Известные люди

»

Франческо Растрелли

Франческо Растрелли Francesco Bartolomeo Rastrelli Карьера: Архитектор
Рождение: Франция» Париж, 1700 - 21.4
Франческо Растрелли - русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств. Родился в 1700 году в Париже.Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником. Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было сооружение с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Как фиксируют исследователи творчества Франческо, это была ещё ученическая служба. Тем не менее, в компоновке объемов чувствовался гений ученика. Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает план каменного дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и план нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли начал к сооружению в Московском Кремле деревянного дворца, немного позже перенесенного в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.

По-настоящему дар Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны. Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года: выстроить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и подходящий манеж. С этим заданием он благополучно справляется. Осенью 1734 года Бирон снова призывает к себе архитектора для того, чтобы доверить ему возвести замок в Курляндии в Руентале - день закладки дворца - 24 мая 1736 года.

После переворота 1740 года, тот, что осуществил Миних в пользу Анны Леопольдовны, матери Иоанна VI, Растрелли было приказано кончить все работы в Курляндии и спешно пожаловать в Петербург. Миних, тот, что ныне стал первым министром возложил ему отгрохать для новой правительницы Анны Леопольдовны русский Версаль в Летнем саду. В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил план нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.

В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, тот, что привел на высочайший трон дочка Петра I Елизавету Петровну. Новое царствование для Растрелли вначале не предвещало ничего хорошего. В первые два месяца о нем никто не вспоминал. Затем от него потребовали объяснений, отчего он числится обер-архитектором. В добавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказов итальянцу не дарить. Всеми архитектурными делами сейчас стал заправлять Земцов, славно знавший Растрелли и пытавшийся всячески притянуть его к работе.

Елизавета Петровна жаждала располагать собственные пышные дворцы и вынуждена была обратиться к Растрелли. Весной 1744 года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку Летнего дворца, а сквозь немного месяцев - продолжить возведение Аничкова дворца, начатого ещё Земцовым.

В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. Растрелли не пришлось завершить сооружение собора: в 1757 году сооружение (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века. Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли получает новое приказание императрицы Елизаветы Петровны - активизировать сооружение Верхних палат в Петергофе.

После поездки в Петергоф и тщательного изучения состояния дворца Растрелли представил царице свой план, тот, что в марте 1746 года был утвержден. Окончательный план Растрелли был утвержден 7 апреля 1747 года. Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил посредством три года. Растрелли выполнил кроме того проекты декоративного убранства интерьеров. На это ушло ещё пять лет.

15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервой устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к значительно больше значительному и цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Седва начались в 1748 году. Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752 года Растрелли начал к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.

По своему внутреннему убранству Екатерининский дворец представлял собой, бесспорно, одно из самых замечательных дворцовых зданий мира. 16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, в свое время чем был бесповоротно утвержден четвертый по счету план Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.

В июле 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства, при этом императрица рассчитывает на срок в два года. 25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Новый император Петр III приказал по-военному стремительно отделать дворец к 6 апреля 1762 года. Удивительно, но за эдакий маленький промежуток времени удалось отделать возле ста комнат, театр, церковь и галерею.

Дворец - маковка русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Как это ни парадоксально, но как раз Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали одаривать заказы, считая, что его манера барокко стал немодным. Обер-архитектор просит вручить ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает надлежащий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что еще раз вернется к работе. Но за время его отсутствия обстановка ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает заключение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.

В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сынуля Эрнста Иоганна Бирона Петр, тот, что ныне управлял всеми делами, дал осознать, что хочет брать молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли.

В феврале 1769 года Растрелли сызнова отправляется в Италию с коммерческой целью - приобрести там картины итальянских живописцев с тем, чтобы после этого перепродать их в Петербурге. Нет никаких сообщений, сколь удачной была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.

Так же читайте биографии известных людей:
Франческо Альбани Francesco Albani

АЛЬБАНИ Франческо(1578 1660 гг.)(Albani, Francesco).
читать далее

Франческо Гварди Francesco Guardi

Его пейзажи основаны на непосредственных впечатлениях и наблюдениях.
читать далее

Франческо Пармиджанино Franchesko Parmidjanino

Франческо Пармиджанино (Parmigianino; собственное Маццола, Mazzola) родился 11 января 1503 года в Парме, умер 24 августа 1540 года в Касальмаджоре,..
читать далее

Франческо Тотти Totti Francesco

Франческо Тотти - итальянский футболист, атакующий полузащитник и нападающий. Родился 27 сентября 1976 года.С 1992 года Франческо Тотти является..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий