Известные люди

»

Харитон Лаптев

Харитон Лаптев Hkariton Laptev Карьера: Мореплаватель
Рождение: Россия
Его именем названы морской берег на п-ове Таймыр, мыс на п-ове Челюскин и др. В честь Х. П. и Д. Я. Лаптевых названо одно из морей Северного Ледовитого океана.

20 декабря 1737 года Адмиралтейств-коллегия рассмотрела рапорты Беринга с приложенными к нему материалами и, не согласившись с ним, постановила продолжать картографирование морского берега в этом районе. Обоим отрядам были установлены новые сроки для выполнения работы и предписано продолжать ее "во завершение в другое или в третье лето таким же образом без малейшего потеряния удобного времени; а буде какая невозможность и в третье лето во завершение привесть не допустит, то и в четвертое лето по крайней ревности и прилежности норовить, чтоб всемерно служба была закончена".

Одновременно Адмиралтейств-коллегия утвердила новую, больше подробную и точную, инструкцию для начальников отрядов. Согласно этой инструкции, отряды должны были подготавливаться к походам заблаговременно, и разом же, как только позволит состояние льдов, не теряя драгоценного летнего времени, двигать в дорога. Начальникам отрядов предписывалось выжидать изменения ледовой обстановки прямо в тех местах, где не удастся осилить льды, и при малейшей возможности ходить дальше. Кроме того, памятка рекомендовала стопориться на зимовку может быть ближе к тем пунктам, где застигнет суда зимушка. Это должно было избавить отряды от лишней траты времени на переход вдоль уже известных берегов.

На этом же заседании Адмиралтейств-коллегия назначила начальником отряда, картографировавшего морской берег между устьями Лены и Енисея, Харитона Прокофьевича Лаптева. Дальнейшие события показали, что коллегия не ошиблась в своем выборе, направив на наиболее тяжелый участок работы экспедиции этого всесторонне образованного морского офицера, обладавшего исключительной энергией, силой воли и мужеством.

Х.П. Лаптев имел внушительный навык службы на флоте. До назначения в экспедицию он уже девятнадцать лет плавал на различных кораблях.

Но, несмотря на безупречное касательство Лаптева к своим обязанностям, работа шла у него.не гладко. В 1734 году, во время действий русского флота под Данцигом, посланный на разведку фрегат "Митау", на котором служил мичман Харитон Лаптев, был обманным путем захвачен французским флотом, выступившим за немного дней до этого на стороне врага, о чем не знал начальник русского фрегата. Все офицеры "Митау", в том числе и X. Лаптев, были преданы суду за сдачу корабля неприятелю без боя и приговорены к смертной казни. После дополнительного расследования обстоятельств дела, произведенного по решению правительства, стало ясно, что ни начальник, ни остальные офицеры фрегата не повинны в сдаче корабля французам, а оттого 27 февраля 1736 года все они были помилованы.

В 1736 году Лаптев участвовал в летнем походе Балтийского флота, а следом был послан на Дон "для изыскания удобнейшего к судовому строению места". В следующем году Лаптев был назначен командиром придворной яхты "Декроне", но узнав, что требуются офицеры для участия в Великой Северной экспедиции, попросил определить его туда. Очевидно, полная лишений бытие полярного исследователя больше привлекала Харитона Лаптева, чем спокойная и почетная работа при дворе.

В феврале 1738 года в Петербург прибыл с журналами, отчетами и картами двоюродный брат Харитона Лаптева - Дмитрий Яковлевич Лаптев - босс отряда, картографировавшего берег к востоку от Лены. Он сообщил Адмиралтейств-коллегий абсолютно новые сведения об условиях работы близ устья Лены, в частности о скоплениях льда, которые из года в год наблюдаются в одних и тех же местах и препятствуют движению судов. Дмитрий Лаптев предлагал картографировать берег на таких участках, двигаясь по суше.

Ознакомившись с рапортом Дмитрия Лаптева, Адмиралтейств-коллегия 3 марта 1738 года подтвердила родное вывод о четырехлетнем сроке работы обоих отрядов, но дала Харитону и Дмитрию Лаптевым совсем новые указания сравнительно способов выполнения задания.

Командирам отрядов предписывалось в случае, если лед не позволит окончить плавание в первое и второе лето, отослать суда с частью команд в Якутск или определить их в удобном месте на зимовку, а с остальными людьми продолжать работы, продвигаясь по берегу.

Отрядам предписывалось направлять участливость на места, в которых будет встречаться стоячий лед, предуготовлять, как в отдалении он простирается, фиксировать положение плавающего льда, его сплоченность, продолжительность нахождения у берега, а кроме того места, "где сильного препятствия ото льдов нет". Отряды должны были предуготовлять вероятность плавания в районе работ, измерять глубины, отыскивать устья рек и другие удобные места для стоянок и зимовок судов.

Решение о продолжении работ с берега в случае невозможности движения судов по морю начальникам отрядов разрешалось принять только после этого консилиума со своими офицерами.

Из Петербурга Лаптевы выехали совместно. В Казани они получили такелаж для судов, в Иркутске - провиант, вещи для подарков жителям побережья Сибири и капиталы. Харитон Лаптев потребовал, чтобы иркутская канцелярия подготовила на побережье оленей и собак на эпизод, если его отряду придется известия опись с суши, и переселила с устья Оленека в устья Анабара, Хатанги и Таймыры по две семьи промышленников, предписав им заняться заготовкой рыбы и постройкой жилищ на происшествие зимовки отряда в этих пунктах, в то же время Харитон Лаптев сообщил в канцелярию Туруханска о необходимости отправки летом 1739 года в устье реки Пясины провианта для его отряда.

В начале марта 1738 года Лаптевы прибыли в Усть-Кут, расположенный в верхнем течении Лены. Здесь для экспедиции строились небольшие речные суда. Весною, когда реченька вскрылась, на этих судах в Якутск были доставлены собственность и провиант для отрядов.

25 мая 1739 года Харитон Лаптев прибыл в Якутск. Дубель-шлюпка "Якутск" была уже готова к походу. Ее экипаж состоял из сорока пяти человек; без малого все они были участниками плавания Прончищева.

Окончательно приведя все в строй, Харитон Лаптев 5 июня повел близкое судно вниз по Лене; дощаники с провиантом отправились вкупе с ним.

В дельте Лены Лаптеву удалось выискать вход в Крестяцкую протоку и к 19 июля он вышел на взморье.

21 июля "Якутск" направился на запад к Хатангской губе, а дощаники, не приспособленные к плаванию в открытом море, Лаптев приказал новости к устью Оленека и уложить провиант в старом зимовье Прончищева.

Возле устья Оленека судно вошло во "льды великие". Дубель-шлюпка шла под парусами и на веслах, команда расталкивала льдины шестами, а подчас пробивала дорогу во льду пешнями. Через неделю, 28 августа, Лаптев добился восточного входа в пролив, отделяющий остров Бегичева от материка. Пролив был забит неподвижным льдом.

Посланному на берег для описи геодезисту Чекину показалось, что лед прижат к берегу, замыкающему залив с запада; потому он принял пролив за открытую с востока бухту, а остров Бегичева - за полуостров. Бухту нанесли на карту под названием Нордвик.

Отойдя от "бухты" Нордвик, "Якутск" направился к северу, чтобы объехать "полуостров" и зайти в Хатангский залив. Стремясь избежать сжатия льдами, прижимаемыми ветром к берегу, Лаптев завел дубель-шлюп-ку в какую-то бухточку, где в течение пяти дней ожидал улучшения ледовой обстановки.

Пробившись посредством льды, Лаптев 6 августа ввел судно в Хатангский залив. На западном берегу залива виднелось зимовье. Лаптев решил свезти на берег доля провианта на происшествие, если придется зазимовать в этом месте. Но некогда чем удалось осуществить это намерение, заново задул северный ветер, нагнавший в залив лед.

Снова пришлось выискивать укрытия, и Лаптев повел дубель-шлюпку на юг вдоль берега. Вскоре показалось ещё одно зимовье. Около него "Якутск" вошел в устье маленькой речки и простоял там целую неделю, которая ушла на выгрузку части провианта на берег.

14 августа, когда изменивший ориентация ветер отогнал лед, Лаптев повел судно вдоль берега к северу. При выходе из Хатангского залива от-,ом был открыт остров, названный островом Преображения.

17 августа "Якутск" миновал острова Петра и пошел вдоль берега на запад. Следующий день пришлось простоять из-за льда у островов Фаддея, а следом продвигаться во льду. Только 21 августа "Якутск" подошел к высокому мысу Фаддея. По одну сторону от мыса берег тянулся на юго-запад, а по другую - на запад. Дальнейший дорога был прегражден неподвижным льдом. Определить границы льда из-за плотного тумана не представлялось возможным. Поэтому Лаптев послал Чекина на собачьих упряжках узнать, как в отдалении в западном направлении простирается лед, а Челюскина - на мыс Фаддея, чтобы определить там маяк. Вернувшись посредством двенадцать часов, Чекин доложил, что лед непроходим.

Наступили морозы. Надо было размышлять о зимовке. Осмотр берега дал неутешительные результаты: тут не было плавника для постройки жилья. На консилиуме, устроенном Лаптевым 22 августа, было решено ретироваться к Хатангскому заливу. К 27 августа "Якутск" с трудом пробился к зимовью, у которого он находился в начале месяца. Лаптев повел судно дальше на юг. Войдя в Хатангу, он добился устья ее правого притока - реки Блудной, где проживало немного семейств безоленных эвенков.

Здесь отряд построил здание и остался на зиму.

К 25 сентября Хатанга стала. Начались тяжелые зимние работы отряда. Еще осенью Лаптев послал в Туруханск солдата Константина Хороших с требованием к воеводской канцелярии принести на зимовку провиант и дать оленьи и собачьи упряжки. Теперь Лаптев на этих упряжках перебросил провиант, выгруженный раньше в устье Оленека и на берегу Хатангского залива. К этой работе были привлечены местные обитатели. Зимовщикам не хватало плавника для топлива, и за ним приходилось каждый день бродить за немного верст от зимовья.

Для предохранения команды от заболевания цингой Лаптев ввел в ежедневный рацион свежую мороженую рыбу, благодаря чему в течение всей зимы не было ни одного случая заболевания цингой.

Лаптев и во время зимовки продолжал составлять сведения о северном крае. Из рассказов местных обитателей - русских, тавгийцев, якутов и эвенков - он узнал, что севернее реки Большой Балахни никто вечно не живет, хотя на побережье моря есть зимовье, куда во время охоты приходят промышленники.

Чтобы исследовать берег от устья Пясины до мыса Фаддея, Лаптев в конце октября 1739 года послал в устье Пясины на санях боцманмата* Медведева с одним солдатом. Добравшись до устья к началу марта 1740 года, Медведев отправился по морскому берегу на северо-восток. Но большие морозы и сильные ветры помешали ему сделать необходимые работы, и, проехав вдоль берега всего рядом сорока верст, он вынужден был возвратиться в отряд.

23 марта 1740 года с зимовки выехал Чекин с заданием обрисовать берег между устьями Таймыры и Пясины. Так как тогда считали, что залив Фаддея является устьем Таймыры, то Чекин, следственно, должен был передвигаться навстречу Медведеву. О том, что концевой возвращается назад на зимовку, Лаптев узнал только в конце апреля, когда Медведев прибыл в отряд. С Чекиным поехал единственный боец и единственный якут, поселенный в устье Таймыры. В распоряжении Чекина находились две упряжки собак.

Чекин доехал до истока реки Таймыры и по ней отправился к устью, а потом по морскому берегу на запад. Он прошел примерно 100 верст и добился пункта, в котором берег поворачивает на юг. Поставив тут навигационный знак - пирамиду из камней, - Чекин был вынужден поворотить назад, так как "себе провианта и собакам корму стало немного шибко, с которыми дальше в безвестное местоположение ехать было опасно".

17 мая Чекин со своими спутниками вернулся на зимовье пешкодралом, "с крайнею нуждою", потеряв от бескормицы без малого всех собак и бросив нарты.

В апvреле того же года картографию побережья между устьями Пясины и Таймыры производил посланный Мининым штурман Стерлегов. Видимо, он прибыл в устье Пясины вскоре вслед за тем того, как оттуда уехал Медведев. Чекин и Стерлегов двигались навстречу приятель другу, и оба без малого в одно и то же время повернули назад. Между крайними достигнутыми ими точками оставалось возле 200 километров.

Готовясь к очередному плаванию, Лаптев решил запастись продовольствием для своего отряда. С этой целью он послал в устье Таймыры двух промышленников для ловли и заготовки рыбы.

Хатанга вскрылась 15 июня, но из-за скопившегося з Хатангском заливе льда дубель-шлюпка смогла вылезти из реки только 13 июля. Еще месяц ушел на то, чтобы "Якутск" смог одолеть льды в заливе и вылезти в море.

В течение первых суток затем выхода из Хатангского залива судно достаточно неблизко продвинулось на север. Утром 13 августа на 7526' северной широты "Якутск" подошел к кромке невзломанного льда, тянувшейся от берега на северо-восток. Лаптев направил судно вдоль кромки. Переменившийся вскоре ветер стал нагонять лед, и дубель-шлюпку затерло. Ветер крепчал, лед все больше сжимал судно, появилась течь.

Команда непрерывно вычерпывала воду и бревнами ограждала борта дубель-шлюпки от напора льда. Но это не спасло "Якутск". Вскоре льдом был выломан форштевень, а к утру 14 августа судно было в идеально безнадежном состоянии. Лаптев приказал выгрузить на лед нелегкий груз, надеясь облегчить этим положение дубель-шлюпки: были сняты пушки, якоря, провиант и другие грузы, а далее, когда стало ясно, что судно спасти не разрешено, его покинули и люди.

Через сутки, когда образовался довольно прочный лед, Лаптев повел команду на берег. Моряки несли на себе провиант; провиантом же были до предела нагружены нарты собачьей упряжки, имевшейся на ду-бель-шлюпке. Обогревшись у костра, уставшие люди занялись постройкой землянки и переброской на берег грузов, оставшихся около судна.

Эта служба продолжалась до 31 августа, когда пришедшим в движение льдом были уничтожены дубель-шлюпка "Якутск" и оставшиеся ещё на льду грузы.

Двигаться на юг, к населенным местам, не представлялось возможным из-за ледохода на реках. Только 21 сентября отряд смог тронуться в стезя. На пятый день он дошел до зимовья Конечное, в котором находились промышленники. Здесь осталось двенадцать больных, а остальные воспользовались транспортом промышленников и к 15 октября прибыли на зимовку у реки Блудной. Вскоре на зимовку прибыли и промышленники, которых Лаптев послал ещё весной в устье Таймыры для заготовки рыбы. Им удалось в течение короткого лета благополучно осуществить поручение.

Опыт плаваний Прончищева в 1736 году, а кроме того собственные исследования Лаптева в 1739 и 1740 годы убедили его в том, что миновать морем вдоль берега между устьями Пясины и Таймыры не разрешено. Да к тому же и единственное судно отряда - "Якутск" - было потеряно. Оставалась одна вероятность - претворить в жизнь картографические работы с суши.

8 ноября 1740 года Лаптев устроил консилиум со своими подчиненными - Челюскиным, Чекиным и Медведевым. Консилиум согласился с мнением Лаптева, что "состояние льдов и глубины заливов и рек обрисовывать иного времени, по здешнему климату нет, как активизировать с июня и про-вождать июль и август месяцы, усматривая их состояние, потому как во оное время... льды ломает как на море, так и в губах и в реках, а [в] протчая времена стоят". Поэтому решено было не закартографированный ещё берег обрисовать с суши.

Но изготовлять опись с берега летом не было никакой возможное ти, так как собачьи и оленьи упряжки, служившие единственным транспортным средством, могли передвигаться по тундре только зимой. Учтя это, консилиум решил проводить картографирование в зимнее время, хотя результаты их могли очутиться менее точными и полными.

Все эти решения совместно со своим рапортом Лаптев 25 ноября отправил на утверждение Адмиралтейств-коллегий. Приводя строй доводов в польз решения консилиума, он сообщил, что может активизировать работу в апрел 1741 года и что свободных от работы людей он отошлет на Енисей "в жилое местоположение, где имеется достаточно провианта, к тому же и места здорс вые".

Посланец Лаптева матрос Козьма Сутормин проворно по тому вре мени доставил рапорт и журналы отряда в Петербург, и уже 7 апреля 1741 года Адмиралтейств-коллегия начала к рассмотрению этих материалов. Она согласилась с решением консилиума и разрешила произ водить опись морского берега с суши.

Лаптев начал к осуществлению своего плана задолго до получе ния предписания Адмиралтейств-коллегий. Он решил делать опис; безотлагательно тремя партиями. Одна партия должна была трудиться между устьями Хатанги и Таймыры, вторая - от устья Пясины на восток до встречи с третьей партией, двигавшейся от устья Таймыры на запад. Такое распределение маршрутов объясняется тем, что в то время Лаптев по-прежнем> считал, что устье Таймыры находится в районе мыса Фаддея, то есть намного восточнее его истинного положения. Поэтому участок побережья от Хатанги до Таймыры казался существенно больше коротким, чем он есть на самом деле, а участок между Таймырой и Пясиной, напротив, шибко большим.

Для выполнения описи с суши требовалось относительно мало людей. Лаптев оставил при себе Челюскина, Чекина, одного унтер-офицера, четырех служивый и плотника, а остальных двумя группами (одну - 15 февраля, другую - 10 апреля) послал на оленях в Дудинку на Енисее. Со второй группой была отправлена количество имущества, спасенного с дубель-шлюпки. Наиболее тяжелые грузы остались в складе на месте зимовки.

В это же время Лаптев получил извещение от Туруханской воеводской канцелярии о том, что его требования сравнительно заготовки корма для собак в устье Пясины и в других "удобных местах" на побережье, посланные в канцелярию ещё осенью 1740 года, выполнены. Однако это известие оказалось ложным: запасов корма нигде сделано не было, и все партии отряда Лаптева испытывали в связи с этим чрезвычайные трудности.

17 марта 1741 года из зимовья отряда выехала на трех собачьих упряжках вторая партия - Челюскин с двумя солдатами.

15 апреля зимовье отряда покинула первая партия - Чекин с солдатами и якутом, а 24 апреля - третья партия, которую возглавил сам Ха-ритон Прокофьевич Лаптев.

Через шесть дней партия Лаптева достигла озера Таймыр, пересекла его и, выйдя к истоку Таймыры, двинулась по ее долине дальше на север. 6 мая Лаптев прибыл к устью Таймыры и убедился, что он находится существенно западнее залива Фаддея. Это заставило его изменить проект своей работы. Увидев, что Чекину предстоит сделать опись побережья на немаловажно большем участке, чем он предполагал, Лаптев решил ходить навстречу Чекину, то есть на восток, а не на запад. Закартографировав берег, Лаптев подошел к месту, в котором образовалось многолетнее скопление льда. Он обнаружил это скопление по различным пластам льда, образовавшимся в течение ряда лет. В тех местах, где "летом льды ломает", в зимнее время было видно, "что местами есть торосы свежие". Больше всего торосов было примерно берега, а в отдалении от него размещались льдины "с летними проталинами". Подводя результат своим наблюдениям, Лаптев пришел к выводу, что летом мерзлый покров взламывается, и скопление торосов происходит там, где движущийся лед встречает препятствие - недвижный лед или берег.

Этот вывод Х.П. Лаптева подтвердили и больше поздние исследования. Он справедлив и в наши дни.

13 мая, добравшись до широты 7642', Лаптев был вынужден встать из-за вьюги и тумана. Кроме того, у него и сопровождавшего его солдата началась снежная слепота. Дальнейшее продвижение могло только усилить болезнь. Переждав непогоду, Лаптев решил возвратиться к устью Таймыры, где он рассчитывал сыскать продовольствие.

Однако продовольствия в устье Таймыры, куда Лаптев прибыл 17 мая, не оказалось. Заготовленную тут рыбу съели песцы и белые медведи, а завезенный сюда припас корма был нужен Чекину для питания собак.

Таким образом, забрать что-либо для своих четырех упряжек Лаптев не мог. Поэтому он решил двинуться на запад, навстречу Челюскину, рассчитывая обрести у него "вспоможение кормом".

19 мая, когда боль в глазах немного утихла, Лаптев тронулся в дорога 24 мая он подошел к мысу, от которого берег поворачивал на юг. Определив широту мыса (7639') и поставив на нем приметный знак, Лаптев поехал дальше.

1 июня Лаптев встретился с Челюскиным близ знака, поставленного в 1740 году Стерлеговым в конечной точке его маршрута. Собаки Челюскина ещё были истощены, так как корма для них и у него оказалось в обрез. Лишь удачная охота на белых медведей выручила путешественников.

Приближалась весна, и Лаптев, боясь завязнуть на пустынном берегу моря на продолжительный срок, торопился достичь до зимовий в устье реки Пясины. К 9 июня он совместно с Челюскиным добился устья Пясины, где вынужден был пережидать половодье. Только сквозь месяц им удалось тронуться на лодках вверх по течению реки. Путь был чертовски тяжелым, но, к счастью, отряд вскоре повстречал кочевавших в низовьях Пясины ненцев и к концу июля добрался с ними на оленях до Гольчихи, а следом на попутном судне вверх по Енисею к Дудинке.

Здесь уже был и Чекин. Оказалось, что ему удалось достигнуть только до широты 7635', то есть до островов Петра. Следовать дальше он не смог из-за снежной слепоты.

В Дудинке Лаптев узнал, что количество его отряда, отправленная с Хатанги ещё 15 апреля, до сих пор сюда не пришла. Пришедший в Дудинку матрос рассказал, что, когда их группа добралась на оленях до реки Ду-дыпты, хозяева оленей - тавгийцы - сбросили грузы и ушли на летнее кочевье в тундру. Раздобыв лодки, моряки спустились по Дудыптедо Пясины. Здесь они остались поджидать помощи. Лаптев отправил за ними собранных в Дудинке ненцев и тавгийцев.

Когда Лаптев подвел итоги работы всех трех партий, выяснилось, что картографические работы на сто процентов не выполнены, так как остался не нанесенным на карту участок побережья между мысом Фаддея на востоке и крайней точкой на западе, до которой дошел он сам. Съемку этого участка Лаптев отложил на следующую зиму, а покуда решил двинуться в Туруханск, чтобы затребовать от властей надобный для поездки на побережье транспорт, провиант для людей и корм для собак, а кроме того провернуть на зимовку свободных от работ людей отряда.

29 сентября Лаптев со всеми людьми, которые были с ним в Дудинке, прибыл в Туруханск, а 15 сентября туда же прибыла доля отряда, вывезенная с озера Пясина. Впервые за тот самый год в Туруханске собрался весь отряд. Началась подготовка к последнему походу. К декабрю все приготовления были закончены. 4 декабря 1741 года из Туруханска выехал на пяти собачьих упряжках Челюскин с тремя солдатами, а 8 февраля 1742 года, кроме того на пяти упряжках, - сам Х.П. Лаптев.

Челюскин направлялся к устью Хатанги, а оттуда на север, вдоль берега. Путь Лаптева был больше сложным и длительным. Доехав по Енисею до Дудинки, группа Лаптева повернула на восток и сквозь тундру добралась до Пясины, а далее вдоль нее до Дудыпты. Отсюда Харитон Лаптев повернул на север, пересек реку Большую Балахню и подъехал к южному берегу озера Таймыр. Дальнейший дорога лежал по льду посредством озерко и вдоль Таймыры к ее устью.

Прибыв к устью Таймыры в начале мая, Лаптев послал навстречу Челюскину солдата Хороших и одного якута с запасом провианта и корма для собак. В это время Челюскин уже добился самого северного мыса Азии и картографировал северное побережье.

15 мая Челюскин встретился с людьми, посланными Лаптевым, и вкупе с ними отправился к устью Таймыры, чтобы увидаться с начальником отряда, так как опись участка была им к этому времени закончена. От устья Таймыры Харитон Лаптев и Челюскин поспешили в Туруханск, а оттуда отряд в полном составе отправился в Енисейск, картографируя по пути берега Енисея. 27 августа 1742 года отряд прибыл к месту назначения. Возложенная на него проблема была выполнена.

Теперь уже не возбраняется было представить Адмиралтейств-коллегий новую, больше верную карту полуострова Таймыр. Конечно, сведения, собранные отрядом Харитона Лаптева, не разрешено было полагать как пить дать точными. Это знал и он сам, и его товарищи по экспедиции. Они располагали несовершенными инструментами и способами определения долготы, дававшими крайне приблизительные результаты. В то время ещё не существовало более того хронометра (тот самый агрегат был изобретен только в 1772 году). Кроме того, отряд Харитона Лаптева работал в зимнее время, когда снежный покров не позволял определить точные очертания береговой линии.

Все это и определило ошибки на карте, составленной Лаптевым, на которой восточный берег полуострова Таймыр нанесен существенно восточнее, чем он расположен на самом деле, а острова, лежащие севернее полуострова Таймыр, обозначены как мысы (к примеру, мыс Северо-Западный).

Однако все это ни в коей мере не умаляет заслуг Харитона Лаптева - первого исследователя одного из самых суровых участков Северного Ледовитого океана.

13 сентября 1743 года Х.П. Лаптев подал Адмиралтейств-коллегии рапорт, в котором изложил результаты работ отряда и свои личные записки, представляющие большую научную ценность. Лаптев объяснял, что составил эти записки "для известия" потомкам, что он вносил в них то, что считал "неприличным дописывать в журнал", как не относящиеся к выполняемой отрядом работе. Он назвал их "Берег между Лены и Енисея. Записки Лейтенанта Харитона Прокофьевича Лаптева".

Записки состояли из трех частей. В первой части он дает краткое отображение берега от острова Столб на реке Лене до устья Енисея. В сжатой форме, но довольно полно им описаны нрав берега, прибрежные глубины, "пристойные места", их грунт, состояние льда, устья рек, их ширина и глубина, приведены данные о приливах и отливах и другие жутко важные для науки сведения.

Во второй части последовательно описаны реки, начиная от Лены и дальше на запад до Енисея. Каждой реке дана характеристика - откель вытекает, какой длины, где кончается деревья и начинается тундра, в каких местах живут люди и чем занимаются. Далее описывается озерко Таймыр. Рассказывается "о тундре, лежащей возле озера Таймурского", "о мамонтовых рогах" (то есть о клыках). Много места в этой части уделено быту, занятиям, нравам и обычаям обитателей Туруханска.

В третьей части, озаглавленной "Наконец этого описания прилагается о кочующих народах, у северных мест лежащих во Азии Сибирских мест, в каком суеверстве содержут себя, и о состоянии нечто о них", Харитон Лаптев систематизирует сведения этнографического характера о народностях, населяющих полуостров Таймыр.

Эти наблюдения на все сто подтверждаются современными данными. Характерной чертой этнографических описаний Х.П. Лаптева является отсутствие высокомерия по отношению к представителям северных народностей. Харитон Лаптев с похвалой отзывается, к примеру, об эвенках - "тунгусах". Сообщая о том, что местные обитатели едят сырое мясцо и рыбу, он не высказывает никакого презрения к ним за подобную "дикость". Наоборот, Лаптев отмечает надобность питания в северных местах мокрый строганиной, которая "не допускает до цинги быть больному, а между тем застарелую выгоняет; того лучше действо и от мерзлого мяса строганного, оленьего, в той же болезни лечатся".

Записки Харитона Прокофьевича Лаптева, представляющие собою огромную научную ценность, были приподнято оценены передовыми учеными России и других стран.

Продолжал служить во флоте следом экспедиции и Харитон Проко-фьевич Лаптев. Весной 1757 года он был назначен в Штурманскую роту для обучения будущих штурманов. Вплоть до 1762 года Лаптев занимал строевые должности, командуя в летние месяцы кораблями. К этому времени он имел ранг капитана 1-го ранга. 10 апреля 1762 года Лаптев был назначен обер-штер-кригс-комиссаром флота. 21 декабря 1763 года он скончался.

Родина не забыла имен героических участников Великой Северной экспедиции - руководителей отряда, описавшего побережье между устьями Лены и Енисея. Их имена остались на карте мира, напоминая потомкам о научном геройском поступке их соотечественников.

На восточном берегу полуострова Таймыр немного севернее островов Комсомольской Правды находится мыс Прончищева. Восточный берег этого полуострова, простирающийся от островов Петра до входа в Хатангский залив, называется берегом Василия Прончищева.

В 1913 году приблизительно в середине берега Василия Прончищева русской экспедицией на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" был открыт здоровенный залив, названный ею бухтой Марии Прончищевой. На морском побережье между устьями рек Анабар и Оленек расположен приземистый горный кряж Прончищева.

Часть западного побережья полуострова Таймыр, лежащая между.устьями Пясины и Таймыры, носит наименование берега Харитона Лаптева.

Против средней части берега Харитова Лаптева, ближе к устью Таймыры, в сложном архипелаге лежит остров пилота Махоткина. Два северо-восточных мыса его называются: единственный мысом Лаптева, иной мысом Харитона, в честь Харитона Лаптева. На восточном побережье полуострова Таймыр супротив островов Комсомольской Правды, в том месте, где берег круто поворачивает на запад к заливу Терезы Клавенесс, в море выдается мыс Харитона Лаптева.

Названия эти напоминают нам об отважных русских морских офицерах, больше двухсот лет обратно руководивших первым исследованием самого северного участка побережья Азии.

Так же читайте биографии известных людей:
Харли Куинн Смит Harley Quinn Smith

Харли Куинн Смит - американская актриса, родилась 26 июня 1999 года.Харли Куинн Смит известна исполнением ролей в таких фильмах как: Jay and Silent..
читать далее

Харлоу Шепли Harlow Shapley

Шепли занимался не только научной, но и общественной деятельностью: отдавал много сил и времени развитию Гарвардской обсерватории, содействовал..
читать далее

Харменс ван Рейн Рембрандт Harmes van Rain Rembrandt

Три века бились исследователи над загадкой "Данаи". Пока современная рентгенограмма не выявила сложную истину: оказалось, одна и та же картина..
читать далее

Харольд Джефрис Harold Jeffreys

Учился в Армстронг-колледже (Ньюкасл-апон-Тайн) и Сент-Джонз-колледже Кембриджского университета. После окончания университета работал там же,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий