Известные люди

»

Фотий Морозов

Фотий Морозов Fotiy Morozov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 27.12.1919
Гвардии старший лейтенант Ф. Я. Морозов совершил 432 боевых вылета, в том числе 184 на ведение разведки. В 52 воздушных боях сбил лично 9 и в группе 5 самолётов противника. При штурмовке уничтожил большое количество военного снаряжения, живой силы и техники противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 27 Декабря 1919 года в деревне Сухая Орча, в настоящий момент Ржевского района Тверской области, в семье крестьянина. В 1925 году совместно с родителями приехал в Москву. Окончив 8 классов средней школы, поступил в ФЗУ завода "Красный пролетарий". С 1937 года работал на этом же заводе слесарем - сборщиком. Без отрыва от производства окончил аэроклуб Ленинского района Москвы. По путёвке комсомола был направлен в Борисоглебское военное авиационное училище. С 1940 года служил в разведывательном авиационном полку.

С Июня 1941 года в действующей армии. Воевал в составе 6-го ИАП, и 31-го ГвИАП ( до Ноября 1942 года - 273-й ИАП ) и 85-го ГвИАП. Участвовал в боях на Юго - Западном, Сталинградском и Южном фронтах, сражался в небе Крыма. Освобождал Румынию и Польшу, Чехословакию и Венгрию. Командовал звеном, после этого эскадрильей.

К Июлю 1943 года заместитель командира эсадрильи 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная вс, Южный фронт ) Гвардии старшой лейтенант Ф. Я. Морозов совершил 432 боевых вылета, в том числе 184 на ведение разведки. В 52 воздушных боях сшиб лично 9 и в группе 5 самолётов противника. При штурмовке уничтожил большое численность военного снаряжения, активный силы и техники противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В Ноябре 1944 года осуждён военным трибуналом за уголовное правонарушение и разжалован в рядовые. Вэтого выполнил 887 ( по другим источникам - от 857 до 875 ) успешных боевых вылетов. Проведя рядом 100 воздушных боёв, сшиб 16 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами. 7 раз был ранен.

После войны судимость была снята, продолжал службу в ВВС. С 1965 года Полковник Ф. Я. Морозов - в запасе. Жил в Ленинграде. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 8 Января 1984 года.

* * *

О своих фронтовых буднях, о встречах в воздухе с вражескими лётчиками Фотий Морозов позже войны вспоминал:

- Это были крайне трудные дни. На всю бытие мне запомнился махач над селом Червиная Троица. Мы сопровождали тогда бомбардировщиков. Прямым попаданием зенитного снаряда пробило плоскость моей машины. Я получил немного осколочных ранений. В это время меня штурмовали 6 "Мессеров". На подбитой машине, истекая кровью, я принял неравный мордобой. Немцев было в 6 раз больше, но моя свобода к победе оказалась непреоборимой силой. Затем я сражался в небе Сталинграда и над Днепром, добивал врага в Вене, а над Прагой сшиб концевой по счету - 21-й фашистский самолёт.

Из этого краткого рассказа мы узнаем и о боевом пути лётчика, и о его характере. Полёты проходили ( а их совершено, по различным источникам, от 875 до 887 ) днём и ночью, в любых погодных условиях. Трижды Морозов бился в небе раненым и трижды, выйдя победителем, приводил самолёт на базу. Вэтого лично и в составе группы он сшиб 21 вражеский самолёт. Не подсчитано точь-в-точь, сколь он уничтожил за войну техники и активный силы противника при штурмовках. А ибо он был отличным штурмовиком.

В юности Фотий Морозов любил под вечерок приспевать на Красную площадь. В ясном зареве заката загадочно горели рубиновые звёзды Кремля. Чудилось, что они сделаны мастерами - кудесниками. И только через навалом лет, уже будучи Героем Советского Союза, Ф. Я. Морозов узнал, что диво - стеклышко рубиновых звёзд сотворили такие же рабочие руки, какие были у него, слесаря - сборщика московского завода "Красный пролетарий". Слово "красный" всю бытие сопутствовало ему: алый галстук, Красная площадь, "Красный пролетарий", Красное полотнище стяга. Красный цвет - символ революционной борьбы, созидания и мужества. Он объединял людей, воодушевлял на подвиги, вёл к победе и в годы Великой Отечественной войны.

22 Июня 1941 года застало Младшего лейтенанта Фотия Морозова на полевом аэродроме в Западной Украине. Здесь он узнал из объявления по радио, что Германия вероломно напала на Советский Союз. В память врезались слова: "Наше занятие правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами".

И уже в начальный день войны он вкупе с другими лётчиками поднялся в воздух и атаковал вражеские бомбардировщики.

Виражи и боевые развороты. Стремительные атаки. Короткие пулемётные очереди...

Сбил ли Фотий Морозов в основополагающий день войны вражеский самолёт ? Ответить на тот самый вопросительный мотив тяжко. Важно другое: он не дрогнул, не растерялся. И, более того получив в бою с "Юнкерсом" лёгкое пулевое ранение в голову, не ушёл в медсанбат, а, наскоро перевязав рану, остался в кабине истребителя.

"Конечно, - писал Морозов в биографии, - я тогда не являлся ещё в полном смысле полноценным лётчиком - истребителем. Отсутствовал утилитарный навык, не хватало гибкости тактического мышления".

Практический навык. Гибкость тактического мышления. Динамика воздушного боя... Откуда им было приняться ? Давно ли окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков ? 9 - 10 месяцев вспять. Давно ли в истребительном авиаполку ? Вэтого полгода. Не невзначай о лётчиках говорят, что их крылья крепнут в полёте. В справедливости этих слов Фотий Морозов убедился и на собственном примере. Каждый боевой вылет, каждая саммит с врагом вооружали знаниями и верой в силу своего оружия.

В кругу друзей Фотий Морозов уже позже войны не раз говорил:

- Меня зачастую называют асом воздушного боя. Но в прошлом чем подняться на ступеньки мастерства, я получил в боях 6 лёгких и 1 тяжёлое ранение.

Победы и поражения лётчик оплачивал кровью. Его сбивали, а он вновь возвращался в полк и сызнова поднимался в воздух навстречу врагу. Поражения не расслабляли, а закаляли. Победы воодушевляли. Об этом убедительно свидетельствует и хроника фронтовых будней:

16 Февраля 1942 года. Лейтенант Морозов выполнял особое поручение командующего ВВС Юго - Западного фронта. При видимости 500 метров, на высоте 100 - 150 метров, а после этого и на бреющем полёте произвёл разведку аэродромов противника. Установил визуально, что на них базируется до 150 двухмоторных самолётов. Последовал массированный потрясение советских штурмовиков. В тот же самый-самый день разведданными было подтверждено, что на аэродромах взорвано и сожжено немного десятков "Юнкерсов" и "Хейнкелей" ( некоторые источники датируют тот самый момент 16 Июня 1942 года ).

3 Мая 1942 года. Лейтенант Морозов командовал группой самолётов из 6 "Яков" и 6 "Илов". Курс держали на Азовское море для уничтожения судов, шедших с ценными грузами и активный силой противника из Таганрога в Мариуполь. Предполагали повстречать единственный караван, а в намеченном квадрате их оказалось два. Решение созрело моментально: "Илам" штурмовать первостепеннный, больше бессчетный караван, а "Якам" - второй. Прикрыв боевую работу авиагруппы над целями надёжной парой "Яков", Морозов кинул истребители и штурмовики в атаку. И хотя враги яростно отстреливались, сильно маневрировали и поставили дымовую завесу, ничто не могло стопануть атакующих. Вода от разрывов вскипала бурунами и захлестывала палубы шхун. Переворачивались катера, корежились баржи, горели плавучие цистерны с горючим, падали в свинцовые волны ошалевшие от страха и ужаса солдаты. На тот самый раз отчего - то никто не пришёл к ним на поддержка - ни "Мессеры", ни сторожевые суда береговой охраны. В том налёте наши лётчики потопили 2 катера, 5 шхун, 1 баржу, уничтожили 2 цистерны с горючим, до роты служивый противника.

3 Июня 1942 года. Лейтенант Морозов прикрывал девяткой "Яков" группу самолётов из 6 Ил-2 и 5 Су-2. Они наносили потрясение по скоплению Ме-110 на одном из аэродромов противника. Как только Су-2 отбомбились, начали штурмовку Ил-2. Уцелевшие "Мессеры" начали взлетать. Фотий Морозов, не раздумывая, дал "Якам" команду штурмовать. Немцев сбивали прямо на взлёте. Самолёты падали и взрывались. Весь аэропорт окутался огнём и дымом. У ангаров, на заправочных площадках, на взлетных дорожках и у штабных домиков царили неразбериха и паника. "Яки" сшибли 3 Ме-110, из которых 1 был на счету Лейтенанта Фотия Морозова.

Хроника фронтовых будней... Она сберегла для нас драгоценные штрихи и детали минувшей военной страды. Но более того и она не в состоянии передать все перипетии борьбы с немецко - фашистскими захватчиками на земле, на воде и в воздухе. Бои не прекращались ни днём, ни ночью. Шли они и у стен Сталинграда. Трудно, весьма нелегко было нашим бойцам и командирам выдерживать напор отборных немецких войск, громады огня и железа. Грудью, пламенными сердцами, жизнями своими преграждали они дорога врагу, стояли насмерть на рубежах, не сдавали своих позиций. Врастали в мёрзлую землю, в каменные стены домов, в крутые берега Волги.

Именно по Сталинградом Фотий Морозов вступил в парти. Решение это возникло у него не ненароком. И октябрёнком, и пионером, и комсомольцем - он неизменно числил себя помощником партии. Брал образец с отца, рабочего - краснопролетарца, коммуниста Ленинского призыва. Яков Николаевич был её верным и преданным борцом. Ходил в ударниках цеха, выступал застрельщиком многих патриотических починов. Приобщал и сына к участию в субботниках и воскресниках. Горой стоял за рабочую честь и за честь партии рабочего класса. По её призыву в 1941 году вступил в народное ополчение и погиб, защищая Москву.

О смерти отца Фотий Морозов узнал из письма матери перед вылетом на воздушную разведку. Как - то посерьёзнел сию минуту 23-летний начальник звена. Стал собранней и молчаливей. И решил, что спрос у него с врагов за кончина отца будет по большому счёту.

Из всего лётного состава полка Фотий Морозов выдавался мастерством воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня. Для их выполнения требовался не несложно лётчик, а лётчик из лётчиков. Морозов обладал особым чутьём, разрешено проговорить, врождённым. Расшифровывал ландшафт с каждый высоты полёта. Сказывались аналитический ум и острый зрачок слесаря - сборщика высокой квалификации. Не пропали даром увлечение топографией и черчением, занятия в кружке фотолюбителей. И всё это при одобрении и поощрении отца, тот, что, не жалея времени, возился вкупе с сыном при проявлении плёнки и отпечатке снимков.

Комэск был лучшим разведчиком полка. За 2 года войны он произвёл примерно 200 высокорезультативных разведок. В 80 - 85 процентах вылетов он возвращался на аэровокзал с фотоснимками целей. Как отметил начальник полка, "его сведения всю дорогу правдивы, точны по времени". Как это достигалось ? Когда требовалось, Морозов, презирая конец, высматривал и фотографировал вражеские цели на бреющем полёте. В тылу противника, выявив скопление фашистских войск, Морозов обязательно снизится и обстреляет двигающиеся по дорогам колонны, внесёт панику в стан врага. А зачастую встречались при этом непредвиденные бои в воздухе.

На фронте без малого ни одного полёта на воздушную разведку не обходилось без фотографирования вражеских объектов: железнодорожных узлов, аэродромов, складов с горючим и боеприпасами, танковых колонн, речных и морских портов, переднего края обороны, передвижения войск на марше. На всё это по - снайперски нацеливался Морозов и фотографировал, осыпаемый дождём осколков от снарядов вражеских зениток. Не раз и не два висел на волоске от смерти и оставался живым, неизменно возвращаясь с отснятой кассетой на близкий аэропорт.

Когда наступили тяжёлые бои на реке Миус, появилась срочная надобность разведать возвышавшуюся над всей местностью крепость Саур - могилка. Решили, что лучше всего это сделает Старший лейтенант Фотий Морозов. Прошёл, как говорится, пламень и воду. И всем смертям назло жив, здоров, летает. Сопровождает "Илы", ведёт воздушные бои с "Мессерами". 48 вылетов сделал только на штурмовку аэродромов и войск противника. Уничтожил 2 катера, 5 шхун, 1 баржу, сжёг 28 грузовых и легковых автомашин, 6 самолётов, до 30 вражеских боец и офицеров.

Удача это или везение ? И то и другое не отрицалось лётчиками на фронте. Но главное, конечно, мастерство, мужество, стойкость и ненависть к врагу. И когда начальник полка предложил Фотию Морозову "прочесать" Саур - могилу на Миусе, он, не раздумывая, сел в кабину самолёта и поднялся в воздух.

Над Миус - рекой плыл плотный утренний туман. Тишина куда ни кинь стояла зловещая, вроде перед грозой. Стоило явиться над передним краем самолёту Фотия Морозова, как Саур - могилка ожила, засверкала огненными точками. "Як" лёг на боевой вектор движения. Лётчик включил фотокамеру и начал отдавать по радио: "Отметка 131 - рассредоточено до 40 танков и 20 автомашин. Отметка 132 - у хутора до 15 танков. Отметка 133 - в колонне до 40 танков и 100 автомашин. В пункте "К" - до 60 автомашин с пехотой и артиллерией. Западнее пункта "В" - до 15 танков и автомашин".

По скоплениям активный силы и техники противника ударила советская артиллерия, нанесли бомбовый потрясение "Петляковы". Саур - могилу начали обрабатывать штурмовики. После них, сопровождаемая могучим "Ура !", пошла на высоту пехота. Гвардейцы 991-го стрелкового полка проникли на Саур - могилу, уничтожили её огневые точки и держались до подхода основных сил наступавших войск.

- Говорю с Саур - могилы, - доложил Подполковник Свиридов в штаб дивизии. - Мы на высоте.

Тем, что Гвардейцы оказались на высоте, они во многом были обязаны мастеру воздушной разведки Старшему лейтенанту Фотию Морозову. Ещё не раз и не два появлялся он над "Миус - фронтом", корректировал пламень наших артиллеристов, фотографировал танковые колонны и вёл воздушные бои с истребителями противника.

И опять фронтовая хроника.

27 Июня 1943 года. Морозов корректировал жар артиллерии в районе высоты Саур - могилка. После двух залпов заметил прямое попадание снарядов во вражескую батарею и укрытие личного состава. Уточнил артиллеристам координаты. Они открыли пламень и посредством 2 - 3 минуты уничтожили на все сто вражескую батарею и землянку с прислугой.

На снимке слева - Фотий Морозов у своего разрисованного "Яка". Хвостовой стабилизатор обвивает змея, а на фюзеляже изображена девица с транспорантом "Польша", которая приветствует советского солдата.

1 Июля 1943 года. Морозов выполнял боевое поручение по разведке аэродрома противника. Встретил мощный зенитный пламень, снизился до предельно малой высоты и сфотографировал вражеские самолёты.

17 Июля 1943 года Морозов летел над рекой Миус. На её западном берегу обнаружил до 20 танков и 60 автомашин противника. Вызвал по радио штурмовиков.

На железнодорожной станции Матвеев Курган Морозов обнаружил 5 вражеских эшелонов, любой из которых насчитывал по 30 - 40 вагонов. Лётчик вызвал по радио бомбардировщиков, снизился до бреющего полёта и обстрелял паровозную команду маневрировавшего на путях эшелона.

Лишь за 4 фронтовых дня Старший лейтенант Фотий Морозов произвёл 17 успешных боевых вылетов на разведку в интересах армейского командования. Провёл 4 воздушных боя и лично сшиб 2 "Мессера".

К Июлю 1943 года на боевом счету лётчика значилось 432 боевых вылета, из них 184 - на воздушную разведку. Он провёл 52 воздушных боя. Сбил 9 вражеских самолётов лично и 5 - в группе со своими товарищами. В конце Сентября 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Звание Героя ко многому обязывало. Фотий Морозов сильно это понимал и воевал по сути дела за четверых: за перехватчика, разведчика, штурмовика и корректировщика артиллерийского огня. Кроме того, сам же был на истребителе и штурманом. В полку его называли многоцелевым лётчиком. Какой же силой воли, интуицией, реакцией и классом лётного мастерства обладал дядя, если мог в одном полёте исполнять весь комплекс сложнейших боевых задач ! На него полагались, ему доверяли, знали: таковой не подведёт, не уступит врагу без боя воздушной дороги.

Как - то раз Фотий Морозов вылетел в паре на разведку войск противника. Шли на высоте 3500 метров. Под ними проносились реки, носились серые, под воробьиный цвет, избы, купола дряхлых церквей посреди них. И как гром среди ясного неба спереди, на горизонте, появились два Ме-109 под облаками. Хорошо, что у Морозова оказалось превосходство в высоте, и он под прикрытием ведомого без промедления ринулся в атаку. Немцы, видимо, запоздали с контрманевром. Удар Морозова пришёлся по кабине и мотору "Мессер". Длинная пулемётно - пушечная очередность решила судьбу врага с первой же атаки.

Второй Ме-109 не вышел из боя, не бросился наутёк, как это нередко случалось. Морозов осмотрелся по сторонам. Предчувствие его не обмануло: на подмога потерпевшим спешили ещё 5 "Мессеров". Продолжать с ними махач не имело смысла. Он и без того длился уже 22 минуты. Горючее в баках на исходе, его, не возбраняется вымолвить, в обрез, чуть-чуть хватит до аэродрома дотянуть. Молниеносным маневром "Яки" перешли на бреющий полёт, произвели фотографирование танковой колонны на марше и успешно вернулись к своим.

В часы, свободные от полётов, Морозов любил покрутить патефонные пластинки, слушал музыку, подолгу любовался утренним восходом солнца, радовался птичьему гомону. Он спешил существовать, хотел познать многое, дорожил дружбой. Но главным для него оставалось небосвод, где в каждом боевом вылете во всей полноте раскрывался его виртуозный дар бойца и разведчика.

20 Июля 1943 года ведомым у Морозова шёл сержант Моцевой. Задание - фоторазведка опорных пунктов противника Мариенгейма и Густофельда в полосе наступления Гвардейского стрелкового корпуса. Когда достигли высоты 2000 метров, встретили двух "Мессеров". Одновременно увидели под собой колонну вражеских танков на заправке. Морозов сразу передал ведомому: "Прикрой !", а сам лёг на боевой вектор движения и стал фотографировать немецкие танки. В это время подоспели ещё 2 Ме-109. Прервав фотографирование, Старший лейтенант Фотий Морозов кинул "Як" в атаку. Под ракурсом 3 / 4 дал длинную очередность и поджёг Ме-109. Тот, видимо, какое - то время боролся с огнём, а опосля устремился вниз и врезался в землю. Второго "Месса" подбил сержант Моцевой.

- Продолжай прикрывать ! - передал Морозов ведомому.

Едва Морозов успел завершить фотографирование целей, как опять пришлось вступить в мордобой с двумя Ме-109. И сызнова боевые развороты, горки и виражи. Снова охота за врагом на вертикалях, за облаками и в облаках. Надрывный рёв моторов. Короткие пушечные и длинные пулемётные очереди. Напряжение воли, проявление характера, бдительность, мастерство и едва-едва - чуток удачи. Две атаки - и ещё единственный "Мессер" отлетался в советском небе.

Так Морозов и разведку провёл, и 2 "Мессера" сшиб.

В дальнейшем Морозов отважно защищал поля Украины, небеса Крыма, освобождал Польшу и Румынию, Чехословакию и Венгрию.

В Ноябре 1944 года Майор Ф. Я. Морозов был осуждён военным трибуналом за уголовное правонарушение и разжалован в рядовые. Вспоминает бывший лётчик - истребитель 31-го Гвардейского ИАП Григорий Васильевич Кривошеев:

"Командиром 3-й эскадрильи был Герой Советского Союза Фотий Яковлевич Морозов. Это был только бывалый лётчик. Мы его называли "Мустафой" - был этакий персонаж в фильме "Путёвка в жизнь". В Ноябре 1944 года на месячную практику прислали к нам инструкторов. В 3-ю эскадрилью попал какой - то Капитан. Стал выкаблучиваться: "Это не так, это неправильно, в Уставе так - то написано". Вылетов 10 сделал и вообще воспрял. На какой - то пьянке, причём проходившей без Фотия, этого Капитана, обозлившись, избили, потом чего он умер. Фотий, как комэск, взял вину на себя и получил 10 лет, но позже вердикт смягчили, разжаловали в рядовые и оставили в полку, в нашей эскадрилье. Командующий армией Вершинин принял такое решение: "Раз тебе дали 10 лет, собьёшь 10 самолётов - снимем судимость". А занятие уже под финал войны было. Так вот все, с кем он летал, свои сбитые писали на него. Ведь для нас он был бог, более того рядовым. Мы же понимали, кто он и кто мы. Я с ним вылетов 10 - 15 сделал, сбивал. Так что к концу войны 10 самолётов набрали, и его возродили комыском, вернули звание Майора".

Вэтого за годы войны он произвёл больше 850 боевых вылетов и сшиб 21 вражеский самолёт. Последним был "Фокке - Вульф - 190".

Войну начинал рядовым лётчиком, а закончил её командиром авиационной эскадрильи, Гвардии майором. Родина отметила его героические подвиги двумя орденами Ленина, медалью "Золотая Звезда", двумя орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и многими медалями.

Так же читайте биографии известных людей:
Фра Беато Анджелико (Фра Джованни да Фьезоле) Fra Beato Angelico

В его произведениях сочетались глубокое религиозное содержание и изысканность стиля; готическая живописная традиция и черты нового искусства..
читать далее

Франк Гири Frank Gehry

При оформлении экспозиции Музея искусства в Лос-Анджелесе Гири впервые использовал фанеру, рифленое железо и деревянные распорки, которые станут..
читать далее

Франк Ауэрбах Frank Auerbach

Помимо написания портретов Франк Ауэрбах(Frank Auerbach) занимался декорированием различных помещений. Он является автором дизайна британского..
читать далее

Франк Капра Frank Kapra

В 30-е гг. стал одним из ведущих деятелей американского кино, поставив фильмы: Леди на день (1933),Это случилось однажды ночью (1934), Мистер Дидс..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий