Известные люди

»

Филипп Косолапов

Филипп Косолапов Filipp Kosolapov Карьера: Авиатор
Рождение: 9.1.1919
Гвардии старший лейтенант Ф. М. Косолапов совершил 107 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 6 самолётов противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 9 Января 1919 года в деревне Волково, теперь Уфимского района Республики Башкиркистан, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал на нефтеперегоночном заводе. Окончил аэроклуб в Уфе. С Декабря 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков.

С Сентября 1942 года в действующей армии. По Ноябрь 1943 года служил во 2-м ГвИАП. Затем, до конца войны, в 937-м ИАП.

К Августу 1943 года начальник эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный остов, 1-я Воздушная вооруженные силы, Западный фронт ) Гвардии старшой лейтенант Ф. М. Косолапов совершил 107 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сшиб лично 8 и в составе группы 6 самолётов противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого выполнил примерно 300 боевых вылетов, в 33 воздушных боях сшиб 11 самолётов лично и 9 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1957 года Полковник Ф. М. Косолапов - в запасе. Жил в городе Чернигове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Кутузова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Почётный гражданин города Зелена Гура ( Польша ). Умер 7 Августа 1994 года.

* * *

Лишь в Сентябре 1942 года Филипп Косолапов получил направление во 2-й Гвардейский истребительный авиационный полк на Западный фронт. Однако весьма резво он добился значительных успехов. Начав войну рядовым пилотом, через всего год, стал командиром эскадрильи. Вот только немного боевых эпизодов из его боевой жизни.

В полдень 22 Января 1943 года пара Ла-5 Ф. М. Косолапова и Н. М. Резникова вылетела в район боевых действий. На подходе к линии фронта их чуткость привлекли разрывы снарядов зенитной артиллерии. Значит, где - то рядом враг ! Предположение оказалось точным. Вдали появилась группа Ме-110 под прикрытием двух Ме-109F.

Ведущий пары Лейтенант Косолапов искусным маневром заходит в хвостище ведомому вражескому истребителю. Тот панически бросается вниз, но Косолапов не отстает. "Мессер", разогнав прыть, боевым разворотом пытается отколоться от нашего лётчика и покинуть вверх. Косолапов не прекращает преследования, а ещё больше сближается с самолётом противника. Немец ещё раз пытается перевести свой самолёт в пикирование... На миг "Мессер" завис недвижно. Этого времени довольно Косолапову, чтобы верно прицелиться и с короткой дистанции сразить врага.

Тем временем, Старший лейтенант Резников вёл махач со вторым истребителем. Они то круто виражили, то вели махач на вертикалях. Противник оказался опытным. Но Резников, мастерски маневрируя, берёт верх над врагом на вертикальном маневре. Выждав подходящий миг, он выпускает одну и другую очередность. Хорошо было видно, как трассирующие снаряды метко идут в мишень. "Мессер" свалился беспорядочно на крыло и врезался в землю. Наша пара с победой вернулась на свой аэропорт.

27 Января 1943 года 6 лётчиков 2-го Гвардейского полка удачно провели воздушный мордобой с 21 самолётом противника. Шестёрка Ла-5 под командованием Лейтенанта Ф. М. Косолапова на высоте 2000 метров встретилась с группой бомбардировщиков Ju-88. Лейтенант Косолапов в паре с Лейтенантом В. С. Зубченком смело штурмовали и с первой атаки сшибли Ju-88, тот, что, неуклюже переворачиваясь с одного крыла на другое, врезался в землю и спалился. Пара Косолапова, набрав высоту, снова встретила "Юнкерсы". Двойная штурмовая вылазка Гвардейцев увенчалась успехом: ещё единственный Ju-88 рухнул на землю.

Находившиеся в этом районе истребители противника были скованы "Лавочкиными" Федоренко и Скрыпника. К. В. Федоренко, выбрав миг, поймал в прицел последний в группе Ju-88. Три длинных очереди - и стервятник, объятый пламенем, падает на землю. Ещё немного самолётов противника появилось в воздухе. Отважная пара Косолапова, Зубченка схватилась с пятёркой вражеских истребителей. Одновременно И. С. Скрыпник и А. Г. Фонарев штурмовали пару Ме-109, наседавших на Косолапова.

Сделав разворот, Скрыпник стал сближаться с врагом на встречных курсах. Ведущий "Мессер" проскочил мимо и боевым разворотом попытался забежать в хвостище самолёту Скрыпника, но тот самый маневр был разгадан. Федоренко бросился наперерез врагу и занял шибко выгодную позицию. Последовали две прицельные очереди с малой дистанции. Немецкий самолёт загорелся и, объятый пламенем, упал на землю. В ту же секунду Скрыпник, развернувшись налево, вышел в хвостище вражескому ведомому и, проделав совместно с противником строй хитрых маневров, все же подошёл на дистанцию ведения огня и несколькими пушечными залпами сшиб Ме-109. Это был 5-й сбитый группой самолёт противника.

На этом, и все-таки, махач не закончился. Показались ещё два FW-190. Они пытались штурмовать наши истребители позади, но противник был замечен своевременно: Ла-5, набрав высоту, оторвались от противника. Заняв выгодное положение для атаки "Фоккеров", Ла-5 бросились на них, но враг попался видавший виды, и, грубо спикировав, "Фоккеры" удрали в облака. Преследовать их не пришлось, так как появилась ещё одна пара Ме-109, которая бросилась в атаку на Скрыпника. Фонарёв поспешил на поддержка другу и отбил атаку "Мессеров". Так закончился симпатичный махач Гвардейцев с численно превосходящим противником.

Один из героев этой схватки, Иван Семёнович Скрыпник к концу войны сшиб 7 вражеских самолётов лично и 2 в группе с товарищами. Свою последнюю победу он одержал 23 Апреля 1945 года. В тот день звено истребителей Ла-7 в составе Старшего лейтенанта И. С. Скрыпника, Лейтенантов М. А. Арефьева, Е. А. Шубина и А. М. Шеварёва вылетело на прикрытие наземных войск. На высоте 1200 метров ведущий обнаружил 9 FW-190, изготовившихся для удара по перекрёстку дорог, забитому колоннами наших машин.

Наши лётчики бросились в лобовую атаку. Старший лейтенант Скрыпник первой же очередью сшиб ведущего "Фокке - Вульфа" и, не дав опомниться врагу, энергично развернул звено для новой атаки с задней полусферы. На тот самый раз ещё 3 вражеских самолёта, объятые пламенем, врезались в землю. Остальные бросились врассыпную.

...8 Июня 1943 года полк получил ответственную задачу: изготовить разведку и сопровождать крупные силы бомбардировщиков Пе-2 для нанесения удара по вражескому аэродрому Сеща. Командир полка Капитан А. П. Соболев и командиры эскадрилий сделали всё для обеспечения боевого вылета. Аэродром Сеща был недурственно изучен с лётчиками по фотоснимкам, досконально изучены и неоднократно проиграны боевые порядки полёта и возможные варианты ведения воздушного боя. С большим желанием лётчики шли в полёт, чтобы разгромить осиное гнездышко врага.

Над Сещей наши лётчики встретили сильное противодействие зенитной артиллерии и вражеских истребителей. Завязался воздушный мордобой. Командир эскадрильи Старший лейтенант Ф. М. Косолапов со своей группой первым ринулся на врага и длинной очередью прямо над вражеским аэродромом сшиб FW-190. Группа истребителей противника пыталась штурмовать наши бомбардировщики, но их связали боем Лейтенант А. И. Майоров и лётчик Е. М. Чехонин. "Петляковы" без помех свой многотонный груз сбросили на стоянки самолётов, аэродромные постройки и склады. Далеко на отходе от цели были видны очаги пожаров и столбы дыма на аэродроме базирования вражеской авиации.

Такой боевой фарт окрылил молодая поросль, породил уверенность в своих силах. На стоянках появились лозунги: "Бить врага по - косолаповски !". А 10 Июня 1943 года командующий Воздушной армией наградил командира эскадрильи Старшего лейтенанта Ф. М. Косолапова орденом Красного Знамени.

На рассвете 12 Июля 1943 года в штаб полка поступил боевой распоряжение командира 322-й истребительной авиадивизии. Полк должен был в течение дня исполнять задачу по прикрытию боевых порядков наших наступавших войск, удачно взламывавших оборону противника. Начался свежеиспеченный период боевой деятельности полка.

14 Июля, в 6 часов 25 минут, 18 самолётов Ла-5 во главе с командиром полка Капитаном А. П. Соболевым вылетели на прикрытие перешедших в атакование частей 11-й Гвардейской армии. Лётчики в районе прикрытия наблюдали здоровенный махач. Командир группы доложил: "На земле наблюдаем абсолютный артиллерийский жар здоровущий силы с нашей стороны. На территории противника в деревне Плошково и в её районе - большие пожары. Наши танки группами по 20 - 30 машин движутся на юг".

С утра самолётов противника в воздухе не было, но уже во второй половине первого боевого дня произвольный вылет группы стал сопровождаться воздушными боями. Перед самым закатом солнца был открыт боевой счёт полка на орловском направлении. Произошло это так. Командир эскадрильи Старший лейтенант Ф. М. Косолапов повёл четвёрку Ла-5 на прикрытие наших войск. Патрулируя на высоте 1500 - 1800 метров в районе деревень Ульяново и Старица, Косолапов увидел внизу на высоте 600 - 1000 метров 8 Ме-110, цепочкой пикировавших на деревню Старица, недавно занятую нашими войсками. В стороне и выше Ме-110 ходили две пары FW-190.

Чтобы "Фоккеры" не могли воспрепятствовать атаке по Ме-110, надобно было делать радикально и вдруг. Подав по радио команду "Атакуем !", Косолапов ринулся на входивший в пикирование Ме-110. За Косолаповым устремился его ведомый И. З. Левченко. Поймав самолёт противника в прицел, "Лавочкин" с короткой дистанции выпустил по нему длинную очередность, которой оказалось совершенно довольно. Вся группа наблюдала, как "Мессер" загорелся, перевалился сквозь крыло и стал беспорядочно валиться. Остальные Ме-110 тотчас же на немалый скорости стали отправляться на свою территорию.

18 Июля 1943 года Центральный орган ЦК МНРП и правительства МНР - газета "Унэн" поместила на своих страницах информацию с фронта:

"5 советских истребителей обнаружили в воздухе 8 бомбардировщиков и 4 ФВ-190 противника. Когда немецкие бомбардировщики подходили цепочкой к цели, готовясь к пикированию под прикрытием истребителей, ведущий группы начальник эскадрильи Гвардии Старший лейтенант Ф. М. Косолапов категорично повёл свою группу в атаку на бомбардировщиков.

Внезапность, скоротечность атаки дали свой итог. Старший лейтенант Ф. М. Косолапов и его ведомый лётчик И. 3. Левченко сшибли два бомбардировщика, остальные панически на предельной скорости ушли на запад. Тем временем Лейтенанты А. И. Майоров, Г. И. Бессолицын боевым разворотом набрали большую высоту, чем "Фокке - Вульфы", и из - за тонкого слоя облачности нежданно штурмовали четвёрку "Фоккеров" и одного из них сбили".

6 Августа 1943 года 8 Ла-5 с ведущим Гвардии старшим лейтенантом Ф. Косолаповым вели мордобой с 24 Ju-87 и 12 FW-190. В этом бою было сбито 5 Ju-87 и 4 FW-190. Своих потерь наши лётчики не понесли. При этом отличились Ф. М. Косолапов, сбивший 1 Ju-87 и 2 FW-190, В. П. Тараненко, сбивший 1 Ju-87 и 1 FW-190, и Н. М. Резников, уничтоживший 2 Ju-87.

К Августу 1943 года начальник эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного Краснознамённого авиационного полка Гвардии старшой лейтенант Ф. М. Косолапов совершил 107 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сшиб 14 самолётов противника ( 8 лично и 6 - в группе ). Командир полка Майор Соболев, представляя его к званию Героя Советского Союза, писал: "За отрезок времени участия в Великой Отечественной войне проявил себя бесстрашным воздушным бойцом, подлинным патриотом нашей Родины. Лётчики с большим желанием идут в мордобой, когда ведущим группы назначается Косолапов, оттого что они уверены, что махач во что бы то ни стало будет удачным. Волевой офицер, великолепно руководит подчинёнными". 2 Сентября 1943 года Филипп Макарович был удостоен этого высокого звания.

В 1944 году Майор Ф. М. Косолапов был назначен командиром 937-го истребительного авиационного полка, лётчики которого в особенности отличился в небе Польши. А их начальник стал почётным гражданином города Зелена Гура.

В Феврале - Марте 1945 года советские войска вели напряжённые бои с гарнизоном окружённой крепости Глогау. 21 Марта отважный воздушный воин одержал свою последнюю победу. Вот как описывает тот самый момент в своей книге "На взлёте", популярный совдеповский лётчик - истребитель Герой Советского Союза Александр Фёдорович Семёнов, бывший в ту пору командиром 322-й истребительной авиационной дивизии:

"Как - то я стал свидетелем такого эпизода. Наблюдатели обнаружили на подходе к аэродрому двух "Фокке - Вульфов". В тот миг начальник 937-го полка Герой Советского Союза Подполковник Ф. М. Косолапов находился подле своего самолёта. Он моментально вскочил в кабину, запустил мотор и взлетел. Разогнав максимальную прыть, лётчик сблизился с немецкими самолётами и энергичным маневром вышел в хвостище ведущему. Последовал залп из всех пушек, и тот, объятый пламенем, врезался в землю на окраине аэродрома.

По уцелевшим документам удалось определить, что сбитый "Фоккер" пилотировался Полковником немецких ВВС, награждённым Рыцарским крестом. Я совместно с начальником политотдела А. В. Нарыжным от души поздравил Косолапова с победой. Поздравляли его и другие, а он только улыбался застенчиво: ничего, мол, особенного не сделал, простой боевой вылет. Мы, при всем при том, были иного мнения: провести так блестяще воздушный махач с многоопытным противником по плечу только виртуозу".

Это был 20-й сбитый им германский самолёт.

К концу войны Подполковник Ф. М. Косолапов совершил рядом 300 успешных боевых вылетов. От рядового лётчика до командира полка прошёл он боевой дорога. Участвуя в 33 воздушных боях, сшиб 11 вражеских самолётов лично и 9 - в группе. ( Н. Г. Бодрихин в своей книге "Советские асы" указывает на 18 личных и 6 групповых побед, одержанных в 50 воздушных боях ).

После окончания войны Филипп Макарович продолжал служить в ВВС. В 1955 году удачно окончил Военно - Воздушную академию. В 1957 году вышел в припас в звании Полковника. Жил в городе Чернигове.

Так же читайте биографии известных людей:
Филипп Лютиков Filipp Lutikov

В течение ряда лет Ф. П. Лютиков был депутатом Краснодонского городского Совета депутатов трудящихся, возглавлял родительский комитет школы 4, где..
читать далее

Филипп Киркоров Filipp Kirkorov

Этого человека любят и ненавидят. Его манеру одеваться называют идиотской или изысканно-восхитительной. Все его поступки рассматривают как с точки..
читать далее

Филипп Вольтер Filipp Volter

Один из наиболее выдающихся французских актеров современности, Вольтер славно известен по фильмам Двойная существование Вероники (The Double Life of..
читать далее

Филиппо Брунеллески Philippo Brunelesky

Филиппе считал, что он окружен врагами, завистниками, предателями, старавшимися его обойти, обмануть, обокрасть. Было ли так на самом деле, сказать..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий