Известные люди
»Александр Дружинин
Рождение: Россия, 20.10.1824
Но ему недоставало главного качества, уловляющего сердца русского читателя: в нем совсем нет энтузиазма, нет способности поднимать читателя на высоту. Вот почему он так скоро попал в разряд "забытых талантов".
Дружинин, Александр Васильевич - прославленный критик и беллетрист. Родился 8 октября 1824 г. в Петербурге. Сын состоятельных и чиновных родителей, он с ранних лет приобрел основательное знание иностранных языков и ту благовоспитанность, которая составляла основную черту не только личного характера, но и всей литературной деятельности его. Поступив в пажеский остов, он сделался присяжным поставщиком "сочинений" для товарищей и писал море юмористических стихотворений на разные случаи школьной жизни. В лейб-гвардии Финляндском полку Дружнин был крайне любим товарищами, но полковая бытие окончательно не удовлетворяла его, и посредством три года он ее оставил. До 1851 года он числился в канцелярии военного министерства, позже чего стал "только" литератором. Литературная дело Дружинина. Успех подбодрил Дружинина, и он в течение года одну за прочий печатает три большие вещи: "Рассказ Алексея Дмитриевича", "Фрейлейн Вильгельмина" и роман "Жюли", которым как бы закончил свою беллетристическую дело. Продолжая редко одаривать рассказы и более того большие повести, он главные силы свои направил на критику и статьи по истории литературы. И на новом поприще Дружинина ожидал громадный счастливый момент. "Письма иногороднего подписчика", в легкой форме дававшие доклад о новостях текущей литературы, с радостью читались, и несмотря на всю их шутливую легковесность, Дружинин занял вакантное со смертью Белинского амплуа "первого критика". Почти в то же время он выступил в роли "эссеиста" и дал строй обширных статей об английской литературе - Краббе, Ричардсоне, Шеридане, Босвеле, Джонсоне, Вальтер Скотте, Дизраэли, - утвердивших за ним репутацию знатока не только английской, но и вообще иностранной литературы. В 1850 г. Дружинин печатает "Сентиментальное турне Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам" и этим дебютирует ещё на одном поприще - юмористического фельетона. Успех не заставил себя дожидаться и тут. Правда, "Чернокнижников" произвел кой-какой дебош в литературных кружках, но читался шибко усердно и привлек к себе всеобщее участливость. Впоследствии Дружинин неоднократно и с здоровенный охотой возвращался к псевдониму "Чернокнижников". В конце 1856 г. Дружинин становится во главе редакции "Библиотека для чтения", в которой редко сотрудничал и раньше. Все предсказывало фарт новой редакции: дружеские связи Дружинина с лучшими представителями нового литературного поколения - Тургеневым, Толстым, Григоровичем, Анненковым, Боткиным и другими, - изысканный привкус редактора, его влюбленность к делу. Надежды, при всем при том, вовсе не оправдались: "Библиотека для чтения" была затерта другими изданиями. Достаточно прочесть profession de foi новой редакции, чтобы разобраться причину этого неуспеха. В то время, когда Россия была охвачена могучим стремлением к общественному обновлению, Дружинин выступал с заявлением, где ни единым словом не упоминалось о том, как смотрит редакция на новое течение русской жизни, какого направления она для него желала бы. Обещала редакция новости занятие "Оhne Hast, Оhne Rast" - призыв, негусто подходивший к эпохе, которая неслась на всех порах. В 1858 году Дружинин пригласил в соредакторы начинавшего заходить в большую известность Писемского. Но и тот самый приподнято одаренный романист сильно немного подходил для роли руководителя журнала, тот, что должен был конкурировать с такими изданиями, как "Русский Вестник" и "Современник". В результате "Библиотека для Чтения" заняла безупречно второстепенное местоположение. Тургенев, тот, что в 1856 г. надеялся, что журнал под "командой" Дружинина стремительно процветет, в 1861 г. называл ее "глухой дырой". К началу 1861 г. Достоевский оставил редакцию "Библиотеки для Чтения". Обострявшаяся немочь (чахотка) не давала ему возможности действовать с прежним усердием, но все-таки он в "Искре", "Северной Пчеле" и "Вестнике" поместил строй юмористических фельетонов, а в "СПб. Ведомостях" и "Русском Вестнике" писал статьи об иностранной литературе. Кроме того, Дружинин продолжал переводы драм Шекспира, начатые в 1856 г. "Королем Лиром", и напечатал в "Русском Вестнике" 1862 г. (под псевдонимом Безымянного) "Прошлое лето в деревне" - впечатления человека
, приехавшего в деревню следом за освобождением крестьян. 14 января 1864 г. Дружинин умер и похоронен на Смоленском кладбище. С именем Дружинина узко связано учреждение литературного фонда. Ознакомившись из английских изданий с британским literary fund, он устно и печатно стал пропагандировать идея об устройстве подобного общества у нас и, когда его идея встретила горячее сочувствие, принял деятельное участие в устройстве фонда и был одним из первых членов его комитета. По его имени названа и "Дружининская копейка". Литературное наследие навалом и скоро писавшего Дружинина занимает целых 8 убористых томов (СПб., 1865). Наименее ценное в нем - юмористические фельетоны "Чернокнижникова", приземистый полет которых имеет, и все-таки, важный историко-литературный заинтересованность, как знак упадка литературных кружков в тяжелые годы реакции 1848 - 1855 годов. Со смертью Белинского, с отъездом Герцена и с наступлением болезненной подозрительности последних лет дореформенной эпохи, духовная моська руководящих литературных групп одним духом меняется. Сотрудники "Современника" - Панаев, Дружинин, Лонгинов, Гаевский, Григорович, редко более того Некрасов - сходясь вкупе, предаются "чернокнижию", то есть сочинению юмористических посланий, поэм и всевозможных "литературных шалостей", до того погрешавших супротив цензуры нравов, что издавать их приходилось за рубежом. Кому-то из "чернокнижников" пришло на ум облечь разрозненные импровизации "чернокнижия" в одну литературную форму, связать их "нитью длинного романа". Дружининское "Путешествие Ивана Чернокнижникова" явилось осуществлением этого плана. Конечно, получилось только слабое отображение действительного "чернокнижия"; но и в таком виде оно возбудило жуть в членах кружка, которые настояли на прекращении "Путешествия", поражающего позднейших читателей, главным образом, своей мелкотой. Как беллетрист, Дружинин известен в здоровенный публике только "Полинькой Сакс", хотя вторая повесть его, "Рассказ Алексея Дмитриевича", в художественном отношении значительно выше. Причина быстрого и громкого успеха "Полиньки Сакс" в том, что это была одна из первых и сильно определенных попыток определить в русской литературе "дамский вопрос". Неправильно только усматривали в ней необыкновенную новизну и смелость: не только ключевой мотив, но и некоторые положения заимствованы из жорж-зандовского "Жака". Сам автор, хотя вообще-то, и не намерен был выдавать свою повесть за нечто оригинальное по замыслу. В том месте, где супруг Полиньки Сакс, узнав, что юная супруга его полюбила другого, не считает себя в праве осудить ее и лишить возможности оставить к любимому человеку, Сакс прямо говорит: "Пламенные юноши почтут меня новым Жаком". Позднейшие беллетристические произведения Дружинина неудачны, скучны и многословны. То же многословие вредит Дружинину и как автору статей об английской литературе. Начинаются они обыкновенно живо и занимательно, со свойственным Дружинину изяществом стиля, но далее автор видимо устает и, вместо одушевленной передачи излагаемых им книг, дает единственный вялый пересказ. Особенно неудачен долгий строй статей о Джонсоне и Босвеле. Близкое знакомство с английской литературой сделало Дружинина крайним англоманом. Для него нет без малого другого мерила для оценки европейских литературных явлений, как прием, тот, что он встретил в Англии, и притом только в Англии торийской. Для современного читателя Дружинин больше всего интересен как критик, ни капельки, хотя вообще-то, не в легковесных "Письмах иногороднего подписчика", а в больших критических статьях, составляющих 7 том собрания его сочинений. Дружинин - что ни на есть отличный из русских защитников "чистого искусства" и самый-самый солидный из врагов "дидактики" - термин, которым он обозначал тенденцию в искусстве. В своей нелюбви к "дидактикам" Дружинин доходит до утверждения, что они "не выставили ни одного великого имени" - а между тем к числу их он относит Гейне, Жорж Занд и Виктора Гюго. Из русских писателей он всех ему симпатичных всевозможными софизмами зачислял в ряды представителей чистого искусства, оказываясь при этом самое малое проницательным диагностом и ещё менее удачным прор
оком. Так, в частности, в 1856 г., то есть намедни наибольшего расцвета "дидактизма", Дружинин с торжеством провозглашал, что чистое искусство решительно победило искусство конца 40-х годов, с его стремлениями к общественному реформаторству. В Тургеневе, творчество которого, незамедлительно же позже появления статей о нем Дружинина, всецело направилось на отображение различных "моментов" русского общественного настроения, Дружинин видел только "поэта" и утверждал, что критика ему "навязывает" цели и стремления, идеально чуждые его художественной природе. Будучи в теоретических воззрениях своих крайним защитником "чистого" искусства, Дружинин ни капли, при всем при том, не требовал от него одних только "звуков чистых и молитв". Для него никакая реальность не была "грязна". Целому ряду писателей - Писемскому, Островскому и более того Щедрину - он вменял в высокую заслугу "знание дела", то есть изображаемого ими быта и, совсем сходясь с литературным антиподом своим - Добролюбовым, выше всего ценил в произведении "правду". Его вражда к "дидактизму" на том и основывалась, что этим стесняется воля творчества. Написаны критические статьи Дружинина шибко тонко и изящно, с тем истинным джентльменством, которое более того посреди его противников создало ему кличку "честного рыцаря". Но ему недоставало главного качества, уловляющего сердца русского читателя: в нем окончательно нет энтузиазма, нет способности взметать читателя на высоту. Вот отчего он так быстро попал в разряд "забытых талантов".
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Никитенко Aleksandr Nikitenko
Никитенко Александр Васильевич - известный мемуарист, критик. Родился в 1804 или 1805 г.
читать далее →
Александр Огнёв Aleksandr Ognev
Александр Огнёв - писатель, критик, доктор филологических наук, профессор. Родился 10 июня 1925 года.Огнёв опубликовал свыше 270 работ, в том числе..
читать далее →
Александр Скабичевский Aleksandr Skabichevskij
Родился в 1838 г., в семье бедного петербургского чиновника из малороссийских дворян; учился в ларинской гимназии и на историко-филологическом..
читать далее →
Александр Фадеев Aleksandr Fadeev
Последний творческий замысел Фадеева роман о современности Черная металлургия остался незавершенным. 13 мая 1956 г. в Москве в состоянии душевной..
читать далее →