Известные люди
»Август Стриндберг
Рождение: Швеция, 22.1.1849
крупнейший шведский писатель, беллетрист и драматург. Сын предпринимателя и служанки. Сильно нуждаясь в молодости, испробовалряд профессий (учителя, библиотекаря, актера и др.). В лит-ре С. дебютировал в начале 70-х гг. драмами В Риме (Rom, 1870), Изгнанник, Мастер Олуф (Mдster Olof, 1872). Широкую известность принес С. роман Красная комната (Rцda Rummen, 1879), вызвавший бурную дискуссию.
В этом романе, как и в книге Новое царство (Det nya riket, 1882), С. развернул достаточно широкую картину современного ему шведского общества, направляя свою критику как супротив его косности, феодальных пережитков, так и супротив новых буржуазных порядков. С. обличал тут тупой бюрократизм в управлении страной, паразитизм чиновничества, комедию парламентаризма, продажность прессы, аферы нарождающихся акционерных компаний, лицемерие религиозных и благотворительных обществ, подневольность искусства от капиталистов; положительные герои романа группа художников, ученых, вынужденных бедствовать, погибать или продаваться предпринимателям. В своей Истории шведского народа и в исторических новеллах (Svenska oden och oventyr, 18821883) С. стремился кинуть взгляд на историю глазами демократа, сформировать историю народа, выдвигая образ исторических закономерностей, развенчивая коронованных героев истории. В первых частях своей семитомной автобиографии (Сын служанки, Развитие одной души, 1886) С. выступил сторонником ликвидации монархии и нескольких старых классов и замены их снова образовавшимися, требовал перестройки народного образования, разоблачая его классовый нрав, ориентировал на бедствия, к-рые приносило внедрение промышленного капитала. С. становился лит-ым вождем радикально-демократической интеллигенции Швеции, главой натуралистического течения. Но в результате преследований правительства и консервативной прессы он в 1882 покинул
родину и начал скитальческую бытие, годами живя в Париже, в Швейцарии, Германии, Дании.
В первом периоде творчества (с 70-х до конца 80-х гг.) С. стоял на позициях позитивизма, дарвинизма, свободомыслия, доходившего до антирелигиозных выступлений, выступал как поборник социального равенства, освобождения женщины, пацифизма, интернационализма. В эти годы он увлекался Чернышевским, утопическим социализмом Фурье и Сен-Симона (Утопии в действительности, Utopiиr i verkligneten, 1885). Отмежевываясь от марксизма, С. закреплялся на платформе мелкобуржуазного социализма, самоопределяясь как аграрный социалист. С. видел в городе паразита деревни, верил в обратное движение цивилизации и в погибель промышленного общества, в торжество мелкого крестьянского хозяйства, проповедывал опрощение. В это время на него большое воздействие оказывали Руссо и Л. Толстой. Стремлением к идеализации деревни навеян роман Жители островов (Hemsцborna, 1887), описывающий труды и дни примитивных людей на заброшенных островах.
В конце 80-х и начале 90-х гг. под влиянием усиленного роста промышленного капитализма, обострения классовых противоречий, с ростом революционности пролетариата, создавшего социал-демократическую партию [1889], шведская радикально-демократическая интеллигентская часть общества стала отдаляться от рабочего движения. В эти годы происходит перелом и в творчестве С. Он начинает разыскивать разрешения социальных противоречий на путях развития капитализма, а не ликвидации его, как раньше. Его захватывают перспективы технического прогресса, могучий размах капиталистического строительства. С. в свое время всего грубо выступил супротив феминистского движения. Постоянной темой С. стало женоненавистничество, махаловка полов, в к-рой леди обнаруживает себя как созданье интеллектуально ничтожное, движимое низменными инстинктами. Все ту же картину порабощения мужчины аморальной женщиной С. неустанно повторяет в ряде своих произведений [драмы Отец (Fabren, 1887), Товарищи (Kamraterna, 1888), Фрекен Юлия (Frцken Julie, 1888), Кредиторы (Fordringsegare, 1889), 2-й сборник рассказов Браки (Giftas, 1886), повести Исповедь безумца (En dares fцr svarstal, напис. 1888), Готические комнаты (Gцtiska rummen, 1904) и др.]. Далее С. выступил супротив всеобщего избирательного права, супротив тирании большинства, супротив демократических принципов, противопоставляя им безусловный индивидуализм, право сильного, свободу править для лучших, политические идеалы тех нократического типа. Во втором периоде творчества С. центральным является образ сильного человека высокой культуры, стоящего по ту сторону добра и зла, пробивающегося вверх, к могуществу и господству. В цикле исторических драм 90900-х гг. С. ставит в центре сильные, героические фигуры, определяющие в своем столкновении с массой ход истории. Таковы напр. мощные герои, крайние индивидуалисты, сокрушающие
все на своем пути Густав Ваза (Gustaf Vasa, 1899), Лютер (Виттенбергский соловей Nдklergalen i Wittenberg, 1903) и др. В современности герои С. оказываются капитанами промышленности, крупными предпринимателями, представителями квалифицированной технической интеллигенции; они вершат судьбы целых стран, стремятся к власти, играют людскими судьбами как оловянными солдатиками [таковы Борг и его папа в романе На шхерах (Havsbandet, 1890), дед в драме Соната призраков (Spцksonaten, 1907), герой повести Серебряное озеро и др.]. Следом за ними прокладывают себе всеми средствами дорогу в мир богатых и счастливых, стремясь взобраться может быть выше и столкнуть тех, кто стоит наверху, мелкобуржуазные герои С. лакей Жан (Фрекен Юлия), дочка унтер-офицера Текла (повесть Колдунья) и др. Носитель последнего слова буржуазного прогресса, предприимчивый капитан, и темная, косная масса рыбаков-крестьян вот характерная ныне для С. антитеза (На шхерах и др.).
Однако на данном этапе произведения С. не утрачивают ещё познавательной ценности, реалистических установок и критичности в изображении. Они отражают явления, характерные для периода активного наступления империалистического капитализма. Оправдывая пути буржуазного развития и законы капиталистического строя, С. сохраняет при этом рассудок зла, им присущего. Даже сочувствуя иным своим ницшеанствующим персонажам, пытаясь их героизировать, объективно он их развенчивает, показывает их безнравственность, преступность [проф. Тернер в романе Чандала (Tschandala, 1889), жуткий старик-капиталист в Сонате призраков и др.], приводит их к внутреннему краху (Борг-сын в романе На шхерах).
Наконец в третьем периоде творчества (ко второй половине 90-х гг.) С. делает завершающий шаг в сторону реакционного мировоззрения. С. отказывается от позитивизма, веры в науку, склоняется к католицизму, выступает апологетом оккультизма, магии, астрологии. Ряд произведений С. Ад (Inferno, 1897), Легенды (Legender, 1898), отчасти Черные знамена (Svarta fanor, 1907) и др. посвящен духовидческой тематике, описанию теософических путей автора и его персонажей. В этом периоде у С. элементы апологии буржуазного активизма вытесняются элементами депрессии, упадочничества.
В общем, в творчестве С. отразились те процессы, те большие сдвиги, к-рые были вызваны превращением Швеции в конце XIX в. из отсталой, крестьянско-земледельческой страны в страну с развитым промышленным капиталом новейшей формации. При этом в первом периоде творчества С. отразил стихийный протест вольного скандинавского крестьянства супротив вторжения промышленного капитализма и буржуазной культуры. Дальнейший ход развития С. вел его к капитуляции перед капитализмом и реакционной буржуазной идеологией.
В развитии стиля С. отправной платформой был натурализм, а конечной тот ранний
экспрессионизм (см.), к-рый уже с конца XIX в. возникал эпизодически в лит-ре ряда европейских стран. С конца 80-х гг. С. понял себя последователем Золя и Гонкуров; для него искусство должно являться осколком природы, рассматриваемой посредством темперамент. С. стремился к научной трактовке изображаемых явлений, сторонясь художественных прикрас. Он хотел вручить не столь произведение искусства, сколь людской документ, строил свои произведения на быстрой фиксации свежих впечатлений немного переработанных наблюдений; отседова принципиальная бессюжетность его романов, отсутствие в них интриги, единого действия, связи между персонажами, завязки и развязки. Такова цепочка его романов с продолжением Красная комната, Готические комнаты, Черные знамена, состоящих из серии очерков, зарисовок отдельных сцен частной и общественной жизни и из публицистических откликов на современные события. Отсюда и тяготение С. к автобиографии, к форме, к-рую он считал завершением натурализма. Натурализм С. основывается на позитивизм, естественно-научный материализм. Он всегда переносит на человеческое среда биологические законы (борьбы за наличие, естественного подбора и т. д.). Обильный в романах С. пейзаж носит нрав научного описания (геологического, ботанического и т. д.). Изредка встречающиеся сравнения с радостью берутся С. из области химии, физики, биологии.
В своей драматургии 80-х гг. С. на местоположение судьбы, рока выдвигал наследственность, воздействие среды, воспитания. Он не стремился к законченности диалога, предоставляя мозгу своих персонажей трудиться неправильно, как это бывает в действительности. Из соображений правдоподобия он отстаивал единство места и времени. Натурализм С. не сводился к чистому, нейтральному описанию. Натуралистически зарисованные куски жизни дополнялись у него проявлениями темперамента эмоционально-напряженными, патетическими авторскими оценками, публицистическими отступлениями.
На дальнейших этапах творчества С. все больше сосредоточивался на анализе ощущений, подчеркивая в восприятии элементы субъективного, относительного, иллюзорного (уже в романе На шхерах). Остро ощущая противоречия в бытии и в сознании, С. шел не к диалектическому их уяснению, а к релятивизму и агностицизму. С. строил свои произведения, напр. строй драм, на равноправии множества аспектов реальности, из к-рых ни единственный не может претендовать на постижение вещей в себе (в этом С. предвосхищал драматургию Пиранделло, см.). Читатель повести Романтический пономарь в конце остается в неведении что истинно, что ложно в рассказанной истории. В конце концов все только иллюзия, все основывается на воображении (Исповедь безумца). В результате для С. всякое знание субъективно, законы природы противоречат приятель другу и сами себе (Черные знамена, 1907). Общественные события в Готических
комнатах воспринимаются автором и героями как нечто непонятное, противоречивое, как сумбур.
Герои С. полны неразрешимых, приводящих подчас к гибели, противоречий [Эрик XIV Erik XIV (1899), Персонс, Густав Ваза и др.], я оказывается множественным, облики его зыбкими, оно лишается всякой устойчивости, распыляется. Герои С. находятся в постоянной борьбе с сверхличными стихийными силами, сбрасывающими их в хаос изначальных инстинктов. Самая мощная мощь это стихия пола; влюбленность битва полов, леди носительница обезличивающей сексуальной стихии. Напор бессознательного деформирует психику героев С., придает ей патологическую окраску, они ощущают себя на грани безумия, одержимы неврозами, страхом перед жизнью. Повествование зачастую становится похожим на вздор, сцена театра С. наполняется маниаками, сумасшедшими, кошмарами, призраками, мистической атмосферой [Соната призраков, Путь в Дамаск (Till Damascus, 18981904, Advent, 1899) и др.]. Соответственно от физиологической психологии С. переходит к психоанализу фрейдистского типа (Романтический пономарь, Пария, эпизоды в Легендах, в Черных знаменах).
Но не только психоаналитические и мистические произведения, но кроме того и исторические драмы С. конца 90900-х гг. жутко показательны для его экспрессионизма. В них без малого не изображается быт эпохи, социальная среда. В центре раскрытие психологии и судьбы своеобразной личности. В них нет исходного равновесия, зритель безотлагательно погружается в тревожную, напряженную атмосферу; действо нередко обрывается на неразрешенных противоречиях. Эти драмы полны неопределенных намеков, эксцентрических странностей, резких смен мотивов и настроений, острых изломов, диссонансов, срывающихся жестов, внезапных речей и т. п.
Однако в последнем периоде у С. нет той успокоенности, примиренности с существующим, к-рая была у иных импрессионистов, мистиков-декадентов. Его экспрессионистские произведения полны смятения, патетического страдания, раздирающих противоречий, ужасающих гротескных образов. Хотя в общем бунтарство С. в последнем периоде выливалось в реакционно-идеалистических формах, при всем при том и сейчас у него встречаются яркие вспышки социального протеста, реалистической общественной сатиры. Таковы отдельные части Готических комнат, где он обличает бывших бунтарей, приспособившихся к существующему строю, погрязших в бюрократическом болоте.
В России освоение С. шло по двум путям. Плебейское бунтарство С., его патетическое обличение лжи буржуазного общества, его баталия за права человеческой личности, его реалистические тенденции оказали воздействие на М. Горького, как то признавал сам Горький в статье о С. в газете Dagens Nyheter, 1912 (Горький, Материалы и исследования, под ред. Десницкого, изд. Академии наук, Л., 1934, т. I). С прочий стороны, ницшеанство С., его мистические устремления, его экспрессионистические
тенденции оказывались близкими кругу символистов, доставили ему популярность посреди буржуазно-мещанской публики, в особенности в отрезок времени реакции потом 1905.
Так же читайте биографии известных людей:
Август Корк August Kork
Корк Август Иванович (22.7.1887, деревня Ардлан Юрьевского уезда Лифляндской губернии - 12.6.1937, Москва), военный деятель, командарм 2-го ранга..
читать далее →
Август Бебель August Bebel
Во времена франко-прусской войны Бебель выступил не за войну, а за братство народов, не за вражду с французскими рабочими, а за объединение с ними...
читать далее →
Август Давидов Avgust Iulevich Davidov
Давидов (Август Юльевич) - профессор математики Московского университета, брат виолончелиста Карла Давидова (1823 - 1885); родился в Курляндии в..
читать далее →
Август Мебиус August Ferdinand Mobius
Начальное образование Мёбиус получил дома и сразу выказал интерес к математике. С 1803 по 1809 годы учился в колледже Шульпфорте, затем поступил в..
читать далее →