Известные люди

»

Эрих Редер

Эрих Редер Карьера: Адмирал
Рождение: Германия
Редер (Raeder) Эрих (1876-1960), немецкий гросс-адмирал (1939). В 1935-43 главнокомандующий ВМФ, сторонник тотальной войны на море. На Нюрнбергском процессе приговорен к пожизненному заключению как один из главных военных преступников. В 1955 освобожден.

В истории адмирал Редер знаменит тем, что создавал немецкий линейный флот, тот, что не стал океанской мощью и был уничтожен во Второй важный войне по частям.

Редер родился 24 апреля 1876 года в курортном местечке Вандсбек под Гамбургом. После школы пацан по его желанию поступил на флот, потому как отсутствие дворянского титула не мешало сделаться морским офицером. 1 апреля 1889 года он прибыл в Киль, вскоре стал одним из первых по успеваемости, а в 1895 году - лучшим выпускником класса; участвовал в походах по Балтике и к островам Вест-Индии. Осенью 1897 года свежеиспеченного лейтенанта назначили вахтенным офицером на судно Саксен. Затем ладно зарекомендовавшего себя Редера перевели на флагманский судно командира Восточной эскадры принца Генриха Дойчланд; он стал членом его штаба, а ещё взял на себя руководство корабельным оркестром, потому как с детства любил музыку. В конце 1897 года Дойчланд отправился на Дальний Восток. Принц Генрих покровительствовал молодому офицеру, забирал его с собой в поездки в Циндао, Порт-Артур, Владивосток, Японию, Корею, Сайгон и на Филиппины. После возвращения в 1901 году Эриха назначили в Киле офицером-наставником, но посредством немного месяцев принц Генрих, командовавший 1-й эскадрой линейных кораблей, перевел его на свежеиспеченный флагман Кайзер Вильгельм дер Гроссе. В 1903 году Редер поступил в военно-морскую академию, учился два года, на три месяца ездил в Россию для совершенствования в русском языке (британский и французский он знал).

После академии Редер служил штурманом на броненосце береговой обороны Фритьоф. 1 апреля 1905 года моряка перевели в управление информации ВМФ; он заведовал прессой, редактировал журнал Марине Рундшау и ежегодник Наутикус. Редер ладно писал, мог вслушиваться к посторонний точке зрения. Сам кайзер Вильгельм II обратил внимательность на способного моряка и взял в 1910 году штурманом на свою яхту Гогенцоллерн. С этого времени Редер стал убежденным монархистом. В 1911 году его произвели в корветтенкапитаны, в 1912 году назначили старшим офицером штаба (с 1917 года - начальником штаба) вице-адмирала Риттера Франца Хиппера, командовавшего крейсерскими силами Атлантической эскадры. В 1914-1915 годах Редер спланировал немного операций по постановке мин и обстрелу берегов Англии, участвовал в бою у Доггер-банки и в Ютландском сражении. Он находился на Лютцове и чудом остался цел при попадании снаряда в рубку.

В январе 1918 года Редера назначили командиром легкого крейсера Кельн, в октябре - главой центрального бюро командования ВМФ. После ноябрьского восстания в Киле, бегства кайзера и организации Веймарской республики морячок оказался втянут в политическую борьбу. Добиваясь, чтобы к командованию не пришел левый, он лично разговаривал с министром обороны Густавом Носке, доказал ему, что во главе флота должен быть мужчина, пользующийся доверием офицеров, и рекомендовал адмирала Адольфа фон Трота, начальника управления личного состава. Трота был назначен. Он сделал все возможное, чтобы объехать ограничения Версальского мира и сберечь флот.

Весной 1920 года Редер поддержал неудачный Капповский путч и был переведен в архив ВМФ. В архиве он изучил стратегию и тактику германского флота периода важный войны. В 1922-1923 годах морячок подготовил и выпустил строй книг по крейсерской войне: Крейсерская битва в зарубежных водах, Крейсерская эскадра, Деятельность легких крейсеров Эмден и Карлсруэ и Война на море. В свободное от работы время он изучал вектор движения философии и политологии в Берлинском университете и должен был сделаться доктором этих наук. Однако Редера произвели в контр-адмиралы и назначили начальником военно-морских учебных заведений. К этому времени он зарекомендовал себя сторонником демократии.

В октябре 1924 года Редер командовал крейсерскими силами в Северном море, в январе получил ранг вице-адмирала и был назначен начальником Балтийского военно-морского района. Вскоре он прославился благодаря твердому следованию чувству долга и заповедям офицерского кодекса чести. При смене морского командования затем скандального дела Ломана 1 октября 1928 года Редера с согласия рейхстага произвели в адмиралы. Он стал начальником главного морского штаба.

Редер позаботился отделаться от ряда авторитетных адмиралов - соперников. Никто из его подчиненных не смел его критиковать. Адмирал старался сформировать сбалансированный флот, включавший все классы кораблей. Он полагался на карманные линкоры, которые должны были покинуть от любого, желающего их потопить, и потопить всякого, кто желал от них покинуть. По его инициативе строили грузовые суда и траулеры, которые было несложно обратить в вспомогательные крейсера и тральщики; продолжалось тайное изготовление подводных лодок.

Моряки недолюбливали Редера за мелочность, с которой он придирался к их внешнему виду и порядку на берегу. Он был способен учинить разнос командиру подводной лодки, вернувшейся из длительного похода, за неопрятный внешность экипажа. Строгий и малоразговорчивый, адмирал был лишен чувства юмора. Он добивался, чтобы на флоте служили добро дисциплинированные, обученные, не интересующиеся политикой люди.

С приходом к власти нацистов Редер связывал осуществление своей программы строительства сильного флота. Фюрера кроме того устраивал командующий Кригсмарине, тот, что был прекрасным советником в военно-морских вопросах и не вмешивался в дела, выходящие за рамки флота. В 1935 году Гитлер назвал Редера главнокомандующим Кригсмарине, 20 апреля 1936 года, по случаю своего 47-летия, произвел его в генерал-адмиралы, в 1937 году удостоил звания почетного члена НСДАП.

После того как Гитлер денонсировал в марте 1935 года Версальский контракт, началось осуществление кораблестроительной программы Редера. Гитлер убеждал адмирала в том, что намерен существовать с англичанами в мире, и тот не рассчитывал на столкновение с владычицей морей. Противниками были названы флоты Польши, Франции и СССР. Строились линейные корабли Бисмарк, Тирпиц, Шарнгорст, Гнейзенау, легкие, тяжелые крейсера, эсминцы и подводные лодки, была создана 1-я подводная флотилия капитана цур зее Карла Дёница.

В 1938 году Гитлер выговаривал Редеру за медлительность в кораблестроении, но тот отметил, что из-за широкого размаха других проектов фюрера на верфях недостает материалов и специалистов. Когда Гитлер потребовал ускорить сооружение линейных кораблей, Редер дал предписание главному штабу ВМФ ответствовать, что необходимо заморозить невоенные проекты и избавить рабочих для военного производства. Так как реакции не последовало, возведение кораблей отставало от планового. Трудности создавал ещё ненавидевший генерал-адмирала Генрих Геринг, тот, что возглавлял 4-летним планом и распоряжался ресурсами. Однако Редера самое малое беспокоили отставания, оттого что фюрер убедил его, что флот будет нужен не прежде 1944 года.

Редер был способен вступить в конфликт с самим фюрером по делам флота, более того если то было сильно рискованно. В частности, ему удалось достигнуть от Гитлера, чтобы нацисты оставили в покое отставного контр-адмирала Карла Кюленталя, наполовину еврея, и более того обеспечил ему пенсионную выплату. Он помогал и другим евреям, служившим на флоте, и флотским священникам.

1 ноября 1938 года Гитлер накричал на адмирала, разорвал проект развития флота и потребовал усилить защиту новых линейных кораблей и довести численность подводных лодок до численности английских. Зимой 1938-1939 годов Редер предупреждал, что в ближайшие 2 года флот не будет готов к борьбе с Англией. Однако фюрер утверждал, что прежде 1946 года флот не понадобится. Поэтому Редер разработал проект Z, по которому к 1947 году следовало выстроить 4 линкора типа Бисмарк, 6 линкоров типа H с 420-мм пушками, 4 авианосца, 15 карманных линкоров, 5 тяжелых и 44 легких крейсеров, 68 эсминцев и 249 подводных лодок. План, представленный 17 января 1939 года, был одобрен Гитлером, тот, что дал Кригсмарине превосходство перед флотом и армией. Довольный деятельностью Редера, фюрер 1 апреля 1939 года произвел его в гросс-адмиралы.

На время взаимоотношения Редера и Гитлера ухудшились из-за того, что гросс-адмирал, ярый поборник офицерской чести, требовал дать расчет за позорный брак морского адъютанта фюрера, а тот защищал его. Редер грозил отставкой и не встречался с Гитлером долгое время. Только 3 сентября, после этого начала вторжения в Польшу, гросс-адмирал прибыл к фюреру. Тот ещё был уверен, что Англия сражаться не будет. Однако в тот же день англичане объявили о вступлении в войну. Так как флот к борьбе с британским не был готов, Редер записывал в военном дневнике ОКМ: Нашему надводному флоту не остается ничего другого, как только демонстрировать, что он может доблестно умирать.

В начале важный войны только карманные линкоры и немногие другие корабли германского флота выходили на коммуникации противника. Подводная махаловка развернулась позднее. Наиболее эффективным оружием оказались магнитные мины, которые германские корабли и гидросамолеты ставили у берегов Англии. Однако Редер, уверенный в том, что войны с владычицей морей не будет, немного обращал внимательность на тот самый род оружия, а Геринг не предоставлял свои самолеты, в то время как припас мин у него не добился 5000 штук. Тем временем англичане разгадали секрет магнитных мин, и это новое оружие, с помощью которого немецкий флот к марту 1940 года потопил 128 торговых судов, 3 эсминца и 6 вспомогательных судов, потеряло прежнюю эффективность.

По созданной Редером структуре, командующий флотом прямо ему не подчинялся, а находился в подчинении штабов военно-морских групп в Балтийском и Северном морях, в зависимости от того, где флот находился. Однако сам гросс-адмирал зачастую отправлял указания командующим посредством голову штабов, и бывало, что морякам приходилось осуществлять два взаимоисключающих приказа. Требования Редера были не конкретны, при всем при том он ждал точного их выполнения.

Малая эффективность флота, опасное соотношение сил Германии и Великобритании и утрата Графа Шпее заставили Гитлера требовать от моряков активных действий, но соблюдать осторожность. С такими же требованиями выступал и Редер, требовавший успехов без потерь. Он болезненно относился к критике и 21 октября 1939 года сместил с поста командующего флотом Германа Бема только за то, что в формулировке приказа, подготовленного штабом флота, заподозрил издевку над одним из своих приказов. Однако и следующего командующего Вильгельма Маршалля он обвинил в том, что тот, успешно проведя в Германию Дойчланд и потопив британское вооруженное судно Рэвэлпинди, не стал преследовать виденный в тумане безвестный судно. Летом 1940 года, затем того, как Маршалль не получил благодарности за удачные действия у берегов Норвегии, он сказался больным, был уволен в отставку и заменен Гюнтером Лютьенсом, тот, что не рисковал противоречить Редеру.

Норвежская операция явилась инициативой Редера. Гросс-адмиралу удалось уговорить Гитлера, что необходимо опередить англичан, которые не остановятся перед нарушением нейтралитета Норвегии, чтобы лишить Германию шведской руды. Действительно, Уинстон Черчилль готовил высадку в Норвегию с целью захвата Нарвика, Тронхейма, Бергена и Ставангера. Германский флот опередил. Эта была наиболее серьезная операция по замыслу Редера. Специальный штаб разработал высадку десанта тремя эшелонами под прикрытием без малого всех сил флота. Редер опасался, что неприятель нанесет потрясение по отходящим десантным силам. По его требованию, несмотря на сопротивление Дёница, для противодействия развернули 42 подводные лодки.

По ошибке британский Хоум Флит, вышедший в море 7 апреля, направился к северной части Северного моря, чтобы перекрыть германским кораблям выход в океан. Однако и без его участия германские силы столкнулись с упорным сопротивлением норвежцев. Под действием береговых батарей, а кроме того английской авиации и подводных лодок были потеряны нелегкий крейсер Блюхер, легкий крейсер Кенигсберг, вышел из строя карманный линкор Лютцов (бывший Дойчланд). Немало эсминцев было затоплено и в Нарвике. Гибель Лютцова и Блюхера, посланных фюрером вопреки возражениям гросс-адмирала, нарушала планы войны на союзных коммуникациях. Одной из причин больших потерь и малой эффективности явились негодные взрыватели (контактные и магнитные). Часто немецкие подводники стреляли из выгодного положения, но торпеды не взрывались. Учрежденная Редером комиссия установила причины и объявила виновных. Однако главным виновником, о котором не говорили, был сам Редер, которому вице-адмирал Фридрих Геттинг, начальство торпедной инспекции ОКМ, дважды до начала войны докладывал о недостатках взрывателей.

Несмотря на возражения оперативных командований групп Восток и Запад, считавших необходимым сберегать небольшие наличные силы, в мае Редер настоял на использовании главных сил флота для уничтожения конвоев англичан, которые 24 апреля 1940 года высадились в Норвегии. Гросс-адмирал приказал адмиралу Маршаллю обстрелять английскую военно-морскую базу в Харстаде, чтобы облегчить положение остававшихся в Нарвике альпийских стрелков, а следом по требованию Гитлера приказал прийти на помощь отряд Фойрштейна, пробивавшийся из Тронхейма на содействие Дитлу. Когда Маршалль запросил, какой указание осуществлять первым, Редер ответил: Оба. Маршалль с линкорами Шарнгорст, Гнейзенау, крейсером Хиппер, 4 эсминцами и танкером Дитмаршен направился к Нарвику. Узнав 7 июня, что англичане вывели из Нарвика 3 конвоя, Маршалль вопреки приказу бросился на перехват их. Германским кораблям удалось потопить авианосец Глориус, немного судов и эскортных кораблей. Попадание торпеды в Шарнгорст заставило Маршалля топать на ремонтик в Тронхейм, не добив британский конвой. Однако Редер не одобрил действия Маршалля, что и послужило вскоре основанием для смены его больше послушным Лютьенсом.

Когда началась подготовка вторжения в Англию посредством Ла-Манш, Редер собрал больше 3000 различных плавсредств, включавших старые дырявые посудины. Однако вторжение было отменено, потому что наличные силы прикрытия были мизерны, и довольно было одному боеспособному кораблю угодить в проливе, чтобы истребить армию вторжения на воде.

10 октября 1939 года пришлось отступиться от плана Z. Редер предложил Гитлеру вынести нелегкость на подводный флот и сооружать по 29 лодок в месяц вместо 2. Не получив поддержки, он был вынужден отступиться от замысла, чтобы не замедлить постройку крупных кораблей, на которые рассчитывал.

С 1941 года Гитлер стал чаще вмешиваться в дела морского командования. Он высказался супротив выхода Бисмарка в плавание, и когда линкор был потоплен 27 мая, начал лишаться доверие к Редеру. Еще меньше доверия у фюрера оказалось следом того как Редер усомнился в возможности провести корабли в воды Германии посредством Ла-Манш, а операция, предпринятая по инициативе Гитлера, удалась. Но последней каплей явилась неудачная попытка Хиппера, Лютцова и 6 эсминцев штурмовать конвой PQ-17 в конце декабря 1942 года. Командовавший отрядом вице-адмирал О. Куммец, имевший распоряжение не дерзать, избегал прямой атаки конвоя, но тем не менее столкнулся с двумя британскими крейсерами, причем Хиппер получил повреждение, а эсминец погиб. Разъяренный Гитлер заявил, что прикажет сдать на металлолом все крупные корабли. Он вызвал Редера. Тот, приехав в Берлин, сказался больным и встретился с фюрером только сквозь пять дней. Однако Гитлер выложил ему столь, что Редер подал в отставку 30 января 1943 года.

Редер получил почетный титул генерального инспектора флота. В мае 1945 года он с женой попал в плен к русским, пережил 20 мая дюжий инфаркт и следом лечения был отправлен в Москву, а осенью, как боевой злоумышленник, предстал перед международным трибуналом в Нюрнберге. Гросс-адмирал был признан виновным и присужден к пожизненному заключению, хотя и просил сменить его расстрелом. До 17 января 1955 года Редер оставался в тюрьме, затем чего его освободили по состоянию здоровья. Моряк поселился в Киле, где написал книгу Моя жизнь. Умер он 6 ноября 1960 года в Киле, в возрасте 84 лет.

Так же читайте биографии известных людей:
Эрих Хартманн Erich Hartmann

Немецкий лётчик-ас, считается наиболее успешным пилотом-истребителем за всю историю авиации. По немецким данным, в ходе Второй мировой войны он сбил..
читать далее

Эрих Ляйнсдорф Erich Leinsdorf

Эрих Ляйнсдорф был одним из талантливейших людей 20 века. Он сделал огромный вклад в развитие классической музыки, возрождая старинные и утерянные..
читать далее

Эрих-Мария Ремарк Erich Maria Remarque

Эрих-Мария Ремарк - выдающийся немецкий писатель. Родился 22 июня 1898 года.Эрих-Мария Ремарк является одним из самых читаемых и известных немецких..
читать далее

Эрл Кэмпбелл Earl Campbell

В прошлом профессиональный американский футболист, обладатель множества наград Имя игрока представлено в Зале Славы Национальной Футбольной Лиги -..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий