Известные люди

»

Фридрих Хундертвассер (Стовассер)

Фридрих Хундертвассер (Стовассер) Fridensraih Hunderwasser Карьера: Архитектор
Рождение: Австрия, 15.12.1928
Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники. Эксцентричный, на все руки мастер, провокатор, фанатик, космополит в творчестве и по жизни, бродяга и артист. И не по чуть-чуть, а на полную катушку. В общем, человек-оркестр.

Источник информации: журнал "Культ Личностей", сентябрь/октябрь 1999.

Дом Хундертвассера в Вене (он так официально и называется в путеводителях) - представление невиданное. Даже не жилище, а спектакль, какой-то средневековый миракль и мейерхольдовское ревю в одном флаконе. Расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как первейший ингредиент декора, нет двух окон одинаковой формы и размера, неровные стены, полы, напоминающие лесную тропинку. И все это в обрамлении безумно-буйной растительности всех оттенков зелени. Прямо как в сказке "Ганс и Гретель": стены были из печенья, крышу покрывал пряник, а окна были из леденцов. Это муниципальное жилье - из самых дорогих в австрийской столице, но когда Дом закончили в 1986 году, от желающих поселиться в нем отбою не было.

Хотя, говорят, не все жильцы выдерживают длительно. Во-первых, вечно видят под окнами пялящихся путешественников, во-вторых, устают, по-видимому, от неровных полов, в особенности с похмелья. Все зависит от того, кто побеждает в душе квартиросъемщика - эстет или обыватель.

Репутация Хундертвассера - богатого и вызывающего художника - справедлива и поверхностна в то же время. Да, он владеет виллами в Нормандии, Венеции, Австрии и Новой Зеландии. В самом деле, отчего бы художнику, придумавшему дизайн новозеландского флага, не обзавестись недвижимостью в Южном полушарии? На крыше Музея современного искусства (KunstHaus) в Вене, такого же веселого, безумного и цветастого, как Дом имени себя, Хундертвассер построил пентхауз, где проходит его частная существование. Правда, делится она в равной степени между полностью респектабельным старинным венским домом, Францией, Италией и милыми его сердцу экзотическими странами.

Все началось полвека вспять, когда двадцатилетний юноша из еврейской семьи, от которой потом 1943 года без малого ничего не осталось, путешествуя по Италии, сменил собственное имя Фридерик Стовассер на больше интернациональное и эстетичное - Фриденсрайх Хундертвассер. Он успел проучиться всего три месяца в венской Академии изящных искусств у профессора с символическим именем Робин Христиан Андерсен, испытал воздействие художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле и укатил в долгое турне. Сменяли дружбан друга города северной Италии, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция. В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но следом первого же дня кинул занятия. Он создал свой оригинальный графический манера, аналогичный на безумные воронки "Звездной ночи" ван Гога и рушащиеся церкви Аристарха Лентулова. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю существование его любимой темой, формой и содержанием. Он рисовал эти бурные, красочные водовороты со страстью и упоением. Сейчас, уместно сказать, графические работы Хундертвассера занимают почетный этаж в KunstHaus. Он увлекался теорией трансавтоматизма, был мало сюрреалистом, кот наплакал абстракционистом, не избежал влияния орнаментов и извивов архитектуры Гауди, но главное - в лучшем виде усвоил все открытия русского авангарда 20-х годов от Филонова до конструктивистов. Хотя, когда видишь золотой купол над Домом или глазурованные разноцветные колонны у входа, почему-то вспоминается собор Василия Блаженного.

В любви в те далекие годы был несчастлив. Дважды женился - единственный раз в Гибралтаре, прочий - в Японии. Первый брак продержался два года, второй - пять. Зато ныне именитый на весь мир семидесятилетний художник неизменно появляется куда ни кинь в сопровождении юных девушек. Подруги зачастую меняются, что вызывает завидущая жаба и любопытство коллег и деловых партнеров. Хундертвассер завсегда носит разные носки. Об этом вам расскажет любой обитатель Вены - с восторгом или с презрением.

Он долгие годы эпатировал культурную общественность экстравагантными выходками. Вместе с художниками Эрнстом Фукстом и Арнульфом Райнером создал универсальную академию всех творческих сфер "Пинторариум"; читая лекции в гамбургской Академии изящных искусств, неотступно рисовал сообща с Базоном Броком и Хербертом Шульцем "Бесконечную линию" - в результате вектор движения лекций закончился скандалом. Сочинил манифест "Право на третью кожу", тот, что обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. Второе "голое" выступление с манифестом-бойкотом называлось "Loose from Loos". Кажется, в третий раз он устраивал мужеский стриптиз перед тогдашним главой администрации города Вены во время борьбы за план своего Дома. Если учитывать, что главой администрации города была дама, это уже смахивает на легенду. Хотя чем Хундертвассер не шутит.

Начал разрабатывать авторский дизайн фасадов, декларируя экологическую бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были постоянно крайне важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. Он с радостью принимался за все, делал эскизы почтовых марок и сильно в этом преуспел, так что в 1997 году получил гран-при филателистов Германии. Фильм о нем показывали в Каннах; первым посреди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры.

Родина начала гордиться своим художником и устроила выставочный тур "Австрия представляет Хундертвассера континентам". Он начал с Парижа и промчался по Люксембургу, Марселю, Каиру, побывал в Нью-Йорке и Бостоне, заскочил в Тель-Авив, Варшаву, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар... Можно смело забирать географическую карту и повсеместно становить крестики: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Будапешт, Ганновер, Бруклин, Мэриленд... Хундертвассер ни в жизнь не был в России, а жаль. Здесь бы его графика наверно прижилась, он увидел бы воочию объекты своего вдохновения и главное - нашел бы аудиторию для своих экологических призывов, если бы, конечно, выдержал загазованность нашего воздуха.

Философия этого гражданина мира и заступника активный природы эффектнее всего иллюстрируется дизайном созданного им Флага мира для Ближнего Востока, на котором соседствовали зеленый арабский полумесяц и голубая звездочка Давида на белом фоне. Сопровождало флаг издание Манифеста мира. Открытый всем народам, Хундертвассер рисовал почтовые марки для республик Сенегал и Берег Слоновой Кости. В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию супротив ядерного вооружения. "Человек и натура должны существовать в гармонии", - декларировал Хундертвассер.

Он считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы править рукой художника. В былые времена сказали бы, что это Муза. "Конечно, идиотская мысль, но вдохновляет", - усмехается художник. Он не признает амбиций словно бы силы воли, образованности и перфекционизма. "Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде". Его энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на формирование современного искусства и на заботу об облике города. Он удостоен Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли Штирия, с которой его связывает единственный из самых громких проектов последних лет.

В местечке Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных источника. В этом регионе подобное - не редкость, так что разочарованные геологи закопали кипящие струи назад и залили все бетоном. Но местные власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено соорудить оздоровительный середина.

Как раз незадолго до этого Хундертвассер придумал модель "Катящихся гор". Ее-то он и воплотил в строительстве термального комплекса. Бад Блюмау превратился в уникальное произведение искусства. Несколько корпусов отеля построены в узнаваемой, так любимой некоторыми и ненавидимой другими, манере. Окошки домиков - как водится, разных размеров и форм - бессистемной россыпью оживляют и без того забавные фасады. При входе на территорию отеля стоят три источника (и три составные части?) - фонтан-трио фаллической формы, бьющий ключом. Все здания вписаны в причудливый здешний ландшафт, потому крыши строений зеленятся травой и кустарниками, дома как бы выбираются из-под земли, не нарушая ее естественного покрова. Так работает принцип гармоничного союза человека с природой, тот, что Хундертвассер проповедует на словах и реализует на деле.

В родное время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на самоопределение. Он говорил о том, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, что каждое окно-индивидуум имеет право на свою собственную бытие. Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон. Все свои лукавые декларации художник открыто воплотил в бытие. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где натура и мужчина встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества. Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника. В бесконтрольной неправильности его линий ощущалась тяга к приключениям, принадлежность к волшебной стране, где соблюдаются права окон и деревьев, где полы не дают соскучиться в своей неровности, а крыши зарастают буйной растительностью. Где краса в широком смысле не имеет препятствий.

А понятие красоты в творчестве художника-фантаста весьма обширно. Он не считает зазорным приниматься за то, от чего всякий мэтр шарахнулся бы. Казалось бы, что ещё нужно удачливому архитектору и известному на весь мир графику? А нужно ему в ничтожной ерунде, как, к примеру, дизайн жетонов для казино, видать художественную ценность. К слову, казино в Австрии всего ничего, шестнадцать штук, так что коммерциал это заметный и престижный. Поэтому и жетоны Хундертвассер делает не простые, а художественные. С теми же чувствами он берется за дизайн телефонных карточек (привет коллекционерам), почтовых марок и плакатов. Хундертвассер увлекается собственным проектом Библии и также разрабатывает внешний дизайн для "Боинга В 757" германских линий "Кондор". Он строит летние деревни, рынки, оформляет книжные обложки для библиоклубов. Его произведения щедро разбросаны по миру. В Токио установлена инсталляция "Памятник часам XXI века". Если вас забросит в Португалию, на Восточном вокзале Лиссабона вы остановитесь перед грандиозным панно из изразцов "Погружение Атлантиды". Но уж в Вену-то европейцу заехать сам Бог велел. Так что смело оставляйте богатые дворцы и музеи, Бельведер не заметит вашего отсутствия, простит вас и Отто Вагнер, автор блестящих зданий в югендстиле. Прямым ходом двигайтесь в сторону Ландштрассе, пробирайтесь через зеленые джунгли растений, садитесь в кафе примерно KunstHaus, любуйтесь разноцветным витражом и думайте о том, что бытие прекрасна.

Так же читайте биографии известных людей:
Фридрих Клопшток Fridrih Klopstock

Фридрих Клопшток - известный немецкий поэт. Родился 2 июля 1724 года.Фридрих Клопшток является одним из важнейших и выдающихся поэтов Германии...
читать далее

Фридрих Боденштедт Friedrich Bodenstedt

Боденштедт Фридрих - немецкий переводчик и писатель. Пропагандист русской литературы (перевод стихов А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, А. А. Фета и..
читать далее

Фридрих Горенштейн Fridrikh Gorenshtein

Горенштейн был мастером подробностей. Его печатали в нью-йоркском издательстве "Слово". Переводили на несколько языков. В одном из интервью писатель..
читать далее

Фридрих Дюрренматт Fridrih Durrenmantt

Родился 5 января 1921 в Конольфингене (Швейцария). Изучал литературу, философию и естественные науки в Бернском и Цюрихском университетах. В 1940-е..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий