Известные люди

»

Ясунари Кавабата

Ясунари Кавабата Yasunary Kavabata Карьера: Писатель
Рождение: Япония, 11.6.1899
...в своей Нобелевской лекции Кавабата говорил: "Какова бы ни была степень отчужденности человека от мира, самоубийство не может быть формой протеста. Каким бы идеальным ни был человек, если он совершает самоубийство, ему далеко до святости".

Японский беллетрист Ясунари Кавабата родился в Осаке в образованной и богатой семье. Его папа, медик, умер, когда Ясунари было всего 2 года. После смерти матери, последовавшей сквозь год следом смерти отца, мальчишка был взят на воспитание дедом и бабкой по материнской линии. Спустя немного лет умерли его бабуля и сестра, и мальчуган остался со своим дедом, которого шибко любил. Хотя в детстве К. мечтал быть художником, в возрасте 12 лет он принимает вывод сделаться писателем, и в 1914 г., незадолго до кончины деда, начинает чиркать автобиографический расклад, тот, что публикуется в 1925 г. под названием "Дневник шестнадцатилетнего".

Продолжая существовать у родственников, К. поступает в токийскую среднюю школу и начинает заниматься изучением европейскую культуру, увлекается скандинавской литературой, знакомится с произведениями таких художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт и Поль Сезанн.

В 1920г. юноша поступает в Токийский вуз на факультет английской литературы, при всем при том на втором курсе берется за исследование японской литературы. Его статья в студенческом журнале "Синейте" ("Новое направление") привлекла участливость писателя Кан Кикути, предложившего К., тот, что в это время (1923) учился на последнем курсе, сделаться членом редакции литературного журнала "Бунгэй сюнджю" ("Литература эпохи").

В эти годы К. с группой молодых писателей основывает журнал "Бунгэй дзидай" ("Современная литература") - рупор модернистского направления в японской литературе, известного под названием "синканкакуха" ("неосенсуалисты"), которое находилось под сильным влиянием модернистских писателей Запада, в особенности таких, как Джеймс Джойс и Гертруда Стайн.

Первый писательский счастливый момент начинающему писателю принесла повесть "Танцовщица из Идзу" (1925), где рассказывается о студенте, влюбившемся в молоденькую танцовщицу. Два главных персонажа, автобиографический герой и невинная девушка-героиня, проходят посредством все творчество К. Впоследствии ученик К. Юкио Мисима отзывался о характерном для творчества К. "культе девственницы" как об "источнике его чистого лиризма, создающего совместно с тем расположение мрачное, безысходное". "Ведь лишение девственности может быть уподоблено лишению жизни... В отсутствие конечности, достижимости есть нечто общее между сексом и смертью..." - писал Мисима.

В книге "Птицы и звери" (1933) рассказывается о холостяке, тот, что отказывается от общения с людьми и обретает мир посреди животных, лелея воспоминания о девушке, которую любил в молодости. В 30-е гг. творчество К. становится больше традиционным, он отказывается от ранних литературных опытов. В 1934 г. беллетрист начинает работу над "Снежной страной", повестью об отношениях токийского повесы средних лет и великовозрастной деревенской гейши. Написанная с подтекстом, в эллиптическом стиле (в духе "хайку", силлабической японской поэзии XVII в.), "Снежная страна" не имеет связного, продуманного сюжета, состоит из серии эпизодов. К. долговременно работал над романом: начальный вариант появился в печати в 1937 г., и концевой, окончательный, - только посредством десять лет.

Во время второй важный войны и в послевоенный отрезок времени К. старался быть в стороне от политики, никак не реагируя на то, что происходило в стране. Он длительно путешествовал по Маньчжурии и навалом времени уделил изучению "Саги о Гэндзи", классическому японскому роману XI в. В загадочной повести К. "Тысячекрылый журавль" (1949), в основе которой лежит традиционная японская чайная церемония, прослеживаются элементы "Саги о Гэндзи". Именно повесть "Тысячекрылый журавль" лучше всего известна на Западе, хотя многие критики полагают, что "Стон горы" (1954), семейный кризис в шестнадцати эпизодах, является произведением больше совершенным.

Повесть К. "Озеро" (1954), где описывается эротическое наваждение и применяется прием "потока сознания", америкосский беллетрист и эссеист Эдмунд Уайт назвал "настолько же сжатой и насыщенной, сколь же естественной и продуманной, как безупречный чайный сад".

В "Доме спящих красавиц" (1961) рассказывается о старике, тот, что в порыве крайнего отчаяния отправляется в публичный жилище, где девицы находятся под таким сильным наркотическим опьянением, что более того не замечают его присутствия. Здесь он пытается получить толк бытия, отделаться от одиночества. В этом произведении, писал критик Артур Г.Кимбалл, "мастерство К. проявилось в сочетании мыслей о смерти с мозаикой жизни, нагнетание напряжения сочетается с цветистым отступлением... С точки зрения Эдгара По, это безупречный расклад, в котором автор добивается многозначного эффекта".

В 1931 г. К. женится на Хидеко и поселяется с женой в древней самурайской столице Японии, в г.Камакура, к северу от Токио, где у них рождается дочка. Лето они заурядно проводили на горном курорте Каруйдзава в коттедже западного типа, а зимой жили в доме японского стиля в Дзуси. Неподалеку от Дзуси у К. была квартирка, где он работал в традиционном японском кимоно и деревянных сандалиях.

В 1960 г. при поддержке госдепартамента США К. делает турне по нескольким американским университетам (в цифра которых входил и Колумбийский университет), где ведет семинары по японской литературе.

В своих лекциях он ориентировал на непрерывность развития японской литературы с XI по XIX в., а кроме того на глубокие изменения, происшедшие в конце прошлого столетия, когда японские писатели испытали сильное воздействие своих западных собратьев по перу.

Вероятно, вследствие возросшего влияния Мисимы (писателя, киноактера и политического деятеля правой ориентации) К. в конце 60-х гг. порывает с политическим нейтралитетом и сообща с Мисимой и двумя другими писателями подписывает петицию супротив "культурной революции" в коммунистическом Китае.

В 1968 г. К. получил Нобелевскую премию по литературе "за писательское мастерство, которое передает суть японского сознания". Будучи первым японским писателем, получившим Нобелевскую премию, К. в своей речи сказал: "Всю свою существование я стремился к прекрасному и буду желать до самой смерти". С типично японской скромностью он заметил, что не понимает, зачем отбор пал аккурат на него; тем не менее он выразил глубокую признательность, сказав, что для писателя "слава становится бременем".

В 1970 г., следом неудачной попытки основать восстание на одной из японских военных баз, Мисима делает харакири (ритуальное самоубийство), а через два года тяжелобольной К., тот, что только что вышел из больницы, где он обследовался как наркоман, кроме того кончает бытие самоубийством - он отравляется газом у себя дома в Дзуси. Этот шаг сразил всю Японию, весь писательский мир. Поскольку беллетрист не оставил посмертной записки, мотивы самоубийства остались неясными, хотя высказывались предположения, что, может быть, самоубийство вызвано аналогичным поступком его друга, сильно потрясшим писателя.

По иронии судьбы, в своей Нобелевской лекции К. говорил: "Какова бы ни была уровень отчужденности человека от мира, самоубийство не может быть формой протеста. Каким бы идеальным ни был дядя, если он делает самоубийство, ему в отдалении до святости".

В романах К., которые отличаются вторым планом и недоговоренностью, переплетаются модернистские приемы и элементы традиционной японской культуры. В статье, напечатанной в "Нью-Йорк тайме", Такаси Ока отмечает, что в творчестве К. "западное воздействие превратилось во что-то чисто японское, и тем не менее книги К. остаются в русле важный литературы".

Помимо Нобелевской премии К. получил ещё премию "За формирование литературы" (1937), Литературную премию Академии искусств (1952). В 1954 г. он был принят в Японскую академию искусств, а в 1959 г. награжден Франкфуртской медалью имени Гете. Кроме того, в 1960 г. сочинитель получил французский орден Искусства и литературы, премию Франции "За лучшую иностранную книгу" и орден Культуры от японского правительства в 1961 г. К. являлся президентом японского ПЕН-клуба с 1948 по 1965 г., а после этого 1959 г. стал вице-президентом международного ПЕН-клуба.

Так же читайте биографии известных людей:
Ясухиза Сиодзаки Yasuhiza Siodzaki

Генеральный секретарь правительства Японии. Дважды был депутатом нижней палаты и один раз - депутатом верхней палаты японского парламента. В..
читать далее

Яфет Котто Yaphet Kotto

В конце 50-х он считался одним из самых выдающихся чернокожих театральных актеров.
читать далее

Яша Боярский Iasha Boyarsky

Родился в Москве на Арбате. Служил в стройбате. Стихи и песни- с 14 лет после окончания "творческих универститетов" района Измайлово, где успешно..
читать далее

Яша Хейфец Jascha Heifetz

американский скрипач, один из величайших виртуозов 20 в.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий