Известные люди

»

Абу Аль-Ашари

Абу Аль-Ашари Aby Al-Ashari Карьера: Философ
Он достиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находил удовлетворительные ответы, что приводило его в замешательство.

Полное имя имама Абу аль-Хасана аль-Ашари Али, наследник Исмаила, сына Исхака, сына Салима, сына Исмаила, сына Абдуллаха, сына Мусы, сына Абу Барды, сына Абу Мусы аль-Ашари. Он родился в 260 г.х. Его бытие описали Абу аль-Касим Али б. аль-Хасан б. Хибатуллах б. Асакир ад-Димашки в книге "Табьин Кизб аль-Муфтари фима Нусиба иля Аби аль-Хасан аль-Ашари" ("Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Ашари"), аль-Хатыб аль-Багдади в книге "Тарих Багдад" ("История Багдада"), Ибн Халкан в книге "Вафаят аль-Айан" ("Кончины знатных лиц"), аз-Захаби в книге "Тарих аль-Ислам" ("История ислама"), Ибн Касир в книге "аль-Бидая ва ан-Нихая" ("Начало и завершение"), ас-Сабаки в книге "Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра" ("Большая книжка о поколениях шафиитов"), Ибн Фархун аль-Малики в книге "ад-Дибадж аль-Музаххаб фи Айан Ахль аль-Мазхаб" ("Позолоченная парча, или книжка о знатных представителях маликитского толка"), аль-Муртада аз-Зубейди в книге "Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихья Улум ад-Дин" ("Дар богобоязненных старейшин с комментариями к книге "Возрождение наук о вере") и т.д.

Приехав в Багдад, имам аль-Ашари начал штудировать хадисы у Закарии б. Йахьи ас-Саджи, одного из знатоков хадисов и мусульманского права. Он обучался и у богословов Басры Абу Халифы аль-Джумахи, Сахля б. Сарха, Мухаммада б. Йакуба аль-Макари, Абд ар-Рахмана б. Халафа. Многие предания, рассказанные от их имени, он передал в своем толковании Священного Корана "аль-Мухтазан" ("Припасы"). Религиозно-философские взгляды он перенял от своего учителя, мужа своей матери Абу Али аль-Джуббаи, известного богослова мутазилитского толка.

Он добился значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, вслед за тем чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находил удовлетворительные ответы, что приводило его в замешательство.

Передают, что имам аль-Ашари рассказывал: Однажды ночью я усомнился в одном из воззрений, которых я придерживался. Я встал и совершил намаз из двух ракатов, попросив Аллаха наставить меня на прямой стезя. Затем я заснул, и мне приснился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я пожаловался ему на то, что со мной происходит, и он сказал мне: "Следуй моей Сунне!" Это заставило меня призадуматься. Я стал сопоставлять религиозно-философское учение с кораническими аятами и преданиями, и в настоящий момент я признаю то, что записано в Коране и Сунне, и отвергаю все остальное.

Абу Бакр Ахмад б. Али б. Сабит, больше именитый как аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463 г.х.), писал: Абу аль-Хасан аль-Ашари философ, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, которые искажают имена и качества Аллаха, а ещё мутазилитов, рафидитов, джахмитов, хариджитов и приверженцев других еретических толков... Мутазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, покуда Всевышний Аллах не помог имаму аль-Ашари одержать над ними верх.

Ибн Фархун в своей книге "ад-Дибадж аль-Музаххаб" ("Позолоченная парча, или книжка о знатных представителях маликитского толка") писал: Абу аль-Хасан аль-Ашари заслужил похвалу Абу Мухаммада б. Абу Зейда аль-Киравани и других видных богословов.

Ибн аль-Имад аль-Ханбали в своей книге "Шазарат аз-Захаб" ("Крупинки золота, или книжка о великих людях прошлого") писал: Абу аль-Хасан аль-Ашари прославил приверженцев пророческой Сунны и доставил полно неприятностей старейшинам мутазилитов и джахмитов. Он разъяснил истину, которую исповедовали люди, обладавшие твердой верой и знаниями. И примером этого является болтовня, которая состоялась между ним и его учителем аль-Джуббаи. В ходе этой беседы он сломал хребет всем еретикам и лицемерам. Абу аль-Хасан аль-Ашари спросил своего учителя Абу Али аль-Джуббаи о трех братьях: "Один из них был верующим, праведным и богобоязненным человеком. Второй был неверующим, распутным и несчастным человеком. А третий был ребенком. И вот, они умерли. Что же произойдет с ними?" Аль-Джуббаи ответил: "Праведник попадет на одну из ступеней Рая. Неверующий окажется на одной из ступеней Ада. А что касается ребенка, то он окажется посреди счастливых". Аль-Ашари спросил его: "Если тот самый ребятенок пожелает очутиться на одной ступени с праведником, позволят ли ему изготовить это?" Аль-Джуббаи сказал: "Нет! Потому что ему будет сказано, что его брат заслужил высокое местоположение в Раю благодаря своему усердному поклонению, которого не совершил сам ребенок". Аль-Ашари сказал: "А что будет, если он скажет, что совершил это упущение не по своей вине, а вследствие того что что ему не отпустили достаточного жизненного срока и не дали возможности поклоняться Аллаху?" Аль-Джуббаи ответил: "Великий и Могучий Аллах ответит ему, что Ему было известно, что если бы он прожил долгую существование, то совершал бы грехи и заслужил бы мучительное возмездие, и что Аллах поступил так с целью его же блага". Тогда аль-Ашари спросил: "А что будет, если его старшой брат спросит Господа миров, отчего Он позаботился о его младшем брате, но не позаботился о нем самом, если Ему было ведомо?" Аль-Джуббаи не смог оспорить ему. В таком виде эту беседу пересказал Ибн Халкан, и она свидетельствует о том, что Всевышний Аллах сам решает, кого осенить Своей милостью, а кого подвергнуть наказанию.

Тадж ад-Дин ас-Сабаки в книге "Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра" ("Большая книжка о представителях шафиитского толка") писал: Абу аль-Хасан аль-Ашари является величайшим богословом посреди приверженцев Сунны потом имама Ахмада б. Ханбаля. Он на сто процентов разделял взгляды имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, и в этом нет ни малейшего сомнения. Аль-Ашари писал об этом в своих трудах и неоднократно повторял, что его религиозные убеждения совпадают с убеждениями славного имама Ахмада б. Ханбаля. Именно это высказывание шейха Абу аль-Хасана неоднократно повторяется в его трудах.

Достоинства и заслуги Абу аль-Хасана аль-Ашари до такой степени многочисленны, что мы не в состоянии перечислить их всецело в таковый спешке. Всякий, кто ознакомится с трудами, написанными им следом отречения от мутазилитской ереси, убедится в том, что Всевышний Аллах помог ему выискать прямой стезя и сделал его защитником истины.

Представители разных религиозных толков препираются сравнительно его приверженности к одному из них. Маликиты считают, что он придерживался взглядов маликитского толка. Шафииты считают, что он разделял взгляды шафиитского толка. Ханифиты причисляют его к богословам ханифитского толка. Ибн Асакир сказал: Я встретился с уважаемым богословом Рафи аль-Хаммалем, и он рассказал мне со слов своих учителей, что Абу аль-Хасан аль-Ашари был маликитом. Однако ныне люди, которые следуют путем приверженцев Сунны и изучают основы религии от богословов всех религиозных толков, считают себя последователями аль-Ашари, потому что что ему принадлежат многие труды, которые перечитываются многими людьми.

Ибн Фурак сказал, что Абу аль-Хасан аль-Ашари скончался в 324 г.х.

Так же читайте биографии известных людей:
Абу Аль-Газали Aby Al-Gazali

Перед кончиной он поручил воспитание сыновей своему другу, который был суфием, и сказал ему: "Я очень жалею, что не смог достичь знаний, и хочу,..
читать далее

Абубакари Якубу Abubakari Yakubu

Абубакари Якубу начал свою футбольную карьеру в ганском клубе Гхапоха Райдерс из города Тема. В 2004 году Якубу переехал в Нидерланды и подписал..
читать далее

Абэ Кобо (Кимифуса) Abe Cobo

Всемирную славу принесли писателю появившиеся один за другим романы Женщина в песках (1962), Чужое лицо (1964) и Сожженная карта (1967). После их..
читать далее

Ава Гарднер Ava Gardner

Ава Гарднер - легендарная американская актриса. Родилась 24 декабря 1922 года.Ава Гарднер является одной из ярчайших звезд американского..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий