Известные люди

»

Августин Бетанкур

Августин Бетанкур Avgustin Betancourt Карьера: Архитектор
Рождение: Испания, 1.2.1758 - 26.7
Августин Бетанкур - испанский, затем российский государственный деятель, учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор и инженер, организатор строительства и транспорта в Российской империи. Родился 1 февраля 1758 года.Основные научные труды Бетанкура:О расширительной силе паров (Париж, 1790);О новой системе внутреннего судоходства (Париж, 1807);Руководство к составлению машин (совместно с Х. М. Ланцем, Париж, 1808 г., 1-е издание; 1819 г., 2-е издание; 1840 г., 3-е издание, посмертное).

Родился в испанской дворянской семье. В 1417 его пращур, французский мореплаватель Жан де Бетанкур, покорил Канарские острова и объявил себя королем.

Получив образование в Королевской академии изящных искусств в Мадриде (1781), Б. продолжил обучение в Парижской школе мостов и дорог. Затем - поездка в Англию, где он знакомится с паровыми машинами.

К 30 годам Б. превратился в крупного инженера-исследователя. Это способствовало его стремительной карьере. В 1788 становится директором Королевского кабинета машин в Мадриде. В 1798 назначается руководителем строительства первого в Испании телеграфа (Мадрид- Кадис). Он использовал в своем телеграфе бинарную кодировку информации, каждой букве был присвоен 8-битовый код (как в современных компьютерах), опередив тем самым на 47 лет Самуэля Морзе.

С 1800 - генерал-инспектор созданного им Корпуса путей сообщения, а ещё всех дорог и мостов Испании, Интендант провинций, член Совета Финансов, 1803 - основной интендант армии и Генеральный шеф почты.

В 1807 из-за политических изменений в стране покинул Испанию и переехал во Францию. В 1808 был приглашен на службу русским правительством в ранге генерал майора и направлен в Ведомство путей сообщения.

За 16 лет своей службы в России Б. приложил полно усилий для превращения России в передовую в техническом отношении страну. Под его руководством было проведено: переоборудование Тульского оружейного завода с установкой паровых машин, изготовленых по его чертежам; постройка в Казани новой литейной для пушек; переоборудование Александровской хлопчатобумажной мануфактуры (Павловск); углубление порта в Кронштадте и сооружение канала между Ижорским заводом и Петербургом с применением изобретённой им же в 1810 паровой землечерпательной машины.

По его инициативе в 1810 был учрежден в Петербурге Институт путей сообщения, которым Б. возглавлял до конца жизни. Им был разработан и предложен учебный проект, по которому готовили инженеров широкого профиля, способных новости любые строительные работы. Основную мишень учебного заведения Б. сформулировал так: "...снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству работ в Империи". Институт, которым он возглавлял до конца жизни, заложил основы будущей отечественной инженерной школы.

Организаторские способности талантливого инженера-изобретателя были по достоинству оценены, о чем свидетельствует его направление на пост главы Комитета по делам строений и гидравлических работ в Петербурге (1816), а следом и главным директором путей сообщения России (1819).

По планам и под непосредственным руководством Б. велось сооружение Экспедиции заготовления государственных бумаг (1818). Необходимость усовершенствования изготовления денежных купюр диктовалась огромным количеством поддельных ассигнаций, находившихся в российском обращении следом войны с Наполеоном. Был построен весь город, в котором разместились сооружение бумагоделательного отделения, печатное отделение, механическая, граверная, нумерационная и формная мастерские, правление, квартиры для чиновников и служащих, казармы для рабочих, караул.

Одновременно Б. работал над технологией изготовления бумаги и ассигнаций. Бумага Экспедиции вскоре следом запуска производства получила высокую оценку качества и стала поставляться за рубеж. Отчет о проделанной работе заслужил у императора "высочайшее благоволение". Указом Александра I Б. был пожалован орден Владимира 2-й степени.

Принимал участие в строительстве Манежа в Москве. При работе над проектом Б. должен был постановить задачу по перекрытию огромной по тем временам площади (166 Х 45 м.), причем соорудить это без промежуточных опор, чтобы внутреннее пространство было пригодно для смотров и парадов. Конструкция оказалась прочной, и вскоре под ее сводами беспрепятственно маршировал единый полк боец. (Первоначальное наименование Манежа - Экзерциргауз).

В начале XIX века Нижний Новгород становится центром международной торговли. С 1817 началось возведение Нижегородской ярмарки. Определение места для постройки постоянной ярмарки было доверено Б. В 1820 на территории Нижегородской ярмарки по проекту Б. был сооружен Гостиный двор, а в 1821 ярмарка представляла собой изрядный коммерческий комплекс. Строительство было завершено последователями великого ученого. В настоящее время из зданий ярмарки сохранился Спасо-Преображенский собор.

В 1820 по инициативе Б. были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная учебное заведение подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России.

Входил в состав комиссии по строительству Исаакиевского собора и создал необходимые технические средства для его возведения. Леса и подъемные механизмы, сооруженные по его проектам, позволили Монферрану вознести и определить колонны Исаакиевского собора и Александровскую колонну на Дворцовой площади.

Б. был ещё одним из основоположников мостостроения в России. Каменные мосты на Московском ш., Исаакиевский плашкоутный мост посредством Неву, арочный мост сквозь Малую Невку между Аптекарским и Каменным островами в Санкт-Петербурге - плоды его инженерной мысли. Участвовал в строительстве и многих других сооружений, посреди которых: первая крупная в России шоссейная путь Петербург - Новгород - Москва (1818-1822); Таицкий водопровод; Монетный двор в Варшаве; Георгиевская церковь на Большеохтинском кладбище в Петербурге.

Б. изобрел ещё первую машину для работы в шахте по добыче ртути, агрегат для очистки технологического угля, оптический телеграф, первым запустил в Мадриде воздушный шар, разработал мотальную установку для производства шерсти, придумал и воплотил в существование уникальный для того времени агрегат - водяную землечерпалку, а кроме того машину для подводного спиливания свай. Деятельность "русского испанца" на благо России не осталась незамеченной, и Б. был пожалован орден Святого Александра Невского.

В 1823 скоропостижно скончалась любимая дочка Б., что весьма повлияло на состояние здоровья. В феврале 1824 он подает в отставку. По некоторым сведениям, инициатором отставки был Аракчеев. 14 июля того же года умирает. Погребение состоялось в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. На могиле был установлен величественный монумент, изготовленный на чугуннолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Монферрана. Это был презент нижегородских купцов в знак признательности создателю ансамбля ярмарки. Перезахоронен в 1979 в Некрополе Александро-Невской лавры.

Министерство путей сообщения России 27.07.1995 учредило памятную медаль имени Бетанкура. Медалью за номером 2 награжден король Испании Хуан Карлос.

Проживал Б. в Санкт-Петербурге по адресам: наб. р. Фонтанки, 115; Садовая ул., 50-а; Московский пр., 9, Большая Морская ул., 19.

Так же читайте биографии известных людей:
Августин Эгуавон Avgustin Eguavon

Знаменитый нигерийский футболист и тренер, защитник. Был капитаном сборной Нигерии. Августин стал первым африканцем в чемпионатах России. Участник..
читать далее

Августин Волошин Avgustin Voloshin

Политический, культурный и религиозный деятель Закарпатья, греко-католический священник.
читать далее

Августин Гамарра Avgustin Gamarra

Августин Гамарра (исп. Agustнn Gamarra) (27 августа 1785, Куско 18 ноября 1841, Боливия) перуанский военный, политик, дважды становился президентом..
читать далее

Авдотья Елагина Avdotya Elagina

Хозяйка литературно-философского салона, в котором зародилась и развивалась идеология славянофильства; переводчица. Мать И. В. Киреевского, П. В...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий