Известные люди

»

Этта Джеймс

Этта Джеймс Etta James Карьера: Музыкант
Рождение: США, 25.1.1938
При всей невероятной плотности населения на американском музыкальном Олимпе национальным достоянием называют очень и очень немногих. К числу этих избранных принадлежит и Этта Джеймс (Etta James), одаренная мощным артистическим талантом, который позволял ей осуществлять рискованные творческие зигзаги. За что бы ни бралась певица - будь то соул- или поп-музыка, джаз или блюз, рок или госпел - она во все привносила свой уникальный взгляд, отголосок своей несгибаемой личности, раззадоривая или убаюкивая слушателей своим шершавым проникновенным голосом.

На ее записях учились Тина Тернер (Tina Turner), Дженис Джоплин (Janis Joplin) и Глэдис Найт (Gladys Knight). На примере ее личной судьбы, полной горьких и трагических страниц, могут обучаться все, кого бытие загоняет в уголок и кому кажется, что сил для борьбы уже не осталось.

То, что родилась она для пения, стало бесспорно весьма скоро: уже в пятилетнем возрасте малышка солировала в церковном хоре лос-анжелесской баптистской церкви. Госпелы в исполнении 5-летней девочки в сопровождении хора звучали на местном радио. Вскоре она начала основательно заниматься музыкой и вокалом, ее педагогом стал профессор Джеймс Эрл Хайнс (James Earle Hines). Когда в 1950 году 12-летняя Джемисетта приехала в Лос-Анджелес, сомнений в своем будущем у нее не оставалось. Через немного месяцев она уже стояла во главе школьной вокальной группы, которую создала совместно с двумя такими же юными энтузиастками. Стенами школы занятие не ограничилось. Трио приглашали на городские концерты, причем в их репертуаре имелись и песни собственного сочинения. На одном из таких шоу Джемисетту Хокинс заметил Джонни Отис (Johnny Otis), мужчина, которому американская музиндустрия обязана открытием многих имен, вошедших в звездный пантеон ритм-н-блюза и соула.

Джемисетте исполнилось 14, когда она попала на прослушивание к Отису со своим трио. Выслушав все, что они смогли ему выказать, Отис обратил особое внимательность на их собственную песню, которую девчонки написали в отклик на композицию тогдашней звезды Хонка Балларда (Hank Ballard) и его группы Midnighters "Work with Me Annie". С нее-то в 1965 году и началась сольная карьера Джемисетты, превращенной Джонни Отисом в Этту Джеймс путем перестановки двух половинок ее имени. Хотя ее матушка была категорически супротив этого, барышня уехала в Лос-Анджелес, чтобы вписать композицию "Roll with Me Henry" совместно с бэк-группой Отиса в дуэте с вокалистом Ричардом Берри (Richard Berry). Сама песня носила немного скандальный нрав - сверх меры откровенный вызов бросала эта девчурка Хонку Балларду. Многие радиостанции отказались запускать композицию в эфир, требуя хотя бы поменять наименование. "Roll with Me Henry" превратили в "Dance with Me Henry", и в начале 1955 года сингл уже возглавлял ритм-н-блюзовый чарт.

Хотя начинала Этта Джеймс как лид-вокалистка трио Peaches ("Персики" - так окрестил их Отис, воспользовавшись школьным прозвищем Джемисетты), продолжать ей пришлось в одиночестве. Конечно, у певицы были опекуны и помощники. Большую поддержку оказывал ей саксофонист Максвелл Дэвис (Maxwell Davis). Но ступать по жизни приходилось уже идеально независимо. И эта стезя ни в жизнь не была усыпана розами.

До конца 50-х Этта Джеймс оставалась в числе подопечных лейбла Modern Records, тот, что не утруждал себя раскруткой юный артистки. Она записала ещё серию синглов, из которых успешным оказался только трек "Good Rockin' Daddy", изданный в конце 1955 года и поднявшийся в первую пятерку "черных синглов". А такие заслуживающие внимания песни, как "W-O-M-A-N" или "Tough Lover", прошли вовсе незамеченными. Между тем уже в то время живые выступления сумасбродной артистки пользовались большим успехом. В середине 60-х она становится самой популярной участницей живых шоу Джонни Отиса. Как и большинство блюзовых исполнителей, она была в особенности хороша на сцене, и многие ее концертные альбомы принимались более того с большим интересом, чем студийные попытки.

Этот преждевременный, не изобилующий релизами отрезок времени ее творческой биографии закончился в 1960 году, когда Этта Джеймс перешла на лейбл Argo, филиал известной чикагской компании Chess Records. Глава лейбла Леонард Чесс (Leonard Chess) серьезно взялся за певицу, рассмотрев в ней талантливую исполнительницу классических баллад с большим потенциалом, как творческим, так и коммерческим. Для разминки Джеймс записала пару крайне удачных дуэтов со своим тогдашним близким другом, лид-вокалистом группы Moonglows. За ними последовала шибко славная баллада "All I Could Do Was Cry", песня из разряда душераздирающих. Публика не замедлила всплакнуть сообща с певицей и обеспечила синглу местоположение в Тор 40 США.

Когда в 1961 году подоспело время приняться за полноформатный дебют Этты Джеймс, для усиления эффекта Леонард Чесс привлек струнный оркестр. Три лучших сингла, "At Last", "Don't Cry, Baby" и "Trust in Me", звучали в роскошных струнных аранжировках. Все три песни финишировали в Тор 10 соул-чарта, а "Don't Cry, Baby" отметилась в Тор 40 поп-синглов. Не только "черная" аудитория, но и самая широкая публика тепло приняла дебютную пластинку Этты Джеймс "At Last!".

Глава лейбла Chess Records со свойственной ему проницательностью оценил артистическую многогранность Джеймс. Делая ставку на ее привлекательность для поп-фанов, он не упускал из виду и больше жесткие, резкие стороны ее таланта, и ее эффектность на сцене. Совсем прочий, далекой от сладкоголосой печальницы, предстает она в госпеле "Something's Got a Hold on Me", тот, что вышел отдельным синглом в 1962 году (и стал ещё одним хитом в Тор 40). С новой стороны открывается шальная Этта Джеймс на зажигательном живом альбоме 1963 года "Etta James Rocks the House", записанном в клубе "New Era" в Нэшвилле. Глубоким погружением в блюз отмечен ее дуэт с другом детства Sugar Pie De Santo "In the Basement", изданный в 1966 году.

Этту Джеймс неизменно отличала высокая требовательность к себе и к качеству своей музыки. По мере профессионального роста схватка за свойство только усиливалась. Хотя группа Chess Records собрала недурной ансамбль для аккомпанемента своим подопечным, в 1967 году певицу эта группа уже не устраивала. Для записи нового материала она отправилась на студию Fame, принадлежавшую Рику Холлу (Rick Hall), где и родилась одна из жемчужин ее дискографии, альбом "Tell Mama", единодушно причисляемый к классике жанра. Эта эффектно выстроенная коллекция песен включала обжигающие образцы южного соула, которые контрастировали с такими пронзительными балладами, как к примеру "I'd Rather Go Blind". В 1968 году, когда альбом "Tell Mama" увидел свет, Этта Джеймс переживала что ни на есть довольный отрезок времени в своей карьере. Заглавный сингл поднялся на 23 строку поп-чарта - это самый-самый рослый плод за всю ее карьеру. И альбом, и сингл были необыкновенно горячо приняты и публикой, и прессой. Для тонких ценителей блюза песни "I'd Rather Go Blind" и "Tell Mama" остаются уникальными по силе и выразительности вокальными номерами.

При постоянной поддержке Леонарда Чесса певица без малого ежегодно выпускала довольно крепкие сольные альбомы, давшие путевку в существование многим хитам. По плодовитости и успешности ее релизов она уступала в тот самый отрезок времени только таким звездам ритм-н-блюза, как Арета Франклин (Aretha Franklin) и Дионн Уорвик (Dionne Warwick).

Джеймс воспринималась как настоящее сокровище лейбла Chess Records, вследствие этого и вслед за тем смерти Чесса она находила полное постижение у нового руководства, более того когда отошла от привычного амплуа и начала экспериментировать с рок-музыкой.

Во второй половине 70-х в жизни певицы наступил достаточно хмурый отрезок времени, длившийся немного мучительных лет. О самых невеселых страницах своей артистической и женской судьбы артистка рассказала позднее в крайне искренней автобиографии "Rage to Survive". Несколько раз она серьезно подсаживалась на наркотики, немного раз пыталась осилить эту подневольность и срывалась по новой. Иногда она месяцами не могла вкалывать. На целое десятилетие Джеймс по сути дела выпала из полноценной творческой жизни. В тот самый отрезок времени по-прежнему выходят ее новые альбомы, сборники хитов, концертные записи, но они выглядят бледной копией ее лучших релизов конца 60-х. Она сторонится далеких поездок и выступает в скромных клубах и на специальных концертах.

По-настоящему восстановиться Этта Джеймс смогла только к 1987 году, когда начала к записи первого альбома для нового лейбла Island Records. Лонг-плей "Seven Year Itch" появился в 1988 году и реанимировал репутацию Джеймс как мастера южного соула. Изданный сквозь два года диск "Sticking to My Guns" (1990) включал ритм-н-блюзовые номера самого современного покроя. А альбом 1992 года "The Right Time for Elektra", спродюсированный Джерри Векслером (Jerry Wexler), представлял собой сияющий стандарт красивой соул-музыки. В это же время артистка переживает глубокое увлечение джазом. Она использует первую же вероятность возвратить дань уважения и любви джазовой легенде Билли Холидэй (Billie Holiday), чья судьбина и творчество вдохновляли и поддерживали Этту Джеймс в самые тяжелые периоды ее жизни. В 1994 году она записала коллекцию кавер-версий "Mystery Lady: Songs of Billie Holiday". Альбом произвел самое приятное ощущение на меломанов и профессионалов. В американском джазовом чарте диск отметился под вторым номером. А артистка получила свою первую премию Grammy за наилучший джазовый вокал.

Вместоположение того чтобы наслаждаться преимуществами обеспеченной старости и заслуженного покоя, Этта Джеймс в последние годы пускается в ещё не исследованные музыкальные сферы. Ее каталог конца 90-х - начала 2000-х отличается большим разнообразием. В 1998 году она в первый раз публикует альбом рождественских песен "Etta James Christmas". В 2001 году еще раз берется за джаз: ее лонг-плей "Blue Gardenia" возглавляет джазовый чарт. Но главное местоположение в жизни певицы занимает все-таки блюз. Она исполняет совсем новые песни, записывает собственные версии блюзовой классики, выступает с блюзовыми программами. Интерес к этому не шибко модному в текущее время стилю артистка объясняет тем, что чувствует надобность вручить дамский точка зрения на блюз, тот, что традиционно создавался мужчинами. Этот дамский воззрение удостоился искренних комплиментов со стороны критиков и большого внимания публики. Все ее релизы последних лет финишировали в первой пятерке блюзового чарта: "Matriarch of the Blues" (2000), "Love Songs" (2001), концертник "Burnin' Down the House: Live at the House of Blues" (2002), "Let's Roll" (2003), "Blues to the Bone" (2004). Стоит подметить, что LP "Let's Roll" пополнил наградную коллекцию певицы ещё одной Grammy за наилучший блюзовый альбом.

Возраст не придал Этте Джеймс важности, не выхолостил специфическое ощущение юмора и не исправил озорной нрав. На своих концертах, в которых ее просто сопровождают сыновья Донто и Саметто Джеймс, певица хулиганит, как и в далекой молодости, не смущаясь без малого непристойных намеков и позволяя себе такие экстравагантные выходки, которые на неподготовленных слушателей производят порой шокирующее ощущение.

И все-таки она остается национальным достоянием. С узаконенным местом в Зале славы блюза, почетной премией Grammy за заслуги на музыкальной поприще и собственной звездой на Аллее славы Голливуда.

Так же читайте биографии известных людей:
Этторе Бастианини Ettore Bastianini

Голос певца критики называли "пламенным", "голосом бронзы и бархата" - яркий, сочный баритон, звонкий в верхнем регистре, густой и насыщенный в..
читать далее

Этторе Мессина Ettore Messina

Главный тренер московского баскетбольного клуба ЦСКА, который привел команду к победе в Евролиге и чемпионате России сезона-2005/06. С разными..
читать далее

Этторе Фьерамоска Ettore Fieramoska

Итальянский кондотьер.
читать далее

Этьен Кабе Etienne Cabet

Родился 1 января 1788 в Дижоне в семье бондаря.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий