Известные люди

»

Хьюберт Уилкинс

Хьюберт Уилкинс Hubert Wealkins Карьера: Военно-Морской Флот
Рождение: Австралия
Хьюберт Уилкинс родился в Австралии, в семье фермера.

19 марта 1959г. америкосский подводный атомоход "Скейт" прибыл на Северный полюс. Его командиру капитану 3 ранга Джеймсу Калверту предстояло соорудить то, что не удалось во время летнего похода к полюсу - всплыть в самой точке пересечения меридианов. Лодка продула цистерны и начала неспешно пробивать мерзлый панцирь. Калверту казалось, что прошла целая вечность, в свое время чем верхний проем поднялся надобно льдом. Открыв его, начальник "Скейта" выбрался на мостик. Первые впечатления от полюся - тяжелые серые облака, 32-градусный холод и жгучий штормовой ветер, обещавший скорую подвижку льдов. Оставаться длительно на поверхности было угрожающе. Но Калверт не мог приступить погружения, не выполнив должок чести - должок перед знаменитым исследователем Арктики Хьюбертом Уилкинсом.

Экипаж "Скейта" стремительно делал приготовления к богослужению в памяти Уилкинса. На льду у самого борта корабля соорудили столик, на тот, что была водружена бронзовая урна с прахом сэра Хьюберта. По обе ее стороны выстроилась команда "Скейта". Сильные порывы ветра порой заглушали звук Джеймса Калверта, читавшего молитвенник. Когда молитва была закончена, лейтенант Дейв Бойд открыл урну и развеял прах по ветру. Прозвучал троекратный винтовочный залп - это экипаж "Скейта" отдал крайний салют в честь Хьюберта Уилкинса. Сер Уилкинс получил непреходящий спокойствие...

Хьюберт Уилкинс родился в Австралии, в семье фермера. Девственная и капризная натура тот самый континента не баловала переселенцев из Старого Света - проливные дожди и ураганные ветры сменялись испепеляющей жарой. Неумение обитателей ферм предсказывать погоду зачастую оборачивалось трагедией. Люди и скот гибли от наводнений, засуха губила урожаи. Неудивительно, что самым сильным желанием маленького Хьюберта было научиться собирать точные прогнозы погоды.

Повзрослев, Уилкинс решил посвятить себя исследованиям холодных морей. Еще в 1913-1916гг. он сопровождал Вильялмура Стефансона в его экспедиции к Канадскому архипелагу. Неизменным спутником Уилкинса был фотоаппарат, с помощью которого младой фотограф сделал строй сенсационных снимков. В 1921г. Хьюберт Уилкинс совершил турне к Антарктиде, воспользовавшись приглашением знаменитого Эрнеста Шеклтона. В те времена имя Шеклтона было известно всему миру. Исследователь отправлялся в Антарктику не в основополагающий раз - немного лет назод его судно "Индьюранс" был затерт льдами в море Уэдделла. Вторая морская экспедиция Шеклтона, в которой участвовал Уилкинс, также закончилась уныло - в пути исследователь скончался, а его судно повернул вспять, к берегам Америки.

Продолжая занятие Шеклтона, Уилкинс занялся организацией нового антарктического похода. Первая же экспедиция под его руководством, состоявшаяся в 1928г., имела грандиозный успех: исследователям удалось справить уникальные материалы, представлявшие заинтересованность для ученых всего мира. Вскоре Уилкинс пришел к выводу, что полярные районы удобнее всегоизучать с борта подводной лодки, которая могла бы одолеть путь под паковыми льдами.

Но, как известно, военная подводная лодочка недоступна для частных лиц. Пентагон не пожелал выделить в приказание Уилкинса более того старую субмарину. Однако исследователь рук не опустил; он неоднократно "штурмовал" управление кораблестроения США, в то время как в 1930г. не добился разрешения на передачу ему подводной лодки "O-12". Сотрудники ведомства пошли на компромисс, закрыв глаза на то, что Уилкинс не был дипломированным подводником или представителем какой-нибудь военной структуры. Услуга была оказана в обмен на услугу. Помимо решения сугубо научных задач - промеров глубин, изучения паковых льдов, воды и грунта в арктических морях и метеорологических исследований, Уилкинс должен был узнать вероятность боевых действий подлодок в Арктике. Это означало, что "O-12", аналогично военным кораблям на маневрах, предстоит заняться отработкой всплытий и погружений.

К тому времени "O-12" имела тринадцатилетний стаж службы в американских ВМС и не могла похвастать ни новизной технического решения, ни безотказно работающими механизмами. Но, как говориться, дареному коню в зубы не смотрят. Не теряя времени впустую, Уилкинс взялся за модернизацию корабля - разумеется, не без помощников. Желание сотрудничать с исследователем изъявили два признанных специалиста в области подводного плавания - Саймон Лейк и Слоун Дейненхауэр, совладельцы судостроительной фирмы. Уилкинсу казалось, что никто лучше их не сможет сладить с переоборудованием "O-12" для полярных походов. (Достаточно произнести, что Лейк принадлежал к числу первых изобретателей дизельных субмарин.) Однако, почувствовав себя "свободными художниками", Лейк и Дейненхауэр очевидно переусердствовали с оснащением подлодки, решив попробовать на ней новейшие технические разработки. Модернизированная дизельная субмарина представляла собой диковинное представление. Чего стоил перископ с острым, как ножик, колпаком или бушприт с гидравлическим амортизатором для пробивания отверстий во льду.

Уилкинсу же предстояла неблагодарная проблема - снабдить финансирование будущей экспедиции к Северному полюсу и работ по модернизации подводного корабля. Необходимую сумму пришлось составлять по частям. Личных сбережений Хьюберта и недавно полученного им авторского гонорара за книгу "Под Северным полюсом" прямо не хватало. Нашлись спонсоры - давние друзья Уилкинса Линкольн Элсуорт и Уильям Хэрст, а кроме того группа "Техас Ойл".

Весной 1931г. предприятие Лейка завершила модернизацию "O-12". Корабль получил вторую бытие, и ему следовало вручить достойное имя. Чтобы сотворить рекламу предстоящему походу, Уилкинс решил окрестить подводную лодку "Наутилусом". Очевидно, с этой же целью при спуске корабля на воду присутствовал Жан Жюль Верн - внучок знаменитого писателя, чья выдумка породила основополагающий судно с таким названием.

При ремонте субмарины Лейк и Дейненхауэр уж очень увлеклись техническими новшествами, забыв об улучшении ходовых качеств подводного корабля. Это послужило причиной первых неудач. Едва лодочка успела оставить Провинстаун, направляясь в северные воды, как обнаружились серьезные неисправности в механизмах. После десяти дней плавания лодочка потеряла ход и была бы обречена на погибель в океане, если бы ее не подобрал америкосский линкор "Вайоминг". Лодка была отбуксирована к ирландским берегам, а следом доставлена в Англию, в Девонпорт. Ремонт лодки на английской верфи затянулся на единый месяц.

Тем временем заплутавшую субмарину бесполезно ожидал в Бергене врач Харальд Свердруп, популярный норвежский океанограф, тот, что был включен в состав экспедиции к полюсу. Свердруп великолепно знал район Шпицберегена, где должен был миновать стезя "Наутилуса" в Северный Ледовитый океан. Уилкинс прямо запаздывал, и это шибко тревожило Свердрупа, оттого что самое благоприятное время для перехода в Арктику (финал июня - начало июля) уже минуло. Только 1 августа "Наутилус" пришвартовался у Бергена. Несмотря на то, что шансы на фарт существенно уменьшились, Уилкинс и Свердруп решили продолжать поход. 19 августа 1931г. "Наутилус" оставил сзади остров Принца Карла и подошел к кромке пакового льда.

Началась самая рискованная доля операции. Даже посредством двадцать пять лет после этого описываемых событий атомоходу Уильяма Андерсона с эхоледомером с массой навигационных приборов на борту удалось одолеть путь посредством паковые оьды Северного полюса только с пятой попытки. "Наутилус" Хьюберта Уилкинса был всего навсего дизельной субмариной, которая должна была каждый день всплывать для вентиляции отсеков и не имела никаких приборов для контроля изменения профиля льда. А в силу того что подледное плавание требовало исключительной храбрости, которой Уилкинсу было не занимать.

Чтобы не встретиться с торосом, лодчонка имела специальные полозья, с помощью которых она могла соскальзывать по нижней поверхности льда, подобно как на салазках. Благодаря своей положительной плавучести, "Наутилус" должен был выныривать на поверхность в каждой встречной полынье. Это целиком устраивало Уилкинса, тот, что решил применять любую удобную вероятность для проветривания лодки.

Перед погружением Дейненхауэр, помогавший Уилкинсу править кораблем, в концевой раз проверил подготовленность лодки. Он пришел в безысходность, не обнаружив на положенном месте двух кормовых рулей субмарины. Скорее всего, утрата рулей не была случайностью. Кто-то был заинтересован в срыве похода к полюсу. Уилкинс не исключал, что рули могли быть подпилены его же людьми. После многочисленных поломок субмарины в Атлантике многие матросы испытывали жуть от мысли, что "эта лоханка" быстро погрузится под лед.

Лишившись кормовых рулей, "Наутилус" становился неуправляемым в подводном положении. Для многих моряков это означало бы финал похода, но только не для Хьюберта Уилкинса! "Наутилус" в условиях штормовой погоды продолжал пробиваться на север, маневрируя между льдинами. Эти дни пути не пропали даром для Харальда Свердрупа, тот, что с увлечением собирал пробы воды и групта, измерял океанские глубины. 28 августа 1931г. сумарина подошла к восемьдесят второму градусу северной широты. Через три дня, когда "Наутилус" находился всего в нескольких десятках миль от Шпицбергена, штормовой ветер стал стихать. Льды начали смыкаться сплошным панцирем, и настало время ревизовать, сможет ли лодочка соскальзывать на полозьях под водой без кормовых рулей. При осмотре на "Наутилусе" обнаружились и другие технические неполадки - заклинивание ледового бурава, подозрительные прогибы палубы. Зная, чем рискует, Уилкинс приказал активизировать погружение.

Положительная плавучесть, на которой настаивали Дейненхауэр и Лейк, чтобы обратить лодку в подводные сани, нежданно стала серьезной помехой. Одну за прочий "Наутилус" предпринимал безуспешные попытки погрузиться. Каждый раз подо льдом оказывалась только носовая количество корабля, корма же, аналогично легкому поплавку, торчала из воды. Когда стало ясно, что "Наутилус" не в силах оставить под лед, Уилкинс, скрепя сердце, послал в Вашингтон радиограмму о завершении арктического похода. Теперь субмарину надлежало затопить - этого требовал единственный из пунктов договора передачи "O-12" в пользование Уилкинсу. В конце сентября 1931г. "Наутилус" навечно лег на дно глубоководного фьорда в районе Берга.

Хьюберт Уилкинс потерпел неудачу только отчасти - он не добился полюса, не выполнил заказ Пентагона, но зато с помощью Свердрупа собрал научную информацию, которая четверть века (вплоть до арктических экспедиций первых американских атомоходов) считалась уникальной.

Свою дальнейшую бытие Уилкинс связал с авиацией, прославившись как полярный пилот, при всем при том и мечту когда-нибудь одолеть путь под льдами Арктики не оставлял. Он живо интересовался полярными походами атомных субмарин. После того, как подводная лодочка "Скейт" в августе 1958г. достигла точки пересечения меридианов (это посещение полюса американцами было уже вторым), Уилкинс побывал в гостях у командира атомохода. Несмотря на преклонные годы, Уилкинс был полон энергии. Его интересовали не только детали самого похода к полюсу, но и устройство корабля, новые навигационные приборы и оборудование. По мнению Уилкинса, до срока было вещать о покорении полюса американскими атомоходами - для этого им предстояло произвести зимнее плавание в экстремальных условиях. Просто изумительно, какой интуицией обладал тот самый человек: как раз в это время подобные планы вынавшивал и Пентагон.

В январе 1959 года Хьюберта Уилкинса не стало. Перед смертью Уилкинс пожелал, чтобы его прах был доставлен подводной лодкой на Северный полюс и развеян по ветру. Урна с прахом Уилкинса была передана Джеймсу Калверу, тот, что выполнил последнюю волю Уилкинса во время следующего полярного плавания "Скейта" в марте 1959 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Хьюго Клаус Hugo Claus

Хюго Клаус родился 5 апреля 1929года в г. Брюгге, бельгийский писатель. Пишет на фламандском языке.
читать далее

Хьюго Уивинг Hugo Weaving

Хьюго Уивинг родился четвертого апреля 1960 года в Нигерии. Не успело ему исполниться и года, а семья уже переехала в Англию. Потом переехали в..
читать далее

Хьюго Босс Hugo Boss

История черного лейбла Босс Hugo Boss не совсем типична: как правило, основатель знаменитой марки вносит весомый вклад в развитие моды и компания..
читать далее

Хьюго Гернсбек Hugo Gernsbak

Консервативная Европа была тесна для двадцатилетнего энтузиаста Науки. То ли дело Америка, свободная от сословных цепей и предрассудков, Америка, в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий