Известные люди

»

Юрий Темирканов

Юрий Темирканов Yury Temirkanov Карьера: Дирижер
Рождение: Россия» Кабардино-Балкария» Нальчик, 10.12.1938
Юрий Темирканов - выдающийся советский и российский дерижер, народный артист СССР, руководитель ЗКР Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Родился 10 декабря 1938 года.Манера дерижирования Юрия Темирканова отличается особой эмоциональностью, темпераментом и глубиной.

Родился 10 декабря 1938 года в Нальчике. Его папа, Хату Сагидович, возглавлял Комитет по делам искусств Кабардино-Балкарии. Когда началась Великая Отечественная махаловка, в Нальчик была эвакуирована из Москвы группа мастеров искусств. Среди них находились В.И. Немирович-Данченко, О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, И.Э. Грабарь, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, Ю.А. Шапорин и многие другие. Хату Сагидович ведал их устройством. Он делал все, чтобы в трудных военных условиях не прерывалась творческая дело замечательных художников. По его инициативе Прокофьев и Мясковский обратились к использованию фольклора кавказских народов и создали произведения, составившие фундамент камерного и симфонического творчества Кабардино-Балкарии. В одной из статей, написанной невпроворот лет через, Прокофьев с глубоким уважением вспоминал об этом замечательном человеке, человеке широких взглядов.

Поглощенный работой над одним из величайших своих созданий, оперой Война и мир, Прокофьев немного раз навещал жилище Темирканова и посреди членов его семьи выделил ласковым вниманием маленького Юру. Мог ли Прокофьев тогда рассчитывать, что тот самый хлопчик станет потом одним из лучших интерпретаторов его оперы, что судьбина определит Юрию быть главным дирижером театра имени С.М. Кирова, того театра, тот, что сам Сергей Сергеевич посещал с детства и где как собак нерезаных позже, незадолго перед началом войны, состоялась премьера его балета Ромео и Джульетта

Через немного месяцев военные действия развернулись и на территории Кабардино-Балкарии. Москвичи были увезены дальше, на восток, а X.С. Темирканов получил партийное поручение остаться в тылу врага для подпольной работы. Комиссар партизанского отряда, он мужественно сражался с врагом, но был выдан предателем и казнен фашистами. Ему исполнился тогда только 31 год.

Мать Юрия, Блина Питуевна, вырастила четверых детей, сумев вручить всем отличное образование.

Неповторимая краса родных мест, благородные и гордые обычаи горцев, преданность друзей это, по признанию Ю.Х. Темирканова, то, что неизменно с ним, где бы он ни находился, то, что рождает вдохновение и поддерживает веру в свои силы. Как вышло, что музыка стала делом его жизни? Когда Темирканова спрашивают об этом, он отвечает: Совершенно ненароком. В Нальчике поселился по соседству музыкант, переехавший из Ашхабада. Как-то он встретил нас, мальчишек, гонявших мяч. Спросил: Хотите обучаться музыке? Я сказал: Хочу, только оттого, что не мог оскорбить отказом старшего.

Темирканов стал музыкантом, хотя музыкой не ограничивается его влюбленность к искусству. Другим объектом притяжения была и остается живопись. Если бы я не стал музыкантом, говорит он, то стал бы, очевидно, художником. Это было самое первое и, может быть, наиболее серьезное увлечение кроме музыки. Я прилично рисовал в детстве и сегодня другой раз не без радости просматриваю некоторые из сохранившихся моих детских рисунков. Я люблю самый-самый аромат масляных красок. Посещение картинных галерей куда ни кинь, где мне доводится случаться, доставляет мне всю дорогу неизъяснимое удовольствие.

Начав заниматься музыкой, Темирканов не помышлял ещё о профессии дирижера. Он имел о ней жутко смутное представление, Правда, первая саммит с небольшим симфоническим оркестром, работавшим в Нальчике, произвола сильное ощущение, а мужчина, взмахнувший палочкой, показался ему волшебником. Но от испытанного восхищения было ещё неблизко до реальной мечты о дирижировании.

Первый преподаватель Юрия Темирканова, Валерий Федорович Дашков, обучая мальчика игре на скрипке, прививал ему влюбленность к музыке. Развитием слуха, теоретическими предметами с ним занимался Трувор Карлович Шайблер, композитор, ученик А.К. Глазунова, петербургский интеллигент, дядя добрейшей и возвышенной души. Его воздействие на ученика было значительным и не только в плане профессионального развития.

Тринадцати лет, по окончании музыкальной школы-семилетки в Нальчике, Темирканов приехал в Ленинград и был принят в специальную музыкальную школу при консерватории. Нужно ли толковать, какие эмоции у чуткого к красоте мальчика вызвал великолепный и аристократичный вид города, как волновало то живое чувство истории, которое хранят его улицы, с каким трепетом подходил он к расположенным под боком от школы храмам музыки Консерватории и Кировскому театру, о которых некогда рассказывал ему в Нальчике старинный педагог. С благодарностью вспоминает он четыре года, проведенные в этом месте, в скрипичном классе отличного педагога профессора М.М. Белякова.

В Консерватории, куда Темирканов поступил в 1956 году, он занимается на другом инструменте струнной группы альте у Григория Исаевича Гинзбурга, играет в студенческом оркестре, квартете (приобретенные при этом навыки крайне пригодились в его дирижерском будущем). По вечерам на хорах Большого зала филармонии он слушает Е.А. Мравинского, воодушевляясь его на редкость глубоким и совершенным искусством, слушает многих других отечественных и зарубежных дирижеров. И мысля самому приняться за дирижерскую палочку все чаще и настойчивей посещает его.

В ту пору в Ленинградской консерватории выделялись два класса симфонического дирижирования, руководимые профессорами Николаем Семеновичем Рабиновичем и Ильей Александровичем Мусиным. Темирканов поступил к Мусину, но, как вольнослушатель, посещал и занятия Рабиновича, которого ещё считает своим педагогом. С 1962 года Темирканов был студентом, а далее до 1968 года аспирантом дирижерского факультета.

В классе Мусина Темирканов приобрел профессионализм, виртуозную технику жеста. Свобода и аккуратность дирижерского языка отличительная черта школы Мусина. Органически усвоив основы этой школы, Темирканов независимо развил их в своей дирижерской деятельности.

Окончив в 1965 году класс оперно-симфонического дирижирования, он дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета в спектакле Травиата Дж. Верди. Среди других наиболее значимых в те годы дирижерских работ Любовный напиток Г. Доницетти (1968), Порги и Бесс Дж. Гершвина (1972).

В 1966 году 28-летний Темирканов стал лауреатом первой премии II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве. Сразу после этого конкурса он отправился на гастроли по Америке с К. Кондрашиным, Д. Ойстрахом и Симфоническим оркестром Московской филармонии.

С 1968 по 1976 год Юрий Темирканов возглавлял Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. С 1976 по 1988 год он был художественным руководителем и главным дирижером Кировского (в настоящее время Мариинского) театра оперы и балета. Под его руководством в театре были осуществлены такие этапные постановки, как Война и мир С. Прокофьева (1977), Мертвые души Р. Щедрина (1978), Петр I (1975), Пушкин (1979) и Маяковский начинается А. Петрова (1983), Евгений Онегин (1982) и Пиковая дама П.И. Чайковского (1984), Борис Годунов М.П. Мусоргского (1986), ставшие значительными событиями в музыкальной жизни страны и отмеченные высокими наградами. На эти спектакли мечтали угодить меломаны не только Ленинграда, но и многих других городов!

Художественный начальник Большого драматического театра Г.А. Товстоногов, послушав Евгения Онегина в Кировском, сказал Темирканову: Как неплохо в финале вы расстреливаете онегинскую судьбу... (после этого слов О, плачевный жребий мой!).

С коллективом театра Темирканов неоднократно выезжал на гастроли во многие страны Европы, впервой в истории прославленного коллектива в Англию, а кроме того в Японию и США. Он первым ввел в практику симфонические концерты с оркестром Кировского театра. Ю. Темирканов с успехом дирижировал на многих прославленных оперных сценах.

В 1988 году Юрий Темирканов был избран главным дирижером и художественным руководителем заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича. Я горжусь тем, что я дирижер выборный. Если не ошибаюсь, то в истории музыкальной культуры это первостепеннный эпизод, когда сам коллектив решал, кто его должен возглавить. До сих пор всех дирижеров назначали сверху, говорил о своем избрании Юрий Темирканов.

Именно тогда Темирканов сформулировал единственный из своих основополагающих принципов: Нельзя изготовить музыкантов слепыми исполнителями сторонний воли. Только сопричастность, только рассудок того, что мы все совместно делаем одно общее занятие, может вручить желаемый результат. И он не заставил себя продолжительно дожидаться. Под руководством Ю.Х. Темирканова авторитет и популярность Санкт-Петербургской филармонии необычайно возросли. В 1996 году она признана лучшей концертной организацией в России.

Юрий Темирканов выступал со многими крупнейшими симфоническими оркестрами мира: Филадельфийским оркестром, Концертгебау (Амстердам), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским, Сан-Францисским, Санта-Чечилия, филармоническими оркестрами: Берлинским, Венским и др.

В 1979 году Ю. Темирканов стал главным приглашенным дирижером Филадельфийского и Лондонского Королевского оркестров, а с 1992 года он возглавил завершающий. Затем Юрий Темирканов был главным приглашенным дирижером оркестра Дрезденской филармонии (19921997), Симфонического оркестра Датского национального радио (1988). Отметив двадцатилетие сотрудничества с Лондонским Королевским оркестром, он покинул пост его главного дирижера, оставив за собой титул почетного дирижера этого коллектива.

После военных событий в Афганистане Ю. Темирканов стал первым русским дирижером, выехавшим на гастроли в США по приглашению Нью-Йоркской филармонии, а в 1996 году в Риме он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН. В январе 2000 года Юрий Темирканов становится главным дирижером и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США).

Юрий Темирканов единственный из крупнейших дирижеров XX века. Переступив порог своего 60-летия, маэстро находится в зените славы, известности и мирового признания. Он приводит в восхищение слушателей ярким темпераментом, волевой целеустремленностью, глубиной и масштабностью исполнительских замыслов. Это дирижер, скрывающий страстность под суровой внешностью. Его жесты нередко неожиданны, но вечно сдержанны, а его привычка лепить, придавать форму звуковой массе своими певучими пальцами делают из сотни музыкантов грандиозный оркестр (Есlain Pirene). Полный обаяния, Темирканов работает с оркестром, с которым слились и его существование, и его служба, и его образ... (La Stampa).

Творческая повадка Темирканова самобытна и отличается яркой экспрессивностью. Движение его рук называют видимой музыкой. Оно может быть гневным, ласковым, игривым, скорбным, вопрошающим, убеждающим учебное заведение эмоциональных, образных оттенков его дирижерской речи бесконечна. Он чуток к особенностям стилей композиторов разных эпох и тонко, вдохновенно интерпретирует их музыку. Его мастерство отличается виртуозной дирижерской техникой, подчиненной глубокому постижению авторского замысла. Особенно значительна образ Юрия Темирканова в пропаганде русской классической и современной музыки как в России, так и в других странах мира.

Достойна восхищения способность маэстро несложно устанавливать контакт с любым музыкальным коллективом и достигать решения самых сложных исполнительских задач.

Юрием Темиркановым записано огромное численность компакт-дисков. В 1988 году он заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой ВМG. Обширная дискография включает записи с Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, с оркестром Нью-Йоркской филармонии...

Совместно с Соlumbia artistst в 1990 году Темирканов осуществил запись Гала-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения П.И. Чайковского, в котором приняли участие солисты Йо-Йо Ма, И. Перлман, Дж. Норман.

Записи музыки С. Прокофьева к фильму Александр Невский (1996) и симфонии ? 7 Д. Шостаковича (1998) номинировались на премию Grammy.

Юрий Темирканов щедро делится своим мастерством с молодыми дирижерами. Он профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, почетный профессор многих зарубежных академий, в том числе почетный член Международной академии наук, промышленности, образования и искусства США (1998), Почетный эскулап Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (2003), почетный эскулап Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (2003). Регулярно проводит мастер-классы в Curtis Institute (Филадельфия), а ещё в Manhattan School of Music (Нью-Йорк), в Academia Chighana (Сиена, Италия).

Ю.Х. Темирканов всенародный артист СССР (1981), всенародный артист РСФСР (1976), всенародный артист Кабардино-Балкарской АССР (1973), заслуженный артист РСФСР (1971), лауреат Государственных премий СССР (1976, 1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1971), лауреат Государственной премии России (1999), Премии Президента РФ (2003), премии Триумф (2003). Награжден орденами Ленина (1983), За заслуги перед Отечеством II (2003) и III степени (1998), орденом Кирилла и Мефодия (Болгария, 1998), Орденом Науки и Культуры Екатерина Великая (2002).

В 2004 году Ю.Х. Темирканов учредил Международный фонд культурных инициатив маэстро Темирканова. Возродить, развить и преумножить наследие духовной культуры Санкт-Петербурга, совершить его достоянием мирового сообщества такова высокая миссия фонда.

По роду своей деятельности Темирканову приходится контачить с самыми удивительными и яркими людьми, выдающимися отечественными и зарубежными деятелями культуры и искусства. Он гордится своей дружбой с И. Менухиным, Б. Покровским, П. Коганом, А. Шнитке, Г. Кремером, Р. Нуреевым, М. Плисецкой, Р. Щедриным, И. Бродским, В. Третьяковым, М. Ростроповичем, С. Озавой и многими другими музыкантами и артистами.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Так же читайте биографии известных людей:
Юрий Александров Yury Aleksandrov

Юрий Александров - режиссёр-постановщик Мариинского театра, художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра..
читать далее

Юрий Бутусов Yury Butusov

В интервью Новым Известиям Юрий БУТУСОВ рассказал о том, как ему работалось над спектаклем Человек=Человек с артистами одного из старейших театров..
читать далее

Юрий Горошевский Yury Goroshevsky

Молодой, но уже хорошо известный в Петербурге Романтический Театр отмечает свой третий сезон очередной премьерой.
читать далее

Юрий Димитрин Yury Dimitrin

Член Союза литераторов, Союза театральных деятелей, Союза журналистов. Член Всемирного клуба Петербуржцев.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий