Известные люди

»

Эдит Штайн

Эдит Штайн Edith Shtain Карьера: Священник
Рождение: 12.10.1891
Скромную мемориальную доску не сразу заметишь среди изобилия витрин. На месте торговых зданий находился до войны монастырь кармелиток. Улица была разрушена бомбардировками.Мемориальная доска озадачивает сопряжением иудейского семисвечника-меноры и католического креста, увитого колючей проволокой. Текст, помещенный между символами, извещает, что в обители жила монахиней Эдит Штайн.Два года назад Папа Иоанн Павел II причислил Эдит Штайн к лику святых.Нынешний глава католической церкви объявил святыми больше христианских мучеников, праведников, учителей, чем его предшественники в минующем веке вместе взятые, - Эдит Штайн была 280-я. Но Эдит Штайн - исключение среди этих братьев и сестер по вере. Она - еврейка.

Эдит родилась в 1891 году в Бреславле. Традиционная семейство, коммерческое занятие - торговлишка дровами. С самого детства ход мыслей Эдит не сливался с тем, что составляло предмет раздумий другой родни. Подолгу глядя на жар в печи, на дым, струящийся из труб в небосклон, она не сравнивала сосновые деревянные чурки с березовыми и не спрашивала о ценах за кубометр.

Позже - и достаточно до времени - выяснилось, что она ищет абсолютную Истину.

Дома зажигали субботние свечи, но Эдит сидела сторонний за праздничным столом. Нет, она не отказалась от веры отцов - она отказалась от веры вообще: религии, которые ей были известны, не вели к той Истине, которую она желала разыскать.

После школы она избирает поприще, пугавшее совершенной непрактичностью, - философию. Но для нее философское изыскание соединяется с прагматическими побуждениями: без постижения сущности явлений и предметов она не представляет себе своего реального существования. Ее целеустремленные способности не остаются незамеченными. Она становится одной из ближайших учениц Эдмунда Гуссерля, - его создание, феноменология, увлекает за собой многих выдающихся последователей.

В феноменологии Гуссерля, науке о "чистых принципах сознания", избравшей своим предметом "царство чистых истин", "априорных смыслов", Эдит Штайн открывает желанные подходы к пониманию мироустройства.

Но человеческие страдания, осмысляемые ею как метафизическая когорта, врываются в повседневный быт: начинается Первая мировая, и Эдит откладывает занятия философией - идет сестрой в военные лазареты, тифозные бараки. Однажды, оказавшись во Франкфурте, она заходит в собор, видит, как в огромное пустое пространство храма входит леди, уличная торговка, становится на колени и начинает читать молитву. Обращение единичного человека к Богу вторгается в постоянные раздумья Эдит Штайн о поисках абсолютной Истины как исчерпывающего и неопровержимого знания. Надежда сыскать Истину, обретя истинную веру и с ней Бога, уже не оставляет ее.

Она обрела эту истинную веру, когда за одну темное время суток прочитала автобиографию святой Терезии. Испанская монахиня Терезия из Авилы, жившая в XVI веке, в трудной борьбе учреждала обновленные обители кармелитского ордена, со строгими правилами, - глубокая внутренняя молитва шла об руку с неустанным и тяжелым апостольским служением, претворением в реальность заветов Нагорной проповеди.

Дата крещения Эдит совпадает с праздником обрезания Господня. В тот день, когда новорожденный Иисус был принят в веру Авраама, Исаака и Иакова, еврейка Эдит Штайн принимается в веру Христа.

В стремлении к абсолюту она хотела бы таинством крещения слить в единое целое свою веру, ученые труды и житейские занятия. Она мыслит ныне свои философские сочинения как молитву: служение Богу и людям. Бог входит в ее философию феноменологически строго: Он есть Истина. "Единственная альтернатива: закат Европы или возвращение к надмирному, надчеловеческому источнику всего - к Богу". Вера для нее - не приложение к жизни благочестивой католички, а сама бытие и образ жизни. Эдит Штайн становится монахиней в старинной (триста лет истории) обители кармелиток в Кельне. Теперь ее имя - Терезия Бенедикта от Креста.

Приход национал-социалистов к власти в 1933-м отодвигает на задний проект святую дату - 1900-летие земной гибели Иисуса Христа. Кармелитская монахиня получает приглашение на торжества в Рим, но не едет: ждет, чтобы Ватикан ясно определил родное касательство к нацизму. Нацизм, в свою очередность, с каждым днем все требовательнее заставляет монахиню полагать о своем народе - евреях и собственном еврействе.

"Мне открылось, что Бог положил тяжелую длань на свой население и что судьбина этого народа кроме того моя". Она пишет Папе Пию XI, призывая его открыто обозначиться в защиту еврейского народа, и получает в отклик частное послание с благословением. 2 августа 1942 года у ворот монастыря появляются два эсэсовца. Они доставляют сестер Штайн (старшая, Роза, также приняла католичество) на сборный пункт. 7 августа отседова отправляют в Освенцим 987 евреев. Поезд прибывает на станцию назначения 9-го. Всю партию прямо из вагонов ведут в газовые камеры. Чудом уцелевшие очевидцы запомнят двух необычных в этой колонне женщин в монашеском облачении.

Легендарным основателем ордена кармелитов считают пророка Илью. Он, как известно, был унесен на небосвод в огненной колеснице. Эдит Штайн ушла на небеса дымом освенцимского крематория.

Когда эсэсовцы хватали их из монастыря, она сказала сестре: "Пошли, мы идем за свой народ".

Известный богослов затем сформулировал: "Она осталась еврейкой и стала христианкой". В ладной на облик, благополучной формулировке сосредоточена взрывная доля трагического противоречия двух тысячелетий.

В Кельне поставили монумент Эдит Штайн. Она изображена на нем тремя фигурами - в трех ипостасях. Сидящая барышня, задумавшаяся о будущем пути. Женщина- ученый с расщепленной - физически, на скульптуре - головой: она ещё не в силах сопрячь искомую истину науки с истиной веры. Наконец, монахиня, ступившая на узкую каменистую тропу. Но тропа, по которой она идет, упирается в кучу обуви - ботинки, женские туфли и детские туфельки: люди снимали их с ног, в свое время чем зайти в газовую камеру. Все возвращается на круги своя:

Решение Папы причислить Эдит Штайн к лику святых единодушного восторга не вызвало. Она погибла только в силу того что, что была еврейкой. И для иных евреев она - одна из шести миллионов, унесенных Катастрофой. Как и для иных христиан, которые не видят в ее трагической гибели аккурат христианского мученичества. Критики церкви подозревают Папу в попытке задним числом искупить позицию Рима в отношении холокоста. А страстные ревнители - в чрезмерно расширительном толковании святости. Но в решении Папы есть что-то, что выше, значимее подсчетов и расхожей логики, разного рода практических соображений.

Прохожие на торговой улице спешат мимо щедрых витрин, нечасто кто обратит внимательность на скромную мемориальную доску, в символах и тексте которой воплощены боль и надежда нашей истории.

Так же читайте биографии известных людей:
Эдит Пиаф Edith Piaf

Эдит Пиаф - всемирно известная французская певица и актриса. Родилась 19 декабря 1915 года. Настоящее имя Эдит Джованна Гассио.В возрасте двадцати..
читать далее

Эдита Раден Edita Fedorovna Raden

Раден (баронесса Эдита Федоровна, 1825 - 1885) - одна из замечательнейших женщин высшего русского общества. Многосторонности ее глубокого..
читать далее

Эдита Пьеха Edita Pieha

В 1955 г. по путевке польского комсомола приехала в г.Ленинград, где училась на отделении психологии философского факультета Ленинградского..
читать далее

Эдмон Ростан Edmond Rostand

Эдмон Ростан - известный французский поэт, драматург, автор пьес. Родился 1 апреля 1868 года.Наиболее известными произведениями Эдмона Ростана..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий