Известные люди
»Happy Mondays
Рождение: Великобритания
The Happy Mondays были олицетворением темной стороны британской рейв-культуры рубежа 80-х и 90-х годов. Гопники от инди-музыки, хулиганы, неотесанные мужланы и законченные наркоманы, вышедшие из депрессивных пригородов индустриального Манчестера, они стремительно взлетели на музыкальный Олимп и так же стремительно с него рухнули, пройдя весь путь всего-то за четыре года. Их музыка была хаотичной смесью из сбивчивых фанковских ритмов, грязноватых гитар и монотонного, с лениво-угрожающими интонациями вокала Шона Райдера (Shaun Ryder) и часто полусвязными текстами, густо приправленными наркоманским сленгом. Однако, даже быстро исчезнув, , Happy Mondays оставили после себя удивительно влиятельное музыкальное наследие, позволившее выйти из андеграунда таким исполнителям как EMF, Primal Scream, Underworld и Chemical Brothers. Первые опыты скрещивания дэнс и альтернативы - их рук дело.
Начало истории Happy Mondays относится к 1981 году, когда безработные Шон Райдер (род. 23.08.1962, вокал) и его наилучший дружбан Марк Берри (Mark Berry, он же Bez; перкуссия) позже очередной передозировки решают создать музыкальную группу, чтобы хоть как-то отвлечь себя от приема наркотиков. К группе вскоре присоединяется меньшой брат Шона Пол Райдер (Paul Ryder, бас), а кроме того Гари Уилан (Gary Whealan, он же Gaz, ударные), Пол Девис (Paul Davis, клавиши) и Марк Дей (Mark Day, гитара). Однако на тот миг помимо Марка никто их них толком не мог игрывать, потому понадобилось немного лет, в свое время чем издаваемые компанией звуки разрешается было, нехай и с натяжкой, окрестить музыкой. Впрочем, решительно от этой натяжки они так ни при каких обстоятельствах и не избавятся.
Своим взлетом Happy Mondays были во многом обязаны New Order - их дорога к славе начался как раз с выступлений в манчестерском клубе Hacienda, которым владели участники этой группы, а вокалист Бернард Самнер более того продюсировал единственный из их первых синглов - "Freaky Dancing", вышедший в 1986 году. В следующем году появился и альбом под идеально ужасающим названием Squirrel & G-Man Twenty Four Hour Party People Plastic Face Carnt Smile (White Out). И сингл, и альбом были замечены критиками, но их фарт на тот миг был в основном ограничен постоянно улыбающимися обдолбанными рейверами в клубах на северо-западе Англии.
Однако рейв-движение в Великобритании, питаемое быстрым распространением в молодежной среде наркотиков, в свое время всего Ecstasy, одним духом набирало обороты. Лето '88 стало первым в истории летом любви (в Берлине такого понятия тогда ещё и не знали). Столь же резво росла и слава музыкальных команд, воплощавших это движение, и второй, больше зрелый альбом the Mondays, Bummed, появившийся в 1988 году, упал уже на значительно больше благоприятную почву, хотя и также не стал заметным мейнстримовским хитом.
Первый хит в Топ-40 появился у Happy Mondays во второй половине 1989 года, когда вышел EP под названием "Madchester Rave On", основным треком на котором была "Hallelujah", перекрученный вариант рождественской песенки от поколения экстази. Слово Madchester вскоре стало синонимом всего движения, к которому присоединились ещё the Stone Roses, а следом the Inspiral Carpets, the Charlatans, James, Pop Will Eat Itself, the Farm. В клубах экстази по популярности вскоре сравнялся с пивом Guinness, в моду вошла мешковатая одежка (отседова, уместно сказать, другое наименование стиля - baggy) ярких цветов с психоделическими разводами и улыбающимися рожицами. Даже на стадионах из-за массового приема легких наркотиков без малого прекратились драки между фанатами различных футбольных команд. В ноябре Happy Mondays и Stone Roses вкупе впервой выступили в Top of the Pops. Англия была совершенно готова к пришествию.
Пришествие состоялось в следующем, 1990 году с выпуском римейка песни Джона Конго "He's Gonna Step On You Again". Версия Happy Mondays была названа нетрудно "Step On" и сразу попала в Топ-5. За ним последовал сингл c впечатляюще циничным треком "Kinky Afro", со строчками как будто "And I don't dig what you gotta say, so go on and say it", ещё попавший в Топ-5, а после этого и альбом, крайне верно названный Pills'N'Thrills And Bellyaches ("Таблетки - кайф - боли в животе"). Третий сингл "Loose Fit" стал хитом в Топ-20.
Альбом Pills'N'Thrills And Bellyaches вошел в чарт под номером единственный и в том году не имел на практике ни одного заметного конкурента на британской инди-сцене, помимо неужто что дебюта их же собратьев по стилю the Stone Roses. Этот релиз был вершиной успеха и творческого развития the Mondays: хмурый, беспокойный, всецело построенный кругом фанк-ритмов, нестройных психоделических гитар и угрожающе-протяжного голоса Шона Райдера, оттеняемого бэк-вокалисткой Роветтой. Вместе они составляли то самое фирменное грязно-танцевальное звучание группы, которое уже больше чем на десятилетие пережило его создателей. Лирика в альбоме пропитана наркотиками, как в частности в "Holiday", навеянной туром группы в США и их тщательным обыском в аэропорту (I'm here to harass you / I want your pills and grass, you / You don't look first-class, you / Let me look up your arse, you), сексом, как в "Bob's Yer Uncle" (Can I take you from behind and hold you in my arms? / What do you want to hear when we're making love?), и жестокими описаниями жизни низов общества, как в "Kinky Afro" (Son, I'm 30 / I only went with your mother 'cause she's dirty / And I don't have a decent bone in me / What you get is just what you see, yeah).
Запись Pills'N'Thrills And Bellyaches стала альбомом года по итогам большинства британских музыкальных журналов, Happy Mondays уже в качестве супер-группы выступали на переполненных стадионах, их банковские счета так же переполнились. Однако трагедия ждала практически за поворотом.
Наркомания участников группы была серьезной проблемой ещё за полно лет до их успеха, но в текущее время, подпитываемая постоянным потоком наличности, она перешла все мыслимые пределы. В 1991 году, когда группа находилась на Багамских островах на записи следующего альбома, студийные сессии превратились в кошмарные оргии. В единственный из моментов Шон Райдер, разговаривая по телефону с менеджером их лейбла Factory, схватил единственные копии треков нового альбома и пригрозил их ликвидировать, если ему незамедлительно не будут пересланы 40 тысяч фунтов. В итоге аппетиты группы подвели Factory, невеликий инди-лейбл, на граница банкротства, спасти от которого мог только коммерческий счастливый момент нового альбома the Mondays.
Четвертый лонг-плей под названием...Yes Please! вышел в 1992 году уже в идеально изменившихся условиях на музыкальном рынке. Чарты захватил грандж, печать называла Happy Mondays тупыми наркоманами и гомофобами, публика отнеслась к новой работе апатично. Альбом оказался полным провалом. Factory, не в силах накрыть долги, начали процедуру банкротства. Группой заинтересовалась EMI, при всем при том среди совещания с руководством компании безупречно одуревший и индифферентный Шон Райдер заявил, что ему спешно нужна доза и покинул встречу. В комнату для переговоров он так и не вернулся, что по сути означало развал группы. На этом история собственно супер-звезд Happy Mondays заканчивается.
Вскоре Райдер отправился на врачевание, которое, хотя вообще-то, не чересчур ему помогло.
Между тем, с подъемом движения брит-поп в середине 90-х, в котором воздействие Madchester было больше чем несомненно, заинтересованность к Happy Mondays как классикам инди мало-помалу возродился.
Креативный же импульс в Шоне Райдере, вопреки мнениям, все ещё оставался довольно силен, и в 1995 году он и Bez вернулись под названием Black Grape с альбомом It's Great When You're Straight, Yeah?. Работа отнюдь не была попыткой подзаработать на популярности брит-попа, а напротив, продолжала все лучшее и жесткое, что было в Happy Mondays. Поддерживаемый синглами "Reverend Black Grape" и "In the Name of the Father", альбом занял первое местоположение в чарте и был единогласно воспет критиками. Но Bez вскоре покинул группу, а вторая служба Black Grape, "Stupid, Stupid, Stupid", не оправдала ожиданий. Второе пришествие оказалось ещё больше скоротечным.
Последний рецидив состоялся в 1999 году, когда с целью получить денег для уплаты налогов Шон Райдер решает вновь составить Happy Mondays, к тому времени уже давнехонько признанных классиками жанра. Отыграв немного концертов на переполненных площадках по всем крупнейшим городам Англии, группа выпускает сингл "The Boys are Back in Town", кавер на песню Thin Lizzy. Однако сингл оказывается достаточно посредственным и не поднимается выше 24-го места в чарте. Поиграв ещё на нескольких фестивалях и выпустив сборник Greatest Hits, в 2000 году Happy Mondays совсем распадаются.
Как сам Шон об этом говорил, "the Mondays были хорошей командой, которая делала хорошую музыку, стремительно заработала немного миллионов фунтов и так же резво их проторчала. Отличное было время". Разве на это разрешено что-то оспорить?
Только мне ещё хотелось бы привосокупить, что по значимости его личности для дальнейшего развития рок-культуры, Шона Райдера разрешено смело становить в единственный строй с Джимом Моррисоном, Куртом Кобейном, Майклом Хатченсом и другими знаменитыми рок-наркоманами. С одной только только разницей. Райдер прошел все - передозы, ломки, врачевание, влюбленность и забытье публики, личные драмы. Но при этом он завсегда делал только то, что ему нравилось, ни разу не сломался и не перестал быть самим собой. И самое главное - он плевал на всех и остался существовать. Поэтому надо думать, он и менее известен в текущий момент, чем упомянутые выше персонажи.
Так же читайте биографии известных людей:
Harald III Sigurdsson
Король Норвегии (10461066).
читать далее →
HARLEY
Первый концерт группы в клубе Эра. После долгих раздумий коллектив сгенерировал мощную идею взять в группу бас-гитариста. Им стал некий Гоша.
читать далее →
Harold Maurice Macmillan
Находясь на посту премьер-министра, ратовал за сохранение ядерного оружия в Великобритании; в 1962 принял решение о покупке американских ракет..
читать далее →
Harold Adams Innis
После визита в СССР в 1945 выпустил книгу очерков Русский дневник (The Russian Diary). Иннис выступил с тезисом о кризисе западной цивилизации,..
читать далее →