Известные люди
»Августин Бетанкур
Рождение: Испания, 1.2.1758 - 26.7
Августин Бетанкур - испанский, затем российский государственный деятель, учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор и инженер, организатор строительства и транспорта в Российской империи. Родился 1 февраля 1758 года.Основные научные труды Бетанкура:О расширительной силе паров (Париж, 1790);О новой системе внутреннего судоходства (Париж, 1807);Руководство к составлению машин (совместно с Х. М. Ланцем, Париж, 1808 г., 1-е издание; 1819 г., 2-е издание; 1840 г., 3-е издание, посмертное).
Родился в испанской дворянской семье. В 1417 его пращур, французский мореплаватель Жан де Бетанкур, покорил Канарские острова и объявил себя королем.
Получив образование в Королевской академии изящных искусств в Мадриде (1781), Б. продолжил обучение в Парижской школе мостов и дорог. Затем - поездка в Англию, где он знакомится с паровыми машинами.
К 30 годам Б. превратился в крупного инженера-исследователя. Это способствовало его стремительной карьере. В 1788 становится директором Королевского кабинета машин в Мадриде. В 1798 назначается руководителем строительства первого в Испании телеграфа (Мадрид- Кадис). Он использовал в своем телеграфе бинарную кодировку информации, каждой букве был присвоен 8-битовый код (как в современных компьютерах), опередив тем самым на 47 лет Самуэля Морзе.
С 1800 - генерал-инспектор созданного им Корпуса путей сообщения, а ещё всех дорог и мостов Испании, Интендант провинций, член Совета Финансов, 1803 - основной интендант армии и Генеральный шеф почты.
В 1807 из-за политических изменений в стране покинул Испанию и переехал во Францию. В 1808 был приглашен на службу русским правительством в ранге генерал майора и направлен в Ведомство путей сообщения.
За 16 лет своей службы в России Б. приложил полно усилий для превращения России в передовую в техническом отношении страну. Под его руководством было проведено: переоборудование Тульского оружейного завода с установкой паровых машин, изготовленых по его чертежам; постройка в Казани новой литейной для пушек; переоборудование Александровской хлопчатобумажной мануфактуры (Павловск); углубление порта в Кронштадте и сооружение канала между Ижорским заводом и Петербургом с применением изобретённой им же в 1810 паровой землечерпательной машины.
По его инициативе в 1810 был учрежден в Петербурге Институт путей сообщения, которым Б. возглавлял до конца жизни. Им был разработан и предложен учебный проект, по которому готовили инженеров широкого профиля, способных новости любые строительные работы. Основную мишень учебного заведения Б. сформулировал так: "...снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству работ в Империи". Институт, которым он возглавлял до конца жизни, заложил основы будущей отечественной инженерной школы.
Организаторские способности талантливого инженера-изобретателя были по достоинству оценены, о чем свидетельствует его направление на пост главы Комитета по делам строений и гидравлических работ в Петербурге (1816), а следом и главным директором путей сообщения России (1819).
По планам и под непосредственным руководством Б. велось сооружение Экспедиции заготовления государственных бумаг (1818). Необходимость усовершенствования изготовления денежных купюр диктовалась огромным количеством поддельных ассигнаций, находившихся в российском обращении следом войны с Наполеоном. Был построен весь город, в котором разместились сооружение бумагоделательного отделения, печатное отделение, механическая, граверная, нумерационная и формная мастерские, правление, квартиры для чиновников и служащих, казармы для рабочих, караул.
Одновременно Б. работал над технологией изготовления бумаги и ассигнаций. Бумага Экспедиции вскоре следом запуска производства получила высокую оценку качества и стала поставляться за рубеж. Отчет о проделанной работе заслужил у императора "высочайшее благоволение". Указом Александра I Б. был пожалован орден Владимира 2-й степени.
Принимал участие в строительстве Манежа в Москве. При работе над проектом Б. должен был постановить задачу по перекрытию огромной по тем временам площади (166 Х 45 м.), причем соорудить это без промежуточных опор, чтобы внутреннее пространство было пригодно для смотров и парадов. Конструкция оказалась прочной, и вскоре под ее сводами беспрепятственно маршировал единый полк боец. (Первоначальное наименование Манежа - Экзерциргауз).
В начале XIX века Нижний Новгород становится центром международной торговли. С 1817 началось возведение Нижегородской ярмарки. Определение места для постройки постоянной ярмарки было доверено Б. В 1820 на территории Нижегородской ярмарки по проекту Б. был сооружен Гостиный двор, а в 1821 ярмарка представляла собой изрядный коммерческий комплекс. Строительство было завершено последователями великого ученого. В настоящее время из зданий ярмарки сохранился Спасо-Преображенский собор.
В 1820 по инициативе Б. были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная учебное заведение подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России.
Входил в состав комиссии по строительству Исаакиевского собора и создал необходимые технические средства для его возведения. Леса и подъемные механизмы, сооруженные по его проектам, позволили Монферрану вознести и определить колонны Исаакиевского собора и Александровскую колонну на Дворцовой площади.
Б. был ещё одним из основоположников мостостроения в России. Каменные мосты на Московском ш., Исаакиевский плашкоутный мост посредством Неву, арочный мост сквозь Малую Невку между Аптекарским и Каменным островами в Санкт-Петербурге - плоды его инженерной мысли. Участвовал в строительстве и многих других сооружений, посреди которых: первая крупная в России шоссейная путь Петербург - Новгород - Москва (1818-1822); Таицкий водопровод; Монетный двор в Варшаве; Георгиевская церковь на Большеохтинском кладбище в Петербурге.
Б. изобрел ещё первую машину для работы в шахте по добыче ртути, агрегат для очистки технологического угля, оптический телеграф, первым запустил в Мадриде воздушный шар, разработал мотальную установку для производства шерсти, придумал и воплотил в существование уникальный для того времени агрегат - водяную землечерпалку, а кроме того машину для подводного спиливания свай. Деятельность "русского испанца" на благо России не осталась незамеченной, и Б. был пожалован орден Святого Александра Невского.
В 1823 скоропостижно скончалась любимая дочка Б., что весьма повлияло на состояние здоровья. В феврале 1824 он подает в отставку. По некоторым сведениям, инициатором отставки был Аракчеев. 14 июля того же года умирает. Погребение состоялось в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. На могиле был установлен величественный монумент, изготовленный на чугуннолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Монферрана. Это был презент нижегородских купцов в знак признательности создателю ансамбля ярмарки. Перезахоронен в 1979 в Некрополе Александро-Невской лавры.
Министерство путей сообщения России 27.07.1995 учредило памятную медаль имени Бетанкура. Медалью за номером 2 награжден король Испании Хуан Карлос.
Проживал Б. в Санкт-Петербурге по адресам: наб. р. Фонтанки, 115; Садовая ул., 50-а; Московский пр., 9, Большая Морская ул., 19.
Так же читайте биографии известных людей:
Августин Эгуавон Avgustin Eguavon
Знаменитый нигерийский футболист и тренер, защитник. Был капитаном сборной Нигерии. Августин стал первым африканцем в чемпионатах России. Участник..
читать далее →
Августин Волошин Avgustin Voloshin
Политический, культурный и религиозный деятель Закарпатья, греко-католический священник.
читать далее →
Августин Гамарра Avgustin Gamarra
Августин Гамарра (исп. Agustнn Gamarra) (27 августа 1785, Куско 18 ноября 1841, Боливия) перуанский военный, политик, дважды становился президентом..
читать далее →
Авдотья Елагина Avdotya Elagina
Хозяйка литературно-философского салона, в котором зародилась и развивалась идеология славянофильства; переводчица. Мать И. В. Киреевского, П. В...
читать далее →