Известные люди

»

Александр Клубов

Александр Клубов Aleksandr Klubov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 27.6.1945
В 1939 году А. Ф. Клубов был зачислен курсантом в авиационное училище. В годы Великой Отечественной войны принимал активное участие в боях с врагами на Южном, а затем на 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Был командиром звена, эскадрильи. Совершил 457 боевых вылетов, участвовал в 95 воздушных боях, лично сбил 31 самолет противника и 19 в группе.13 ноябре 1944 года на одном из прифронтовых аэродромов во время облета машины смерть оборвала жизнь отважного летчика-истребителя. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года Александру Федоровичу Клубову присвоено звание Героя Советского Союза.27 июня 1945 года он был посмертно удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Александр Федорович Клубов родился в бедной крестьянской семье. По национальности российский. Член КПСС с 1943 года. А. Ф. Клубов до времени познал нужду. В 1934 году уехал в Ленинград, поступил в школу ФЗУ при заводе Большевик. Некоторое время работал токарем в инструментальном цехе этого завода, а с 1936 года на Ленинградском карбюраторном заводе,

Покрышкин нервничал: взволнованный, он ходил по аэродрому, то снимал, то надевал шлемофон и все чаще тревожно спрашивал радиста:

Ну, что Клубов?

Молчит, друг начальник, приглушенно отвечал радист, как будто он сам был виновен в том, что оборвалась связь с командиром группы истребителей, завязавшей тяжелый мордобой с мессершмиттами.

Продолжайте запрашивать, грубо бросал приказание Покрышкин и ещё раз всматривался в отдаленный, пламенеющий закатом горизонт.

Редко кто видел этого хладнокровного воздушного бойца, умелого авиационного командира таким возбужденным и встревоженным, как в эти минуты. Уж кто-кто, а Покрышкин может удерживать себя. В самую критическую минуту боя он не растеряется, его нервы всю дорогу послушны твердому рассудку бойца. Но тут...

Больше часа прошло с того момента, как он выпустил в воздух группу истребителей, которую повел единственный из его учеников Александр Клубов. Истребители вышли в район патрулирования. Потом поступило извещение, что появилась волна юнкерсов и мессершмиттов. Клубов поделил свои силы. Ударную группу он повел в атаку, а прикрывающей паре приказал набрать высоту. Потом сообщили, что появились ещё мессершмитты, и ситуация осложнилась. Уничтожив немного бомбардировщиков и обратив остальных в бегство, Клубов был вынужден завязать махач с вражескими истребителями. По рации то и занятие раздавался его взволнованный голос: Атакую, прикрой, Идем вверх, Смотри сзади. И как гром среди ясного неба связь оборвалась. Прошли десятки минут томительного ожидания. Один за другим возвращались на свой аэровокзал самолеты. А Клубова все нет.

В эти тревожные минуты в памяти Покрышкина всплыло многое, что было связано с летчиком Клубовым. Вспомнились майские дни 1943 года, когда потом боев в небе Кубани Покрышкин принимал пополнение. В числе других летчиков, прибывших в полк, был и Александр Клубов невысокого роста и неблизко не богатырского телосложения джентльмен с ясным и открытым взглядом. Такой не покривит душой, решил Покрышкин при первом же знакомстве. И хотя рассказывал он о себе кратко, не употребляя звонких фраз, ясно было, что махаловка уже успела опалить его своим огненным дыханием.

Родился Александр Клубов на Вологодщине, рос и учился в Ленинграде. В родное время тут служил во флоте, на легендарном крейсере Аврора, его папа служивый революции Федор Клубов, потом прихлопнутый в деревне кулаками. Работа, на заводе, комсомол, греза о воздушном океане, приведшая в аэроклуб. В канун войны Саша Клубов приехал в Ленинград из авиационного полка, стоявшего в Закавказье. Здесь он расхаживал по набережной Невы в темно-синей форме военного летчика, с кубиком младшего лейтенанта в петлице. И неожиданно битва.

На самом южном фланге огромного советско-германского фронта начал свои первые бои с гитлеровцами летчик-истребитель Клубов. Полк, в котором он служил, воевал под Моздоком. Трудно было в те дни летчикам этого полка. И одна из трудностей состояла в том, что воевали они на устаревших по тому времени истребителях И-153 чайках, как называли эти машины. Чайки уступали вражеским мессершмиттам и в скорости, и в вооружении. Ждали, шибко ждали летчики полка новых самолетов, но с заводов они шли на другие участки фронта под Москву, в район Ленинграда, где были нужнее.

Трудно было сражаться на чайках супротив мессершмиттов, но все же летчики сумели выработать свою тактику, боя, приспособились и стали не только обороняться, но и надвигаться. Чайка была тихоходнее, но зато маневреннее, в особенности на виражах. На вооружении этого самолета имелись пушки мощное оружие атаки. В числе атакующих был и Александр Клубов. Это он в воздушных боях сшиб вражеский юнкерс, а следом, спасая командира, зажег фашистский мессершмитт, хотя сам получил ранение.

Летчика отправили в лазарет. У молодых раны скоро зарубцовываются. Зажили, затянулись раны и у Клубова, и вот он уже опять в родном полку. Опять полеты, поиски новых боевых приемов. Клубов первым в полку принимает на вооружение так называемую восходящую спираль. Еще два мессершмитта сбиты меткими очередями с клубовской чайки.

Ожесточенные бои разгорелись ранней весной 1943 года в небе Кубптт. Фашисты хотели тут снова завладеть инициативу в воздух? Они ввели в махач сотни своих самолетов. Завязались упорные воздушные бои. Летчик Клубов в этих боях сшиб четыре вражеских самолета лично и 19 в групповых боях. К этому времени он совершил уже свыше 200 боевых вылетов, был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны.

Таким Клубов пришел в гвардейский полк к Покрышкину. Он резво освоил свежеиспеченный скоростной истребитель, познал многие тайны воздушного боя. В боевой практике он руководствовался выработанной Покрышкиным и его боевыми друзьями формулой: высота прыть маневр огонь. Летать стал смело, твердо и тактически грамотно. В полку Клубова оценили и полюбили.

Понравился и Покрышкину тот самый белокурый, хрупкий на облик, но выносливый в бою пилот. Он не раз хватал с собой Клубова ведомым и убеждался в его отваге и высоком мастерстве. Потом стал отправлять независимо, ведущим небольших групп. Боевой счет сбитых вражеских самолетов у Клубова стал вырастать. Росла и слава гвардейского полка, ставшего грозой для фашистских летчиков.

...В тот, что раз Покрышкин подходил к радисту в надежде услыхать что-нибудь утешительное. Тревожное разве? возникало в сознании все чаще и чаще.

Наконец где-то вдалеке появился и с каждой секундой стал нарастать шум мотора. Тяжело, с перебоями, на последних оборотах тянул поврежденный движок машину. Показалась и сама агрегатина. Покрышкин, привыкший зреть соколиный росчерк своих питомцев, мастеров высшего пилотажа, сию минуту понял, что истребитель держится в воздухе каким-то чудом. То зарываясь носом, то сваливаясь на крыло, то сызнова с трудом выравниваясь, истребитель едва-едва тянул к аэродрому.

Передайте, чтобы выбрасывался с парашютом, кратко приказал Покрышкин радисту и добавил с надеждой: Может, услышит...

Да, в таковый ситуации другого выхода, казалось бы, и не было. Летчику следовало оставить чуть послушную машину. Но Клубов, явно, стойко решил не расставаться со своим полетом. Рывками выравнивая истребитель в горизонтальный полет, он с прямой пошел на посадку. Это был риск, смертельно опасный риск, и все, кто был на аэродроме, что надо это понимали. Не выпуская шасси, Клубов снизился. Посадка на живот прошла успешно.

Нет, он не выбрался из кабины, его вытащили. С трудом удерживая равновесие, шатаясь, Клубов пошел по выгоревшей траве аэродрома и кратко доложил Покрышкину о результатах боя...

Когда полумраки спустились на аэровокзал, техники, мотористы, механики вывесили на козелки клу боне кую машину и стали готовить ее к новым вылетам. А в это время у землянки Покрышкина шел детальный разбор воздушного боя, проведенного группой Клубова. Восстанавливалась картина воздушной схватки, анализировались действия отдельных летчиков и пар, делались выводы. Так уж повелось в этом гвардейском полку: воюя, обучаться, повышать родное тактическое и огневое мастерство.

Этот махач был интересен многими деталями. Четверка истребителей, ведомая Клубовым, встретила возле 40 вражеских бомбардировщиков, которых сопровождали 12 мессершмиттов. Очевидно, супостат рассчитывал причинить здоровый бомбовый потрясение по нашим наземным войскам. Как сдернуть его планы?

Клубов сделал картина, что его группа, видя явное численное превосходство противника, оставляет поле боя. Он пропустил вражеские юнкерсы, опосля внезапно грубо сманеврировал и обрушился своей четверкой на фашистские бомбардировщики. Ему наперерез устремились мессершмитты, но было уже поздно: четверке краснозвездных истребителей удалось прорваться к юнкерсам и с ходу штурмовать их.

Клубов ударил по флагману вражеской колонны. Не обращая внимания на огненные трассы, которые посылал стрелок вражеского бомбардировщика, Клубов без малого впритирку подошел к юнкерсу и ударил из пушек. Юнкерс тотчас повалился на крыло, окутался дымом и пошел к земле.

Выход из атаки, боевой разворот и сызнова потрясение по юнкерсам. Еще единственный фашистский бомбардировщик постигла та же участь. Вторая пара из группы Клубова ещё уничтожила два юнкерса. Это бесповоротно расстроило боевой строй вражеской группы, но тут подоспели их истребители.

Атакуем мессеров. Набирай высоту, передал команду своему ведомому Клубов.

Силы были неравными: четверка супротив двенадцати. Клубов ясно представлял угроза, но смело пошел ей навстречу. Звучат короткие слова команды в шлемофонах, и вот две пары советских летчиков идут в атаку.

Клубов ведет своих летчиков вверх, мессеры следуют за ними. Добиться превосходства в высоте, которую разрешается направить в прыть, не удается. Тогда Клубов приказывает второй паре завязать махач, а сам со своим ведомым грубо вырывается из воздушной карусели и восходящей спиралью устремляется в высоту. Мотор ревет на предельных оборотах. Высота увеличивается, но прыть гаснет, и движок с трудом выдерживает нагрузку.

Еще, ещё давай, как будто живому существу, шепчет Клубов, обращаясь к своей машине. Он знает, что каждая сотня метров высоты, набранной в эти секунды, сквозь короткие мгновения на пикировании обернется приростом скорости, до того необходимой для победы. Мотор вытянул истребитель на нужную высоту.

Прикрой, иду в атаку, лаконично бросает он своему ведомому.

Отжимая ручку от себя до отказа, пилот грубо сваливает авиалайнер в пикирование. Клубов выбирает себе предмет атаки. На огромной скорости он настигает вражеский мессер и, сблизившись до 50 метров, нажимает на гашетку. Из-за рева мотора выходящей из пикирования машины пилот не слышит дробного стука пулеметной очереди, но видит, как атакованный мессершмитт безотложно клюет носом и, вспыхнув, падает.

Атаки повторялись. Клубов выжимал из своей машины все, на что она была рассчитана. Боезапас пулеметов и пушек расходовал экономно, бил наверно. Уже три вражеских мессера, пылая, упали на землю. Двух из них уничтожил Клубов. Однако враг ещё не был сломлен. Фашистские летчики продолжали махач, и одному из них удалось повредить авиалайнер ведомого в паре Клубова. Летчик вынужден был вылезти из строя. Клубов остался единственный.

Бой продолжался.

Еще единственный мессер от меткой очереди Клубова задымил и ушел в сторону. Но вот на Клубова напала откуда-то позади четверка мессеров. Маневрируя, он пытается уклониться от атаки. Трассы пулеметных очередей проносятся мимо то с правой стороны, то слева. Потом резкий потрясение, и пилот почувствовал, как жарким пламенем обожгло физиономия. Осколки разбитого бронестекла впились в лоб и щеки.

Машина стала непослушной, свалилась в штопор. Только без малого у самой земли удалось выровнять ее и вывести в горизонтальный полет. А мессеры сызнова наседают. Они неотрывно преследуют краснозвездный истребитель, хотят добить его.

Около десяти долгих минут вел неравный махач на поврежденной машине Александр Клубов, подбил ещё единственный фашистский истребитель. И только следом того как враги покинули район, он взял вектор движения на свой аэропорт.

Техники и мотористы за немного дней капитально отремонтировали машину, и вскоре на ней пилот Клубов снова вылетел на боевое поручение.

В апреле 1944 года однополчане горячо поздравили Александра Клубова с присвоением ему звания Героя Советского Союза.

И сызнова боевые вылеты, упорные схватки с врагом. Украшенный красными звездами авиалайнер Клубова, ставшего уже командиром эскадрильи, летал над степями Украины, разил врага в небе над Яссами, над Днестром, далее над Вислой. И в каждой схватке с врагом Клубов оставался верен себе, высокому званию гвардейца. Смелый, атакующий манера, меткие удары приносили победы в боях этому отважному летчику и его боевым друзьям.

В каждом вылете Клубов выражал настоящее творчество, это замечательное свойство мастера воздушного боя. Не только врагу, зорко следившему за действиями Клубова, но и его ведомому порой тяжело было предугадать, какой маневр пли какую фигуру в ходе боя он предпримет. И это было характерной чертой клубовского почерка воздушного боя.

В полку что надо запомнили эдакий момент. Пара наших истребителей выполняла ответственное поручение по прикрытию переправы. Ведущим пары был Александр Клубов. В район переправы они вышли на высоте 500 метров и разом же были атакованы шестеркой мессершмиттов, обрушившихся на советских летчиков с большущий высоты.

Клубов, своевременно увидевший врага, удачно вышел из-под удара. Он в один момент оценил обстановку: соотношение сил единственный к трем в пользу врага. Мессеры, несомненно, имеют задачу очистить небеса над переправой, чтобы вручить вероятность юнкерсам, находящимся где-то на подходе к цели, беспрепятственно и безнаказанно обрушить бомбовый груз на переправу и на войска, сосредоточенные в ее районе.

Таков проект врага. Как сдернуть планы гитлеровцев? Как околпачить мессеров, отколоться от них и не вручить юнкерсам бомбить переправу? Немедленно ввязаться в махач с мессерами, решает Клубов, хотя бы на пару минут, чтобы ошеломить врага. Но мордобой новости только до тех пор, в то время как не покажутся вражеские бомбардировщики.

Пара мессеров зашла для очередной атаки. Ну что ж, он, Клубов, позволит фашисту заглянуть в хвостище.

Летчик начал левый боевой разворот. Пусть противник поймет, что он уходит из-под удара с набором высоты, теряя прыть. У мессера, тот, что свалился в пикирование с здоровенный высоты, припас скорости немаловажно более значительный, и он, конечно, попытается применять близкое превосходство.

С каждой секундой Клубов, выполняя маневр, все больше увеличивал крен и в конце концов положил машину на спину. Преследовавшему его фашистскому летчику казалось все шибко простым и ясным, он был уверен, что советских времен пилот выполняет переворот, значит, нужно его опередить. Фашист в быстром темпе сделал переворот сквозь крыло. Он думал, что вот-вот совдеповский истребитель сам подойдет в перекрестие прицела, и тогда останется только надавить на гашетку.

Но где он? Преследуемого не видно. Клубов ушел из-под удара. Он не стал работать вторую доля переворота. И в тот миг, когда фашист вертел совершенный оборот, Клубов довернул свою машину вдоль продольной оси, перевернулся направо, сменив левый боевой разворот на правый. Тем самым он ушел из-под удара и сам занял превышение над самолетом врага.

Нельзя лишаться секунд и метров высоты эта мысля заставила Клубова в два счета обрушиться на врага. Последовала стремительная, молниеносная штурмовая вылазка, завершившаяся короткой пушечной очередью по кабине вражеского мессера, тот, что немедленно клюнул носом, задымил и устремился к земле.

Десятый! Еще единственный, заходит позади. Прикрываю, услышал Клубов в шлемофоне звук своего ведомого.

Вижу юнкерсы. Отрывайся от худых, атакуем лапотников, приказал Клубов своему ведомому и, заложив ещё единственный боевой разворот, полез вверх, имитируя уход из-под атаки прочий пары мессеров.

Сбитый Клубовым вражеский истребитель упал горящим в лесном массиве под боком от переправы. Потеря одного из шестерки мессеров охладила воинственный пыл фашистских летчиков. Они стали держаться от Клубова на почтительном расстоянии, выжидая больше благоприятных условий для боя.

Таким образом, Клубов выполнил первую количество своего замысла. Теперь все участливость на бомбардировщиков. Но воспрещено сбрасывать со счетов и мессеров, которые в любую минуту могут причинить смертельно опасный потрясение.

Восьмой, следи за худыми, приказал он ведомому. Атакую лапотников.

Юнкерсы шли к переправе клином, тремя тройками передний, как всю дорогу, ведущий. Резко переломив траекторию полета своего истребителя, Клубов свалил его в крутое пикирование. Скорость нарастает с каждой секундой. Внизу первая тройка серых юнкерсов явственно видна на фоне зеленого лесного массива. Клубов нацелился на ведущего первого звена, для верности проверил, включен ли тумблер вооружения, перенес воззрение на прицел, и вот уже дрогнул авиалайнер от выпущенной пушечной очереди.

Есть, начальник, прикурить дал верно, услышал Клубов одобрительный возглас своего ведомого.

Атакуй второе звено. Я бью по третьему, лаконично приказал Клубов и, выводя свой авиалайнер из пикирования, не прерывая фигуры, пошел в атаку снизу, под третье звено фашистских бомбардировщиков.

Клубову ладно было видно, как его ведомый соколом налетел на головной юнкерс второго звена, как немедленно взметнулось полымя на правом моторе фашистского самолета и он, ломая строй, неуклюже повалился куда-то направо, вниз. Клубов и сам уже в это момент был близок к самолетам третьего звена и, не выбирая, нанес потрясение из пушек по первому же юнкерсу, продырявив ему плоскость. Тот с трудом развернулся, высыпал бомбы и стал отправляться обратно.

Как пламенеющий смерч, пронеслась ещё раз пара советских истребителей через поломанный строй фашистских бомбардировщиков и, совсем сломав их боевой строй, заставила разгрузиться от бомб за пределами цели. Переправа была спасена. Клубов взял вектор движения на свой аэропорт. Навстречу ему шло звено истребителей для прикрытия переправы.

За успехами летчика внимательно следил Покрышкин.

Летим совместно, сказал он как-то своему ученику.

Они взлетели, возглавляя произвольный свою группу в общем боевом порядке. Над полем боя летчики встретили четыре пары фашистских истребителей. Они шли эшелонированно по высоте. Советские летчики завязали мордобой на вертикалях. Образовалась так называемая чертова мельница, когда свои и чужие самолеты перемешиваются в одной гигантской петле. Клубов, славно переносивший большие перегрузки, сумел на какую-то секунду раньше противника вывести свой авиалайнер из пикирования и этим занять выгодную позицию. Последовала штурмовая вылазка, и ещё единственный вражеский истребитель врезался в землю.

Юбилейный! Поздравляю! услышал он в шлемофоне звук Покрышкина.

Да, это была юбилейная виктория пятидесятый вражеский авиалайнер, сбитый отважным советским летчиком Александром Клубовым. Он участвовал кроме того в групповых боях, в которых уничтожил немного десятков вражеских самолетов.

Боевой счет фронтовых геройских поступков Клубова заключался не только в сбитых им самолетах врага. Итог его фронтовой работы это и мастера воздушного боя, которых он вырастил в эскадрилье. Им он отдал все, что имел: мастерство воздушного бойца, влюбленность к своей Советской Родине, жажду битвы с врагами Отчизны, свою простоту и скромность, присущие сыну матроса с Авроры.

В ноябре 1944 года на прифронтовом аэродроме под Львовом во время облета новой машины дважды Герой Советского Союза Александр Федорович Клубов, единственный из тех, кем по праву гордится свой население, трагически погиб. Во Львове, на беда Славы, возвышается остроконечный обелиск монумент советским воинам, погибшим в годы минувшей войны. Здесь покоится и прах славного летчика Александра Клубова.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Козлов Aleksandr Kozlov

Звание Героя Советского Союза Александру Герасимовичу Козлову присвоено 24 декабря 1943 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании реки..
читать далее

Александр Колдунов Aleksandr Koldunov

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года Александру Ивановичу Колдунову было присвоено звание Героя Советского Союза. 23..
читать далее

Александр Кончин Aleksandr Konchin

24 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру батальона гвардии капитану Ш.Умарову, его заместителю по политической части..
читать далее

Александр Космодемьянский Aleksandr Kosmodemianskiy

Звание Героя Советского Союза Александру Анатольевичу Космодемьянскому присвоено посмертно 29 июня 1945 года.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий