Известные люди

»

Эндель Пусэп

Эндель Пусэп Endel Pusep Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 1.5.1909
Майор Э. К. Пусэп совершил 30 ночных боевых вылетов на бомбардировку важных военных объектов в глубоком тылу фашистской Германии, в том числе в города Берлин, Данциг ( Гданьск ), Кёнигсберг ( Калининград ). 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами и при выполнении важного государственного задания, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 1 Мая 1909 года в деревне Ной, нынче Партизанского района Красноярского края, в семье крестьянина. Окончил 8 классов, 1 вектор движения педагогического техникума в Ленинграде. В 1928 - 1938 годах и с 1941 года в Красной Армии. До войны жил в Москве. Работал в полярной авиации. В 1929 году окончил военно - теоретическую школу ВВС, в 1931 году - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года в действующей армии. К Апрелю 1942 года начальник воздушного корабля 746-го авиационного полка ( 45-я авиационная дивизия, АДД ) Майор Э. К. Пусэп совершил 30 ночных боевых вылетов на бомбардировку важных военных объектов в глубоком тылу фашистской Германии, в том числе в города Берлин, Данциг ( Гданьск ), Кёнигсберг ( Калининград ). 20 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами и при выполнении важного государственного задания, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года Полковник Э. К. Пусэп - в запасе. Жил в городе Таллине. Был заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, членом ЦК КП Эстонии, работал министром социального обеспечения республики, Председатель республиканского комитета защиты мира. Депутат Верховного Совета СССР 4-го созыва. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Трудового Красного Знамени ( трижды ), Дружбы Народов, Красной Звезды ( дважды ), "Знак Почёта", медалями. Автор книг: "На дальних воздушных дорогах", "Тревожноеи небо" и других.

* * *

Это был рекорд Арктики - самолёт отважного полярного лётчика Ивана Ивановича Черевичного продержался в воздухе 23 часа.

- Знаешь, а мы тебя обставим, - сказал ему Михаил Васильевич Водопьянов.

Черевичный озорно улыбнулся:

- Вызываю на соревнование.

И Водопьянов, именитый всей стране лётчик, получивший признание народа за участие в спасении челюскинцев, единственный из первых в стране Героев Советского Союза, с мальчишеской весёлостью хлопнул тяжёлой ладонью в протянутую руку:

- Принимаем. Оглянулся на второго пилота:

- Женька, ты как ?

- Не вижу повода для отказа, - как вечно серьёзно ответил Эндель Пусэп, которого тут, в Арктике, все называли Женей. Наверное, в глазах пилотов этого сурового края такое имя звучало мягко, больше соответствовало открытому, доброжелательному характеру Энделя. Диссонировала с его призванием и фамилия. "Пусэп" в переводе с эстонского значит "столяр". Хотя в роду Пусэпов все занимались хлебопашеством, а он стал полярным лётчиком.

Они заправили баки горючим до предела и утром 21 Июня 1941 года поднялись в ледовую разведку над Карским морем. После 25 часов полёта тяжёлая летающая лодочка, дотянув до базы, вздыбила водную гладь Енисея. Все были довольны - рекорд побит... А посредством немного минут узнали, что фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Сразу посуровевший, Водопьянов твёрдо заявил:

- Поеду в Москву проситься на фронт.

- Не забудь о нас, - напомнил Пусэп.

Интересные зигзаги вычерчивает иной раз судьбина на жизненном пути человека. И всё же то положение, что крестьянский паренёк Эндель Пусэп стал лётчиком, не разрешено полагать случайным.

Удивительно другое. Он, эстонец, родившись в глухомани Красноярского края, многие годы ощущал в себе волнующий зов близкий земли. Особенно остро стремление возвратиться в отчий край возникало, когда слушал рассказы старших о янтарном море, древнем Таллине... И не его вина, что саммит эта состоялась только затем Великой Отечественной войны - Герой Советского Союза Эндель Карлович Пусэп возглавил республиканское управление автотранспорта. Осев уже непрерывно в Эстонии, нежданно затосковал по далёким таёжным просторам. Однако минуло больше 10 лет, покуда смог осуществить задуманное - съездить в Манский район, что на Красноярщине.

С помощью местных обитателей Пусэп безуспешно пытался разыскать свой хутор Самовольный. В тайге сохранилось только немного ровных прямоугольников от фундаментов бывшего некогда поселения. Но всё одинаково состоялась саммит с юностью, так волнующая человека, уже повидавшего бытие, знающего ей цену. Здесь он был также на близкий земле, все считали его земляком. Не ненароком аккурат в Красноярске вышла первая книжка Пусэпа, переведенная позже на эстонский язык. Да что книжка - она вместила только доля пути полярного и военного лётчика. Ту количество, которая была до предела насыщена риском и опасностями: служба в Арктике, годы войны. А как завязывались первые узелки на жизненной стезе, во что верил и что ненавидел предстоящий отважный пилот, о чём мечтал и как добился выбранной цели ?

Эндель Карлович был уже не молод, но бодр, подвижен. Невысок ростом. Узкая белая бородка, жесткий синий галстук, глаза из - под очков смотрели пытливо, на пиджаке 6 рядов орденских планок, значок почётного полярника. Вспоминал о прошлом с удовольствием, чисто сам чуть-чуть удивлялся: неужто это с ним, Пусэпом, такое происходило...

Чтобы стала понятнее фатум парнишки из таёжного хутора, немного опередим его расклад. Когда Пусэпа назначили министром социального обеспечения Эстонии, он сказал на первом же совещании коллектива: "К нам за помощью обращаются люди особой категории: инвалиды, пенсионеры. Мы обязаны совершать для них всё, что положено по закону... И ещё капельку - слегка от себя". Поняли сотрудники аппарата, что новоиспеченный министр ожидает от них творческой активности, высокой гражданственности, чуткости, а не легко формального исполнения служебных обязанностей. Вот этой несложной словно бы бы формуле "и слегка - еле-еле от себя" Эндель Пусэп следовал вечно сам.

Да, отчего же эстонский мальчуган очутился в Восточной Сибири ? Тут необходимо вспомянуть историю: эстонцы, исконные крестьяне, вечно называли себя "детьми земли". Дед Энделя - Иозеп Соо хоть отбавляй лет отрывал от семьи крохи для выкупа за небольшой участок. А когда всецело погасил всю сумму, помещик без зазрения совести изрёк: "Ничего ты мне не платил, проваливай отсюда". Никаких документов, расписок у старого Иозепа не было. Нигде не смог обосновать свою правоту, и тогда семейство собралась в дальнюю дорогу. Многие уезжали на край света в поисках лучшей доли. В тайге корчевали участки, ставили дома. Так появились Самовольные хутора. Рядом с эстонцами селились такие же безземельные латыши. Сибирь стала им второй родиной.

Для Энделя Советская политическая элита пришла на хутор тихонько и скрыто в лице его отца Карла Пусэпа, которого выбрали первым председателем сельсовета. Тихо потому как, что в хуторах жили бедняки, поднятые нуждой с родных подворий на чужбину. А позже самоотверженно дрались за свою политическая элита, отбивались от бандитов, карателей и ещё бог знает от кого. Хорошо помнит Эндель, как ему, тогда 9-летнему мальчонке, начальник партизанского отряда подарил японский карабин. Стрелять в тайге скоро научился: ни одной пули мимо цели.

И ещё появилось у Энделя увлечение - сообща с братом клеили из бумаги самолёты, привязывали шпагатом, бегали под горку... В 1922 году в первый раз увидел всамделишный самолёт, летевший невысоко над тайгой к станице. Опрометью бросился во двор, схватил за уздечку лошадь, помчался без седла как оголтелый, за 20 верст. Успел... Самолёт стоял на базарной площади, кругом немаловажно прохаживался механик - в кожаной куртке, тёплом шлеме. Не единственный час крутился рядом докучливый мальчуган, засыпал вопросами: "А это что ?", "А это для чего ?", в то время как механик не посоветовал: "Учись на пилота, сам всё узнаешь". Легко сказать: "Учись". Только вот где ?

В общем - то судьбина всё же баловала Энделя. Ходить в станичную школу - вдалеке, да и не было обувки. Грамотой хуторским ребятам помогал овладевать бывший ссыльный преподаватель, Вольдемар Карлович Оя. Вместоположение учебников пользовались журнальным приложением "Гимназия на дому". С здоровущий любовью, видно, проводил уроки Вольдемар Карлович - в 1925 году Эндель поступил сию минуту в 5 класс, а сквозь пару лет ему вручили подтверждение об окончании семилетки. Годом раньше, когда услышали горькую весть о смерти В. И. Ленина, трое парнишек пошли посредством заснеженную тайгу в станицу Шалинскую, попросили вписать их в комсомол.

А вот ещё удивительное - Эндель встретил своего первого учителя в Эстонии уже следом Великой Победы. Вольдемар Карлович Оя нёс в ту пору "тяжёлый портфель" первого министра просвещения республики.

Ох, сколь же тогда было трудностей ! Фронт переместился на стройплощадки: восстанавливались из руин заводы и фабрики, города и сёла, залечивались раны войны. Но всё это опосля...

Окружком партии послал комсомольца Энделя Пусэпа, как "представителя бедняцкой семьи", на учёбу в Ленинградский педагогический техникум. Эндель поехал с радостью, только чуть-чуть отступил от направления, сделал "едва - едва-едва от себя" - подал документы в военно - теоретическую школу лётчиков. Практические навыки совершенствовал в Вольске, после этого в Оренбурге. Мечта претворилась в жизнь: эстонский парнишка с глухого сибирского хутора в 1930 году, затем успешного окончания 3-й военной школы лётчиков, стал командиром ВВС РККА.

Молодой авиатор стремился в доля, а его оставили в Оренбурге инструктором. Летал Пусэп виртуозно. Рядом с ним курсанты нечаянно загорались, старались походить на своего наставника. Воспитывая курсантов, Эндель и сам шлифовал профессиональное мастерство.

В те годы барьером в действиях авиации являлись слепые полёты. Пусэп к служебным обязанностям инструктора добавлял " - малость от себя" - без разрешения пробовал вставать в непогоду, выполнял сложные фигуры в условиях скверный видимости, за что неоднократно получал замечания. Успешно преодолел ещё одну ступеньку лётной науки - получил перевод в Ейск, где создавалась первая в стране эскадрилья по полётам вслепую.

Зачётным полётом Ейск - Москва - Ейск стоял во главе флаг - штурман ВВС И. Г. Спирин, участник высадки знаменитой экспедиции И. Д. Папанина. Вели самолёты под чёрными колпаками, только по приборам. Для посадок приборов не было, только позади подвешивали к машине 30-метровую железную цепочка. Она - то и давала ведать лётчику о расстоянии до земли. Опыт помог - Пусэп заслужил "отлично".

Памятно Энделю и участие в поисковой группе. Пропал Сигизмунд Леваневский, стартовав 12 Августа 1937 года в Северную Америку сквозь Арктику. Легендарного участника папанинской эпопеи, отважного пилота с Звездой Героя, прекрасного человека искали немного месяцев, не считаясь с погодой, усталостью. Выматывались из сил, отсиживались на случайных зимовках. До сих пор судьбина экипажа остаётся одной из трагических загадок Севера - самолёт Леваневского выявить не удалось.

Во время поисков Пусэп познакомился с кинорежиссером Романом Карменом. Они были сродни характерами: оба беспокойные, ищущие. Вместе пережидали пургу на Земле Франца - Иосифа. О многом тогда довелось побеседовать. В окончательный раз встретились в Таллине, уже затем войны.

- Женька ! - взволнованно воскликнул Кармен. - Как я рад тебя зреть.

Крепко обнялись два старых товарища - мечтатели, единомышленники, бойцы... Кармен рассказывал Пусэпу о своём фильме "Неизвестная война", тот, что заканчивал вкупе с представителями американского телевидения. Серия документальных лент о войне - начало гитлеровского нашествия, блокада Ленинграда, оборона Москвы, Сталинградская битва и Курская дуга, падение Берлина, лагеря смерти, разрушенные города...

- Они должны располагать информацией, чем пахнет махаловка, - убеждённо говорил Кармену армейский лётчик Герой Советского Союза Эндель Карлович Пусэп.

Уж он - то знал войну. В числе первых бомбил фашистский Берлин в Августе 1941 года, развеивая миф нацистской пропаганды о "чистом небе" над рейхом. Хорошо запомнил и тот, второй день войны, когда группа полярных лётчиков прилетела в Москву. Со списком добровольцев Водопьянов пошёл в Генеральный штаб. Всех полярников по его просьбе назначили в единственный полк, а 1-ю бомбардировочную дивизию авиации дальнего действия возглавил сам Водопьянов.

Через немного дней Пусэп и его товарищи уже были на волжском заводе, где завершалось оснащение тяжёлых бомбардировщиков ТБ-7. Грозные машины, вооружённые скорострельными пушками и пулемётами, могли с большим грузом делать рейды в немного тысяч километров. На заводском аэродроме жутко торопились: сводки с фронта заставляли яростно стискивать кулаки, упускать из памяти об усталости и сне. Наконец наступил долгожданный день: начальник дивизии Водопьянов доложил командованию о готовности к боевым действиям.

Ещё в отрезок времени формирования дивизии, Генштаб планировал бомбовый потрясение по цитадели фашизма - Берлину. Геринг хвастливо заявлял, что ключи от Берлинского неба находятся у него в кармане. Ему вторил Геббельс, безудержно раздувая успехи гитлеровских армий в первые месяцы войны.

Августовским вечером 1941 года тяжёлые машины поднялись в воздух. В первом самолёте, где командиром был Водопьянов, в кресле второго пилота сидел Пусэп. На максимальной высоте прошли над Балтикой. За 20 минут до Берлина отказал правый последний мотор. Альтиметр показывал 7000 высоты.

- В правом крайнем моторе упало давление масла, - доложил бортинженер. - Выключаем...

Все напряжённо ожидали решения командира.

- Ложимся на боевой вектор движения, - кратко приказал Водопьянов.

Никогда не выпустить из памяти Пусэпу тех мгновений: под крылом самолёта они видели разлив огней столицы фашистской Германии. Опьянённые военными успехами в Европе, нацисты считали Берлин недоступным для ударов с воздуха.

"Внимание ! Мы над целью !" - докладывает штурман Александр Павлович Штепенко.

Бомбы понеслись вниз, почва озарилась огненными всполохами. Задание выполнено ! С опозданием в немного минут захлебнулись лаем зенитки. Но этих минут хватило, чтобы завернуть боевую машину на 90 градусов, оставить из зоны обстрела. По всей вражеской территории метались лучи прожекторов, очередями рвались в небе зенитные снаряды.

Боевое поручение выполнено. Самолёт возвращается домой. В районе Данцига около него начали рваться снаряды врага. Пробиты бензобаки. Горючее вытекает. Его хватило только до Эстонии. С трудом выбрали опушку, со скрежетом, сбивая кроны деревьев, удачно сели, если не мнить исковерканных плоскостей.

Через немного часов лесного перехода лётчики встретились с мальчишкой. Тот встревоженно смотрел на незнакомых людей с оружием.

- Не бойся, - успокоил его по - эстонски Пусэп. - Скажи, где мы в текущий момент ?

Так состоялась его первая саммит с близкий землёй.

Несколько дней по лесам и болотам лётчики пробирались к своим. А посредством месяц ещё раз отправились в боевой рейс.

За начальный год Великой Отечественной войны Э. К. Пусэп 30 раз бомбил военно - промышленные обьекты в глубоком тылу врага. Год войны за 3 официально считается. Условное это мерило неужели может высказать фронтовые будни авиационного полка, напряжённую обстановку полевого аэродрома, когда спят в комбинезонах и чутко ловят в ночной мгле знакомый рокот мотора самолёта возвращающегося товарища.

После посещения авиационного полка в 1944 году в записной книжке писателя А. Фадеева появились такие строки об Энделе Пусэпе: "Бывший полярник. Мастер полётов вслепую, великолепно маневрирует под огнём, в снежных и грозовых тучах. Он - белесый, малого роста, коренастый, светлоглазый, и сильно хороша улыбка на чудесном его лице..."

Вовсе не случайной оказалась саммит писателя с пилотом. И более того не потому что, что Пусэп, совершив уже десятки успешных боевых вылетов на бомбардировщике дальнего действия, удостоился многих орденов. Фадеева интересовали подробности перелёта под командованием Энделя сквозь океан в Америку с советскими дипломатами на борту.

19 Мая 1942 года тяжёлый 4-моторный бомбардировщик взял вектор движения на Великобританию и дальше сквозь Исландию и Канаду - в Вашингтон. Этот путь в Москве посчитали не только самым коротким, но и, как ни парадоксально, самым безопасным, оттого что проходил он посредством линию фронта. Встрой ли немецкая работа безопасности могла допустить до того дерзкий перелёт. Риск оправдался сполна.

Пока в Лондоне длились дипломатические переговоры, советские авиаторы осматривали град. В специальной гостинице Пусэп познакомился с личным пилотом американского президента Рузвельта - весёлым здоровяком, пытавшимся говорить русские слова. На прочий день он, показав Энделю свой "Дуглас", предложил, что шибко без сомнения, произвести круг над столицей Великобритании. Эндель согласился, и вот уже под крылом плывут размытые в лёгкой дымке очертания городских сооружений. Когда гражданин сша жестом пригласил усесться на командирское местоположение, Пусэп, опасаясь обвинения в недостатке опыта или боязни, взялся за штурвал. Минут 40 кружили они над Лондоном.

- Ох, и попало же мне тогда, - вспоминал позднее Эндель Карлович. - И поделом - без спроса на такое решился. Объяснил всё открыто, как было, - поняли, простили...

Из "туманной Англии" вектор движения лежал в Соединенные Штаты Америки. В ту пору не только военные стратеги, но и мальчишки в младших классах толковали про второй фронт: его так долговременно не открывали союзники, что наименование это стало нарицательным. Даже если хотели упрекнуть кого - либо в медлительности, зачастую добавляли: "Тянешь, как со вторым фронтом".

Советские дипломаты летели на встречу с Рузвельтом, чтобы более точно определить сроки начала боевых действий союзных войск. Рейс был трудный: сквозь горы и туманы, над арктическими льдами, с приземлением на незнакомых полосах.

12 Июня 1942 года "Правда" напечатала официальные сообщения о переговорах в Лондоне и Вашингтоне под общим заголовком "Укрепление боевого содружества Советского Союза с Великобританией и Соединенными Штатами Америки". По всей стране трудящиеся на митингах поддерживали акцию Советского правительства.

А 21 Июня был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза Э. К. Пусэпу "за отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания Правительства по осуществлению дальнего ответственного перелёта..." С фото на газетной странице серьёзно смотрел Майор Э. К. Пусэп, вроде чеканил: "Готов осуществить любое поручение Родины". В том же году он стал командиром авиаполка.

В 1944 году Фадеев назвал Пусэпа "выдающимся лётчиком". Разве мог допустить Эндель Карлович, что вскоре придётся разлучиться с авиацией ! Контузия позвоночника осколком зенитного снаряда разлучила его с Пятым океаном. Добавим лишь: в связи с ранением Пусэп перенёс 5 операций на позвоночнике.

Как уже упоминалось на первых порах, вслед за тем войны Эндель Карлович возглавил управление автотранспорта в Эстонии, забрал из - под Красноярска родителей, стал обвыкаться к мирной жизни. Впрочем, мирной ли ? Всеми силами старался наладить работу транспорта в республике. На грузовики натягивали брезентовые тенты - в таких автобусах ездили люди. Энергию, напористость бывшего лётчика заметили: в 1951 году избрали заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР. Президентом республики сперва был сочинитель А. Якобсон, которого сменил биолог академик И. Эйхфельд.

Пусэп, каждый день сталкиваясь g широким повсеместно самых неожиданных вопросов, завсегда добавлял в их вывод "чуток - едва-едва от себя". Именно в это время в Эстонии начал делать начальный в стране закон об охране природы, метко обозначив ответственность производственников, строителей и всего населения за состояние окружающей среды. Уже на посту министра социального обеспечения Пусэп наладил в республике выплату пенсий колхозникам.

Эндель страсть сколько ездил по районам, советовался с людьми, сверяя по их отзывам свой "курс". Однажды познакомился с Эльминэ Этсман - одной из первых эстонских трактористок. Водить степной судно её обучил папа, сельский механизатор. Беседа с этой женщиной трезвого ума, острого взгляда запала в память. Они не раз встречались - и на совещаниях в Таллине, и в колхозе "Тарвасту". Когда Эльминэ сменила отца за штурвалом комбайна, Эндель Карлович столкнулся с явной несправедливостью: одному из основателей колхоза не хватало стажа для получения неурезанной пенсии. Формальность, но как её объехать ? По инициативе Пусэпа в Эстонии ввели персональные пенсии для ветеранов колхозного строя. Вскоре Эльминэ Этсман узнала вся держава - Герой Социалистического Труда, народный избранник Верховного Совета СССР нескольких созывов...

Председатель республиканского Комитета защиты мира, президент Федерации авиационного спорта Э. Пусэп и знатный механизатор Э. Этсман редко встречались и затем. Однажды Эльминэ поделилась с Энделем Карловичем материнской гордостью:

- Передала сыну свой именной комбайн "Нива".

Они стояли на Таллинской площади в явственный летний день и разговаривали о насущных делах. Серебристый лайнер с лёгким рокотом шёл на посадку. Пусэп проводил его взглядом:

- Хорошо, когда небосвод чистое.

В устах военного лётчика эта мысль несла ясный всем честным людям на земле толк...

Так же читайте биографии известных людей:
Энджела Лэнсбери Angela Lansbury

Героини Лэнсбери очень часто были старше ее, при этом она очень редко пользовалась гримом. Чуть ли не единственный случай - Зеркало треснуло, где..
читать далее

Энджи Дикинсон Angie Dickinson

Бывшая королева красоты была уже хорошо известной киноактрисой, когда приобрела еще более скандальную славу, снявшись обнаженной в картине продюсера..
читать далее

Энджи Сепеда Angie Cepeda

Энджи Сепеда - популярная колумбийская актрис. Родилась 2 августа 1974 года.Энджи Сепеда известна по ролям в таких фильмах и сериалах как: "Свеча"..
читать далее

Энди Уорхол Andy Warhol

Культовая персона в истории поп-арт движения и современного искусства в целом. В 1960-х годах был менеджером и продюсером первой альтернативной..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий