Известные люди

»

Александр Костылев

Александр Костылев Aleksandr Kostiulev Карьера: Герой
Рождение: Россия, 2.11.1908
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку, а далее школу фабрично-заводского ученичества по специальности столяр-модельщик. Член ВКП(б) с 1929 г. После окончания Вятской совпартшколы в 1929 г. работал секретарем Зюздинского райкома комсомола, принимал участие в создании коллективных хозяйств и сам был первым председателем колхоза Ленинский путь в селе Георгиево.

В РККА с 1930 г. До 1933 г. служил в артиллерии. В 1936 г. окончил 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге, в 1939 г. курсы комиссаров-летчиков при Харьковском военном авиационном училище летчиков.

Участвовал в советско-финской войне. Был военным комиссаром 50-го сбап 18-й сбаб ВВС 7-й армии Северно-Западного фронта. Совершил 44 боевых вылета. Награжден орденом Красного Знамени (15.01.40).

Рассказывает сочинитель Румянцев: 19 декабря 1939 года группа скоростных бомбардировщиков сбросила бомбы на укрепления линии Маннергейма и взяла вектор движения на свой аэровокзал. Комиссар полка Александр Николаевич Костылев шел со своим экипажем в составе звена капитана Реутова. В пути девятку СБ штурмовали истребители противника. Они первым делом накинулись на отставший авиалайнер старшего лейтенанта Шумилина. Ведущий в звене не заметил опасности и продолжал полет на той же скорости. Предупредить его о нападении было запрещено так как на этих самолетах не было переговорных радиостанций. Комиссар Костылев принял мгновенное решение: он убавил прыть, пристроился к самолету Шумилина и дал вероятность своему стрелку-радисту обстрелять истребители противника. Метким огнем шкаса удалось сшибить два вражеских истребителя. Третий авиалайнер свалил на землю стрелок-радист экипажа Шумилина.

Комиссар Костылев ещё не раз показывал летному составу образец боевой выручки в воздухе. 21 декабря девятка бомбардировщиков опять несла смертоносный груз на долговременный укрепления противника. Недалеко от побережья Финского залива самолеты попали в зону сильного зенитного огня. Комиссар первым идет на мишень и удачно бомбит позиции врага. Удачно отбомбились и другие экипажи. На обратном курсе еще раз неожиданная саммит с истребителями противника. Все они сосредоточили потрясение по звену капитана Ведерникова. В махач с истребителями вступили экипажи всей группы. И в этом месте экипаж Костылева показал образец. Он первым сшиб вражеский истребитель, а опосля поспешил на выручку товарищу, оказавшемуся в тяжелом положении. Потеряв ещё единственный авиалайнер, истребители скрылись. Наша девятка вернулась на свой аэровокзал без потерь.

Часто задания приходилось реализовывать в трудных метеорологических условиях, а летный состав полка, в котором служил Костылев, был молодым и не имел достаточного опыта полетов в условиях скверный видимости. Коммунист Костылев терпеливо учил экипажи боевому мастерству, передавал им свой навык, требовал строжайшей дисциплины и осмотрительности, безупречного знания маршрута полета и района боевых действий.

В своих воспоминаниях о тех днях Александр Николаевич писал: 30 января 1940 года мой экипаж вылетел на поручение в составе первой эскадрильи. С линии фронта сообщили, что погода хорошая, высота облачности большая. Но вскоре мы попали в облака, а вслед за тем в плотный снегопад. Снизились до предела, разыскали мишень. Бомбить пришлось с высоты не 1500 метров, как заурядно, а всего только с 400. Мощная взрывная волна 500-килограммовых бомб шибко бросала самолеты вверх. Но мы обрабатывали мишень, в то время как не опорожнили бомбовые отсеки. Удар был нанесен только точь-в-точь. От прямых попаданий взлетел на воздух вражеский дот, мы ясно видели разрушенные окопы, разметанные и перемешанные с землей проволочные заграждения.

В феврале начались сильные метели. Всюду лежал основательный снег. Аэродромная команда не успевала ориентировать взлетно-посадочную полосу. Самолеты ставили на лижи. Их в полку было всего ничего, а в воздухе остро нужна была каждая лишняя агрегатина.

Костылев к этому времени летал на самолете СБ нового выпуска. Из-за удлиненных обтекателей моторов летчики окрестили эту машину щукой. Для модернизирования щуки лыж и подавно не было. Как поступить комиссару? Прекратить свои полеты? Просить чужую машину? Нет! Костылев сделал немного тренировочных полетов и доказал, что и в таких условиях разрешено взлетать и усаживаться с колесными шасси.

Действовать постоянно вот так, личным примером, первым ходить на рискованный шаг - это было святым правилом коммуниста Костылева.

Во второй эскадрилье при выполнении боевого поручение погиб старшой политрук Будкин. Через некоторое время в эскадрилье новая утрата. Подбитый авиалайнер, тот, что вел старшой политрук Койнаш, сделал вынужденную посадку на вражеской территории. Белофины хотели завладеть экипаж в плен. Советские летчики мужественно дрались до последнего патрона и, не сдавшись в плен, погибли героями.

В эскадрильи несладко переживали погибель товарищей. Чтобы воодушевить людей, комиссар полка стал летать в составе этой эскадрильи и в боях помог летчикам отомстить за кончина своих друзей

18 февраля Александр Николаевич Костылев участвует в налете на укрепление противника в районе Вийпури. У деревни Кямяря эскадрилью встретил шквальный зенитный жар. Но самолеты единственный за другим прорываются к цели и бомбят вражеские позиции. Под правым крылом самолета, тот, что вел Костылев, разорвался снаряд. Самолет здорово подбросило, в крыле появились пробоины. Комиссар мастерски выводит авиалайнер из зоны зенитного огня, сохраняет боевой строй эскадрильи и удачно приводит машину на свой аэропорт.

Осматривая авиалайнер, мастер качал головой.

- Как только, друг комиссар, вы дотянули свою щуку?

Личным примером, действенной партийно-политической работой комиссар способствовал высокой боевой активности летного состава. Правительство наградило прославленный авиаполк орденом Красного Знамени

21.03.40 г. За мужество и героизм, проявленные в отрезок времени советско-финской войны, батальонному комиссару Костылеву Александру Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 263.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.

В июне-сентябре 1941 г. был военным комиссаром 50-го сбап. Воевал на Северо-Западном и Западном фронтах.

12 сентября 1941 года его однополчане с гордостью читали сводку Совинформбюро. В ней сообщалось: Группа пикирующих бомбардировщиков во главе с Героем Советского Союза старшим батальонным комиссаром Костылевым атаковала немецкие артиллерийские батареи. Один за другим пикировали летчики на вражеские батареи. Взрывами бомб уничтожено 12 тяжелых орудий.

В июне 1942 - июне 1943 гг. Костылев был заместителем командира 50-го разведывательного авиаполка по политчасти. Воевал на Брянском и Воронежском фронтах.

23.06.43 г. был тяжко ранен и до конца 1944 г. находился на излечении в госпитале.

Рассказывает сочинитель Румянцев: В одном из вылетов на разведку перед началом Курской битвы авиалайнер Костылева был атакован группой истребителей противника. Завязался воздушный мордобой. Один из вражеских истребителей рухнул на землю... Штурман убит, стрелок-радист ранен. Прыгать с парашютом запрещено. Костылев бросает горящий авиалайнер в пике, пытаясь сшибить полымя, но пламень растет. Раненный и обгоревший комиссар перетянул машину посредством линию фронта и, не выпуская шасси, посадил горящий авиалайнер на своей территории

В 1944-46 гг. был заместителем командира авиаполка по политчасти в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского, а в 1946-50 гг. заместителем начальника лётно-испытательной станции по политчасти в ВВИА им. Жуковского.

С 1950 г. был заместителем командира авиаполка по политчасти в Государственном Краснознамённом Научно-испытательном институте ВВС.

В 1951 г. ему было присвоено воинское звание полковник.

Летал на 11 типах самолетов.

С ноября 1953 г. - в запасе.

Жил на станции Чкаловская (в черте г. Щёлково) Московской области.

Похоронен в г. Щёлково, на Гребенском кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Курзенков Aleksandr Kurzenkov

Командир звена 44-й эскадрильи 15-го разведывательного авиаполка (ВВС Краснознамённого Балтийского флота) лейтенант Курзенков А. Г. к сентябрю 1943..
читать далее

Александр Летучий Aleksandr Iakovlevich Letuchij

Александр Летучий - Герой Советского Союза. Родился 25 ноября 1908 года.Александр Летучий являлся старшим лейтенантом, помощником командира..
читать далее

Александр Лукьянов Aleksandr Lukianov

Герой Советского Союза (22.07.41). Награжден двумя орденами Ленина.
читать далее

Александр Марков Aleksandr Markov

Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий