Известные люди

»

Юлия Свежакова

Юлия Свежакова Julia Svezhakova Карьера: Артист
Рождение: Россия
Иногда, после удачной репетиции я иду по улице и думаю: какая же я счастливая! Я всматриваюсь в лица, чтобы найти что-то подобное, и не нахожу. Потому что у меня есть то, что нельзя купить ни за какие деньги. У меня есть моя работа. ТЮЗ. Я рада, что я здесь. Мне здесь интересно. Эта профессия помогает мне открывать себя. Ни одна другая профессия не позволила бы мне реализоваться так, как эта. Я не говорю сейчас о карьере и известности, я понимаю, что это часть профессии, это должно быть. Но это еще и поиск самого себя, дорога к самому себе, что важно для меня чрезвычайно!

Свежакова Юлия Юрьевна

Актриса

Родилась в г. Кирово-Чепецке

Кировской области.

1996 - выпускница РАТИ (бывший ГИТИС).

1996 - актриса МТЮЗа.

1997 - Приз симпатий "Комсомольской правды" в номинации "Лучшая драматическая роль".

1998 - премия "Хрустальная Турандот".

1999 - первая кинороль в фильме "Барак".

Среди миллиона аббревиатур, щедро оставленных нам эпохой процветающего увядания, есть одно маленькое словцо, составленное из трех букв и преисполненное самого невинного смысла. Это словечко ТЮЗ. Театр Юного Зрителя. Трудно вымолвить, чего хотели добиться мудреные советские классификаторы, отделяя юных зрителей от их менее юных собратьев. Ясно одно. С их легкой руки в огромной империи возникла целая сеть театров, в чьи обязанности входит обслуживание населения, не достигшего гражданской и половой зрелости, и все-таки нуждающегося в развлечениях наравне со всеми. Школьная программа - разумеется, также занятие сугубо тюзовское. На то они и ТЮЗы. А в ТЮЗе, ясное занятие, - тюзовские актеры. А что, прищурится скептик, неужто тюзовские принципиально отличаются от актеров вообще? Да, дорогие мои, и весьма более того. Потому что тюзовские артисты в свое время всего назначены игрывать сказки, в которых "человеческих" ролей на всех, увы, не хватает. Зато там есть кошечки, собачки, зайчики, тигрики, лешие, водяные, лягушки и более того грибы. Артист какого-нибудь толстого академического театра игрывать это ни за что не согласится. Он без малого наверное сочтет это ниже собственного достоинства. Да и не сумеет.

Пьеса Островского "Гроза" есть в школьной программе, а значит - тюзовский репертуар. В то же время эта пьеса - одно из самых загадочных и трудных произведений, написанных для театра. Заглавная же образ Катерины - штука и совсем многотонная и неподъемная. Почему? Потому что автором написан ГЕНИЙ любви. Не сумасшедшая, влюбленная во все что попало, но личность, способная на великое ощущение и немалый шаг, которые только и может выказать великая музыка. Или большая актриса. И такая актриса есть.

Она живет в общежитии, имеет семилетнего сына Диму, рыжие волосы и обворожительную улыбку. Любит колесить на лошадях, впитывать текст Набокова и водить машину. Зовут ее Юля Свежакова. И хоть за образ Катерины она получила "Хрустальную Турандот", разговора о собственном величии Юля не одобряет.

В "Грозе" как-то все без затей. Просто и ясно. Далеко-далеко в России, у крупный реки, живут нелюбопытные русские люди. Пьют, едят, говорят. И живет между ними Катерина, которая... Какая-то другая. С первого своего появления на сцене актриса магически притягивает ваше чуткость и начинает с ним неспешную, затейливую игру. Это как спектакль в спектакле. Шаг за шагом перед вами открывается в поразительных подробностях неизменная, вечная, как мерзлота, русская бытие, глядя на которую хочется выть. И ещё перед вами открывается актриса. Худенькая девчонка, которая как гром среди ясного неба на ваших глазах начинает вырастать. Она поднимается все выше и выше, заполняя собой весь объем сцены и вашей души. И вы не находите в себе силы осуждать или укорять. Напротив. Вы погружаетесь в щемящую снежную чистоту ее чувства, и белая завидущая жаба дружески треплет вас по плечу. И что-то радует вас, как теплый ветер, и успокаивается сердце. Ах, как славно, что она есть, эта Катерина, эта актриса, тот самый театр! Здорово!

Родом Юля из маленького городка Кирово-Чепецка, что неподалеку от древней заснеженной Вятки. Ее мать - актриса и режиссер народного театра, папа... Папа умер. Он был доктор.

- Папа для меня крайне хоть отбавляй значил, - еле слышно и жестко говорит Юля. - Самые сильные черты моего характера - от него. Он ни в жизнь не сюсюкался со мной, он мог проронить мне нужные слова в нужное время.

А когда подросшая дочка объявила о своем желании быть актрисой, спросил : "Юлька, ну неужто тебе хочется всю бытие прогуливаться в рваных чулках?"

"Совсем не хочется", - ответила Юля. И поехала в Москву. Поступила со второго раза на вектор движения Владимира Левертова, известного своим педагогическим чутьем и пристальным вниманием к личности ученика. Четыре года ГИТИСа пронеслись неприметно, нужно было избирать театр. Актер ТЮЗа, увидев ее в дипломном спектакле "Чудесный сплав", предложил ей показаться Яновской. Показалась. И тотчас начала репетировать Шурку в "Иванове", но почему-то так и не сыграла. Потом ещё одна служба, и вновь мимо. Спектакль не выпущен по причинам, от актрисы не зависящим. И, в конце концов, "Гроза". Вывешено распределение. Юле передали: ты Катерина. Она не поверила. Шутят. Этого не может быть, потому как что этого не может быть ни при каких обстоятельствах! Катерина высокая, черная, с раскосый... Однако глаза ее не лгали. В приказе стояло ее имя. Тем же вечером она перечитала пьесу. И ничего не поняла. Нет, снаружи все ясно, ясно как божий день. Но что там, внутри? Что там за история?.. Вспоминая об этом, Юля на какое-то время затихает, и мы сидим в тишине.

- Сначала я прочла это романтично, и более того мелодраматично, с придыханием: "Почему люди не летают?!" В спектакле же все по-другому. Все капитально. Это определенный вопросительный мотив. Никакого пафоса. Почему?.. Мне стало шибко увлекательно, когда мы начали впитывать текст пьесу с Яновской. Она предложила вариант, о существовании которого я более того не догадывалась! Удивительный, точный, твердый. Она говорила: одаренный мужчина попадает рядом с целью, даровитый дядя попадает в мишень, а гений попадает в невидимую мишень. Так вот Катерина вечно попадает в невидимую мишень....

- А когда ты почувствовала, что у тебя получается?

- У меня до сих пор не все получается. Зато изредка получаются такие вещи, о которых я и грезить не могла. А на первых порах, если у меня получалась хоть мимолетность из того, что предлагал режиссер, я была счастлива! Но вообще-то продолжительно не получалось. Мучительно не получалось...

Питер Брук сказал как-то об актерском ремесле: "Стоит только приступить что-нибудь работать, чтобы осмыслить, как это трудно". Добавлю. Как это невыразимо нелегко - проникнуться, пропитаться насквозь чужими идеями, идеалами, мыслями, присвоить их, существовать с ними и не выйти от этого с ума. Это и есть специальность. Это и есть фортуна. Вообще саммит с Яновской - это гигантский дар, и, мне кажется, это не случайность. Это что-то в судьбе. Она может раскрывать артиста, настраивать, я ее чувствую. Слышу. И ещё она может поджидать. Работать и поджидать. Потому что для того, чтобы был плод, нужно миновать дорога. Весь. Шаг за шагом. Я весьма благодарна ей за то, что она сумела достучаться до меня. Дать импульс от меня ко мне же самой. И спектакль растет, оттого что то, что происходит в нем нынче, она видела и закладывала ещё тогда, когда все это было за семью печатями. Она мне весьма помогла, хотя не все было гладко. Я сопротивлялась, я это недурственно помню.

- Почему?

- Не понимала. Не понимала режиссерского языка, способа существования. То, что предлагала Яновская, было шибко очень и шибко сильно. Я защищалась, а нужно было раскрываться. Открываться завсегда тяжело, более того больно.

Юля - нормальная сегодняшняя девочка. В меру прагматичная, абсолютно независимая, трезвая, реально оценивающая свои шансы в этой жизни. Они велики. Они до такой степени велики, сколь она сама позволяет им быть. Она уверена - все будет недурственно. После смерти отца Юля перевезла маму и сына в Москву, сняла им квартиру. Это под силу не всякому. Ведь актерам не стали оплачивать больше, и унизительная тысяча в театре - зачастую граница мечтаний.

Чтобы сыграть финал "Грозы", нужно протянуть существование или, лучше проговорить, две жизни. Одну в миру, другую на сцене. Потому что техника актрисы должна быть виртуозной, филигранной. Один неверный шаг, и все полетит к черту. Останется нагой контент, тот, что будет раздаваться по-идиотски претенциозно и сопливо, а в зале все поймут, что их обманули. Бессовестно, нагло. Финал - это высший пилотаж, это пианиссимо, готовое молниеносно обернуться в бурю. Катерина идет по лезвию ножа, и мы идем совместно с нею. Нам жутко. Кто-то сильно вздохнул. И тот самый вздох прозвучал как пощечина. Она не торопится. Как это превосходно. Она доживает, доживает каждую секунду, не пропуская ничего, ничегошеньки. Свечи, свечи... Зрители наморщили лбы, засопели. Вот и первые слезы. Монолог вьется, вьется, капает воск, капают слезы, кап, кап.

- Нет. Нет. Жить воспрещено. Нет...

Светло... Наверное, это диковина театра, вызываемое всякий раз заново. Это фантом, мираж! Перед нами актриса, худенькая девчонка в блеклой ситцевой юбке. Мы видим ее явственно, ясно. Вот она. До нее разрешается дотянуться, не возбраняется более того изловить еле-еле видимый дух ее волос. Фонари горят в полнакала, на сцене черно, и внезапно свет. Он льется ниоткуда, это не электрический свет. Она говорит с Богом. Мы также слышим ее. Мы не верим своим ушам. Всхлипывания стихают, едва видно шевелятся губы... Теперь мы все вкупе, мы попутно. Божьи люди на Божьей земле. Теперь мы это знаем. Это утешает нас, успокаивает, примиряет. И мы благодарны ей. За все. И в прошлом всего за диковина. За свет, тот, что излучает она в последнюю свою минуту... Светло...

Артисты кланяются. Грустно улыбается Катерина. Они устали. Им пора домой. Нам также. Но мы уже другие. Не те, что раньше. Мы просветлели и задумались. Зрители, уходя, вглядываются приятель в друга, как в зеркало. Надо запомнить. Мы в настоящий момент не несложно люди. Мы в настоящий момент светлые люди.

Так же читайте биографии известных людей:
Юлия Мартисова Julia Martisova

Юлия Мартисова - российская спортсменка, мастер спорта по велоспорту. Родилась 15 июня 1976 года в городе Великие Луки.В школьные годы Юлия..
читать далее

Юлия Меркулова Julia Merkulova

В субботу в Мурсии стартует Финал четырех женской Лиги чемпионов по волейболу, в котором выступит и наше Заречье-Одинцово. Параллельно подмосковный..
читать далее

Юлия Калиновская Julia Kalinovskaya

Юлия Калиновская - российская спортсменка, гребец. Родилась 27 февраля 1983 года.Специализируется на академической гребле. С 2002 года выступает на..
читать далее

Юлия Левина Julia Levina

Параллельно со своей спортивной карьерой Юлия Левина является выпускницей Краснодарского государственного университета. Так же имеет титул..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий