Известные люди

»

Элиас Канетти

Элиас Канетти Elias Canetti Карьера: Писатель
Рождение: Австрия, 25.7.1905
Австрийский писатель и драматург болгарского происхождения Элиас Канетти родился в сефардской еврейской семье в Рущуке (Болгария), многонациональном портовом городе в нижнем течении Дуная.

Он был старшим из трех сыновей в семье процветающих коммерсантов, родным языком которых был ладино, диалект испанского, на котором говорили сефарды. Дед К. с отцовской стороны знал семнадцать языков, а родители Элиаса, Матильда (Ардитти) и Жак Канетти, получивший образование в Вене, дома говорили только по-немецки на этом же языке стал сочинять и их наследник, Элиас.

Когда К. было 6 лет, его семейство переехала в Манчестер, где хлопчик поступил в школу, выучил британский язык и начал уяснять текст классиков, на чем настаивал его папа, которому в близкое время пришлось подкинуть литературу и заняться традиционным в семье хлопчатобумажным производством. По словам К., папа сказал ему: Ты будешь заниматься тем, чем захочешь. Менее чем посредством год папа К. скоропостижно скончался, и мамаша возвратилась с детьми на континент, где стала заниматься с К. немецким, чтобы мальчуган смог поступить в школу в Вене. Именно влиянием матери К. объясняет свою влюбленность к этому языку. Позднее он писал, что без матери и немецкого языка, которые узко переплелись в сознании писателя, его будущая бытие стала бы бессмысленной и непостижимой.

После трехлетнего обучения в венской школе К. с 1916 г. по 1921 г. учился в Цюрихе, тот, что он потом назовет раем своей юности. В эти годы юноша создает родное первое литературное произведение, пьесу в стихах Юний Брут (Junius Brutus). В 1921 г. мама К., обеспокоенная тем, что отпрыск живет в Цюрихе уж очень беззаботной жизнью, отвезла его во Франкфурт в надежде на то, что суровые условия послевоенной Германии вернут юноше ощущение действительности. Здесь К. за три года прошел школьный вектор движения, позже чего вернулся в Вену, где, уступая желанию матери, поступил в Венский вуз на химический факультет, тот, что и закончил в 1929 г. Тем не менее из-за давнишнего желания сделаться писателем, а кроме того из-за полного отсутствия интереса к химии младой мужчина полностью посвятил себя литературе. В это время К. посещает известного австрийского сатирика Карла Крауса, воздействие которого, по словам самого К., заключалось в появившемся у него стремлении научиться. совмещать язык и личность. Позднее К. говорил, что аккурат Краус обучил его искусству слушать: Слушая его, я уже не мог позже не внимать самого себя.

Побывав в 1928 г. в Берлине, где К. встретился с Бертольтом Брехтом, Исааком Бабелем и Георгом Грошем, начинающий литератор замыслил серию романов о человеческом безумии, в каждом из которых герой должен был представить тот или другой тип маньяка.

Так, в 1935 г. появился роман Ослепление (Die Blendung) первостепеннный и финальный из задуманной писателем серии о безумцах. Герой романа Кин, ученый-отшельник, живет в венской квартире, забитой его огромной библиотекой. Помешательство Кина начинается с того, что он скоропалительно женится на своей домашней хозяйке, которая вывозит его в свет погрязшего в разврате города, почему герой совершенно сходит с ума и кончает с собой.

Роман, в котором, по мнению критиков, К. удалось опередить близкое время и разоблачить фашизм, получил высокую оценку Томаса Манна и других крупных писателей довоенного времени. Через немного лет позже выхода романа он был официально запрещен в нацистской Германии. Впоследствии английская писательница Айрис Мердок назвала Ослепление одной из немногих великих книг нашего столетия. Мер-док посвятила К. свой роман Бегство от волшебника, а сам К., может быть, послужил прототипом для ее волшебника, всесильного философа, главного героя романа.

В 30-е гг. К. написал две пьесы Свадьбу (Die Hochzeit, 1932) и Комедию тщеславия (Die Komodie der Eitelkeit, 1934), в которых зло высмеиваются человеческие слабости и которые являются предтечей театра абсурда. Более поздняя драма К. Ограниченные сроком (Die Befristeten, 1952), поставленная в Англии в 1956 г., это философская пьеса об обществе, в котором любой знает точный миг своей смерти; как и в ранних пьесах, в Ограниченных сроком драматург пользуется приемами театра абсурда.

Распространение нацизма и систематическое преследование евреев в Германии вынудили К. отбыть из Вены в Париж. Когда же нацистская петля над Европой стала затягиваться ещё туже, беллетрист переезжает в Лондон, где и живет по этот день. В Лондоне К. приступает к многолетней научной работе, в результате которой создает свой шедевр Масса и власть (Mass und Macht, 1960), многогранное изучение о массовых движениях с привлечением фольклора, мифологии, литературы и истории. Мысль об этом труде возникла у К. под влиянием событий того дня, тот, что он назвал самым решающим в его жизни: 15 июля 1927 г. грядущий беллетрист стал свидетелем пожара в венском Дворце правосудия, подожженного группой бунтующих рабочих. Глубоко потрясенный увиденным, К. решил заняться психологией толпы.

В 1981 г. К. получает Нобелевскую премию по литературе за произведения, отмеченные широтой мировоззрения, богатством идей и художественной силой. В своей приветственной речи Йоханнес Эдфельд, член Шведской академии, приподнято оценил большой роман Ослепление как самое выдающееся из произведений К., добавив при этом, что в книге так невпроворот фантастического и демонического, что поневоле напрашиваются ассоциации с такими русскими писателями XIX в., как Гоголь и Достоевский. Затем Эдфельд назвал Массу и власть авторитетным трудом, мишень которого растолковать и обличить... религию власти. Хотя К. присутствовал на церемонии награждения, Нобелевской лекции он не читал.

Выпустив в свет свой капитальный работа, К. продолжает строчить книги о психологии литературного творчества. Таков, в частности, Еще единственный ход Кафки: письма к Фелице (Der andere Prozess: Kafkas Briefe an Felice, 1969), где делается попытка нащупать связь между жизнью и творчеством Кафки. К. выпускает и две книги автобиографического характера: Спасенный язык (Die gerettete Zunge, 1980) и Факел в ухе (Die Fackel im Ohr, 1982).

Ко времени получения Нобелевской премии К. лучше всего был известен западноевропейским читателям, которые владели немецким языком и могли по достоинству дать оценку явственный экономный язык в традициях Гёте. Один из переводчиков К., Иоахим Нойгрошель, считал, что манера К. в разное время бывал разным: В его ранних произведениях крайне непростой синтаксис, зато воспоминания его прозрачны и непосредственны. Хотя он и пишет по-немецки, язык тот самый является для него выученным, почему манера его произведений отличается большей точностью, разнообразием и богатством.

Подобно многим писателям своего поколения, К. был вынужден вынести изгнание, которому не раз подвергались его предки. Поскольку я еврей, язык моего интеллекта остается немецким, говорил К., и все-таки я несу в себе наследие всех народов. У К.-изгнанника, как фиксировалось в докладе Шведской академии, есть только одна отчизна, и отчизна эта германский язык.

Благодаря Ослеплению К. занял видное местоположение в той традиции европейской литературы, которую представляет Кафка, а следом того как тот самый роман был переведен на другие языки, К. получил признание как у широкого западного читателя, так и в академических кругах, где его слава непрерывно продолжала вырастать. За свои произведения, обладающие общечеловеческими достоинствами, он был назван писателем XVIII в., живущим в XX. По словам критика Джорджа Стайнера, сам факт существования такого писателя, как К., является честью для литературы.

Айрис Мердок заметила, что К. совершил то, что должны действовать философы и что они раньше делали... Он кроме того продемонстрировал взаимодействие мифического с повседневным в человеческой жизни. Американский критик Сьюзан Зонтаг отозвалась о К. как о человеке, остро чувствующем ответственность за слова; в своих произведениях он старается поделиться тем, что узнал благодаря своему внимательному отношению к миру. И это не какая-то догма, а мешанина боли, горячности, скорби и эйфории. Страстное рассудок порождает страсть.

В 1934 г. К. женился на Венеции Тоубнер-Калдерон, с которой он впервой встретился на одной из лекций Карла Крауса в 1924 г. После ее смерти (1963) литератор женится во второй раз на Гере Бушор и живет совместно с женой и сыном в Цюрихе и Лондоне. Британское гражданство К. получил в 1952 г.

Помимо Нобелевской премии (К. стал первым болгарином Нобелевским лауреатом) беллетрист был удостоен многих других литературных наград, в том числе Международного Парижского приза (1949), Писательской премии г. Вены (1966), Мюнхенской премии Георга Бюхнера (1972), Дортмундской премии Нелли Закс (1976) и премии Кафки (1981), одной из наиболее престижных литературных наград Австрии.

Так же читайте биографии известных людей:
Элиас Лённрот Elias Lenrott

Крупнейший представитель финской культуры, выдающийся исследователь карело-финского эпоса Калевала, языковед, врач по образованию.
читать далее

Элиас Липинер Elias Lipiner

В 1944 году поступил на юридический факультет университета Рио де Жанейро. В силу запрета печати на идише в Бразилии в годы диктатуры Желутиу..
читать далее

Элиас М'Барек Elyas MBarek

Элиас М'Барек - популярный немецко-австрийский актер. Родился 29 мая 1982 года.Широкому кругу зрителей Элиас М'Барек известен по ролям в таких..
читать далее

Элиз Авеллан Elise Avellan

Элиз Авеллан - актриса родом из Венесуэлы, сестра близнец актрисы и продюсера Электры Авеллан. Родилась 12 августа 1986 года.На пару со своей..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий