Известные люди
»Абрахам Меррит
Рождение: 20.1.1884
Произведения Абрахама Меррита, написанные обычно в жанре фантастики о затерянных цивизизациях или мистического детектива, пользовались огромной популярностью и оказали значительное влияние на многих писателей - в том числе, на Г.Ф.Лавкрафта, Джека Уильямсона, Фрица Лейбера, Л. Спрэга Де Кампа, Рэя Брэдбери и других.
Абрахам Меррит родился в Беверли, штат Нью-Джерси, 20 января 1884 года. Его папа, Уильям Генри Меррит, был архитектором, а мамаша, Ида Присцилла Бак внучатой племяницей Джеймса Фенимора Купера.
Закончив школу, Меррит поступил в юридический колледж, и все-таки позже внезапной смерти отца ему пришлось кинуть учебу, чтобы кормить семью. Он работал репортером для нескольких филадельфийских газет в основном для Philadelphia Inquirer. В 1903 году путешествовал по Центральной Америке, занимался археологией, этнографией. В 1911 году он был уже дежурным редактором, а в 1912 году его пригласили в еженедельник American Weekly помощником главного редактора Моррила Годдарда, которого он сменил в кресле редактора в 1937 году.
Литературное творчество было для Меррита одним из видов отдыха от журналистской работы, что не помешало ему сделаться одним из самых популярных авторов приключенческой фантастики 1920-1930-х годов.
Меррит дебютировал как фантаст рассказом Сквозь Драконье Стекло (Through the Dragon Glass, авторский вариант названия Thru the Dragon Glass) в журнале All-Story (номер от 24 ноября 1917 года). Первая (и разом достаточно громкая) известность приходит к нему после этого публикации новеллы Лунная заводь (The Moon Pool) в All-Story (номер от 22 июня 1918 года), которая стала одним из архетипических произведений о столкновении человека с тенями забытого прошлого. Новелла была продолжена романом Завоевание Лунной заводи (The Conquest of the Moon Pool, опубликован в номерах All-Story с 15 февраля по 22 марта 1919 года), и в дальнейшем во всех книжных изданиях они публиковались как единое целое под названием Лунная заводь. Первое из книжных изданий появилось в том же 1919 году, и по его поводу рецензент газеты New York Times писал: Если это, как указано на титуле, вправду дебютный роман, то мы присутствуем при рождении автора, одаренного необычайным (кое-кто, быть может, сочтет его доселе невиданным) богатством воображения.
Роман повествует о том, как небольшая научная экспедиция под руководством доктора Гудвина обнаружила на одном из Каролинских островов древнее сооружение и неосторожно потревожила его таинственного обитателя. Повторная экспедиция в те же места попадает сквозь портал Лунной Заводи в колоссальный находящийся под землей мир, образовавшийся следом того, как Луна откололась от Земли. В этом мире сосуществуют немного цивилизаций как человеческих, так и значительно больше древних.
В следующем романе Меррита Металическое чудовище (The Metal Monster, опубликован в номерах Argosy All-Story с 7 по 28 августа 1920 года) лекарь Гудвин исследует недоступный район Гималаев и сталкивается с явными проявлениями коллективного сознания у загадочных металлических существ, которые имеют форму кубов, шаров и конусов и способны беспрепятственно передвигаться в пространстве и полагать в огромные живые механизмы.
8 сентября 1923 года Argosy All-Story печатает всецело в одном номере повесть Меррита Лик в бездне (The Face in the Abyss). На тот самый раз автор отправляет своего героя Николаса Грейдона в компании авантюристов на поиски спрятанных сокровищ инков в перуанские Анды. Там они обнаруживают анклав древней расы Ю-Атланчи (бесцветный намек на Атлантиду), хранящей зания древности. Много позже Меррит написал нарочно для Хьюго Гернсбека и его журнала Wonder Stories продолжение роман Мать-Змея (The Snake Mother), но редакция Argosy напомнила Мерриту, что по контракту он обязан предложить продолжение Лика в бездне в первую голову им. Само собой, новоиспеченный роман был тут же принят и опубликован (в номерах с 25 октября по 6 декабря 1930 года).
Мистическо-приключенческий роман Меррита Корабль Иштар (The Ship of Ishtar) был опубликован в Argosy All-Story с 8 ноября по 13 декабря 1924 года. Герой романа, Джон Кентон, невзначай открывает в древнем камне античную модель корабля, которая оказывается магическим артефактом и перебрасывает Кентона в чудаковатый мир за пределами времени и пространства, на распроклятый богами судно, где происходит нескончаемая битва вавилонских богов Иштар и Нергала.
В детективно-приключенческом романе Семь следов на пути к Сатане (Seven Footprints to Satan, в русских переводах зачастую называется Семь шагов к Сатане) (Argosy All-Story, 2 июля 1 августа 1927 года) исследователь и авантюрист Джеймс Киркхем (уместно сказать, прямой писательский предшественник Индианы Джонса) становится пленником загадочного человека, тот, что, кажется, обладает на практике неограниченным богатством и беспредельной властью. Этот джентльмен называет себя Сатана. Он гений, чей интеллект сравним с интеллектом величайших ученых. Сатана предлагает Киркхему сыграть с ним в игру, ставкой Киркхема в которой, в зависимости от исхода, будет его бытие или независимость, а ставкой Сатаны местоположение для Киркхема рядом с ним, тайным правителем мира.
Этот роман стал первым экранизированным произведением Меррита в 1929 году вышел кино Семь следов на пути к Сатане. Режисеер Бенджамин Кристенсен снял по мотивам романа детективный фарс, тот, что немного что оставил от литературного первоисточника, и значительного успеха кино не имел.
В 1932 году был опубликован роман Обитатели миража (The Dwellers in the Mirage Argosy, с 23 января по 27 февраля), концевой из романов Меррита о затерянных цивилизациях. На тот самый раз автор попытался не нетрудно заслать современного человека в затерянный мир, но и связать его с этим миром неразрушимыми узами. Лейф Лэнгдон несет в себе пробужденную древним ритуалом память и душу великого героя Двайану, и устойчивый внутренний поединок Лейфа с Двайану приводит к катастрофическим последствиям для остатков некогда могущественной расы.
В том же году был издан детективно-мистический роман Гори, колдунья, гори! (Burn, Witch, Burn!, Argosy, 22 октября 26 ноября, на русском издавался ещё под названием Дьявольские куклы мадам Мендилипп) быть может, единственный из лучших образцов фантастики ужасов в стиле эпохи гангстерских войн. Роман начинается с визита главы гангстерского синдиката к доктору Лоуэлу, нейрохирургу. Целая череда странных смертей оказываются страшным следом обосновавшейся в городе ведьмы, которая создает уменьшенные копии живых людей и переселяет в них души оригиналов. Лоуэл и Рикори начинают тайную войну с жуткими куклами и их создательницей.
По мотивам этого романа был поставлен кино Тода Броунинга Дьявольская кукла (The Devil-Doll, 1936).
Второй роман дилогии, Ползи, тень! (Creep, Shadow!, Argosy, 8 сентября 13 октября 1934 года), сделан в больше мифологическом ключе. Древняя ирландская сказка о городе Ис вроде отображение миража на поверхности воды возникает в реалиях Америки 1930-х годов. Гипнотизеру удается пробудить в современной девушке наследственную память Дахут, королевы-волшебницы, и под боком от Нью-Йорка начинает исподволь возрождаться старинный и багряный магический культ.
В последние годы жизни Меррит был всецело занят редакционной работой и новых крупных произведений не публиковал.
21 августа 1943 года Абрахам Меррит скончался от сердечного приступа в своем летнем поместье в Индиан Рок, Флорида.
После его смерти художник и литератор Ханнес Бок дописал немного произведений по оставшимся черновикам и рабочим материалам Меррита.
Так же читайте биографии известных людей:
Абрахам Франкенберг Abraham Frankenberg
Немецкий мистик и поэт.
читать далее →
Абрахам Эделькранц Abraham Edelkranz
Абрахам Никлас Эделькранц (швед. Abraham Niclas Edelcrantz (до получения дворянства Клевберг); 29 июля 1754, Або 15 марта 1821) член Шведской..
читать далее →
Абрахам Дерби Abraham Darby
В первой половине XVIII в. Абрахам Дерби начал эксперименты по производству железа в плавильной печи, применяя не древесный уголь, а..
читать далее →
Абрахам Муавр Abraham Muavr
По легенде, Муавр точно предсказал день собственной смерти. Обнаружив, что продолжительность его сна стала увеличиваться в арифметической..
читать далее →