Известные люди

»

Ян Кубелик

Ян Кубелик Yan Kubelik Карьера: Музыкант
Рождение: 5.7.1880
Однажды в ансамбль, в котором играл отец Кубелика, не явился кларнетист. Его партию уверенно сыграл на скрипке Ян. Талант мальчика был очевиден. В 1892 году Кубелик предстал перед консерваторской комиссией и сыграл Седьмой концерт Берио.

В пору блистательного расцвета таланта Кубелика называли Чародей скрипки, чешский Паганини.

Ян Кубелик родился в Михле близ Праги 5 июля 1880 года. Его папа Йозеф-Матвей в качестве оркестрового скрипача играл в различного рода ансамблях на танцевальных площадках и в гостиничных барах. Он раньше времени стал приучать мальчика к музыке Яну купили скрипку, когда ему исполнилось всего 4 года. Мальчик резво пристрастился к занятиям. Довольно быстро соседи начали вещать, что он играет, как именитый чешский скрипач Ондржичек.

Однажды в ансамбль, в котором играл папа Кубелика, не явился кларнетист. Его партию твердо сыграл на скрипке Ян. Талант мальчика был очевиден. В 1892 году Кубелик предстал перед консерваторской комиссией и сыграл Седьмой концерт Берио. Его претворение в жизнь понравилось. Но комиссию смутили его внешние данные молодой музыкант был весьма мал и тщедушен. Яну порекомендовали позаниматься ещё год под руководством Отакара Шевчика.

Шевчик преподавал в Пражской консерватории всего единственный год. Дебютант-педагог безотложно стал дарить Яну трудные пьесы для разработки техники. Уже в 15 лет Кубелик выучил Третий концерт Сен-Санса и с блеском его воплотил в жизнь.

Как пишет Л. Н. Раабен Увлеченный виртуозными данными юноши, Шевчик все же воспитывал его односторонне. Он превзойдет Паганини, сказал как-то Шевчик отцу, а когда в 18 лет Ян попросил у учителя концерт Бетховена, то вместо него получил концерт fis-moll Венявского. Впрочем, на выпускном экзамене он сыграл Концерт Брамса, и о нем позже экзамена заговорили все пражские газеты. Для усовершенствования мастерства его оставили при консерватории ещё на два года.

Шевчик практически боготворил Яна. По воспоминаниям Карела Моравеца, соученика Яна, гений юноши был необычайным. Однажды Ян забыл, что Шевчик задал ему выучить к следующему уроку Каприс Паганини. Оставалось всего 2 часа до урока, когда он, спохватившись, взялся за ноты. И все же на уроке Кубелик сыграл Каприс блестяще и наизусть. Обращаясь к другим ученикам, Шевчик сказал назидательно Вот видите, что получается, когда мужчина грубо работает!

В 1897 году Кубелик завершил обучение у Шевчика. Решающую образ сыграло его выступление в Вене на второстепенном концерте в честь съезда велосипедистов. Кубелик сыграл Концерт Паганини с таким блеском, что критик Б. Львовский написал о нем восторженные строки, назвав одним из лучших скрипачей мира. Статья вызвала резонанс, и Кубелика пригласил к себе венский капиталист, магнат спирта Брош. Он предложил Яну одаривать уроки его дочери. Одновременно из Праги пришло приглашение сыграть в Филармонии Концерт Эрнста. После возвращения в Вену музыкант начинает действовать у Броша.

Очень одним духом Кубелик становится знаменитостью. Перед ним распахиваются двери крупнейших концертных залов Европы. Его называют Листом скрипки, восхищаются виртуозностью его техники и сладостностью звука.

В 18991900 годы проходят первые международные турне скрипача. Он едет в Италию, Канны, Монте-Карло и Ниццу. Из Франции Кубелик направился в Лондон. Затея была чертовски рискованной, потому что перед ним выступал сам Изаи. А в результате музыканту пришлось бисировать единый час позже окончания главный программы!

Феерический счастливый момент Кубелика привлек участливость импресарио, единственный из которых, Скшиван, практически вцепился в знаменитого скрипача. Чешский журнал Roshledy писал Ян Кубелик, которому ныне 22 года, является феноменом в отношении несамостоятельности и безволия, а потому как немудрено, что талантливейший скрипач безупречно подчинен своему импресарио, тот, что имеет на него воздействие, аналогично Свенгали на Трильби. Скшиван заставил Кубелика прекратить чуть ли не все родственные связи и знакомства; но главное, конечно, в том, что новоиспеченный Свенгали немилосердно эксплуатирует гениальное искусство чешского скрипача. Он не дает ни последнему, ни родным отчета по своим концертным операциям. Друзья скрипача надеются, в конце концов, вытащить Яна из когтей Скшивана, тот, что держит ныне Кубелика уже восьмой месяц в Дрездене, не подпуская к нему никого.

В 1902 году Кубелик покоряет Россию. Вот отзыв Русской музыкальной газеты Ян Кубелик - свежий баловень петербургской публики. Он приехал сюда, как и Гофман, без предварительной рекламы, а сейчас концерты его в Дворянском событие, привлекающее густую толпу народа. Молодого чешского скрипача ходят внимать все артисты и любители скрипки, артисты и любители музыки вообще, в главной же массе равнодушные и к скрипке, и к музыке, и к концертам, но любопытные ко всему, что является живою темой сегодняшнего разговора. Кубелик реально явление выдающееся, ослепительный, здоровый дар, законченный артист, с техникою, доведенной до пределов чудесного. Когда он играет многоголосные пьесы (Ария, Чакона Баха, Секстет из Лючии в аранжировке С. Любена и пр.), слух с трудом верит, что вся эта полнозвучность, плавность, гармоническая сродненность и совместно с тем ясная индивидуализация каждого из голосов ансамбля занятие четырех струн и одного смычка. При довольно сильном, сочном тоне разнообразие звуковой окраски, обеспеченность характерных оттенков звучности удивительные. В пьесах Паганини (как и виртуозных фантазиях Баццини, Венявского) с полной легкостью и непринужденностью артист рассыпает эффекты, казалось бы, неодолимые для многих (и незаурядных) скрипачей. Он забавляется волшебно-звучащими флажолетами, двойными флажолетами стаккато, пиццикирует самые капризные пассажи, более того трели, скрипка поет сверчком и цикадой, потом того как уже довольно напелась соловьем в кантиленах Шопена и Грига. Суть в этом месте, конечно, не в преодолении трудностей самих по себе, что достижимо терпеливым и настойчивым упражнением, а в том вкусе, красоте и изяществе, в том блеске, свободе и легкости исполнения, которыми изгоняется каждый призрак трудности достигнутого эффекта. Это краса чистой виртуозности, и в этом отношении Кубелик прямо волшебен; неукротимо изобретательное творчество фантаста Паганини нашло себе в нем достойного представителя. Виртуозность принято осуждать, относя ее пренебрежительно в область фокусничества. Может быть, как конечная мишень, виртуозность не заслуживает особого уважения, но когда творчество и гений проявляются в этой области, они освящают ее собою. Не иное свойство, как аккурат виртуозность таланта Паганини, пленило фантазерство Листа, Берлиоза, Шумана и сыграло свою образ в развитии стиля фортепианной техники. Во всяком случае, виртуозность, настолько богатая разнообразными оттенками чувственной красоты, как у Кубелика, способна не только удивлять, но и восхищать и очаровывать. Притом же Кубелик не односторонний виртуоз, но артист по преимуществу; в его игре целое царство поэтических настроений. Часто скрипка его поет так задушевно и проникновенно, увлекает этакий южной пылкостью выражения, что и что ни на есть отличный людской звук не превзойдет ее одушевленностью своей мелодии. Здесь чувствуется крупная музыкальная мощь, одна из тех редких артистических индивидуальностей, которые, после этого первого же знакомства, насовсем остаются в памяти слушателя.

Наружность скрипача кроме того характерна; есть что-то цыганское, южное и степное в твердых чертах смуглого лица. Когда артист играет, на этом спокойном, склонном к неподвижности лице проявляется утонченная вибрация как словно музыка становится видимой и дрожит в переменчивом блеске око, во вздрагивании столетний период и бровей. Лицо освещается мелодией, артист органически проникается своей музыкой.

В 1902 году Кубелик отправляется в первое турне в США по приглашению агентства Фроман и Горлиц, которое гарантировало ему 500000 крон. На пароходе Океаник музыкант обнаружил рекламные плакаты со своим именем, где его называли Новый Паганини.

Концерты в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Вашингтоне не обманули ожиданий он заработал целое состояние 22 000 долларов. После гастролей по Америке музыкант прибыл в Лондон, где был удостоен медали Бетховена и звания почетного члена Лондонской филармонии.

Жизнь Кубелика проходит в постоянных разъездах. В России до Первой важный войны он концертировал в 1904, 1909 (3 раза), 1910 и в 1912 годах. В США он совершил 7 концертных турне. Кроме того, он побывал в Австралии (1908), Новой Зеландии, Южной Америке (1910), на Кубе!

Аккомпаниаторы Кубелика с ужасом вспоминают о гастролях с ним. Мало кто мог выдерживать бешеную гонку по городам. Каждый день он давал концерт в новом городе. Была ещё одна сложность Кубелик знал наизусть весь скрипичный репертуар и требовал того же от аккомпаниаторов. Добавляла трудностей и импровизационность его игры. Моравец, слышавший его неоднократно, утверждал, что одну и ту же вещь Кубелик играл всякий раз по-разному.

Женой Кубелика была венгерская аристократка. Как-то позже одного из концертов в артистическую музыканта вошел граф Сзелл и предложил сделаться учителем дочери Марианны. Ян согласился послушать ее. Девушка играла средне, но Кубелик безумно влюбился в нее. Марианне, в свою очередность, весьма понравился известный скрипач, и она старалась не пропустить ни одного его концерта.

Их свадьба состоялась 25 августа 1903 года. После свадьбы молодожены переселились в Прагу. Марианна оказалась немудрёный и милой женщиной, резво сроднившейся с семьей мужа. Вскоре Ян стал отцом. Вэтого у Кубеликов родилось 6 дочерей и 2 сына. Самыми талантливыми были дочка, Анита, игравшая на скрипке и ставшая концертирующей исполнительницей, и сынуля Рафаэль, позже популярный дирижер.

До начала важный войны Кубелик пользовался феноменальным успехом. Так в Петербурге, желая угодить на концерты чешского скрипача, публика занимала очередность у билетной кассы с утра, приходя туда с самоварами и едой. На родине его принимали как национального героя. Император Австро-Венгрии Франц-Иосиф предложил ему герб и дворянство, от чего Кубелик отказался, заявив, что он чех и нехитрый джентльмен. Внук Паганини презентовал ему фотографию и локон волос деда.

Всю войну Кубелик прожил на родине, занимаясь композицией и игрой в домашнем квартете. С наступлением мира он сызнова начал концертировать. К сожалению, достаточно быстро посетители его концертов и печать стали примечать резкое падение мастерства своего любимца. Его развлекуха сделалась неровной, а главное холодной из нее вроде вынули душу. Дошло до того, что в Австралии ему отказали в записи на грампластинки, а его концерты все чаще проходили при полупустых залах.

К. Флеш писал С течением времени из феномена Кубелик превратился в закатившуюся звезду. Он принадлежал к тому несчастливому типу художника, которые, достигая высшей точки развития, останавливаются и проворно начинают угасать. Он чуть-чуть добился 30 лет, когда стали замечаться первые признаки угасания; появилась суховатость в звуке, стала портиться безупречная техника, воплощение в жизнь сделалось холодным, чего в юности не было, сказался недочет музыкальной культуры.

Кубелик так и не вернулся на свой давний блистательный порядок, но продолжал концертировать без малого до самой смерти. В 1930-е годы он нередко совершал концертные турне с Рафаэлем и Анитой по Чехии, Италии, Румынии, США. Во второй половине 30-х годов музыкант сократил концертную дело. Теперь он большую количество времени посвящал композиции. Так, в 1937 году Кубелик написал симфонию, которая была исполнена в Голливуде.

Последние концерты Кубелика состоялись 8 мая 1940 года в Праге и 11 мая в Невеклове. После концерта у него начался нелегкий припадок желудочных болей. Несмотря на врачевание, 5 декабря 1940 года Кубелик скончался.

Так же читайте биографии известных людей:
Ян Маккей Ian MacKaye

Американский музыкант, вокалист и продюсер. Вокалист групп Minor Threat, Embrace, Fugazi, The Evens, а также основатель и владелец независимого..
читать далее

Ян Свелинк Jan Pieterszoon Sweelinck

Последний великий представитель золотого века во фламандской и нидерландской хоровой культуре, а также основоположник клавирного стиля северного..
читать далее

Ян Табачник Yan Tabachnik

Его мелодии создали настроение нового фильма "Бабий Яр" о наиболее трагическом событии в истории человечества. Вскоре первый художественный фильм о..
читать далее

Ян Тирсен Yann Tiersen

Уроженец кельтского севера Франции - Бретани, ''одинокий моряк'', как его прозвали журналисты, настоящий романтик и, возможно, самый популярный на..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий