бунтарь мира дней" ("Dayworld Rebel", 1987) и "Распад мира дней" ("Dayworld Breakup",1990) - безумие Кэйрда вырывается наружу, сметая невыносимо логичный (а потому как логика, доведенная до абсурда, является одним из характерных симптомов шизофрении), справедливый и бессердечный окружающий мир. А сложность сюжетных перипетий заставляют вспомянуть лучшие романы Альфреда Ван Вогта.

Трилогия "Мир дней" позволяет Фармеру удержать зашатавшееся было под ним кресло главного анархиста американской НФ, которое он удерживал на протяжении сорока лет. Но, видимо, это ещё не финал. Хотя беллетрист уже немолод (в январе 1999 года ему исполнилось 81 год), он продолжает творить, хотя и не настолько интенсивно, как в молодости. Широту его творческого вклада нелегко более того дать оценку, до того многообразны его творения. Книги его все ещё вызывают споры и скандалы. Будем полагаться, что ещё полно лет перышко Филипа Фармера будет дарить поклонникам его творчества новые плоды его своеобразного таланта.

28 апреля 2001 года Филип Хосе Фармер получил Grand Master 2001на церемонии вручений Nebula Award. Премия Grand Master Award дается живущему автору по достижению "службы" в научной фантастике или фэнтези. Премия присуждается президентом SWFA, вручается c одобрения большинства членов SWFA.

При подготовке "Биографии" использона служба Д. Смушкович. Эпатаж, или мало о Филипе Фармере.

Так же читайте биографии известных людей:
Филип Френо Philip Freneua

Американский поэт. Вырос в графстве Монмут в Нью-Джерси, в 1771 закончил Нью-Джерсийский колледж в Принстоне.
читать далее

Филип Трейси Philip Treacy

Трейси прекрасно владеет секретами ремесла, накопленными шляпниками в течение многих веков. Он предпочитает ручную работу, что делает каждое..
читать далее

Филип Мессинджер Philip Massinger

Мессинджер был одним из крупнейших драматургов десятилетия, последовавшего за смертью Д. Флетчера. Он автор более 50 пьес, многие из которых..
читать далее

Филип Куаст Philip Quast

Когда режиссер подбирает актеров, он должен идти на риск. Часто режиссер этого не делает, и роль дается наиболее очевидному претенденту на нее. Мне..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий