Известные люди

»

Юрий Мамин

Юрий Мамин Yury Mamin Карьера: Продюсер
Рождение: 8.5.1946
Коллеги по газете меня поразили. Как начали сыпать фразами из комедии Юрия Мамина Окно в Париж, мне даже стыдно стало. Вот, думаю, знание материала. А еще думаю: вот так Мамин! Больше 10 лет прошло с премьеры картины, а как прочно она втиснулась и расположилась в обиходе жизни, движется вместе с нами, кому рекомендацию дает, кому отдушину, диагноз обществу ставит самый что ни на есть точный: Да! Вы родились в несчастной, разоренной стране Но это же ваша страна Ведь можно же сделать ее лучше! Но вы ведь даже не пытались!!!.Юрию Мамину под 60. И всего пять картин: Праздник Нептуна, Фонтан, Бакенбарды, Окно в Париж, Горько. Мы встретились в Питере на СеннойМамин настоящий патриот Питера, с гордостью показывает дворы-колодцы, в каждом из которых могли бы жить персонажи Достоевского. Тут же окна репетиционной, в которой отрабатывали хореографические па удивительные дети из народного фильма Окно в Париж.Зашли в маленькое кафе, из дверей которого на улицу тянется запах свежеиспеченной сдобы.

Вы ленинградец или петербуржец?

Сейчас так злоупотребляют этим ж, стали более того гутарить краснояржцы, новгорожцы. А ленинградцы это те, что по убеждениям? Тогда я петербуржец. Смешно во мне, сатирике, зреть ленинца. Живу в квартире, где родился, где блокаду провели родные, приехали в 20-е из брянской губернии в Петергоф. Дед из комиссаров, но добрый был. Любил хлебнуть, спеть в компании короче, личность общества. Работал в комиссариате речных путей. Слухач. Играл на гитаре, гармони. От прошлых времен и людей пианино ему досталось, он стремительно овладел им.

Значит, гены, вы ибо профессиональный музыкант.

Почти профессиональный. Не зарабатываю этим денег.

(Юра скромничает, он пианист, композитор писал музыку к спектаклям, к Окну в Париж, придумал и вел одну из лучших программ питерского ТВ От форте до пьяно. Ныне подобных интеллигентных программ на телевидении не сыскать.)

Почему у современного телевидения дух агрессивного жлобства и халтуры? Особенно этим грешат так называемые юмористические передачи.

Не стало высокого юмора: вначале он опустился, после этого умер. Юмор отражает состояние общества. Но ибо бывает и воинский прикол, когда в зале ржут. Детсадовский прикол, тюремный. Юмором не возбраняется приподнимать и спускать.

С чем же связана захлестнувшая нас волна низменного юмора, животного смеха?

Стремительно обронили культуру общества. Она ни при каких обстоятельствах не была в особенности высока, но и в годы империи как-то сохранялась, и при Горбачеве. Выяснилось, что и писатели в советские времена у нас были достаточно крупные, и произведения, опиравшиеся на великую литературу XIX века.

Когда я учился в школе, произошла хрущевская оттепель. Меня воспитало поколение, пришедшее с романтическим и ошибочным намерением создать социализм с человеческим лицом. Но, с моей точки зрения, потенциал добра и таланта был выше, чем сегодня. Хотя для ищущего художника большинство дверей были закрыты. Зато под спудом существовало законспирированное гражданское среда, понимавшее, супротив кого оно дружит. Против партфункционеров. Было взаимопонимание и в среде кинематографистов. И когда Горбачев снял цензурные препоны, на первых ролях оказались шестидесятники.

Российскому сознанию мешает охота моментально обрести все. Вспомните лозунги 90-х Явлинского, Гайдара: 100 дней, 500 дней. Похоже на прежнее скоростное сооружение дороги в коммунизм. Революционное поспешательство. Реки вспять, Арал на фиг, товарный обмен сам все расставит по местам. Но есть вещи, которые преступно возвращать во верх импровизации. Культура, в частности, попадая в руки дельцов, превращается в масскульт. Парадокс: численность телеканалов растет, и, как ни необычно, это разобщает среда. Нет тем для разговоров. Помните, Пятое колесо в Петербурге обсуждали, и что-то такое совместно росло. Это был подъем общественного сознания, тот, что позволительно было культивировать вопреки мелкой идеологии партийцев, которых презирали. Ругань в газете была лучшей рекомендацией. Охотники на оленей от фильма в нашей прессе камня на камне не оставили; и все рвались его взирать. Люди думали независимо. Не поддавались на рекламу. Читали участливо. Делили все услышанное на два, на четыре. Провинциальные интеллигенты жили не менее насыщенной жизнью, чем столичные. Знали, читали, слушали, ездили в Москву.

Почему такое число примитивно комикующих передач, примитивных фильмов на одно физиономия? Это молекулярное деление?

Видите ли, не могу вымолвить, что за это время мне никто не предлагал работу. Наверное, деньгодателей просто распугал. Со мной тяжко, я задаю вопросы. Почему концы с концами не сходятся? Для кого передача? Они в полемику не вступают быстренько растворяются. В кино то же самое: вот вам сценарий. С надеждой сажусь уяснять текст. О, жуть! Если соглашусь снимать, никто затем этого мне руки не подаст, да и сам себе не подам

Сейчас происходит вымывание искусства. Музыка оборачивается попсой, кино экшеном, скульптура оцеретелилась, архитектура гонит метры-бабки.

Людей отучают задумываться. Кино развивалось как искусство, впитывая наследие театра, литературы. Кино помогало познавать взаимоотношения людей, беречь самобытность в меняющемся мире. В России также делалось такое кино. Оно спорило с достижениями европейского кинематографа. Но Россия традиционно держава подражательная, без труда хватает форму на стороне: давай произносить чужими языками, то немецким в XVIII веке, то французским в XIX, то парики начинают носить, то бороды брить, то снимать под Тарантино. Наша культура зачастую подхватывает внешнюю форму, забывая о самобытности собственной жизни.

И возникает свой национальный внешность конфликта: внутреннего старообрядчества с новомодной формой.

Верно. Вот в текущий момент время масскульта. Он пришел, освоился.

Но ему всю дорогу узко, он кашка из горшочка беспомощной идеологии. Кьеркегор точь-в-точь подметил: пафос и комическое постоянно обеспечивают наличие приятель друга. И масскульт стал площадкой этого объединения.

Да, но когда-нибудь нужно его стопануть. Что ж мы только сокрушаемся?! Да, среда опустилось, но, полагаю, в нем копится и ощущение неудовлетворенности

А не кажется вам, что ход опускания, во главе которого, за пределами всякого сомнения, стоит родное ТВ, движение в одну сторону, да ещё набирающее обороты. Ведь поколение за поколением изо дня в день программируют на антигуманитарные ценности.

Надеюсь только на зреющую неудовлетворенность, огорченность тем, что происходит, активной части общества. Ясно: то, что большевики говорили про царизм, вранье, но их слова про капитализм оказались во многом верны. Нас обманули: из несправедливого общества вылепили ещё больше несправедливое. Когда единственный обворовывает другого и требует уважения. Когда нет настоящей творческой конкуренции.

Изменилось понятие престижа. Правильное кино кинуть взор, правильного человека услыхать. Отсюда и почтение к искусству, к людям творческим, тяготение подняться чуть-чуть над собой. А в настоящее время? Извините, на вас, инженеров человеческих душ и пленкомарателей, смотрят пренебрежительно: Что, опять денег пришли хлопотать?.

На эту тему у меня море примеров. Приходят взирать материал: Так, всю болтовню выкинуть, это оставьте. Ладно-ладно морщиться. Время, когда вы считали себя умными, а нас дураками, прошло. Теперь все конкретно на своих местах. Поскольку ментально они воры, то во всех видят воров. Что, по-вашему, должна действовать съемочная группа? Правильно грабить. Почему художник тратит столь краски? Пусть каждую пустую коробку отсылает в Москву, платит за посылку вдвое дороже стоимости краски, чтобы бывшие воры могли бы его проконтролировать.

Традиции комедии существовали в российском кинематографе с его рождения. И после этого революции не исчезли, серьезное занятие смеха подхватили в прошлом всего питерские режиссеры, ФЭКСы. Почему комедия процветала при тоталитарном строе и угасла при демократии?

Кому ее снимать? За 19 лет мне позволили произвести пять картин. Каждая мытарство, пробивание, пролонгирование. Ведь у меня не было явных проколов. Ну, может, Горько! больше или менее коммерческая картина. И то только вследствие того что, что пришлось исполнять требования деньгодателей. Сделали вариацию на темы Боккаччо, скорее для телевидения. Сценарий, тот, что я хотел снимать, был ослепительный и увлекательный, но его не утвердили. Звезды, герои отечественного кино должны были игрывать деклассированных людей. Четыре старика дружат. Ульянов, Тихонов, Быков, Лавров. Сдают посуду, расстилают газетку и под незатейливую закусочку вспоминают Один, по кличке Генеральный, строил ракету, да спирта не хватило. Весь тайно выпили. Другой признается в проколах резидентской работы. Бармалей управлялся с редкими животными. Председателю также есть что припомнить. Времена меняются: брежневские, андроповские, перестройка. И возникает портрет вымирающего общества, воспитанного на светлых образах нормативного искусства. И при этом все уморительно!

Не понимаю: вслед за тем народного Окна в Париж, по степени популярности в 90-е не имеющего равных, вам должны были сыпаться заказы на комедию

Годами не мог обрести гроши ни на единственный кинопроект. С 94-го по 98-й азбучный. Вынужден был снять Горько!. Нашу музыкальную телепрограмму От форте до пьяно закрывали три раза. Устал. Вот два года обратно запустился. Есть такая форма: держава дает количество денег, другое ищи у частных лиц. Закона, чтобы лицам было выгодно капиталы на кино одаривать, уже нет. Они со мной пьют, обещают горы золотые, мои прежние фильмы лежат домиками на столах. Но как только подходит время сориентировать сумму прописью, инвесторы исчезают. Сейчас хозяйка уехала в иной град калякать со спонсорами. У меня забит единый файл возможных имен деньгодателей. Разговариваю, разговариваю. Вот уж съемки начинаю, а денег на половину фильма. Внебюджетную количество не могу составить. Возможно, вынужден буду легко встать. У нас потому что геноцид рынка. И в правительстве в основном технократы. Для них культура это развлечение, никак не воспитание чувств. Полагаю, если джентльмен, ответственный за культуру, не руководит, а подчиняется объективным законам рынка, он не нужен. Культуру запрещено возвращать во политическая элита купли-продажи. Рекламируют то, что выпускают, независимо от качества. Ленфильмовская картина Итальянец получила престижные призы на фестивалях. А тв отказывается ее приобретать, продвигать. Никто не знает об этом фильме. Пропал табель о рангах. В России продвинуться таланту нереально, если он не причастен к корпоративному кружку, у которого доступ и к деньгам, и к телевидению.

Картина, которую вы сегодня снимаете, Не думай про белых обезьян заново по сценарию Вардунаса, она, как завсегда, о современности?

Да, предмет перемены ценностей. Герой бизнесмен, для которого главное гроши. Одаренный, но не отягощенный ни знаниями, ни культурой. В общем, житейский персонаж. Судьба его сталкивает с богемой

В советские времена были три кита комедии: Рязанов, Данелия, Гайдай. Разные стили, ветви комического. Какие традиции продолжаются? Или все ветви засохли?

Должен заявить, я не снимаю кино, как Данелия или Рязанов, у нас всяческий привкус, манера. Хотя уважаю и люблю то, что они делали. Восхищаюсь многими картинами своего учителя Рязанова. Высоко ценю гений Данелии, хотя оцениваю его фильмы по-другому, чем сам Георгий Николаевич. Снимая Осенний марафон, он не считал ее здоровый картиной. Говорил нам: Вот Кин-дза-дза это да!. Ему не сильно нравился Бузыкин как тип. Потому что он прямая противоположность Данелии: безвольный, мягкотелый, в общем, не мужчина. Мне покойный Володин рассказывал, как режиссер ему предлагал: Слушай, а давай милиционер даст этому Бузыкину по заднице.... Да нет, не стоит... не соглашался драматург. А в результате получился ослепительный и убедительный образ героя времени, в котором многие, и я в том числе, узнали себя. В этом и есть художник. Произведение нередко оказывается мудрее автора. Сергей Микаэлян, снимая лучшую свою картину Влюблен по собственному желанию, по словам оператора, делал кино про аутотренинг. Снимал капитально. А вышла комедия. Комедия получается только тогда, когда снимаешь капитально. Пожалуй, это меня и связывает с нашими комедиографами-классиками: рассматриваем дурацкие ситуации, в которые втянуты герои, совсем солидно.

Востребованность в подобном кино исчезла?

Когда по телевизору показывают гогочущие над неумными скетчами полные залы, держава все больше превращается в воинский клуб, показывают перст, люди падают со стульев от смеха каких комедий вы ждете? Послушайте тот самый хохот. Подобный я слышал в кинозале на Бумере. Жлобский гогот. Горловой. Маркиз де Кюстин в своей знаменитой книжке дал точный портрет николаевской России (хотел я снять по мотивам этого повествования кино со Жванецким, но, как как правило, денег не нашел), так вот он заметил: хохот плебея над высоким, до которого он не способен подняться, всю дорогу невысокий хохот. Стремление унизить недоступное, опустить его до своего уровня знак невежды и пошляка.

У де Кюстина есть пояснение отсутствия нравственного чувства у нашего народа: Это происходит в стране, где располагать информацией смотрит на элементарные правила честности как на законы, годные для плебеев, но не касающиеся людей голубой крови. И когда звериный гогот провоцируется, тиражируется, в тот самый круг оказываются втянутыми люди, которые в прежние времена подобного себе бы не позволили.

А вероятно ли в опущенном обществе проговорить нечто, что было бы и уморительно, и услышано, и по уровню не ниже плинтуса?

Вспомните картины раннего Рязанова. Он был самым универсальным из комедиографов, его фильмы нравились всем слоям общества. Данелию, помимо интеллигенции, знают меньше. Рязанова знают все

Он же вел телевизионную передачу

А Данелия бы не мог. При его обаятельности, таланте не было этакий вальяжности, куража, демократизма Вот мой Фонтан поняли вдали не все. Кто-то решил, что картина про ЖЭК. Умные угадали в ней модель общества. Кто-то думал, что Праздник Нептуна кино про художественную самодеятельность. Но картина должна быть по вкусу на разных уровнях. У меня только две универсальные: Праздник Нептуна и Окно в Париж. Нравятся полярным людям по разным причинам. В Празднике Нептуна галерея образов из выдающихся патриотических произведений кинематографа: от Александра Невского до Коммуниста, которую не все просекают. Кто это считывает радуется. Но и тому, кто не понимает, уморительно. Их радует сюжет.

Помню, как во время просмотра Нептуна на болшевском семинаре искушенные зрители практически падали со стульев. Сегодня ниша высококлассной комедии пуста. Хотя кино словно бы бы возрождается.

Я люблю являть смонтированный кино в наполненном зале, глядеть на зрителя, внимать и чувствовать, как он реагирует. Всегда оттого что чувствуешь, где зрителю любопытно, а где он начинает тосковать. Потом редактирую картину за монтажным столом. Сейчас я хожу в кино на чужие фильмы, чтобы примериться: вот эта сегодняшняя орава поймет ли она меня?

С нетерпением и затаенным страхом жду выхода картины, над которой сегодня работаю. В ней мы смеемся над современным жлобом. Его вкусами, окружением, самообманом.

А жлоб придет хохотать над собой?

Будет хохотать не над собой над близким другом Васей и конкурентом Шурой. Человек так устроен хохотать над соседом.

Когда вы сочиняете комедию, в нее перетекают ваши ежедневные впечатления?

Конечно, вот супруга возвращается: Что я в текущий момент видела. Шел передо мной смирно дядя, неожиданно набросился на телефонную будку, всю ее расколошматил в минуту. Выплеснул ненависть дальше пошел. Все. Вставляем в картину вот центральный момент из Окна в Париж, а сломанная будочка портрет эпохи 90-х.

А куда подевались актеры, способные соединять в себе комическое, драматическое и более того трагическое? Такие, как Леонов, Быков, Евстигнеев, Никулин?

Все занятие в востребованности. Не нужны они современным изготовителям киножвачки. Уплощаются требования актеры становятся марионетками.

Совсем не хочется быть по нраву нынешней толпе. Мне на нее наплевать. Но есть в обществе когорта людей не до того многочисленная и для меня целиком достаточная. Им хочется явить кино, их точка зрения хочется услыхать, с ними хочется побеседовать. Главное, дали бы доснять кино.

Так же читайте биографии известных людей:
Юрий Озеров Yury Ozerov

Во время штурма Кенигсберга Юрий Озеров загадал: если останется жив, то обязательно расскажет средствами кино обо всем, что видел, о своем понимании..
читать далее

Юрий Томошевский Yury Tomoshevsky

27 сентября 1999 года Ю.В. Томошевскому присвоено звание "Человек года" (в рамках городской премии в области культуры "Люди нашего города") и..
читать далее

Юрий Гальцев Yury Galtsev

Юрий Гальцев - артист эстрады и клоунады, актёр, заслуженный артист России. Родился 12 апреля 1961 года.Юрий Гальцев известен своими искрометными..
читать далее

Юрий Куклачев Yury Kuklachev

Юрий Куклачев - выдающийся советский и российский клоун, Народный артист СССР. Родился 12 апреля 1949 года.Юрий Куклачев является основателем..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий