Известные люди

»

Яна Дягилева

Яна Дягилева Yana Diagileva Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Новосибирская область» Новосибирск, 4.9.1966
Родители хотели, чтобы после окончания школы Яна поступила в Кемеровский Институт Культуры, но в силу разных причин это не сложилось.

Родилась в азбучный семье с достатком ниже среднего. Отец, Станислав Иванович, по профессии теплоэнергетик, а мама, Галина Дементьевна инженер промышленной вентиляции. В Янке смешались три национальности: 1/2 русской, по 1/4 украинской и чешской крови. Семья жила в центре города в деревянном одноэтажном доме без элементарных удобств (занимая его часть) по адресу Ядринцовская, 61. Дом остался от родителей Галины Дементьевны. Когда Яне было 2 года, от рака поджелудочной железы умерла бабуля, а через ещё 2 года и дедушка. Янка росла болезненной девочкой, и родители решили укрепить самочувствие дочери спортом. Некоторое время Янка занималась бегом на коньках, в чем показывала большое усердие и честолюбие, добилась заметных успехов. Потом занималась плаванием, также краткосрочно. В детстве Янка была в основном тихим, домашним ребенком, любила находиться в одиночестве, проводя свободное время наедине с книгами. Поступила в школу номер 42, одну из самых престижных и поныне. В школе училась посредственно, хотя учителя всю дорогу называли ее способной девочкой и говорили, что Яна могла бы обучаться лучше. В то же время выражала явную склонность к гуманитарным предметам, к литературе, по ним получала пятерки. Много читала Круг интересов у Яны был, я бы сказал, весьма интересный: это всё великие, это Цветаева, Ахматова, Николай Гумилёв, Платонов вот этакий порядок чтения (С. И. Дягилев). Потом Янка уже сама решила обучаться музыке. Занималась в музыкальной школе по классу фортепиано, через год бросила, но продолжала редко игрывать для себя. После появилось стремление освоить гитару, что Янка и сделала, занимаясь в кружке при клубе Жиркомбината. В 1983 году Яна закончила школу.

Уже в школьные годы она писала вирши, которые, очевидно, не сохранились. Подруга, Анна Волкова, рассказывает, что Янка читала ей одно стихотворение, написанное в первом классе. Там было всего 4 строчки, и одна из них Тени деревьев смотрят на север.

Студенческие годы.

Начало собственного творчества (1984-1986)

Родители хотели, чтобы позже окончания школы Яна поступила в Кемеровский Институт Культуры, но в силу разных причин это не сложилось (в частности, нелегко болела мамаша Яны), и в 1984 году Янка почему-то поступила в Новосибирский Институт Инженеров Водного Транспорта (профилирующийся на строительстве объектов водоснабжения). Там она стала членом ансамбля политической песни АМИГО. С этим ансамблем она объездила с концертами всю область. Это был ее начальный концертный навык, ансамбль был достаточно известным, его более того снимали для газеты. Песни пелись в основном на английском, которым Янка нехило владела. Увлечения той поры английская поэзия, гитара, песни БГ и Бичевской. Первые известные вирши Янки датируются 1985-м годом. Примерно тогда же Янка знакомится с Ириной Летяевой, рок-мамой. Ирина была активным рок-деятелем, менеджером нескольких групп, организовывала у себя квартирники известных рок-музыкантов. Одним словом, координировала всю рокерскую дело в Новосибирске. В ее квартире не было замка, люди приходили и оставались существовать месяцами, в этом месте же останавливались, приезжая на гастроли, и известные музыканты Гребенщиков, Шевчук, Кинчев, Майк, Башлачев В декабре 1985-го на одном из таких квартирников Янка познакомилась с СашБашем. Саша немедленно произвел на нее сильное ощущение, оказавшее огромное воздействие на дальнейший стезя Янки.

8 октября 1986 года следом 6-летней болезни умирает от рака мамаша Янки. Удар тот самый Яна переносила длительно и болезненно мама она весьма любила. А в декабре вновь приехал СашБаш. Вспоминают, что как раз в это время он находился в сильной депрессии, и Янка как-то помогла ему сладить с этим состоянием. С Янкой они шибко узко дружили, общались, Саша дарил ей свои записи, черновики неисполненных песен. Уезжая, оставил Янке свои легендарные колокольчики, которые до сих пор хранятся как реликвия в семье Янки. Как-то Саша сказал отцу Янки: Ваша дочка знает о жизни значительно больше, чем вы можете подумать Станислав Иванович, как и Янка, также был потрясен Башлачевым, его песнями, его талантом. Видимо, после этого всех этих встреч и началось становление Янки как автора. Она стала значительно серьезнее относиться к своим стихам, некоторые из них оформила в качестве песен. Отец вспоминает, что тогда она начала подолгу сиживать в своей комнате, что-то записывая, сочиняя. После этой встречи Янка забросила подруг, тусовки, шибко переменилась, находилась в состоянии огромного потрясения.

Вообще история знакомства Янки с Башлачевым обросла массой легенд. Говорят, что они любили дружбан друга. Известно, что вслед за тем первого знакомства Саша приезжал в Новосибирск уже нарочно к Янке, и припоздал у нее на месяц. Тогда в ее черновиках и появилась в первый раз строчка: Ты увидишь небеса, я увижу землю на твоих подошвах. Однако есть серьезные расхождения во времени. Например, по другим сведениям (не подтвержденным документально), первое знакомство состоялось ещё в домосковский отрезок времени жизни Александра, т.е. в 1983-1984 годах. Есть свидетельства того, что они пересекались и следом в Москве и Питере (когда Янка ещё не выступала публично). Была Янка и на одном из его питерских квартирников в конце 1987-го. Но как бы там ни было, не стоит выискивать какой-то скрытый толк в дружбе Янки с Сашей, и, тем больше, исходя из этого, стараться как-то связать их творчество. Факт знакомства этих, без сомнения, гениальных людей может представлять заинтересованность людской, биографический, но для понимания песен Янки или Башлачева он не дает ничего нового.

Об истоках Янкиного творчества и о влияниях писали многие и много. Сравнения с Дженис Джоплин, Джоан Баэз, Патти Смит, Мелани, ранней Бичевской уже набили оскомину, и, по сути, не отражают ничего. Не стоит на этом стопориться. Разумеется, Янка была знакома с творчеством всех этих певиц; известно, к примеру, что она сильно любила Джоплин и зачастую пела в компаниях ее блюзы, носила значок с изображением Дженис. Но прямого влияния не видно. Гораздо интереснее попытки академических исследований Янкиных текстов. Из них разрешено выделить работа Марины Кудимовой Янка-Вопленица, где Янкино творчество привязывается к таким авторам, о которых она, хотя вообще-то, скорее всего, и не слышала; статью А. С. Мутиной "Выше ноги от земли" или ближе к себе (о некоторых особенностях фольклоризма в творчестве Янки Дягилевой), в которой автор сделала невпроворот правильных и интересных наблюдений, но, увы, многие выводы крайне спорны, да и изучение производит ощущение недоделанной работы; статью питерской писательницы-фантаста Елены Хаецкой Исследование о Янке, в которой проводятся ассоциативные параллели с различными авторами, прослеживается связь с народным творчеством. Иермонах Григорий (В. М. Лурье) (Санкт-Петербург), прославленный кроме того своими исследованиями русской рок-поэзии, неоднократно анализировал Янкины тексты в своих статьях. К текстам Янки обращались в своих исследованиях филологи Ю. Ю. Мезенцева (Ташкент), Ю. Доманский (Тверь), С. Свиридов (Калининград). Известная рок-журналистка и театровед Марина Тимашева неоднократно пыталась запараллелить Янкины песни с Башлачевым. Но по стихам (не по песням, т.к. стихов значительно больше рядом 80) влияния, сходства не отследить. Есть стихотворение 1987-го года, посвященное А. Б., есть аллитеративное Я голову несу на пять корявых кольев, которое могло быть написано в порядке творческого соревнования или более того пародии, но различий значительно больше, чем сходства. Если уж на то пошло, разрешается притянуть за уши что угодно и к чему угодно. Но к чему?

Янка была знакома и с Дмитрием Ревякиным, более того стала соавтором текста песни Надо Было, которая исполнялась на концертах (единственный из них, на 1-м Новосибирском рок-фестивале 1987 г. недавно был издан CD Надо Было). Янка нередко приходила на репетиции группы, и в одно прекрасное время, в декабре 1986 г. прямо там, на пару с подружкой Анжелой Мариной сочинили контент песни. Она сию минуту всем понравилась, песню кот наплакал подправили, и получилось то, что мы можем ныне чуять. Но дальнейшего развития тот самый творческий союз не получил.

В конце 1986 года, начав второй вектор движения, Янка бросает институт. Поняла, что отбор ВУЗа был ошибкой. Вскоре подруги убеждают ее ехать завоевывать столицу. В Москве Яна пробыла 2 месяца. Вернулась спокойная, повеселевшая, деловая. Друзья вспоминают, что аккурат эта первая поездка научила ее целеустремленности и дала ей силы и умение для дальнейшей работы. Анна Волкова считает, что Янка была одним из самых настойчивых людей, которых она встречала.

Бросив ВУЗ, Янка так и не получила никакой специальности. На работу устраиваться также не имела желания. Мне не нужны деньги, объясняла она. Рассказывают, что она отказывалась от платы за квартирники более того когда стала знаменитой. А тогда, в 80-е, Янка с Ирой Летяевой жили на 40 копеек в день, питаясь в городских столовых, где гарниры и салаты стоили 5 копеек. Общение с энергичной, заводной Ирой весьма поддержало Янку в непростой отрезок времени затем смерти матери. В это время она зачастую находилась в плохом настроении, испытывала депрессию.

Постепенно Янка начала исполнять свои песни для публики. Происходило это в основном в Академгородке, в молодежном клубе, тот, что организовала некая энтузиастка. Один раз, заинтересовавшись, чем живет его дочка, на таком концерте, несмотря на Янкины протесты, побывал и ее папа. И потом этого понял, что это настоящее. Увидел по реакции зрителей, по атмосфере в зале. Не розыск себя, не метания молодости, но основательно и на долгое время.

К сожалению, концертов в родном городе у Янки было весьма самое малое немного раз в Академгородке, да выступление в сборном поминальнике Селиванова в июне 1989-го.

Начало активной творческой деятельности (1987-1988)

С Егором Летовым Янка встретилась в первый раз в апреле 1987 года на I Новосибирском рок-фестивале, проходившем в ДК Чкалова. Летов играл на ударных в составе группы ПИК КЛАКСОН. В гримерке чуткость Янки привлек скромный юный парнишка интеллигентного вида в нелепых очках. Там же она познакомилась со своей будущей подругой Юлией Шерстобитовой из Томска. Сразу после этого этого фестиваля, ставшего переломным в жизни Янки, Вадим Черный Лукич Кузьмин, Янка, Ира Летяева, Константин Рублев, Евгений Данилов и другие новосибирцы поехали в Омск, где Янка знакомится с товарищами Егора по группе ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и другими омскими рокерами. Янке хватило недели, чтобы безоглядно влюбиться в Егора и остаться с ним на полтора года.

В апреле 1987 года состоялся рок-фестиваль в Симферополе. Фестиваль был масштабным, на нем выступали Цой, Шевчук, Мамонов, ТЕЛЕВИЗОР и другие известные музыканты. Янка и Егор там не выступали, но присутствовали. Группа знакомится с Романом Неумоевым (ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ), тот, что приглашает их посетить Тюмень, а ещё с Ником Рок-н-Роллом, ставшим позднее одним из ближайших Янкиных друзей.

В июне в Омск к Егору Летову в гости приехала Юля Шерстобитова с подругой Леной. Янка уже жила тогда с Егором. Там Юля и Янка познакомились поближе. Потом Юля уехала в Кемерово сочинять диплом в художественном училище. Приезжала к ней и Янка. В июле заехал Егор, и они с Янкой вернулись в Омск. А в июле Егор, Янка и Юля встретились в Москве. Там проходил известный Подольский рок-фестиваль. Ник, Егор, Янка и другие сибиряки должны были там выступать, но в концевой миг их зарубили выступления не состоялись. После фестиваля Егор с Янкой некоторое время жили в подмосковных Люберцах у Сергея, старшего брата Егора.

В июле Янка, Егор и Вадим Кузьмин в первый раз посетили Киев, где в течение двух недель жили у Олега Древаля.

Свердловск, Ленинград, Прибалтика, Коктебель, Симферополь, Омск, Новосибирск

При любых возможностях давали концерты. В различие от скромной, не крайне уверенной в себе Янки, Егор всю дорогу считал, что любое творчество должно быть обнародовано, записывал бесчисленное численность альбомов и бутлегов, охватывая в них все, более того неудачные свои творения. Дошло до того, что в дискографии путаются сейчас более того искушенные поклонники Летова (разбиение альбомов, перетасовка песен, сборные альбомы из фрагментов разных записей, альбомы с одинаковыми названиями только увеличили путаницу). Одержимый собственной популярностью в неформальных кругах, уверенностью в своей гениальности, Егор пытается расшевелить и Янку, вытянуть ее на публику, убеждает в необходимости напевать свои песни людям.

Выступая на квартирниках, тусовках, Янка видит, что ее песни воистину находят активный отклик у слушателей, нравятся людям. Приходит уверенность в собственных силах. В отрезок времени 1987-1988 гг. Янкой написано больше всего из известных стихов и песен. Янка мечтает о создании собственной группы. Но, за неимением такой, в 1987-м же году предпринимает попытку сделаться басисткой ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Что-то не сложилось. Наверное, к лучшему. Похоже, что в этом качестве Янка так ни разу и не выступила, все осталось на уровне прожектов и репетиций. Однако Янка и Егор вкупе выступают, играют квартирные концерты, сообща записываются. Впрочем, участие Янки в Егоровых альбомах не было равноправным. Непонятно, на что было так настойчиво впихивать ее в свои проекты в качестве прослойки между песнями. В итоге Янкина дело того периода (да зачастую такое случалось и позже) ограничилась только незначительными вкраплениями в альбомы ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и КОММУНИЗМА: стишок в Тоталитаризме, песенка Печаль Моя Светла в Некрофилии (при переиздании Летов почему-то выкинул Янкину песню из альбома), каверы советских песен Ничего Не Вижу, Белый Свет, подпевки, металлофон, Нюркина Песня в одном из альбомов КОММУНИЗМА. Одну написали на пару (В Каждом Доме), одну на пару спели (Деклассированным Элементам).

КОММУНИЗМ был дочерним проектом Егора Летова, чисто студийным коллективом, состоявшим из музыкантов ОБОРОНЫ и некоторых других сибирских панк-групп. В отрезок времени с 1988 по 1990 гг. группой было записано возле 10 альбомов, и в нескольких Янка поет свои и чужие песни, подыгрывает на металлофоне, подпевает Егору. Некоторые песни вошли в 4-х-кассетный сборник лучших песен КОММУНИЗМА (ХОР-рекордс, 1994), Нюркина Песня в альбом Стыд И Срам, ещё кое-что в сборники Я Оставляю Еще Пол-Королевства (1992) и использовано Джулианом (группа ДАР, Москва) для сборника ремиксов Столетний Дождь (1993). Остальное существует в виде любительских записей; некоторые альбомы в настоящее время издаются на лейбле ХОР-рекордс.

Но значительно сильнее проявилось неравноправие в том, что Летов по сути дела диктовал Янке, как ей чиркать ее альбомы, делал и записывал он их только на близкое разумение.

К концу лета Янка и Егор возвращаются в Москву, а в начале сентября приезжают в Питер. Примерно через неделю состоялся организованный Сергеем Фирсовым квартирник Башлачева. Яна обрадовалась возможности увидаться с Сашей, но тому, похоже, тогда уже ничего было не нужно. В телефонном разговоре он не проявил никакого интереса к ее приезду, что расстроило Янку: она приняла его нежелание знаться на свой свой счет. В различие от Яны, Егор, знавший о СашБаше в основном по ее восхищенным отзывам, увидел тогда его в первостепеннный раз. И в окончательный. Концерт был весьма неудачный, СашБаш тогда находился в депрессии, играл немного и неэнергично. Все это произвело на Яну крайне гнетущее ощущение. После этого концерта она за немного часов написала 8 песен известнейших вещей, вошедших потом в альбомы Не Положено и Деклассированным Элементам.

Примерно посредством месяц Янка вернулась домой, в Новосибирск, вслед за тем заново поехала к Егору в Омск. Там они жили некоторое время у мамы Егора, втроем с Юлей Шерстобитовой. Тогда же, дома у Манагера, Юля записала Янкины песни на портативный японский магнитофон. Вероятно, это была первая запись Янки. Она до сих пор хранится у Юли.

В декабре Егор узнал, что розыск с него сняли, и он может возвратиться домой. Поехал в Тюмень к Ромычу Неумоеву, познакомился поближе с ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ВЫЖИВАНИЮ. Начались первые серьезные ссоры Янки с Егором. Весь финал года она беспрестанно моталась между Новосибирском и Омском. Новый год Янка встречала у Егора в компании с Черным Лукичом и его женой Оксаной.

В начале 1988 г., опять-таки при содействии Летова, был создан план ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ (наименование было придумано самой Янкой в спешке, и казалось после этого не целиком удачным). Отец все время весьма удивлялся способности Янки командовать парнями. Но вообще в семье она была достаточно скрытной, и о своей деятельности особенно не рассказывала.

Скрытность, но нежность и доброта вот, пожалуй, основные Янкины черты. Она крайне любила зверюшек, все время приносила в жилище всякую живность, которая болела, и сама лечила. В доме зачастую жило вместе с тем по 3-4 кошки или собачки. Вот если б позволительно было всем подсобить! все время говорила Янка. Особенно любила котов, нежно их называя котейка (это словечко зачастую встречается в поэзии как Янки, так и Егора). Еще она сильно любила мягкие игрушки, в особенности мишек (отседова и песня Егора Летова Плюшевый Мишутка, посвященная Янке и написанная ещё при ее жизни). Они и в текущее время до сих пор стоят на полке длинным рядом. При всем этом ужасно боялась больших собак. Собаки и машины вот были два основных Страха в ее жизни, вспоминает питерская товарка Яны Марина Федяй Кисельникова.

Одевалась Янка легко и скромно, без малого не пользовалась косметикой и парфюмерией, была сильно непритязательна в быту. Старые брюки, кожаные сапоги, 1-2 свитера, куртка-балахон весь ее гардероб. Донашивала оставшуюся от мамы одежду. От юбок и платьев она отказалась без малого тотчас следом школы. На наряды денег не было, да и не обращала Янка на одежду большого внимания. Зато обожала всякие хипповские штучки бисерные и деревянные фенечки, кожаные шнурочки, хайратники, ксивники, сумочки сама мастерила их, дарила друзьям. Прическа завсегда одна и та же: длинные распущенные волосы

Какая она была Янка? Все вспоминают ее как человека очень простого и приятного в общении, добрую, веселую и контактную девчонку, весьма энергичную, заводную, временами чуть-чуть странную, но всеми любимую. Многие знакомые считают, что она принимала наркотики. Но близкие люди говорят, что это неправда. Слухи о наркотиках, видимо, вызваны некоторой странностью в поведении Янки, манере толковать, пристрастиях, о которой вспоминают на практике все, кто ее знал. Никакой заносчивости, звездной болезни, ощущения собственной исключительности, свойственного многим рокерам. Янка была из тех людей, которым откровенно рады в всякий компании. В любом городе, куда бы она ни приезжала, тут же находились люди, наперебой предлагавшие ей ночлег, еду, всевозможную поддержка. Янка ни в жизнь не вываливала на окружающих свои проблемы, не жаловалась. Все переживала в себе, и стандартным ответом на вопрос: Как дела? было: Хорошо, нормально. Самое большее, что могла разрешить себе более того с близкими друзьями поделиться какими-то мелкими неприятностями, обидами. Наоборот, всем помогала, поддерживала морально, умела разыскать нужные слова утешения для друзей. Несмотря на открытость и простоту, по-настоящему близких людей в ее жизни было чуть-чуть, Янка шибко разборчиво и придирчиво относилась к дружбе и к выбору тех, кто был рядом с нею. Общалась только с реально интересными ей людьми. Другие знакомства ей несложно были не нужны. Иногда рвалась к людям, в компанию, иной раз стремилась уединиться все в зависимости от настроения. Тем не менее, Янка, как правило, была в центре внимания всякий тусовки. Она не умела проигрывать ни в музыке, ни в отношениях с людьми. Даже в любви она действовала по-мужски: сама завоевывала, сама бросала. Влюблялась нечасто, но стойко. Вспоминает единственный из новосибирских панк-музыкантов

Дмитрий Радкевич:

Лично я не воспринимал ее как женщину, для многих мужчин она была своим парнем, но не больше. Янка потому как как леди была совершенно несексуальна. Одно время сверх меры полная и жутко неуклюжая, ничего не могла удержать в руках. В ее перспективе семейство и материнство не рассматривались. Хлопотно, говорила она. Янка вообще была лишена каких-то семейных установок. Например, она ни при каких обстоятельствах не отмечала день рождения, вследствие этого никто из нас не знал этой даты.

Впрочем, один раз, ещё до знакомства с СашБашем, Янка попыталась вступить в брак. Избранником ее стал единственный из новосибирских музыкантов, Дима Дименций Митрохин. Дименций влюбился в Янку и сделал ей предложение. За 2 месяца до свадьбы Янка пришла знакомиться с его родителями. После просмотра семейного альбома заявила: Вот это называется бытовуха, а для меня это дорога на эшафот. На этом роман закончился. Некоторое время Янка и Дименций оставались близкими друзьями, но в 1988 году Дима женился на Ире Летяевой, а посредством год у них родился дитя. Появились новые дела, заботы, и Митрохин мало-помалу отошел от Яны.

Первая Янкина акустическая запись Не Положено была сделана в Омске и относится к январю 1988 г. К песням, написанным в Питере, Янка добавила пару больше старых и немного новых. Из-за краткости альбом без малого не распространялся или имел хождение в качестве дописок. В конце 1990-го года Егор Летов, не советуясь с Янкой, дополнил запись различными акустическими (студийными и концертными) версиями ее песен. Впрочем, Янка категорически открещивалась от этого пиратского варианта, и издан он был только после этого Янкиной смерти. Альбом Не Положено одна из лучших записей Янки (сам Егор не раз утверждал это в своих заметках и интервью): без малого акустика, Летов только чуть-чуть подыгрывал на электрогитаре, подстукивал на тарелках и бонгах. Интересно, что запись предполагалась электрической, но это основать не удалось, все, что записали, показалось неудачным, и Егор стер все партии помимо голоса. Впоследствии 2 песни из этого альбома Егор дополнил ударными и бас-гитарой и зачем-то включил в концертный бутлег Инструкция По Обороне, к которому Янка никакого отношения не имела: запись была сделана осенью 1987 года в тюменском общежитии моторного завода, а Янка впервой появилась в Тюмени только весной 1988-го. Гораздо логичнее было бы выпустить полноценный альбом обработанных песен Янки из Не Положено, а ещё лучше сам альбом в его аутентичном виде с дублирующейся последней песней, разговорами перед ней...

Путешествия продолжались из Омска Янка возвращается в Нск, а через немного дней в компании Древаля, и Димы Митрохина отправляется в Юргу к Вадиму Кузьмину.

17 февраля покончил с собой Александр Башлачев. Янка поехала на похороны. С этой трагедии и началась полоска депрессии, сопровождавшая Янку до конца жизни. Уже тогда она обронила: Это он дает мне знак, что пора уходить. Будучи скрытной, Янка нечасто говорила о Саше и своем знакомстве с ним, неужели что временами, с самыми близкими друзьями. Но бесспорно, что общение с ним оставило дюжий след в ее душе, и погибель СашБаша она переживала сильно долговременно и нелегко. Наверняка и перемены в ее творчестве были связаны с этим событием, от которого Янка так ни в жизнь на все сто и не оправилась.

Из Питера Янка с Федяем отправляются путешествовать по Прибалтике. Сначала Литва, вслед за тем Рига, оттуда Янка вернулась в Питер, а затем в Новосибирск 14-18 апреля там проходил обычный рок-фестиваль. После фестиваля Янка с Егором некоторое время жили в Омске, а затем Янка оправилась покорять Тюмень.

Первые публичные концерты, запись альбома (1988)

Первое публичное Янкино выступление на первом Фестивале Альтернативной и Леворадикальной музыки в Тюмени, в ДК Нефтяников (24-26 июня 1988 года). По воспоминаниям Артура Струкова, Янка пела акустику, для нее это был дебют на сцене, потом квартирников. На самом деле Янка играла хоть и без группы, но на электрогитаре, это видно на фото. К сожалению, запись этого концерта не найдена. Концерт записывался, в том числе, и на видео, но все записи, наверное, были затерты из-за тогдашней дороговизны видеопленки. Мнение очевидца: Уральские баллады о тусовочной жизни современной девушки хиппи. С панк-роком ничего общего не имеет. А вот характеристика Егора: Баба панк, к хиппизму отношения не имеет, чистый панк, агрессивный. Перед фестивалем она очень волновалась, т.к. не могла разрешить себе провала. Но был совершенный аншлаг. Фестиваль стал первым серьезным испытанием для Янки и подтверждением ее значимости в рок-жизни Сибири.

За две недели до фестиваля, в составе ВЕЛИКИХ ОКТЯБРЕЙ Игоря Джеффа Жевтуна (гитара) и Евгения Джексона Кокорина (барабаны его некрепкий профессиональный порядок вспоминают на практике все, кто хоть раз слышал) писался тюменский бутлег Деклассированным Элементам, в местной полустудии, на магнитофон Сатурн. Судьба сжалилась над Янкой, вышло так, что эта запись, не причислявшаяся к каноническим более того самими музыкантами, оказалась лучшим электрическим студийным воплощением песен Янки. Многие недовольны звучанием альбома, техническим несовершенством, что совершенно объяснимо альбом был записан на практике живьем, на одном дыхании, без звукорежиссера, с минимальными техническими возможностями.

По свидетельству Евгения Вигилянского (см. интервью), тогда же была сделана и некая квартирная Янкина запись. Происходило это вслед за тем фестиваля на кухне у тюменца Алексея Михайлова.

В тот самый же отрезок времени состоялся концерт в ДК Сетевязальной фабрики с ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ВЫЖИВАНИЮ, хотя по размерам зала и количеству народа это напоминало скорее квартирник, нежели огромный концерт.

Почти все лето Янка, Летов, Неумоев и Джефф провели в Киеве, где опять останавливались у Олега Древаля. Больших концертов там Янка не играла. Были квартирники, выступления в небольших залах. Организатором был прославленный киевский мелодический участник Владимир Рудницкий.

1 августа 1988 года концерт в Кургане с ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ВЫЖИВАНИЮ, тот, что является, видать, одной из лучших концертных электрических записей Янки. Из Кургана Янка с Федяем вернулись в Тюмень, а оттуда поехали в Алушту на очередной фестиваль (см. ещё воспоминания Э. Вохмянина и М. Кисельниковой). Этим же летом в Крыму Янка основательно сдружилась с Ником Рок-н-Роллом. Из Крыма вновь отправились на концерты в Киев.

Осенью в Новосибирске ею вкупе с группой ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ были записаны 3 песни (изданы в 1999 г. фирмой Отделение Выход в качестве бонус-трека к альбому Деклассированным Элементам). Они броско отличаются от всего остального, что записано Янкой пост-панковские аранжировки, тягучее, немножко депрессивное звучание, длинные вступления и коды, неспешный вокал. Стиль группы не сильно устраивал Янку, но одно время, за неимением других возможностей, она собиралась сыграть с группой концерт или более того вписать альбом.

Сентябрь-октябрь Янка и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА проводят в Вильнюсе. Сначала концерты с ОБОРОНОЙ, следом обычный фестиваль Литуаника. Выступления на фестивале более того не планировалось, оттого что порядок этого фестиваля не предполагал участия непрофессиональных групп, к которым тогда относили Янку и ГО.

После Вильнюса Янка с Егором попадают в Питер на первые квартирники, где уже ждали известного по самописным альбомам Летова. Зрители получали в качестве приложения Янку, и все всю дорогу были потрясены ее песнями, ее талантом. В Москве та же реакция: Духовно анемичная, изверившаяся Москва ходила на Янку, как куда-то в эпоху Возрождения, дивясь в ней той силе чувств, которую не видела в себе, вспоминает Сергей Гурьев, добавляя с запоздалым раскаянием: Мы ее ели. От песен Янки веет безысходностью, но с ними почему-то легче безысходность эту преодолеть, написала другая журналистка, Светлана Кошкарова, и это справедливее и уместнее. Янку боготворили, обожали, преклонялись перед плотной основательной сибирской девочкой, руки в феньках, на рыжих лохмах хайратник, шитый бисером; не мадонна, не анемичное хрупкое диковина. Кажется, она жила, нисколько не замечая этого преклонения, жила всецело в себе. Песни совершенно интимны. Ты увидишь небосклон, я увижу землю на твоих подошвах могла нацарапать только безоглядно (и безответно?) влюбленная дама. В кого? (Е. Борисова. Янка. Хроника явленой смерти).

Нарастали противоречия между Янкой и Егором. Через полтора года совместной жизни они расстались. Чтобы с ним существовать, нужно быть ему равным. Если ему уступаешь, он тебя сминает, говорила Янка. Причину их размолвки Егор не рассказывал, а Яна постаралась как позволительно скорее запамятовать об этом периоде. Наверняка и Егор по-своему любил Янку. Но любви мешали постоянные соревнование и разногласия, как в творчестве, так и в отношении к жизни. И Янка не выдержала, ушла. Она не была слабым человеком, но устала от постоянной борьбы. Многие до сих пор продолжают обвинять Егора Летова в смерти Янки. Лишь ее близкие друзья говорят обратное: они расстались задолго до ее смерти и с тех пор не крайне как собак нерезаных общались. Правда, без малого до конца зачастую играли в совместных концертах. Но за эти полтора года Егор успел рассорить Янку со многими ее друзьями все, что говорил и делал Егор, Янка считала правильным, более того если при этом он оскорблял и унижал ее друзей. Лпотому как предпочитала не полемизировать. Две подруги Яны Анна Волкова и Ирина Летяева до сих пор считают себя виноватыми в том, что они в близкое время без малого перестали водить знакомство с Янкой и мало поддержали ее морально в самый-самый критический отрезок времени. Ник Рок-н-Ролл вспоминает историю с ироничной перепевкой его группой Коба Янкиной песни Я Оставляю Еще Полкоролевства. Сама Яна отнеслась к ней привычно, с юмором. Но когда о песне узнал Летов, устроил Нику дебош, и Янка встала на сторону Егора, рассорившись с Ником. Таким образом, получается, что Летов, нехай не прямо, но косвенно повинен во многом, что случилось с Янкой, в ее одиночестве, в ее депрессиях. А сама Янка, при всей своей демонстративной неженственности, свободолюбии и независимости, в данном вопросе вела себя как самая обычная леди влюбленная, боготворящая своего избранника, прощающая ему все. И, не задумываясь, жертвовала верными и преданными друзьями во имя этой непонятной и неравноправной любви. Лишь в конце она, видимо, стала больше трезво глядеть на события и как-то пыталась откорректировать отношения с людьми, но это ей удалось не в полной мере.

1989 г.

Все это происходило, начиная со второй половины 1988 года, и развивалось приблизительно полгода. А тем временем Янка мало-помалу завоевывает две столицы Питер и Москву. 2-4 декабря в Москве состоялся рок-фестиваль СыРок. Янка планировала сыграть немного песен в рамках выступления ГО, но что-то не сложилось, Янка там не пела.

28 января 1989 г. первые публичные концерты в Москве, в ДК МАМИ: в первую очередь Летов в электричестве, опосля Янка с ГО. Концерт был полон драйва и дикой, необузданной энергии, но очень неудачен по звуку, как и большинство электрических выступлений Янки.

В январе же участие в сейшене в НЭТИ, в Новосибирске.

При помощи Анатолия Соколкова, пытавшегося как-то пособить музыкантам получить официальную крышу, ОБОРОНА и Янка вступают в Ленинградский рок-клуб, но так до конца и не приживаются в нем. Почти все питерские музыканты инстинктивно отторгают чуждое и непонятное им. Дружеские отношения сложились только с музыкантами АУКЦЫОНА.

После 1988-го года и чем дальше, тем заметнее ее вирши и песни становятся все больше темными, неконкретными, тяжкими. Многие в мужском роде. И все больше о смерти: карнизы, падения и многоэтажки:

А я почему-то стою и смотрю до сих пор

Как многоэтажный полет зарывается в снег.

(Крестом И Нулем, 01.1989)

По шершавому бетону на коленях вниз

Разлететься, разогнаться высота, карниз

(стихотворение 1989 г.)

17 февраля 1989 года годовщина гибели Саши Башлачева. Янка участвует в серии концертов его памяти. 19 февраля в ДК МЭИ, аншлаг (из-за ОБОРОНЫ), 20 февраля концерт памяти Башлачева в Питере. Организаторы не хотели, чтобы на концерт попали все без разбора, и попытались провернуть закат дня для посвященных малый зальчик ДК Пищевиков, в сборной солянке из необъявленных исполнителей (в физиономия знали, кажется, только Ревякина и Задерия) три песни Янки, сравнимые по силе эмоционального воздействия с языческими заклинаниями, многократно усиленные ревером. Мороз по коже, шепот: "Кто это?", вспоминает присутствовавшая на концерте Екатерина Борисова. После всех этих мероприятий Янка находится в сильной депрессии: Башлачев протоптал дорожку, и мне пора по ней. От меня в этой жизни всем только неприятности и страдания. Все вздохнут с облегчением, когда я исчезну, повторяла она позже приезда домой. Многие вспоминают, что эта черта была вообще характерна для Янки вину за все неприятности, случившиеся с другими людьми, склонна была приписывать себе. Даже если никаких рациональных объяснений этому не существовало (см., в частности, воспоминания С. И. Дягилева).

В 1989 году Станислав Иванович женился и переехал к жене, Алле Викторовне, жившей с сыном и невесткой. Вскоре они получили квартиру на улице Доваторов, а Янка осталась в старой избе на Ядринцовской, 61.

Постепенно отходя от Егора, Янка без малого перестает водить знакомство и с остальными своими товарищами, с которыми вкупе работала. Сама Яна говорила о Летове: Всё, мы поссорились так, что обратной дороги нет. В какой-то миг она осталась на практике одна без подруг, без семьи, без любимого человека. Вспоминает единственный из знакомых Янки, медик новосибирской клиники:

Однажды я ей про своих пациентов рассказывал, Представляешь, говорю, нынче была пациентка с диагнозом ангедония. Что это? заинтересовалась Янка. Это состояние, когда нет радости, нет счастья, но не депрессия. Это мой диагноз, решила тогда она. И сквозь неделю написала песню с одноименным названием.

В начале 1989 года была сделана акустическая запись, сделанная по желанию Летова дома у Фирсова сознательно для русской эмиграции в Париже, в 1995-м переизданная под названием Продано!. Янкины песни сопровождаются только ее гитарой. Лишь последнюю песню, Деклассированным Элементам, они по традиции поют дуэтом с Летовым. Тогда же писался и акустический альбом самого Егора Русское Поле Эксперимента. Вскоре вслед за тем записи Летов по неизвестным причинам отказался от этих альбомов и потребовал вытурить их из дискографии ГО и Янки. Однако после этого смягчился и дал им право на жизнь, скромно именуя их бутлегами. И на том благодарю. В 1990-м Егор распотрошил эту Янкину запись, добавив немного песен из нее к альбому Не Положено (тот что ни на есть вариант, так возмутивший саму Янку).

Январь-февраль квартирники в Москве (единственный из наиболее известных записан в феврале Олегом Ковригой и издан позднее под названием Акустика, а позже переиздан с добавлением бонус-треков (2 песни, записанные В. Рожковым и И. Красновым в Новосибирске) как Красногвардейская по названию близлежащей станции метро).

24-27 февраля в Харькове состоялся фестиваль Рок супротив сталинизма. Янка не участвовала в программе, но поехала за компанию. 26 февраля выступала ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. 28 февраля Летов, Янка и Александр Чернецкий (группа РАЗНЫЕ ЛЮДИ) играют квартирник, выступление Янки на котором недавно издано московским Отделением Выход. У Алексея Коблова сохранилась и полная запись того концерта (наиболее обширно распространена 90-минутная запись выступлений Егора и Янки). Хочется верить, что когда-нибудь тот самый концерт будет издан полностью.

В конце марта состоялась серия сольных акустических концертов в Иркутске и окрестностях. Вначале Янка выступила в Ангарске. Концерт организовывался Ангарским Творческим Объединением Молодежи (в дальнейшем ТОМ) и Игорем Степановым (сегодня проживает в Израиле). Этим же объединением, как раз в то время, проводилась экспозиция художников-митьков, на которой Янке и была предоставлена вероятность сыграть. На второй же песне порвалась струна, единый час искали новую. Но, несмотря на неудачное начало, Янка отыграла весь концерт, как как правило. На следующий день Янка выступала в Иркутске в помещении библиотеки на ул. Триллисера.

Так же читайте биографии известных людей:
Яна Рудковская Yana Rudkovskaya

Работа Яны Рудковской как продюсера не ограничивается только сотрудничеством с Димой Биланом. В 2007 году Яна продюсирует музыкальное шоу СТС..
читать далее

Яна Крамер Yana Kramer

Яна Крамер - американская актриса. Родилась 2 декабря1983 года.Дебют Янаы Крамер в кино состоялся в 2000 году со съемок в сериале под названием "Все..
читать далее

Яна Есипович Yana Yesipovich

Яна Есипович - российская актриса театра и кино. Родилась 3 сентября 1979 года.Яна Есипович начала сниматься в кино в 2004 году. Первой картиной с..
читать далее

Яна Поплавская Yana Poplavskaya

Яна Поплавская - советская и российская актриса, телеведущая, радиоведущая, преподаватель. Родилась 28 июня 1967 года.Первую известность и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий