Известные люди
»Asian Foundation
Рождение: Великобритания
Творчество Asian Dub Foundation имеет мало общего с возникающей у нас при слове "Индия" ассоциацией в виде слезливых мелодрам со слащавыми поп-мелодиями.
Asian Dub Foundation не забыли тех времен, когда музыка была не служанкой для масс, а оружием социального протеста. Этот коллектив, считающийся одной из самых заполитизированных групп мира, занял достойное местоположение в ряду других борцов за свободу и права человека - Rage Against The Machine, Public Enemy и Beastie Boys.
Asian Dub Foundation - детище выходцев из Индии, живущих в Великобритании. Они на собственной шкуре испытали расизм и реалии жизни цветного Лондона. Их песни касаются самых горячих социальных проблем: дифференцированного правосудия для белых и остальных, суда улиц, бытового насилия, глобализации экономики и нового мирового порядка, установившегося потом 11 сентября. Asian Dub Foundation понимают, что одним только рифмованным словом тяжело достучаться до слушателей, потому обращают внимательность не только на тексты, но и на свойство музыки; это признанные новаторы, умело смешивающие тяжелые гитары, хип-хоп, джангл, реггей, драм-н-бейс, фанк и даб с национальной атрибутикой.
И хотя ADF - индийцы, их творчество ясно и в Англии, и в Бразилии, и в Восточной Европе...
История одной из самых неоднозначных групп Туманного Альбиона началась в 1993-м году. У истоков Asian Dub Foundation стоял басист Dr Das (Aniruddha Das), руководивший одной из творческих лабораторий Community Music - основанного известным джазовым барабанщиком Джоном Стивенсом фонда, тот, что помогал детишкам бедным цветных районов Лондона принять музыкальное образование. ADF начали обретать очертания, когда к Дасу присоединился его ученик - 15-летний Master D (Deeder Zaman), одаренный MC, с девяти лет рэповавший в группе под названием State Of Bengal. Так родилась sound system минимальной конфигурации: Dr Das заведовал диджейским пультом, Master D читал рэп-речевки. (Sound-system - получивший распространение в конце 60-х на Ямайке термин, означавший кустарную студию, в состав которой входила диджейская вертушка, микшер, усилитель и громкоговорители. Всю эту технику грузили в кузов автомобиля и выезжали развлекать население. Чаще всего с диджеем работал и MC).
Третьим участником группы стал диджей Pandit G (John Pandit), активист организации по защите прав цветного населения CAPA. Гитарист Chandrasonic (Steve Chandra Savales), бывший участник техно-даб команды Higher Intelligence Agency, присоединился к группе в 1994-м, а с приходом в 95-м году диджея и танцора Sun-J (Sanjay Tailor) Asian Dub Foundation приобрела законченный картина, став чем-то средним между традиционной sound system и настоящей рок-группой. Стиль свой музыканты описывали как Asian jungle punk.
Мы испытывали разные влияния, покуда росли - блюз, панк, джангл... И это более того не столь влияния, сколь из области вдохновения. Эта музыка вдохновляла нас, делала счастливыми, заставила самих брать в руки гитары... Поэтому в нашей музыке вы можете чувствовать панк-гитары, дабовые басы, джангл-биты и звуки, которые мы слышали на пластинках своих родителей, - говорит Dr Das.
С самого начала Asian Dub Foundation были коллективом, в котором всякий вносил вклад в написание музыки и текстов. Музыканты не ставили своей целью достижение коммерческого успеха, им нужно было, чтобы их услышали. Мы не планировали заделываться звездами, - рассказывает Dr Das. - Когда мы только стартовали, у нас не было никакого мастер-плана, мы не стремились сделаться рок-старз. Дебютный EP группы, получивший наименование Conscious EP, вышел в 1994-м, а первым публичным выступлением молодого коллектива стало участие в благотворительном концерте для Quddus Ali, состоявшемся в Лондоне в том же 1994-м. Тогда же молодую группу пригласили к себе на разогрев мэтры Transglobal Underground.
Первый полновесный альбом ADF, Facts & Fiction, вышел на лейбле Nation Records в 1995-м году и - не привлек особого внимания пишущей братии, занятой перипетиями словесной войны между лидерами Blur и Oasis. Не забывайте, что в то время быть азиатом ещё не значило быть крутым. Тем не менее, ADF заприметили и пригласили в небольшое турне по Франции, где музыкантов встречали на редкость тепло.
Новый альбом под названием R.A.F.I. вышел в 1997-м году на Virgin France - только во Франции. Забегая вперед, скажем, что в мае 1998-го он был выпущен и в близкий Англии - уже под вывеской Rafi's Revenge; позже того, как группа заслужила славу одного и лучших концертных коллективов страны.
А крестным отцом Asian Dub Foundation стал Бобби Гиллеспи, вождь Primal Scream, пригласивший молодых музыкантов следовать с его группой в турне по Британии летом 1997-го года. Аудитория, большей частью белая, была поражена, - говорит Dr Das, - они не знали, как нас понимать. Публика видела азиатов, играющих панк-рок!. В ходе этого турне на ADF и обратили участливость британские масс-медиа. Это было что-то вроде: О, эти парни нравятся Primal Scream, значит, к ним нужно присмотреться!, - усмехается Dr Das. Однако предлагать контракт на запись альбома никто не спешил.
На нас приходили взглянуть заправилы шоу-бизнеса - из Creation, Island, Warner, Mute... Приходили и - ничего. Музыкальную индустрию в этой стране интересует не музыка - капиталы, - продолжает Чандра. - Эти лейблы подписывают любую мало-мальски стоящую группу, которая в состоянии составить Camden Falcon, но мы-то собирали намного больше крупные площадки!
Музыкальным коммерциалом заправляют расисты, - высказался тогда Бобби Гиллеспи, насмотревшись на марлезонский балет кругом своих протеже. - Посмотрите на ADF: если бы они были белыми скулящими пацанчиками с гитарами, их бы безотлагательно подписали!
И, знаете, прессу больше интересовали слова Бобби о том, что ему нравится наша музыка, а не это его высказывание, - вспоминает Pandit G.
Однако вскоре таковый смельчак нашелся: в том же 1997-м году группа подписала контракт с лейблом London Records, на котором и вышел отвергнутый раньше Rafi's Revenge. Новаторство музыкантов было оценено по достоинству - альбом получил номинацию на престижную награду Mercury Prize.
Большую количество 1998-го года музыканты Asian Dub Foundation провели в турне, зарабатывая репутацию концертного коллектива. Журналисты изумлялись качеству музыки и интенсивности подачи материала, и наперебой сравнивали ADF с известными им панк-группами. В ходе турне музыканты объездили Великобританию и континентальную Европу, отыграв в Гластонбури и Фениксе и заехав более того в Японию - на фестиваль Fuji Rock.
Осенью того же года с подачи Beastie Boys ADF были представлены американской публике, реакция которой на группу была только положительной.
Принимая во внимательность все возрастающую популярность Asian Dub Foundation в Великобритании,
Лондонская Коллегия Искусств предложила музыкантам содействие в основании ADF Education (ADFED), организации, позволяющей обучать детей из неимущих семей музыке и технологиям. Нечего и изрекать, что музыканты с радостью согласились - в текущий момент ADFED представляет собой независимую организацию с действующими творческими лабораториями по всему Лондону.
Весной 1999-го года Asian Dub Foundation провели свой первостепеннный тур в качестве хэдлайнеров по США и Канаде, получивший восторженные отклики в прессе. Сопровождала музыкантов в туре японская группа Audio Active, что позволило окрестить весь тур Asian Invasion.
Вернувшись из турне, музыканты провели благотворительный концерт в пользу Сатпала Рама (Satpal Ram), политического заключенного номер один, как называли его сами музыканты. В концерте, прошедшем в лондонском Scala, приняли участие Primal Scream и литератор Ирвин Уэлш. Дело Сатпала Рама, выходца из Индии, в близкое время получило широкое освещение в прессе. Вина этого человека состояла в том, что в порядке самозащиты он убил одного из напавших на него молодчиков. Нападавшие были белыми, Сатпал Рам - азиатом. Его ждало пожизненное заключение. Забегая вперед, нужно проронить, что в 2002-м году этого человека освободили - не в последнюю очередность благодаря развернутой Asian Dub Foundation кампании в его защиту.
В конце 1999-го вышел в свет концертник Conscious Party - 9 песен, записанных в ходе концерта в Астории, плюс ремиксы старых песен.
Третий студийный альбом не заставил себя долговременно ожидать. Community Music, получивший родное наименование в честь того места, откель вышли участники ADF, и в знак уважения к этнически и культурно дифференцированной фан-базе группы, вышел 20 марта 2000-го года. Он представил больше просторное звучание, обеспеченное использованием струнных и духовых. Community Music поразил всех тех, кто ожидал больше джангл-панка, став сплавом электроники и традиционной индийской музыки. Сами музыканты характеризуют близкое творчество как Sound Of Britain Today. Тот факт, что мы совмещаем так немало стилей, исходит из самого определения музыки, - говорит Чандра. - Мы рассматриваем музыку в традиционном ключе - как снадобье коммуникации между людьми. Мы собираем идеи и пропускаем их посредством призму своего мировоззрения - и ничего странного в этом нет. Странно то, что 99% других исполнителей забыли о роли музыки и ничего не выражают своим творчеством!
Первым синглом с альбома стала песня Real Great Britain, критикующая политику Тони Блэра и последствия правления тори. В самом альбоме слушатели нашли песню-манифест Free Satpal Ram: ADF оказались крайне последовательными в борьбе за отбояривание своего земляка. Мы живем в стране с выборочной цензурой, - поясняет Чандра. - Посмотрите: на NME Awards в порядке вещей слова fuck, bitch, sluts, но попробуйте вылезти и сказать: Освободите Сатпала Рама! - и для них это будет чересчур!
Своей музыкой мы даем комментарии к нашей жизни, нашему жизненному опыту, опыту наших родителей и всему происходящему около, - продолжает Dr Das. - Вся наша лирика выходит из этого. И если все участники группы привлечены к работе в антирасистских организациях, то и поем мы аккурат об этом.
На Real Great Britain и Free Satpal Ram критика существующего строя не закончилась. В дабовой Memory Wars музыканты обрушились на попытки некоторых историков переписать, сгладить новейшую историю; психоделический ска-фанк New Day New Life открыл горизонты нового, справедливого мира, возникающего только в мечтах, а мрачная Naxalite посвящалась борцам супротив загрязнения окружающей среды. Rebel Warrior рассказывала историю народного героя Индии, борца за независимость Бенгалии, жившего немного веков вспять - эта сказка передается из поколения в поколение и таким вот образом ADF показали, что и корни свои они превосходно помнят. Еще одна песня - Taa Deem - стала данью памяти великому пакистанцу Нусрат Фатех Али Хану, тот, что умер незадолго до выхода альбома. А в записи песни с говорящим названием Committed To Life приняла участие одна из основательниц экстремистской организации Черная пантера Ассата Шакур, приговоренная к пожизненному заключению в Штатах, но бежавшая на Кубу.
Интересная деталь: не обращавший прежде на музыкантов внимания уважаемый мелодический еженедельник NME поставил альбому высшую отметку - 10 из 10 баллов - впервой за семь лет! Критик журнала описал саунд ADF таковый, в высшей степени неординарной характеристикой: Здесь намешаны джанг-биты, рэп-полемика, дисторшированные панк-гитары, реггей, басовые линии, индийская классическая музыка и умные танцевальные биты, революционная даб-поэзия и общественный месседж, переплавленные в динамический звуковой клэш: Ли Перри плюс Clash плюс The Specials плюс Public Enemy плюс Afrika Bambaataa плюс Zulu Nation и fuck u! Вы ещё не побежали в ближний мелодический шоп? И если нет, зачем нет? Кажется, с вами что-то не в порядке!
Мы пришли в музыку с разным багажом и мировоззрениями, - говорит Dr Das. - мы слышали так полно форм современной музыки, что в настоящее время позволяем разным звукам действовать вместе. В английской традиции совершать музыку, построенную на аккордах, - продолжает идея коллеги Чандра. - Мы считаем, что все взаимозаменяемо и подтверждаем это. ADF открывают взаимоотношения между разными ритмами и разным звучанием - аналогично тому, как люди разных рас находят что-то общее и начинают осознавать дружбан друга. Это не фьюжн и не эклектик. Это из области взаимопроникновения. Эта метафора касается и людских взаимоотношений - мы собираем в одно целое разные культуры.
После выхода Community Music Asian Dub Foundation сызнова отправились в турне по Европе - на этот раз на разогреве у Rage Against The Machine. Аудитория RATM раньше и слыхом не слыхивала об ADF, тем приятнее музыкантам было рекрутировать все новых и новых поклонников.
Летом 2000-го Asian Dub Foundation отыграли на всех крупных европейских фестивалях, а осенью отправились в поездку по Австралии и Новой Зеландии. В последовавший за ней тур по Франции группа ехала уже в другом составе: к музыкантам присоединились барабанщик Rocky Singh, с которым ADF свела фатум во время выступления в Торонто, исполнитель на табла и доле Pritpal Rajpur, а ещё два MC - Aktarvata и Spex, бывшие участники группы Invasion, вышедшей из ADFED. Мы нашли Роки Синха в Торонто, где были с концертами в апреле 1999-го, - говорит Dr Das. - В новом альбоме программирование барабанов было менее сложным, принимая во участливость, что у нас появился профи. Когда мы играли Naxalite - бас, гитара и ударные - он сделал аранжировку лучше, чем была у нас! Теперь у нас есть все элементы, которые мы искали. И приятнее всего то, что наши новые участники вышли из нашей же аудитории!
В 2001-м году в рамках акции Only Connect, состоявшейся в лондонском Барбикане, ADF вживую исполнили саундтрек к фильму Мэттью Кассовица Ненависть, рассказывающему о расовых проблемах Парижа, - картине, которую сами музыканты называют шедевральной. Одна из песен - La Haine - вошла в альбом 2003 года Enemy Of The Enemy.
В апреле того же года благодаря поддержке Британского консульства Asian Dub Foundation дали немного концертов в Бразилии, приобретя массу новых поклонников. В Бразилии ADF выступали вкупе с группами Orappa, Nacao Zumbi и Afroreggae. Горячий прием со стороны латиноамериканцев произвел большое ощущение на участников ADF. Тот бразильский тур был удивительным, - вспоминает Чандра. - Мы были практически ошарашены реакцией людей. Это был незабываемый навык. Лучший тур, тот, что у нас когда-либо был!
Осенью 2001 года пути Asian Dub Foundation и London Records разошлись. ADF начали готовить свежий альбом, подписав соглашение с Virgin France. Этот год музыканты завершили большим туром по Восточной Европе. В Югославии они выступали перед 8-тысячным стадионом, а в одном из болгарских клубов - перед 3500 тысячами зрителей. Мы играем рейвы в клубах, выступаем на фестивалях world-music или рок-концертах - и кругом поднимаем народонаселение, - с удовлетворением замечает Чандра. - Но постоянно делаем это по-рок-н-ролльному!
В 2002-м, задумавшись над своим новым альбомом, музыканты решили притянуть к его записи легендарного даб/реггей продюсера Эдриана Шервуда. Запись альбома велась в студии Levellers в Брайтоне. Совмещая запись с гастролями, группа посетила Кубу, где выступила перед 5-титысячной толпой, собравшейся в Salon de Rosanda, концертном зале, прежде ассоциировавшемся только с концертами исполнителей сальса.
В марте 2002-го года Asian Dub Foundation объявили об уходе одного из основателей группы - Master D. Фактически свой финальный концерт с нами он отыграл в новогоднюю темное время суток 2000-го года, - сказал Dr Das. - Deeder решил на все сто посвятить себя работе в социальной сфере - сражаться супротив расизма не музыкой, а делом. Он завсегда говорил нам, что когда-нибудь настанет тот час, когда ему придется свершить отбор. Мы благодарны ему за тот вклад, тот, что он вписал в ход превращения Asian Dub Foundation из никому не известной саунд-системы в уважаемый во всем мире коллектив. Желаем ему успеха, счастья и удачи во всех его начинаниях.
Четвертый студийный альбом Asian Dub Foundation - Enemy Of The Enemy - вышел 3 февраля
2003 года. За время, прошедшее после этого выпуска предыдущего диска, мир перевернулся: бывший товарищ может сделаться злейшим врагом, а содействие может прийти оттуда, откель никто не ожидает. ADF, конечно же, не смогли одолеть путь мимо чудовищных терактов 11 сентября, на новом альбоме этому событию посвящены безотложно две песни: Blowback и Enemy Of The Enemy. Не обошли стороной музыканты и проблемы глобализации - основополагающий сингл с альбома - Fortress Europe - рисует картину ближайшего будущего, в которой границы существуют только для бедных. Красивейшая баллада 1000 Mirrors, исполненная Шинейд О'Коннор, посвящена домашнему насилию и, в частности, Зуре Шах, получившей пожизненное заключение потом того, как отравила своего мужа, годами издевавшейся над ней. Еще одним звездным гостем стал гитарист Radiohead Джонни Гринвуд - его гитара вносит мятежный панковский дух в Fortress Europe. Asian Dub Foundation не стали спокойнее или лояльнее - это все те же midi-warriors, открывающие людям глаза на происходящий кругом беспредел. Группа со своим message&attitude, что в наше время встречается все реже и реже. Лидер скандальной формации Body Count рэппер Ice-T так объяснил родное заключение возвратиться на сцену после этого многолетнего отсутствия: Я считаю, что в текущее время как раз время для Body Count. Как и для Asian Dub Foundation.
Напоследок - немного высказываний музыкантов.
Я не хочу быть звездой на сцене, я твердо стою на земле, полно рок-н-ролла - вредно. Но мы уже стали ролевой моделью для молодых азиатов. Мы хотим целиком порушить все стереотипы, касающиеся азиатов и азиатской музыки. - Dr Das.
Cornershop и мы говорим одно и также, а людям это тяжко для понимания... Эти пацаны пишут великолепные песни со своим уникальным звучанием, но они - пакистанцы, в этом-то вся задача. Им было тяжело, но они сделали всех, сделали своей песней Brimful Of Asha. Очевидно, что никто не может застопорить нечто по-настоящему сильное, а музыка сама по себе обладает большущий мощью. У нас есть поговорка: Вдвое так нелегко, чем вполовину возможного. И как бы ни было нелегко, не возбраняется добиться победы. - Чандра.
Так же читайте биографии известных людей:
Asier del Cosgaya Horno
Асьер начал свое обучение в футбольном клубе Атлетик Бильбао. В 1999 году он был принят во второй дивизион этой команды. А в сезоне 2000 года он уже..
читать далее →
Asleep At The Wheel
Asleep At The Wheel исполняли очень необычную смесь западного свинга, традиционного джаза, каджунской музыки и кантри - плюс коктейль из блюза и..
читать далее →
Asmegin
Настоящий folk metal от талантливых норвежцев из группы Asmegin. Их дебютный альбом демонстрирует правильный подход к делу - здесь мощь металла..
читать далее →
ASP
ASP - ещё одна тёмная звезда немецкой готики, взошедшая благодаря лейблу Trisol.
читать далее →