Известные люди

»

Чак Берри

Чак Берри Chuck Berry Карьера: Музыкант
Рождение: США, 18.10.1926
Его гитара звенела как колокольчик. Чак Берри - автор "Johnny B. Goode" и изобретатель звука рок-н-рольной гитары.

Если у рок-н-ролла есть имя, то это имя Чак Берри. Сыгранные им фразы стали звонкими ходовыми монетами, которые гитаристы по всему миру до сих пор щедро раздают публике. Простая краса его музыки и стихов вдохновила многие группы, начиная от Rolling Stones и дальше. Однако, благодаря толпам подражателей, Берри без малого превратился в намалеванного идола, которого все знают, но самое малое кто способен дать оценку по-настоящему. Чак Берри - это значительно больше, чем "утиная походка" и "Johnny B. Goode."

ИСТОРИЯ И ВЛИЯНИЯ

Как и герои его песен, Чарльз Эдвард Андерсон Берри имеет самое обыкновенное происхождение. Он родился в 1926 г. в Сент-Луисе, штат Миссури, в религиозной семье со строгими правилами, играл во дворе с ровесниками и напевал госпелы в баптистской церкви. В возрасте 15 лет он впервой взял в руки четырехструнную тенор-гитару и скоро научился игрывать "трехаккордный" блюз. Вскоре с помощью самоучителя и случайных уроков от местных гитаристов Берри выучил довольно аккордов, чтобы подбирать большинство песен, слышимых им по радио.

"Благополучная" бытие Берри негаданно закончилась в 1944 г., когда он за участие в серии вооруженных грабежей в компании сверстников был приговорен к трем годам заключения. Выйдя на свободу, Берри женился, устроился трудиться на заводской конвейер - словом, вернулся к нормальной жизни. В тот самый отрезок времени стали формироваться его музыкальные амбиции. Он заново начал заниматься на гитаре и в 1951 г. сменил свой четырехструнный инструмент на полноценную шестиструнную электрогитару. Помимо самоучителей и уроков, Берри кроме того учился, слушая записи "серьезных" гитаристов, таких, как джазмен Чарли Кристиан, звездочка блюза Ти-Боун Уокер и гитарист джамп-блюзового ансамбля Луи Джордона Карл Хоган.

В 1952 г., уже в зрелом возрасте 26 лет, Берри в конце концов впервой вышел на публику в качестве певца и гитариста группы из трех участников, исполнявшей самый-самый различный репертуар, от простых чикагских блюзов Мадди Уотерса, кумира Чака, до "клаб-блюза" западного побережья Америки, исполнявшегося Нэтом "Кинг" Коулом, и карибских мотивов Гарри Белафонте. Прирожденный шоумэн, Берри мог изумить темнокожую публику, временами охватывая в репертуар, кроме блюзов, вещи в стиле кантри, хилбилли, а кроме того баллады. При этом он сознательно старался адаптировать манеру исполнения и дикцию под определенный манера и аудиторию любого цвета кожи. Вскоре он возглавил популярную инструментальную группу пианиста Джонни Джонсона, с которой дал аншлаговый концерт в элитном клубе "Cosmopolitan". Это новое трио кроме того исполняло только чужие вещи, при этом Берри развлекал публику, сочиняя на ходу смешные стишки. К 1955 г. Берри был одним из лучших на клубной сцене Сент-Луиса, совместно с опытным Айком Тернером и молодым дарованием Альбертом Кингом. Несмотря на установленный фарт в музыке, Берри по-прежнему работал совершенный рабочий день, чтобы снабдить жену и детей.

Берри понимал, что если он хочет получать на бытие только музыкой, он должен давать диски. В Сент-Луисе этакий возможности не было, и в мае 1955 г. Берри отправился в Чикаго на выходные, где попал на выступление Мадди Уотерса в одном из клубов. В перерыве Чак подошел к Мадди и спросил, как бы ему соорудить запись на студии. Уотерс направил его к Леонарду Чессу, одному из владельцев "Chess Records", ведущего блюзового лейбла в Чикаго. Деловой подход Берри произвел ощущение на Чесса, тот, что согласился прослушать его демо-запись сквозь неделю. Чак смолчал о том, что у него нет никакой демо-записи - Берри, которого позднее назовут "поэтом рок-н-ролла", ни в жизнь раньше не писал своих песен. Вернувшись домой, Чак скоро скомпоновал немного текстов и аранжировки, записал все это со своим трио на семидесятидевятидолларовый магнитофон, и, когда сквозь неделю он еще раз приехал к Чессу в Чикаго, за пазухой у него уже было четыре песни - неторопливый блюз "Wee Wee Hours" и три вещицы с примесью кантри - "You Can't Catch Me," "Thirty Days" и "Ida Red". Чессу понравилась последняя из них, которая следом была переименована в "Maybellene."

Сделав запись, Берри вернулся домой к своей обычной жизни. Хотя контракт с "Chess" был многообещающим, сперва он ничего не принес. В Сент-Луисе Берри продолжал действовать плотником, выступал в клубах, а ещё учился на парикмахера. Однако уже в июле его бытие насовсем изменилась, когда "Maybellene" (с "Wee Wee Hours" на второй стороне) стала национальным хитом, заняв пятое местоположение в поп-чартах. Этому успеху прямым образом содействовал влиятельнейший диск-жокей Алан Фрид - мужчина, которому приписывают изобретение слова "рок-н-ролл". Со стороны Фрида это не было альтруизмом - "Chess", не посоветовавшись с Берри, сделала Фрида соавтором песни, с правом на надлежащий куш авторского гонорара. Берри учился шоу-бизнесу на своем же опыте, но в то же время, посыпавшиеся приглашения и гонорары позволили ему бросить курсы парикмахеров.

В течение нескольких лет после этого успеха "Maybellene" записываемые Чаком песни о жизни и любви подростков без малого стабильно присутствовали в горячей сотне хит-парадов. Один за другим следовали хиты "Roll Over Beethoven," "School Days," "Rock and Roll Music," "Sweet Little Sixteen," "Johnny B. Goode," "Carol," "Back in the USA" и другие песни. Став просторно востребованным как гастролирующий артист, Берри уволил менеджера и сам занялся организаторскими делами. Он кроме того избавился от своей аккомпанирующей группы, начав действовать соло - нагрянув в очередной городок с концертом, он нанимал случайную группу (утверждая при этом, что такие группы ни чуточки не хуже его собственной), и потом выступления вылетал из города со всем гонораром в кармане. Берри появился на экране в нескольких подростковых фильмах, таких как "Rock, Rock, Rock" и "Go, Johnny, Go" и принял участие в гастролях с молодыми звездами Бадди Холли и Джерри Ли Льюисом. В родном Сент-Луисе он стал скупать недвижимость, открыл ночной клуб и построил Берри-парк для семейного отдыха. К концу 50-х его дела шли превосходно.

Коммерческий счастливый момент Берри, одинаково как и фарт Пресли, объясняется тем, что они смогли перешагнуть посредством непреодолимый на картина барьер между музыкальной культурой черного и белого населения, взяв от каждой самое привлекательное. Но вдали не все видели в этом позитивный итог. Для некоторых людей, в особенности в южных штатах, чернокожий исполнитель, поющий о подростковой любви под темп кантри и хилбилли, был символом аморальности. Хотя рок-н-ролл и смешал расы в единое музыкальное целое, дискриминация до сих пор являлась суровой реальностью и Чак оказался жертвой своей популярности. В 1961 г. вслед за тем судебного процесса, насквозь пропитанного духом расизма, Берри был опять приговорен к тюремному заключению за то, что "вывез несовершеннолетнюю за границы штата в аморальных целях".

Вместе со свободой Берри лишился возможности выступать и записываться, но не писать песни. В течение следующих года и четырех месяцев он придумал "No Particular Place to Go," "Nadine," "Promised Land" и другие вещи. Выйдя на волю в 1963 г., он без больших потерь возобновил свою карьеру. В 1966 г. Берри подписал контракт с "Mercury Records", таким образом положив финал "золотому десятилетию" с "Chess", но хотя в настоящий момент он получал больше крупные гонорары, все это было в основном благодаря его старым хитам. Ко времени воссоединения с "Chess" волшебство на все сто развеялось. Единственным значительным результатом повторного союза был свежий хит 1972 года "My Ding-a-Ling," единственная запись Берри, достигшая 1 в чартах, но имевшая недолгий счастливый момент. В конце 70-х Берри вновь оказался в тюрьме, на тот самый раз за неуплату налогов.

Несмотря на перерывы в записях и гастролях, воздействие Чака Берри на следующие поколения рок-музыкантов от "Битлз" и "Роллинг стоунз" до Брюса Спрингстина было до того велико, что его персона выдержала проверку временем. В 1986 году его имя было внесено вместе с тем в Зал Славы Рок-н-ролла и поэтов-композиторов, а запись "Johnny B. Goode" была послана за пределы Солнечной системы на космическом корабле "Вояджер" как стандарт творения человеческого духа. В 1987 г. Берри выпустил свою автобиографию, и целое созвездие рок-музыкантов приняло участие в фильме "Hail, Hail, Rock and Roll" как дань уважения его музыке. Последнее десятилетие было сравнительно спокойным для Берри, но его музыка по-прежнему громко и явственно говорит за него.

СТИЛЬ И ПРИЕМЫ ИГРЫ

Чак Берри не изобрел рок-н-ролла, но он, бесспорно, привнес свой вклад в его формирование. Подобно Элвису, он смешивал блюз с кантри, создавая новоиспеченный мелодический манера, тот, что был уже не белым или черным, а легко американским.

Отличным примером такого смешения является "Maybellene". Берри играет кантри-ритм, как в ПРИМЕРЕ 1, а Вилли Диксон "шлепает" по струнам контрабаса. Приблизительно то же самое разрешено услыхать на ранних записях Пресли. То, что вещи Чака Берри попадали в хит-парад в номинацию "ритм-энд-блюз", а вещи Элвиса - в раздел "кантри", больше имеет касательство к цвету кожи их исполнителей, чем к самой музыке.

На ряде записей, в частности "Johnny B. Goode," рок-н-рольная, полная драйва гитара Берри играет соло или темп прямыми восьмыми, в то время как ритм-секция исполняет пунктирный свингующий темп, что создает неимоверный результат. Надо подметить, что большинство исполнителей, делавших кавер-версии песен Берри, пренебрегали таким сочетанием, и в их интерпретациях ритм-секция играет синхронно с гитарой. Помимо рок-н-рольных вещей, которыми Берри знаменит в первую очередность, он ещё записывал песни с латиноамериканскими ритмами ("Havana Moon", "Brown Eyed Handsome Man") и баллады ("Wee Wee Hours", "Deep Feeling"), а в песне "Memphis" улавливается темп наподобие будущего регги. Подобно Бо Дидли, также записывавшемуся на "Chess", Берри приходилось преодолевать закрепившиеся за ним стилевые стереотипы, что он делал, воспринимая и творчески перерабатывая идеи других исполнителей.

ГИТАРА И ОБОРУДОВАНИЕ

С начала работы на профессиональной сцене Чак Берри всем другим гитарам предпочитал "Гибсоны". Одним из его ранних инструментов был Les Paul Custom с двумя датчиками P-90. Параллельно Берри играл на Super 400, имеющим полый остов и вышеупомянутые датчики, а ещё на ES-150T, гитаре с больше тонким полым корпусом и парой хамбакеров. Позже он переключился на ES-355, полуакустическую гитару кроме того с двумя хамбакерами. Что до усилителей, то на протяжении без малого всей своей карьеры Берри использовал то, что попадалось под руку, когда он собирался где-нибудь игрывать, что полностью соответствует его оригинальной и так хоть отбавляй значащей для рок-н-ролла личности.

Так же читайте биографии известных людей:
Чака Хан Chaka Han

американская певица.
читать далее

Чан Хван Jang De Hvan

Получил докторскую степень в Нью-Йоркском университете и с 1988 года возглавляет газету "Мэиль бизнес", которую основал его тесть. Считается..
читать далее

Чандрагупта Маурья Mauria

Чандрагупта Маурья (+ 290 до н.э.) - (Маурья), древнеиндийский правитель, основатель династии и государства в Магадхе, расширил свои владения на всю..
читать далее

Чандрасекхара Венката Раман Venkata Raman

Чандрасекхара Венката Раман - индийский физик. Родился 7 ноября 1888 года.Чандрасекхара Венката Раман является лауреатом Нобелевской премии по..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий