Известные люди

»

Яков Костюковский

Яков Костюковский Yakov Kostukovsky Карьера: Продюсер
Рождение: Украина, 21.8.1921
Творческий союз трех человек подарил кинематографу три лучшие кинокомедии советского времени: Операцию Ы и другие приключения Шурика, Кавказскую пленницу и Бриллиантовую руку. Леонида Гайдая и Мориса Слободского уже давно нет.

- С комедией Операция Ы и другие похождения Шурика в наше кино ворвался свежеиспеченный герой - непутевый, но находчивый интеллигент, дающий отпор грубой силе. Как вы придумали Шурика?

- Шурик прошел в своем рождении все положенные девять месяцев беременности. Как персонаж он был придуман нами - Костюковским и Слободским. А на выходе это уже был образ, рожденный и сценаристами, и режиссером. Поэтому у Шурика три папы. А началось все с идеи, которая называлась Очкарик. В начале 1960-х появилась целая прослойка студентов, которым папа и мамаша не могли снабдить учебу, да и стипендия не давала тот самый-самый пресловутый прожиточный самое меньшее. В стране началась стадия приработков. Одни зарабатывали репетиторством, другие днем сдавали теорию Эйнштейна, а ночью разгружали вагоны. Мы немало чего напридумывали и все свои замыслы объединили в единственный персонаж. Решили, что это будет студент Владик Арьков, тот, что сохраняет все внешние качества интеллигента-очкарика, но, пройдя школу разгрузки вагонов и работы на стройке, уже может за себя постоять.

- А зачем вы сменили герою имя?

- Бдительные люди сказали, что ни о каком Владике не может топать и речи. Владиками звали Владленов, а Владлен - это Владимир Ленин. Тут мы, конечно, не упирались. Потом возникла сказка, что мы назвали героя Шуриком из-за Демьяненко. Это не так. Поверьте мне, Демьяненко никто ни в жизнь Шуриком не называл, его все звали Сашей.

- Как случилось, что за ваш сценарий взялся как раз Леонид Гайдай?

- В этом заслуга Ивана Александровича Пырьева, тот, что при всех странностях характера был талантливым организатором с огромным нюхом на любые творческие союзы. Когда мы подали в его комедийное объединение сценарий, он немедленно понял, что это перспективно и что режиссером должен быть как раз Гайдай. Более того, Пырьев помог и дельными советами. Например, по замыслу верзилу Федю должен был игрывать Михаил Пуговкин, но Пырьев подсказал, что для нас обаятельный Алексей Смирнов лучше, оттого что при всей своей грубости и хамстве он должен быть по сердцу зрителям. И напротив, наружность Пуговкина шибко соответствовала современному демагогу. Он был вылитый секретарь райкома по идеологии. В результате этой умной подмены всякий нашел себе маску. А для нас появилось благодатное поле для фантазий: тут мы порезвились и про Большой театр, и про балет, и про Парижскую Богоматерь

- То есть вы дописывали сценарий и позже утверждения актеров?

- Конечно. Оеще раз уже была, но кое-что мы добавляли. Мы ни в жизнь не относились к своему творчеству как к золоту по мрамору. Сейчас существует страсть сколько легенд кругом наших комедий. Если питать доверие статьям, то мы со Слободским вообще ничего не написали, ни одной потешный фразы не придумали, а Гайдай не поставил ни одной мизансцены. Все придумывали только актеры. Ну если им так кажется, Бог им арбитр, важен итог. Хотя этакий интеллигентный дядя, как Георгий Вицин, ни в жизнь бы не позволил себе присвоить чужие придумки. Благородным человеком был и сам Гайдай. В беседа он подчеркивал, что те или иные крылатые фразы придумали сценаристы Костюковский и Слободской. Но его участие в работе над сценарием нисколько не было формой взятки: давайте укажем его в титрах, чтобы он также получил гроши. Гайдай был полноправным соавтором сценария, тот, что каждый день с нами работал. Расходясь по домам, мы давали приятель другу задания - продумать фразы, эпизоды. Тем самым мы сэкономили массу времени: благодаря участию Гайдая, рождался уже режиссерский сценарий.

- Не могу не задать вам вопросительный мотив, тот, что вы слышите, по всей видимости, чаще других: как вы работали втроем?

- Работать на пару в два раза труднее, втроем - в девять раз. Главное - столковаться на берегу. Приступая к совместной работе, мы вывели формулу, которой и придерживались. Прежде всего мы не боялись, что нас будут обвинять в смехачестве, что мы опускаемся до уровня массового зрителя, что наши фильмы не будут являть в Венеции, мы не получим Оскара и не поедем в Канны. Мы всего только хотели, чтобы люди на полтора-два часа забыли о своих заботах, бедах, несправедливости и окружающей реальности. Операция Ы далась нам труднее всех - нужно же было ещё притереться товарищ к другу. Но мы верили приятель в друга. Мы знали: если Гайдай говорил это длинно, значит, и истина на экране это будет вечность. А он, в свою очередность, верил в фарт наших реприз, драматургических поворотов. И никто не исходил из принципа нехай будет хуже, но зато по-моему. Когда нынче я листаю самые первые варианты наших сценариев, я вижу - какой же это был адский работа!

- Легендарную тройку - Трус, Балбес, Бывалый - придумали до вас, а вам пришлось строчить на нее свежий сценарий. Это было нелегко?

- Гайдай придумал конкретные маски, была заданность характеров, и в написании сценария это приводило и к хорошему, и к плохому. Хорошее: если мы придумывали реплику, то уже превосходно понимали, кто из них может ее отыграть. А плохое: как сберечь в этом эпизоде понятие тройки? Когда было ясно, что делает Балбес, необходимо было выдумать, чем в это время занимаются Бывалый и Трус. В этом была и творческая, и техническая тяжесть. Гайдай на первых порах не хотел снова снимать тройку, но его увлекло наше предложение, что на экране эти герои в первый раз заговорят. Он крайне приподнято ценил Вицина и Никулина и оттого рад был поработать с ними ещё. После успеха Операции Ы нам удалось - не разом! - сагитировать его ещё раз их снять. Но уже следом Кавказской пленницы Гайдай сказал, как отрезал: Пишите сценарий на одного Никулина. Тройку вслед за тем пробовали применять и другие режиссеры, но ничего хорошего не получилось.

- Но основной герой всех трех новелл - Шурик. На ваш воззрение, Демьяненко попал в выстроенный вами образ?

- Высочайше! Демьяненко шибко ответственно отнесся к этой роли. Ходят легенды, что ему не понравился сценарий. Ерунда! Как только он его прочел, сию минуту сказал, что это обречено на фарт. Несмотря на то, что служба была связана с постоянными переездами, он не колебался ни минуты. А как он репетировал! Люди, знавшие его, были поражены. Демьяненко жил этой картиной. Выбрав его на образ Шурика, Гайдай угайдал Вот потому как как оговорился! Гайдай, вправду, зачастую угайдывал. И мы были весьма благодарны Саше Демьяненко. Давайте открыто говорить: картина держится на нем. И не только формально. Он был нашим долгожданным образом того самого положительного очкарика, он это понял и замечательно сыграл. При этом Саша не комиковал, не поддавался желанию прикрыть партнера. Он отличный артист. В некоторых статьях я увидел, что Гайдай открыл Демьяненко, - это неточно. Саша был весьма популярным актером, снявшимся во многих знаменитых фильмах. Гайдай сделал другое: популярного артиста превратил в любимого.

- А как вы оцениваете другие актерские работы в Операции Ы?

- Я считаю, что попали все, более того в эпизодах. У меня по Операции Ы нет ни одной претензии. Будь это Виктор Павлов, Владимир Раутбарт, Зоя Федорова, маленькое явление Валерия Носика. Несмотря на небольшое численность текста, произвольный из них отдал все родное мастерство. Великолепно сыграл милиционера Владимир Басов, и я не согласен с дурацкой претензией чиновников, что он издевается над милицией. Мне крайне понравилось, как Гайдай выстроил шеренгу алкоголиков. Приятно поразил Владимир Владиславский - корифей Мкрасного театра, артисты которого нечасто снисходили до эксцентрической кинокомедии. Когда цензоры потребовали усадить его героя - директора базы - за решетку, мы категорически отказались. А какая замечательная бабуля-сторожиха! Иногда мы своеобразно разминались - говорили нараспев. Эта наша развлекуха вошла в кино. Помните:

- Я вам денежки принес

За квартиру за январь!

- Вот благодарю, недурственно!

Положите на комод

И немолодая актриса Мария Кравчуновская блистательно сыграла эту сцену. Гайдай был крайне тертый режиссер, тот, что знал, как с артиста снять штамп, не меньше, чем Остап Бендер знал способов изъятия денег. Я бывал на площадке и видел, каким он был замечательным и неповторимым.

К сожалению, я не могу так же похвалить все актерские работы в Бриллиантовой руке. К некоторым исполнителям претензии у меня есть.

- Продолжим тему легенд, поговорим о самих съемках. Будто бы на них неизменно царила атмосфера веселья

- Да, и за каждую шутку Гайдай выдавал бутылку шампанского Это этакий вздор, что более того опровергать не хочется. Во-первых, Гайдай не был до того богат, чтобы раздавать шампанское. Во-вторых, беспрерывное веселье, шутки - это не для него. До работы - будь любезен, предлагайте свои гэги, но во время процесса все было весьма капитально. Почти все советы оставались за кадром. Леонид Иович мог привести доказательства любому артисту, что его режиссерские предложения - аккурат то, что нужно. Он прислушивался, давал вероятность высказаться, но в итоге убеждал в обратном. Он ни в жизнь не говорил отвратительную фразу я так вижу!. Он доказывал четким, понятным языком. Очень нечасто царь-случай приводил к тому, что какой-то кадр-экспромт оставался. Например, Алексей Макарович Смирнов, безупречно ненароком попавший в третью новеллу в роли покупателя, сказал простое русское слово: Срамота! Сымпровизировал. Но чуткий Гайдай оставил это словечко, и оно сработало. Кстати, многие фразы у нас пошли как раз с голоса Смирнова. Ведь надобно ещё так промолвить, чтобы мысль ушла в народонаселение и стала поговоркой. И нимало недавно я услышал, как на какой-то экспозиции кто-то сказал голосом Смирнова: Срамота!

- Операция Ы состоит из трех новелл. Какая из них вам кажется наиболее удачной?

- Если я скажу, что они равноценные - это ещё ничего не значит. Если я скажу: они равноценно хороши - это будет нескромно. Поэтому мне сильно тяжко отозваться. Вы основополагающий джентльмен, тот, что задал мне тот самый вопрос Но, думаю, при прочих равных все-таки вторая новелла - Наваждение. Она тоньше. И в ней есть то, что я весьма люблю - возможная нелогичность. Когда мужчина может заявить в жизни так не бывает!, но ему нравится.

- Ни за что не поверю, что очередной гайдаевский кино приняли без поправок.

- Сколько угодно! Первым делом выяснилось, что Смирнов чересчур обаятельный, воспрещено так игрывать хулигана. А Шурик чересчур жесток, когда бьет его розгами. Затем выяснилось, что в верхах Федей называли Фиделя Кастро, и, когда Шурик говорит необходимо, Федя, надобно, получается, что экзекуции подвергается сам вождь Кубы. Нам было заявлено, что мы умышленно выбрали такие захламленные стройки, где ужасный бардак. Посмотрев лирическую новеллу, кто-то пустил формулировку голизна - из-за Селезневой в купальнике. Интересно, если кто-нибудь из них дожил до современной голизны, что он об этом думает? Естественно, говорили, что в жизни так не бывает - укладываться на единственный диван незнамо с кем. А в последней сцене единственный редактор подытожил: Что же это получается: с жуликами, бандитами, расхитителями социалистической имущества не справляется ни милиция, ни Шурик, а справилась только бабуля божий одуванчик?! Помните, в последнем кадре она за рулем везет их всех в милицию?

Операция Ы проходила весьма нелегко. Эти придирки жутко портили расположение. Думаю, что Гайдай так раньше времени уестно и аргументированно? Не знаю.

Так же читайте биографии известных людей:
Яков Протазанов Yakov Protazanov

Один из ведущих режиссеров немого кино, сценарист, актер.
читать далее

Яков Сегель Yakov Segel

В двух первых лентах, которые Яков Сегель сделал со своим сокурсником Львом Кулиджановым и в неудачной ("Это начиналось так"), и в прекрасной ("Дом,..
читать далее

Яков Дамский Yakov Damskiy

Мастер спорта СССР по шахматам, международный арбитр.
читать далее

Яков Померанцев Yakov Pomerantsev

Потомственный почетный гражданин, частный поверенный, общественный деятель, председатель Орловского Союза Законности и Порядка (ОСЗП) и Орловского..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий