Известные люди

»

Шарль Ле Корбюзье

Шарль Ле Корбюзье Sharl Le Corbusier Карьера: Архитектор
Рождение: Швейцария» Ла-Шо-де-Фон, 6.10.1887 - 27.8
Шарль Ле Корбюзье - французский архитектор и теоретик архитектуры. Родился 6 октября 1887 года в Швейцарии.В современной технике и серийности индустриального строительства Шарль Ле Корбюзье видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Является одним из создателей современных течений архитектуры (рационализма, функционализма ), применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку (дом Центросоюза в Москве, 1928-35; жилой дом в Марселе, 1947-52). В 50-60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии, 1951-56), стремился к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания (капелла в Роншане, 1950-53).

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier) Шарль Эдуар (наст. фам. Жаннере, Jeanneret) (6 октября 1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария 27 августа 1965, Рокбрюн-Кап-Мартен, Прованс, Франция), французский архитектор и теоретик искусства, единственный из самых авторитетных мастеров современного зодчества.

Ранние годы

Родился в семье владельца эмальерной мастерской. Подростком учился в местной школе декоративно-прикладного искусства; зарабатывал на бытие, гравируя орнаменты на крышках часов. Получил уроки мастерства у крупнейших зодчих того времени Й. Хофмана в Вене (1907), О. Перре в Париже (1908-10), П. Беренса в Берлине (1910-11). В 1911 путешествовал по Италии, Греции, Турции, испытав большое воздействие античной и мусульманской архитектуры.

Уже в проекте Дома Ино (1914) в полемически-заостренной форме выразил новые перспективы индустриально-типового строительства (вся архитектура дома состоит из опор и трех железобетонных плит).

Авангардные дома

С 1917 Корбюзье обосновался в Париже, основав в 1922 архитектурную мастерскую совместно с двоюродным братом Пьером Жаннере (своим постоянным соавтором до 1940 года). Разработав теорию пуризма, рационалистически-функциональной чистоты форм, изложил свою концепцию современного зодчества в журнале Эспри нуво (1920-25), в книгах К архитектуре (1923), Градостроительство (1925) и других.

Наглядными манифестами этих концепций явились (в области индивидуального жилого строительства) виллы и особняки, аскетически-геометричные по своим формам, возведенные в соответствии принципу функционализма (комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже, 1923-34; вилла Савой в Пуасси близ Парижа, 1929-31, и другие; к этим постройкам примыкал павильон Эспри нуво на Всемирной экспозиции декоративного искусства в Париже, 1925). В них толково воплотились сформулированные Корбюзье пять отправных точек новой архитектуры (сооружение на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное оконный проем, фасадная стена, освобожденная от несущих функций).

Став сенсациями авангардной моды, дома-манифесты остро, подчас на грани иронии выразили динамику новых ритмов жизни, их резкий контраст с привычной традицией, заложив в то же время основы важнейших строительно-технологических новшеств (в области остекления, каркаса, облицовки, инженерных коммуникаций все это скрупулезно разрабатывалось самим Корбюзье).

Градостроительные утопии

Резко поставив альтернативу архитектура или революция, считая ход обновления зодчества самым надежным средством супротив неотвратимых социальных потрясений, Корбюзье выдвигает радикальные идеи в области градостроения в целом. В плане современного города на 3 миллиона жителей (1922; из него возник так называемый проект Вуазен для Парижа), в проектах для Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и других своих концепциях он развивает принципы вертикального города-сада или лучезарного города (наименование его книги 1935 года), с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими парковыми пространствами между ними, с четким разделением транспортных, жилых и промышленно-деловых зон.

Создаваемые по планам Корбюзье монументальные общественные здания (общежитие швейцарских студентов в университетском городке в Париже, 1930-32, или Министерство просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, с соавторами, 1937-43) мыслятся как средоточия нового урбанизма, властно организующие кругом себя облегающее пространство.

В Москве по его проекту при участии Н. Д. Колли был выстроен жесткий по формам и в то же время пластически экспрессивный (в особенности со стороны двора) Дом Центросоюза (в настоящий момент Центральное статистической управление, 1928-35). С энтузиазмом откликнувшись на социально-урбанистические преобразования в России, Корбюзье оказал значительное воздействие на советскую архитектуру 1920-х начала 1930-х гг. Однако потом он порывает сотрудничество с советскими властями: его эстетические взгляды оказались несовместимыми с практикой и идеологией тоталитаризма.

Поздние работы

После Второй важный войны международный авторитет Корбюзье кажется незыблемым. Идеи его Лучезарного города, а ещё книги Три человеческих измерения (1945) ложатся в основу Афинской хартии, принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1945). В Марселе он создает жилую единицу (1947-52), многоэтажный жилье, ставший прообразом для массового жилого строительства по всей планете, а в Чандигархе (Индия, 1950-57) ему, в конце концов, удается полномасштабно реализовать свои градостроительные замыслы.

Откликаясь с известной долей самокритики на сверхутопические тенденции голого строительного прагматизма, примитивно понимаемой пользы вместо красоты (тенденции, доводящие до абсурда его собственные идеи и подвергнутые вскоре резкой критике в архитектурном постмодернизме), Корбюзье в своих поздних постройках усиливает образное начало, сочетая функциональную продуманность общей структуры с мощной драматической экспрессией форм (капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане,1950-53; сооружение Верховного суда в Чандигархе; павильон фирмы Филипс на Всемирной экспозиции в Брюсселе, 1958; доминиканский монастырь Ла-Турет близ Лиона, 1959).

Живопись, скульптура, дизайн

Важной сферой художественного опыта для Корбюзье с 1920-х годов была живопись картины и монументально-декоративные композиции с полуабстрактными фантазиями на тему конструирования человеком своей жизненной среды. Возникшие из этих фантазий образы претворялись следом в росписи, гобелены, декоративную скульптуру (в частности, Модулор, символическая фигура человека как главной меры архитектурных пропорций стала мотивом бетонных барельефов, украсивших Марсельскую жилую единицу). Мастер вписал здоровый вклад и в дизайн мебели, способствуя рационально-конструктивному облегчению ее основных узлов.

Так же читайте биографии известных людей:
Шарль Добиньи Sharl Fransua Dobini

Родился в Париже 15 февраля 1817 в семье художника-пейзажиста Э.Ф.Добиньи. Учился у отца, а также в мастерской П.Делароша (1840). В 18351836 посетил..
читать далее

Шарль (Морис) Дюфрен Charles Dufresne

Аллегорические композиции 1920-х годов Открытие Америки и Орфей типичны для зрелого периода творчества мастера.
читать далее

Шарль Буайе Charles Boyer

Шарль Буайе - популярный американский актёр французского происхождения. Родился 28 августа 1899 года во Франции.Шарль Буайе известен по ролям в..
читать далее

Шарль Банни Charles Konan Banny

Получил высшее образование в Абиджане. Этот диплом открыл ему двери престижной Высшей школы экономики в Париже, где в 1968 году он получил диплом...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий