Известные люди

»

Элиза Рашель

Элиза Рашель Eliza Rachel Карьера: Артист
Рождение: Франция, 28.2.1821
Популярность рождала слухи, один эффектнее другого. Судачили, например, о её связях с третьим сыном Луи-Филиппа, молодым герцогом Жуанвильским. По светским салонам блуждала история о том, как герцог однажды послал ей визитную карточку с тремя словами: "Где? Когда? Сколько?" и получил ответ: "Этим вечером. У тебя. Даром". Обсуждали её любовные приключения с незаконным сыном Наполеона и польской княгини Валевской, с племянником императора, будущим Наполеоном III, её связь с А. Дюма и т.д.

В единственный из осенних вечеров 1853 года в Александринском театре Санкт-Петербурга давали "Федру" Расина.

Столичные обитатели с некоей долей скептицизма ожидали выхода французской актрисы Элизы Рашель. Но с первого же её появления на сцене исчезла настороженность и остался единственный только экстаз. Аплодисментам не было конца.

Элиза Рашель прибыла в Санкт-Петербург по высочайшему приглашению императора Николая I. Он увидел её в Париже и, покорённый, пригласил в Россию. Как гостеприимный владелец и почитатель талантов, Николай уделял актрисе навалом внимания: подарил ей колечко с изумрудом и двенадцатью бриллиантами. Когда Рашель как обухом по голове охрипла, царица прислала ей дойную ослицу. Французскую актрису не раз приглашали на обед во дворец. Рашель смущало высокое участливость. "Меня? Дочь Феликсов?"

Элиза Рашель Феликс родилась 28 февраля 1821 г. Её папа Яков Феликс - еврей из Меца - был бродячим торговцем. Но при этом знал германский и французский языки, превосходно декламировал отрывки из трагедий Вольтера и Корнеля и очень удачно устраивал на ярмарках праздничные шествия, где исполнял роли простаков.

Когда Элизе исполнилось 12, семейство Феликсов обосновалось в Париже на улице Траверсье-Сент-Оноре в меблированной комнате напротив морга. "Там вы увидите жалкие домишки в два окна шириной, и в каждом этаже гнездится порок, преступления и нищета", - писал о таких апартаментах Оноре де Бальзак. Семейство Феликсов бедствовало. Элизе и её старшей сестре Софи приходилось получать капиталы торговлей апельсинами. Чтобы занятие шло веселее, они исполняли самые разные песенки, услышанные тут же, на улице, а Элиза ещё читала басни. Однажды к ней подошёл почтенный господин и сказал, что контент песенки чересчур легкомыслен для до того юного возраста, на что Элиза ответила: "Что же работать? У меня нет других слов, может быть, вы, сударь, сами их придумаете?" По одной из версий - в реакция на это господин (а это был Виктор Гюго) вынул из кармана готовые вирши. По прочий - прямо на улице написал немного слов и вручил их маленькой певице.

Элиза достаточно невпроворот читала, и как-то раз ей попалась драма Расина "Андромаха". Прочитав её, Элиза твердо заявила родителям: "Теперь я знаю, кем стану, я стану игрывать трагедию".

Отец, не длительно думая, отдал дочка в частную школу декламации, и тут её увидел Сансон, попозже товарищ и педагог актрисы. Он был поражён таившейся в Рашель "способностью к трагическому переживанию". Сансон стал готовить юную актрису к поступлению в святая святых - Комеди Франсез.

Так как классическая драма в основном строилась на античных сюжетах, Сансон посоветовал Рашель прогуливаться в Лувр. Элиза изучала выражения лиц мраморных статуй, подражала их позам. Уроки мраморных "наставниц" не прошли даром: Элиза переменила причёску, чутко изучила драпировки одеяний и манеру их носить, мало-помалу вырабатывая тот безошибочный привкус, тот, что будет практически сводить с ума всех парижских модниц. Рашель не была красавицей, и шеф театра неотступно не хотел дарить ей дебюта, но Сансон в конце концов убедил его. 12 июня 1838 года Рашель впервой вышла на сцену Комеди Франсез. Потом восторженные очевидцы её первого успеха утверждали, что дебют начинающей актрисы немного чем отличался от её будущих выдающихся свершений, покоривших Францию, Европу и Америку. Театральный критик Жюль Жанен, впервой увидев Рашель на сцене прославленного театра, написал: "Знаете, в то время как я это пишу, во Французском театре возникло явление небывалое... у нас есть самая удивительная и чудесная девчурка, какую сегодняшнее поколение когда-либо видело в театре. Этот ребёнок (запомните имя!) - мадемуазель Рашель..."

Постепенно Рашель стала вступать в моду. Весь аристократический Париж был у ног резво ставшей знаменитой актрисы. Шатобриан, ещё недавно писавший, что "у мадемуазель Рашели суть человеческая из пурпура, а стан - из лохмотьев" (Рашель стремительно оправилась от недоедания, похорошела, стала грезиться выше ростом, и все в единственный звук заговорили, что она "диво как сложена"), называет её своей духовной дочерью и систематично провожает в театр. Её приглашают в палату депутатов на парламентские выступления. Когда актриса появлялась в палате, все бинокли тут же направлялись аккурат на неё. Но Рашель приходила в палату не для того, чтобы блистать туалетами: тут она училась ораторскому искусству и один раз, слушая блистательную речь народного избранника Гизо, воскликнула: "Вот с кем бы я хотела игрывать в трагедии!" Её популярность была до того высока, что, по свидетельству Стендаля, дядя из общества мог смело отклонить давнехонько условленный визит, сославшись на то, что ему достался квиток на мадемуазель Рашель, - и не услыхать упрёка в невежливости.

Популярность рождала слухи, единственный эффектнее другого. Судачили, в частности, о её связях с третьим сыном Луи-Филиппа, молодым герцогом Жуанвильским. По светским салонам блуждала история о том, как герцог в одно прекрасное время послал ей визитную карточку с тремя словами: "Где? Когда? Сколько?" и получил ответ: "Этим вечером. У тебя. Даром". Обсуждали её любовные похождения с незаконным сыном Наполеона и польской княгини Валевской, с племянником императора, будущим Наполеоном III, её связь с А. Дюма и т.д.

Рашель не обращала внимания на досужие разговоры и ещё больше разжигала любопытство толпы. Так, один раз на званом обеде в её доме какой-то гость воскликнул: "Боже, уж не из мрамора ли вы?" В реакция на это Рашель указала на сидевшего рядом принца Жерома и сказала: "Как видите, месье ещё не сломал ни одного зуба".

Однажды произошёл забавный случай: Рашель обменяла ветхую гитару, выдав её за ту самую, на которой она играла в детстве, на бриллиантовое ожерелье и жемчужную диадему. Счастливый обладатель отправился хвастаться приобретением к своему приятелю и тут же узнал, что это по крайней мере четвёртая "историческая" гитара. Она любила роскошь, но львиная доля её заработка доставалась семье. Не жалея, она тратила финансы на бесчисленные наряды для своей сестры Софи, а папа требовал от дочери 20 тыс. франков в год. Чтобы получить побольше денег, все свои отпуска Рашель проводила на гастролях, за два месяца она объезжала 60 городов и давала по 60-70 представлений.

Во время гастролей в России Рашель выступала в Гатчине, где к её приезду был нарочно выстроен театр. Свой вояж по России актриса называла "гастролью французской актрисы с русским императором в роли импресарио". Повсюду, в лавках и магазинах, продавались портреты Рашель. Торговцы называли её именем всё, что попадало им на глаза: торты, шляпки, ткани, пудру (это наименование сохранилось и по этот день). Офицеры царской гвардии выстраивались вдоль стен театрального фойе и часами ждали её выхода вслед за тем спектакля. Рашель проходила промеж двух шеренг по ковру, усыпанному розами и камелиями, под военное "Ура!".

После Петербурга Рашель отправилась в Москву, там она должна была игрывать на сцене прославленного Мкумачового театра. Москвичи восторженно встретили её, преподнеся актрисе туфли, сшитые из голубой ленты Андреевского ордена. После одного из спектаклей студенты выпрягли лошадей из кареты Рашель и повезли экипаж сами. Великий Михаил Щепкин, увидев Рашель в "Федре", пришел в экстаз от её игры и от неё самой. Побывав у актрисы в гостях, Щепкин воскликнул: "Умная дама, обняла меня, и я в обе щеки её поцеловал. Ведь идиотка этого не сделает, а для старика это не дурно".

Ненадолго вернувшись в Париж, актриса вскоре отправилась на гастроли в Америку. Эта поездка оказалась для неё роковой. Американская публика, не знающая французского языка, возмущенная высокой ценой на билеты, не очень-то посещала гастрольные спектакли. В Филадельфии Рашель слегла, открылась чахотка. Её отправили на врачевание в Египет, откель она писала директору своего театра Арсену Уссе:

"Дорогой Уссе! Помните, мы с вами говорили о моей карьере, "карьере мраморов"... да, мраморов надмогильных! Я прожила свой столетний период, вследствие того что что была лакомкою жизни. В немного лет съела я дни и ночи, сужденные мне: ну и пускай... Я бежала сюда в погоне за жизнью, но кругом меня - вижу - только конец, одна только смерть".

Элиза Рашель Феликс, великая французская актриса, умерла в возрасте 38 лет 4 января 1858 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Элиза Донован Elisa Donovan

Она является популярной американской актрисой, снявшейся в таких фильмах как Бестолковый, Ночь в Роксберри и Поцелуй меня.
читать далее

Элизабет Браунинг Elizabeth Barrett Browning

Элизабет Браунинг - известная английская поэтесса. Родилась 6 марта 1806 года.Элизабет Браунинг является одной из самых выдающихся поэтесс..
читать далее

Элизабет Боуэн Elizabeth Bowen

Элизабет Боуэн англо-ирландская писательница.
читать далее

Элизабет Виже-Лебрен Elizabed Vije-Lebren

Французская художница, представительница сентименталистского направления в классицизме, мастер портрета.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий