Известные люди

»

Эдуард Штейнберг

Эдуард Штейнберг Eduard Shteinberg Карьера: Художник
Рождение: Россия» Москва, 3.3.1937
Москва приняла очередную экспозицию, первоначально показанную на берегах Невы. Правда, выставка одного из известнейших шестидесятников Эдуарда Штейнберга лишь отчасти повторяет свою питерскую версию. К тому же его первый персональный показ прошел в ГТГ еще двенадцать лет назад.

На вернисаже легендарный художник Эдуард Штейнберг ответил на вопросы корреспондента ГАЗЕТЫ Сергея Сафонова.

- Насколько сегодняшние представления о ситуации 1960-х годов упрощены, сколь события, которые в настоящий момент воспринимаются как ключевые, в частности "бульдозерная выставка", ими вправду являлись?

- "Бульдозерная выставка" уж очень заметна. Тогда поснимали партийцев, кругом этого подняли рев журналисты, но все-таки не нужно забрасывать, что тогда же появились Бродский и Солженицын, был ход Синявского и Даниэля. Так что бульдозер для меня - одна из маленьких акций. Был ход, попытки нарыть вольный язык в искусстве и в жизни. Бульдозер - это бытие, но это ещё не значит, что это искусство.

- То есть важность этой выставки ныне преувеличено?

- Для меня - да. Но оттого что вообще многое преувеличено; оттого что и перестройка преувеличена.

- Почему немного вспоминают о групповой экспозиции с вашим участием, состоявшейся в 1961 году в Тарусе?

- Таруса - это было ещё только возделение. Хотеть быть художником - ещё не значит им быть. Таруса - нулевой цикл, не необходимо это мифологизировать. Миф живет, оттого что живы Володя Каневский, Воробьев, но я отношусь к этому событию с улыбкой.

- Как получилось, что одна из первых ваших экспозиций в 1968 году была совместно с Владимиром Яковлевым, - ибо вы такие разные художники?

- Выставки тогда формировались не по близости, а по возможности. В выставочном плане была дырочка, в которую нас сунул Миша Гробман, - он был в худсовете. Это происходило в нынешнем Ермолаевском переулке (тогда - улочка Жолтовского), в выставочном зале молодежной секции МОСХ.

- А есть имена, которые нынче несправедливо выпали из хроники искусства того времени?

- В истории, в частности в истории искусств, впрямь имена выпадают, сильно страсть сколько забытых художников. Вот Борис Свешников - это не мой герой, но все-таки отличный художник. После смерти его работы распродали, галерея не сделала его выставки. Есть ещё страсть сколько имен, Беленок в частности. Сейчас немножечко Михаил Шварцман поднимается, его ибо также добивали.

В перестройку нас всех как бы выкинули из пространства современности и актуальности. Появились новые спортсмены, а мы не были спортсменами, мы были идеалистами, оскорбить такое рассудок сильно нетрудно. Для меня это - как разгром Манежа 1962 года, только на другом языке.

Словно бы искупая вину за прежнее невнимание к художникам-нонконформистам, Третьяковская галерея в последние пару лет с истовостью выстреливает ретроспективами тех, чьи работы в первый раз обрели зрителя на стыке хрущевской и брежневской эпох - неважно, уехали эти авторы в дальнейшем из не излишне любимого СССР или остались. При этакий выставочной стратегии фигура Штейнберга не могла остаться незамеченной музеем - он идеально подходит для очередной экспозиции этого ряда. Подолгу обитающий в Париже, но не забывающий и Тарусу, где прожил до 1957 года, Штейнберг - одна из ключевых фигур другого искусства. Его творческие установки выдержали опробование временем - не про всякого его сверстника разрешено проронить такое с полной уверенностью.

Он родился в тридцать седьмом. Отец, некогда выпускник Вхутемаса, репрессированный в том же году и вышедший на свободу только в 1954-м, стал его главным учителем. Формального профессионального образования Эдуард Аркадьевич не получил, раньше времени начал действовать - был землекопом и рыбаком, работал на заводе. Энергично написанные Дворник (1962) и Татарская свадьба (1961--1962), помещенные в самом начале экспозиции в ГТГ, лаконично обозначают круг его творческих интересов времен хрущевского разгрома выставки в Манеже. Эти работы важны для понимания эволюции автора публикой, но, кажется, не для него самого: большая доля залов отдана произведениям, которые не возбраняется окрестить диалогом с Малевичем.

Впрочем, не только супрематические мотивы наполняют холсты Штейнберга. В пространство изображения врываются адресованные зрителю надписи-комментарии; помещенный на темном фоне ясный полукруг оказывается то луной, то пойманной рыбой, а если горизонтально - то и бортом причалившей к берегу лодки; супрематическое скрещение линий становится крестом на сельском погосте Была ли апроприация творчества Штейнберга этими пересекающимися дискурсами плодотворна? - спрашивает во вступительной статье каталога выставки питерский искусствовед Боровский. Кажется, не сверх меры надеясь на теоретиков, в нашем разговоре перед вернисажем Штейнберг привел собственную формулу изобразительного искусства: Очень мне нравится, как сказал единственный оптинский старец: искусство - это когда укладываются в гроб слова, звуки, цвет А опосля приходит джентльмен и их воскрешает.

Так же читайте биографии известных людей:
Эдуард Тиссэ Eduard Tisse

В видоискателе своей камеры он первым увидел потрясающие кадры эйзенштейновского фильма "Броненосец Потёмкин".
читать далее

Эдуард Назаров Eduard Nazarov

Если бы меня попросили написать биографическую заметку о Назарове в энциклопедический словарь, я бы растерялся. Как в двух-трех фразах описать его..
читать далее

Эдуард Вермулен Edouard Vermeulen

Сегодня Вермулена называют официальным модельером королевской семьи Бельгии. Он, несомненно, настоящий мастер. Кроме того, что его основная..
читать далее

Эдуард Марцевич Eduard Martsevich

Э.Е. Марцевич член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами Балтии (Дом Дружбы, 1995), член Союза..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий