Известные люди

»

Юджин ОНил

Юджин ОНил Iudzhin Gladston ONil Карьера: Драматург
Рождение: США, 16.10.1888
Американский драматург Юджин Гладстон О'Нил родился в Нью-Йорке и был третьим сыном Эллы (Квинлан) О'Нил и Джеймса О'Нила, выдающегося актера, который получил известность после исполнения роли графа Монте-Кристо в одноименной мелодраме. Поскольку Элла О'Нил, как и ее муж, жила на колесах, первые семь лет Юджин провел, по его же словам, в отелях и поездах, что как мальчику, так и его матери, которые жили в постоянном волнении, без средств, очень не нравилось.

В возрасте семи лет Юджин пошел в католическую школу-интернат в Нью-Йорке, а тремя годами позже перешел в дневную школу в Нью-Лондоне (штат Коннектикут), где они жили в это время с матерью. В эти годы Элла О'Нил пристрастилась к морфию, что угнетающе действовало на ее сына-подростка. Воспитанный в католических традициях, О'Н. молился за выздоровление матери, но, когда все его усилия оказались тщетными, к церкви охладел.

В 1902 г. О'Н. поступает в Беттс-акэдеми, интернат для протестантов и католиков в Стамфорде (штат Коннектикут). И хотя учится посредственно, навалом и с жадностью читает и в 1906 г. поступает в Принстонский универ, где ещё не утруждает себя занятиями, и позже первого же курса уходит из университета. В эти годы Юджин находится под влиянием своего старшего брата Джеймса (Джейми), тот, что познакомил молодого О'Н. с ночной жизнью Нью-Йорка.

Покинув Принстон, О'Н. вел рассеянную бытие, а в 1909 г., за немного недель до того, как ему исполнился 21 год, женился супротив воли отца на Кэтлин Дженкинз и без малого безотложно же после этого свадьбы отправился золотоискателем в Гондурас, ненадолго вернулся в Нью-Йорк, где в 1910 г. у него родился отпрыск, также Юджин, и снова, на тот самый раз на полтора года, уехал в Англию, а далее в Аргентину, где бродяжничал и нищенствовал. В 1911 г. благоверная с ним развелась, и О'Н. встретился с сыном, когда тому исполнилось уже 12 лет. Юджин-младший, ставший потом театральным критиком, покончил существование самоубийством в возрасте 40 лет.

В 1911 г. О'Н. возвращается в Нью-Йорк, работает где придется, пьет и в 1912 г. пытается разделаться с собой, затем чего решает инициировать новую бытие. Он устраивается репортером в газету Нью-Лондона, где летом живут его родители, при всем при том посредством немного месяцев заболевает туберкулезом, направляется в приватный санаторий, где проводит шесть месяцев, размышляет о жизни и переживает то, что он в дальнейшем назовет вторым рождением. Именно в это время О'Н. и начинает чиркать пьесы, решив сделаться художником, всякий ценой, и в 1914 г. поступает в Гарвардский универ в семинар по драматургии Джорджа Пирса Бейкера.

Хотя совершенный вектор движения лекций Бейкера О'Н. не прослушал, ему удалось в это время накарябать семь одноактных пьес, вошедших в сборник Жажда и другие одноактные пьесы (Thirst and Other One-Act Plaus, 1914). Первой пьесой O'Н., которая появилась на сцене, была К востоку, на Кардифф (Bound East for Cardiff), поставленная наряду с другими морскими пьесами драматурга, бросавшими вызов коммерческому театру Бродвея, театральной труппой Провинстаун плейере летом 1916 г. на заброшенной верфи Провинстауна. Когда же сценический коллектив Провинстаун плейере открыл Плейрайтс-тиэтр в Гринвич-виллидже, спектакль по пьесе К востоку, на Кардифф стал нью-йоркским дебютом О'Н. Действие его ранних пьес происходило в матросском кубрике, в портах, их персонажи моряки, портовые рабочие, что никак не соответствовало условностям салонных и семейно-бытовых драм, с традициями которых драматург абсолютно порывает.

Прежде чем активизировать сочинять, О'Н. немало читал Августа Стриндберга, пьесы которого были для него источником вдохновения, уроком современной драмы, как он писал позднее в своей Нобелевской речи. Впрочем, по большей части драматург черпал вдохновение не из книг, а из своей богатой событиями жизни. В 1920 г. на Бродвее пошла первая полнометражная пьеса О'Н. За горизонтом (Beyond the Horizon), повествующая о горькой судьбе двух братьев, мечтателя и практика. Эта пьеса была удостоена Пулитцеровской премии, первой из четырех, полученных О'Н. (Пулитцеровскую премию получили кроме того пьесы Анна Кристи (Anna Christie), Странная интерлюдия (Strange Interlude) и Долгий день уходит в ночь (А Long Day's Journey Into Night).

С 1920 по 1943 г. О'Н. написал 20 полнометражных пьес и немного одноактных: натуралистические, реалистические, экспрессионистические; комедии, трагедии, пьесы по мотивам древнегреческих драм. Анна Кристи (1920) история двух моряков и девицы легкого поведения, которая искренней любовью искупает свой грешок. Император Джонс (The Emperor Jones, 1920), экспрессионистическая драма о Джонсе, чернокожем проводнике пульмановского вагона, тот, что делает мокрое дело и становится правителем острова в Вест-Индии, сразила нью-йоркскую публику и обеспечила драматургу репутацию вождя нового направления в театре. Еще большую известность драматургу принесла пьеса Косматая обезьяна (The Hairy Ape, 1922), причем известность скандальную за нее О'Н. обвинили в богохульстве. В Любви под вязами (Desire Under the Elms, 1924) поднимаются темы кровосмешения, супружеской измены, детоубийства; пьеса немедленно же привлекла к себе чуткость трагедийной мощью, острыми конфликтами и до сих пор считается выдающимся достижением современного театра. Великий бог Браун (The Great God Brown, 1926) строится на конфликте идеализма и материализма; в этом месте О'Н. использует приемы условного театра, театра масок, становясь тем самым предтечей авангардистского движения в американском театре.

В конце 20-х гг. О'Н., по единодушному мнению, был ведущим американским драматургом, и все-таки его личная бытие складывается неудачно. В 1918 г. он женился на писательнице Агнес Боултон, от брака с которой у него были сынуля Шейн и дочка Уна (в 18 лет, вопреки воле отца, она вышла замуж за Чарли Чаплина). За три года, с 1920 по 1923 г., О'Н. потерял отца, матушка и своего любимого брата Джейми, а в 1928 г. развелся со своей второй женой. В 1929 г. драматург женился в третий раз на актрисе Карлотте Монтрей, с которой познакомился в начале 20-х гг.

В 1936 г. О'Н. первым из американских драматургов был удостоен Нобелевской премии по литературе за силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии. Из-за болезни беллетрист не смог наличествовать на церемонии награждения, и все-таки прислал контент ответной речи, в которой, в частности, говорилось: Эта награда принадлежит не только мне, но и всем моим коллегам в Америке; для меня эта Нобелевская премия символ того, что Европа признала зрелость американского театра.

В 20-е начале 30-х гг. О'Н. получает почетную уровень Йельского университета (1929), пишет свои наиболее зрелые и оригинальные произведения, в т.ч. Марко-миллионщик (Marco Millions, 1928), романтическую сатиру на буржуазную цивилизацию, материализм и религиозное ханжество, в центре которой стоит Марко Поло, а ещё девятиактную драму Странная интерлюдия (Strange Interlude, 1928), где действующие лица делятся со зрительным залом самыми своими сокровенными мыслями, которые не должны чуять другие персонажи; единственный из них произносит слова, проливающие свет на толк названия пьесы: Жизнь это странная интерлюдия между прошлым и тем, что ещё должно произойти. В трилогии Траур участь Электры (Mourning Becomes Electra, 1931), представляющей собой переложение Орестеи Эсхила, действо происходит в Новой Англии во времена гражданской войны; премьера Электры прошла на Бродвее с участием Аллы Назимовой и получила высокую оценку критики. В это же время написана единственная комедия О'Н. О, молодость (Ah, Wilderness!, 1933), проникнутая щемящим ностальгическим чувством.

Когда Нобелевский комитет признал, что произведения О'Н. отличаются необычайной глубиной, разносторонностью и оригинальностью, ещё не были созданы три шедевра драматурга: Разносчик льда грядет (The Iceman Cometh, 1939, поставлена на Бродвее в 1946), Долгий день уходит в ночь (1941, поставлена в 1956) и Луна для пасынков судьбы (A Moon for the Misbegotten, 1943, поставлена в 1957).

В философско-натуралистической притче Разносчик льда грядет драматург со знанием дела описывает завсегдатаев притонов и пивных. Пьеса, одна из наиболее сложных в творчестве О'Н., отличается религиозным символизмом, метафизической глубиной и эмоциональной насыщенностью. Основной толк пьесы в спасительности иллюзий, в стремлении человека к самообману.

Пьеса Долгий день уходит в ночь, премьера которой состоялась в Королевском драматическом театре в Стокгольме, насыщена автобиографическими мотивами. В семье Тайрон (под которыми подразумеваются О'Нилы) властвует Джеймс Тайрон-старший, актер-романтик и прагматик, доведший жену до наркомании, у которого два сына единственный пьяница, иной мечтатель. Писатель с удивительной силой передает сложные и мучительные отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Написанная, по словам самого О'Н., слезами и кровью с глубокой жалостью и пониманием ко всем четырем страдающим Тайронам, эта пьеса была в дальнейшем экранизирована с участием таких звезд, как Ральф Ричардсон, исполнивший образ отца, и Кэтрин Хепберн, сыгравшая образ матери.

В Луне для пасынков судьбы, явившейся продолжением пьесы Долгий день уходит в ночь, изображено дальнейшее падение беспутного Джеймса Тайрона-младшего вслед за тем смерти его матери Мэри Тайрон.

Последнее десятилетие жизни драматурга ознаменовалось упадком физических сил, расстройством здоровья. О'Н. планировал сформировать цикл пьес из истории рядовой американской семьи, но в 1943 г. на все сто потерял работоспособность из-за тяжелого поражения нервной системы, лишившей его возможности более того обладать ручкой. В результате из намеченного цикла драматург успел черкнуть только две пьесы: Душа поэта (A Touch of the Poet; премьера состоялась в 1957 г. в Шведском королевлевском драматическом театре) и Дворцы побогаче (More Stately Mansions; премьера состоялась там же, в 1962 г.).

Хотя творчество писателя неоднородно, а отдельные пьесы справедливо критикуются за мелодраматизм и невыразительность языка, О'Н. по-прежнему считается одним из наиболее выдающихся американских драматургов. Как писал британский критик Мартин Сеймор-Смит, это был джентльмен, тот, что сумел возвысить свои жизненные тяготы до метафоры общечеловеческих тягот.

Хотя, по мнению американского критика Джона Гасснера, от других современных трагиков (в т.ч. и от Чехова) О'Н. отличается, быть может, тем, что его персонажи зачастую псевдотрагедийны, так как им не хватает величия духа и жизненных сил, он совместно с тем признавал, что О'Н на практике создал американскую натуралистическую драму и, если бы не он, не было бы ни Табачной дороги Колдуэлла, ни О мышах и людях Стейнбека.

Выдающийся америкосский сценический критик Джордж Джин Нейтан в 1946 г. назвал О'Н. первым драматургом американского театра. Никто не может с ним сравниться, писал Нейтан, в умении вникнуть в характер; никто не знает людей так сильно, как он; никто не владеет сценой, ее возможностями так, как он; его пьесы отличаются невиданной мощью, масштабом, полетом... Его театр это действительный университет.

Так же читайте биографии известных людей:
Юджин Дебс Udzhin Debs

Один из организаторов (19001901 годах) Социалистической партии Америки.
читать далее

Юджин Орманди Jen Ormandy

Известен своими великолепными романтическими интерпретациями произведений Бетховена, Шумана и Р.Штрауса, при этом способствовал появлению в..
читать далее

Юдит Полгар Polgar Judit

Уже в 8 лет выиграла международный турнир в Болгарии. Кстати, в женских турнирах участвовала лишь трижды, и то из чувства патриотизма, чтобы..
читать далее

Юдора Уэлти Yudora Welty

В творчестве Ю.Уэлти ощутима приверженность "южной школе": в замкнутости, отгороженности от "цивилизации" мира, где живут ее герои (описанные ею все..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий