Известные люди
»Enya Бреннан
Рождение: Ирландия
Имя этой загадочной ирландки хорошо известно всем любителям малострессовой музыки как в Европе, так и в Америке. Эния Бреннан, выпустив за свою достаточно долгую музыкальную карьеру всего четыре сольных альбома, вписала золотыми буквами свое имя в историю современной музыки.
И причина оригинальности ее композиций не наркотики, которыми, как заявляют, она пользовалась, как и причина ее огромной популярности не в превосходно организованной рекламной компании. "Виной" всему гений и невероятное упорство, с которым Эния записывала свои альбомы. И хотя она не может внимать свои диски, окончив трудиться над ними, это не касается больше никого, вследствие того что что многие из тех, кто хоть раз слышал Энию, захотят возвратиться к ее музыке ещё и сызнова. Главное в том, что она вложила в свои работы всю душу: тотальность Энии, чарующая женственность исполнения и делают ее альбомы такими интересными для слушателей. Посему свой нынешний расклад о ней.
Родилась Эния Бреннан (Enya Brannon) в 1961 году. Свое малолетство она провела в городе Гвидоре, что в графстве Донегал, расположенном в северозападной части Ирландии там сохранился и старый гэльский язык, и древние кельтские напевы. В громадный семье Бреннанов было девять детей. Эния, чье имя на ирландском гаэлике высокомерно произносится как "Энья", обычный ребятенок в ней, ей повезло располагать четверо братьев и четыре сестры. Вся эта дружная семейство крайне любила музыку, оттого Бреннаны создали семейную группу, исполнявшую народную музыку и пользующуюся крупный популярностью первоначально посреди местных обитателей, а в дальнейшем ставшей обширно известной не только в Ирландии, но и по всей Европе. Эту группу создали трое Бреннанов Мэри, Кайерон и Поль совместно со своими дядями Патриком и Нуэлем Дюгганами. Она получила гордое наименование CLANNAD, что погэльски и означает "клан", "семейство из Гвидора". Вначале группа пробовала исполнять музыку в американском стиле, но попозже отказалась от этих опытов и стала игрывать обычный ирландский фолк. Правда, воздействие джаза все одинаково чувствовалось в ее композициях.
Так что судьбина Энии, которая родилась в настолько музыкальной семье, была предрешена. И уже с детства юная леди училась игрывать на фортепиано и изучала классическую музыку.
Дети резво растут, и вот в 1980 году по совету менеджера Clannad Фахтна ОКелли девица вошла в группу и приняла участие в записи двух альбомов: "Crann Ull" и "Fuaim". Кроме вокала Эния играла в первую очередь на электропианино "Wurlitzer", а следом и на мощном синтезаторе "Prophet 5". Работая с CLANNAD эпизодически, она покинула группу позже европейского турне 1982 года, очевидно, чувствуя себя неоцененной. Энию не устраивало то, что к ней относились только как к младшей сестре.
В то время в городке Артоне, что к северу от Дублина, жилибыли супруг и хозяйка Ники и Рома Райаны, участвовавшие в работе с CLANNAD. Эта семейство и сыграла в дальнейшем огромнейшую образ в судьбе Энии. Но обо всем по порядку. Сначала Ники Райан работал звукооператором группы PLANXTY, а затем занялся продюссированием CLANNAD. Когда в 1980 году менеджер "Clannad" Фахтна ОКелли стал вкалывать с группой THE BOOMTOWN RATS, все тот же Ники Райан стал и менеджером "клана".
В доме Ники и Ромы размещалась студия звукозаписи "Aigle". Там записывала свой альбом "Ordinary Man" Кристи Мур. Эния участвовала в записи трех композиций с этого альбома таким было начало ее самостоятельной карьеры.
Фахтна ОКелли, покинув CLANNAD, не забыл Энию и, занявшись созданием документальных фильмов, поддержал девушку. Благодаря ему в 1984 году Эния получила свой основополагающий заказ.
Рома Райан послала кассету с записями Энии знаменитому кинопродюсеру Дэвиду Патнэму, участвовавшему в создании таких известных фильмов, как "Полуночный экспресс", "Огненные колесницы" и "Крик тишины". Записи Энии понравились ему, и Патнэм заказал ей музыку к полнометражному фильму "The Frog Prince" ("Принц, превращенный в лягушку"). Эния получила в близкое указание аж целую студию, где не только записывала вокальные партии, но и экспериментировала с синтезаторами "Roland Juno 60" и немецкой моделью "Kurzweil" и играла на пианино. Звукорежиссером этой записи был добро нам уже имеющий известность Ники Райан.
Позднее он же помог Энии обрести заказ для BBC на создание музыкального сопровождения для большого документального сериала о кельтах, этой древней цивилизации, жившей на территории не только современной Ирландии, но и всей Северной Европы немного тысяч лет тому вспять. Сериал так и назывался "The Celts" ("Кельты"). Работа над музыкой к фильму заняла десять месяцев. Она понравилась телезрителям, и создатели фильма в BBC решили издать избранные композиции к сериалу отдельным альбомом. Альбом был назван нетрудно и незатейливо "Enya", причем другие музыканты, участвовавшие сообща с Энией в записи, не упоминались там отнюдь.
Он оказался до того интересен, что стоит поведать об альбоме поподробнее. Почти все инструменты, использовавшиеся в записи диска, звучат мягко и лирично. Было записано уймище различных версий композиций, чтобы сотворить характерные густые звуковые сочетания. Синтезаторы создали отличный звуковой пейзаж, в тот, что вплетаются эфирные голоса и мистические звуки, как, к примеру, впечатляющий похоронный рёв в композиции "Deireadh An Tuath". Ники Райан вкупе с женой участвовал в записи альбома и как соавтор, и как продюсер. Рома стала автором без малого всех текстов альбома, написанных не только на английском, но и на гэльском и более того на латинском языках.
Другие музыканты участвовали в записи трех композиций альбома, по одному в каждой из них. Классический скрипач Патрик Холлинг, нередко принимавший участие в записях рокмузыкантов (упомяну только легендарную "Jethro Tall") придал изящество последней композиции "To Go Beyond". Знаменитый волынщик Лайам ОФлинн, участник группы PLANXTY и беспрерывный помощник композитора Шауна Дэйви, интерпретировал мелодию "The Sun In The Stream" ("Солнце в ручье"). И, в конце концов, гитарист Арти Макглинн, бывший участник групп Вэна Моррисона и PLANXTY, дополнил элегантной гитарной расцветкой песню "I Want Tomorrow", по которой в дальнейшем был сделан видеоклип. К сожалению, в этом видеоклипе гитара не слышна.
Дебютный альбом Энии был под первым номером в ирландских хитпарадах, принеся исполнительнице мировой коммерческий фарт. Еще больше успешным был вышедший в 1988 году следующий диск певицы "Watermark" ("Прибрежная полоса"), расширивший круг поклонников Энии и принесший ей народную известность. Было продано больше четырех миллионов копий этого пронизанного мягкой лирикой и романтизмом альбома. С "Watermark" связана нашумевшая история о том, что во время последней стадии записи этого альбома Эния, которой в то время было 26 лет, принимала наркотики (точнее, это были сильнодействующие медицинские препараты). "Сразу вслед за тем того, как мы прибыли в Лондон для микширования, я поскользнулась и очень поцарапала колено, рассказывала она. Пришлось действовать, принимая сильные болеутоляющие средства, сидя за столом в студии и положив больную ногу на подушки...". По мнению критиков, это может служить некоторым объяснением абстрактной формы законченного альбома. А "мерцание" хора, причудливое, переливающееся многоголосье, заставило критиков привнести в свой лексикон необычные термины призрачный, эфирный, мистический. К их сожалению, для объяснения следующего альбома у критиков не нашлось до того веских оснований: физические травмы, как и чудесное исцеление с помощью медицины, больше не случались с Энией.
Интересно будет ещё упомянуть, что она участвовала в записи первого сольного альбома Шинэд ОКоннор "The Lion And The Cobra" ("Лев и кобра").
После появления альбома "Watermark" исполнительница потратила весь год, летая и рекламируя его по всему миру. После ее возвращения, хотя она и получила звание певицы номер единственный в ирландском хитпараде, Энии ни при каких обстоятельствах не приходило в голову утрясать какието концерты в клубах Дублина: "К сожалению, я не люблю гул. Я имею в виду, что он завораживает меня, но не нравится мне". Поэтому Эния вернулась к пианино в домашней студии Райанов, и с тех пор в течение приблизительно двадцати месяцев ее бытие представляла собой долгие периоды работы в студии. "Со мной тяжело вкалывать, говорит о себе Эния. Я это что надо знаю. Во мне есть строгость, которую я не могу с себя стряхнуть, как, к примеру, я не могу шагать по улице и есть, оттого что в детстве воспитательницы учили меня, что это неприлично для леди. До сих пор я не стану есть на улице шоколадку". Столь интенсивная служба в студии была связана с упрямством и нерешительностью личной музы Энии и отчасти с методами тщательного наложения голосов и звуков в студии. "Я трачу часы на обдумывание того, что последняя вещь, которую ты пишешь, будет последней вещью, которую ты напишешь вообще, рассказывала она. Я несложно не могу прервать, стопануть все, а затем возвратиться и продолжить работу над музыкой или свершить чтото еще".
Таким образом, следующий альбом исполнительницы "Shepherd Moons" ("Пастушьи Луны") вышел только в 1991 году. Его продюсером ещё стал Ники, а автором текстов песен Рома Райан. Критики назвали тот самый альбом продолжением, второй частью предыдущего "Watermark".
С первой же мелкий композиции слушатель может нетрудно изведать знакомые черты "небесной" музыки Энии. Присутствуют все особенности ее стиля: мягонький, переливающийся звук пианино, настойчивая мелодия, исполняемая на синтезаторе, и тысячи призрачных потусторонних голосов, создающих завораживающий мистический мир Энии. Композиция "Caribean Blue" ("Карибская синева") исполнена нежности. Везде на "Shepherd Moons" употребляется так полно музыкальных инструментов, как позволяет методика на уровне высокого искусства. В композиции "Euacule" остро звучат рожки, в "Book Of Days" ("Книге дней") слышно пение виолончелей, бубенцов и кастаньет, а "Lothlorien" (Лотлориен наименование места из трилогии Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец") насыщена странными, шаткими звуками. Композиция "How Can I Keep From Singing ?" ("Как я могу не напевать ?") больше традиционна: она напоминает те песни, которые заурядно исполняли молодые девушки на старых гитарах с нейлоновыми струнами гденибудь в молодежном церковном клубе. Такова же и композиция "Angeles" ("Ангельский"), имеющая хоть отбавляй общего с "On Your Shore" ("На твоем берегу") с альбома "Watermark". Слова песен просты, воплощение в жизнь сильно сердечно.
Эффект "Shepherd Moons" в том, что при прослушивании композиции альбома начинают сливаться одна с прочий, как если бы Эния повторяла одну прекрасную фразу заново и вновь.
"Мне пришлось прослушать композиции "Caribean Blue" и "How Can I Keep From Singing ?", так как по ним снимались видеоклипы, рассказывала она о работе над "Shepherd Moons". Но я ни при каких обстоятельствах не прослушивала весь альбом со времени той ночи, когда проводилось окончательное микширование. Я находила себе любое оправдание, чтобы не работать этого. А если открыто, я ни при каких обстоятельствах не чувствовала себя этакий несчастной, как тогда, когда заканчивалась служба над этим альбомом. Это трепет, что все твои чувства и все твои эмоции ушли в запись, и когда ты слушаешь, то не можешь существовать в соответствии с настроениями этого альбома".
В различие от большинства музыкантов, которые могут себе дозволить вписать единый строй песен и предпочесть лучшие из них, для "Shepherd Moons" было написано только 12 композиций, гладко столь, сколь и есть на альбоме. Эния, для которой, по ее словам, создание музыки ни в жизнь не было легким делом, назначает себе какоето предельное время и, исчерпав это время, несложно останавливается.
Эния отзывается о супругах Райанах, как о людях, на две трети ответственных за ее фарт, называя "Энию" коллективным творением, как словно бы тот самый персонаж нечто отличающееся от нее, нечто за пределами ее, что, хотя вообще-то, полностью в ее стиле. "Музыка должна была на сто процентов завладеть мою бытие, потому как что кто была Эния немного лет вспять? утверждает исполнительница. У Ники, Ромы и меня была мысль, мы хотели ее реализовать, и чтобы осуществить становление Энии, потребовалось полно времени. К счастью, невпроворот людей кругом меня понимали это".
Ники Райан, по существу, вдохновил Энию активизировать сольную карьеру. "Есть навалом трений между мной и Ники, рассказывает она. Ники эдакий джентльмен, тот, что потом того, как ты поработаешь над чемто в течение двух месяцев, может сказать: "Выбрось это. Ты можешь изготовить лучше", если так он думает в реальности." О супругах Райанах и себе Эния отзывается как о "троице".
Что ещё разрешено проговорить про Энию? Бывая у себя дома, в Донегале, она любит разгуливать по рельсам неиспользуемой железной дороги.
Кроме сольных альбомов, Эния писала музыку к фильмам Питeра Уэйра "Green Card" ("Зеленая карта") и Стива Мартина "LA Story" ("Это случилось в ЛосАнжелесе").
После выхода "Пастушьих Лун" наступил продолжительный четырехлетний отрезок времени молчания, во время которого появился сборник лучших композиций Энии, представляющий собой объединение причудливо "надерганных" кусков со всех выпущенных ею дисков.
И вот наконецто через четыре года в 95м Эния выпустила новоиспеченный альбом с красивым названием "The Memory Of Trees" ("Память деревьев"). Ее долгое отсутствие могло побудить подозрения, что мы больше вообще ничего нового в ее исполнении не услышим, хотя, если вспомянуть, как несладко дается Энии запись новых дисков, с какой тщательностью она выверяет всякий мельчайший фрагмент, особым образом накладывая звуки и создавая неповторимые многоголосья, тот самый отрезок времени молчания не будет глядеться настолько уж странным.
Если критики назвали ее прошлый альбом "Shepherd Moons" продолжением и по существу вторым томом дебютного "Watermark", то "Память деревьев" это очередное продолжение, образующее вкупе с вышеупомянутыми уже трилогию. Как по звучанию, так и, по построению, альбом похож на прошлый. В обоих после этого нежного электронного вступления следует пригожий хит: на "Пастушьих лунах" это была "Caribean Blue" ("Карибская синева"), тут "Anywhere Is" ("Где бы то ни было"). Вообще, как и на прочих альбомах, на "Памяти деревьев" не возбраняется услыхать море голосов, называемых критиками эфирными, мистическими и потусторонними. Особенно загадочно звучат композиции "Pax Deorum" и "Athair Ar Neamh", теплы и сердечны "China Roses" ("Китайские розы"), нежна "On My Way Home" ("На пути домой"). Эния продолжила удивлять нас своим "неискоренимым" романтизмом и какойто тотальной, околдовываюшей женственностью.
И еще раз наступил отрезок времени молчания. В том ключе, в котором работает Эния, тяжело, видимо, без малого нереально будет сформировать чтото новое. Но более того если Эния сподвигнется выпустить всего только продолжение "сериала", разрешается не сомневаться: это будет как вечно занятно. Чем то ещё порадует нас эта удивительная "ирландская фея"?
Так же читайте биографии известных людей:
Epica
Epica голландская рок-группа в стиле симфоник-пауэр-готик-метал. Визитной карточкой Epica являются женский оперный меццо-сопрано вокал в сочетании с..
читать далее →
Epitaph
При помощи известного звукоинженера Дэйва Пепла парням удалось сотворить очень удачный диск. После появления пластинки на свет журнал "Sounds"..
читать далее →
EPMD
американская хардкор-рэп-группа.
читать далее →
Erasure
История началась более десяти лет назад, когда музыкант Yazoo, The Assembly и "New Romantic supremos" Depeche Mode дал рекламное объявление в..
читать далее →