Известные люди
»Александр Костылев
Рождение: Россия, 2.11.1908
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку, а далее школу фабрично-заводского ученичества по специальности столяр-модельщик. Член ВКП(б) с 1929 г. После окончания Вятской совпартшколы в 1929 г. работал секретарем Зюздинского райкома комсомола, принимал участие в создании коллективных хозяйств и сам был первым председателем колхоза Ленинский путь в селе Георгиево.
В РККА с 1930 г. До 1933 г. служил в артиллерии. В 1936 г. окончил 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге, в 1939 г. курсы комиссаров-летчиков при Харьковском военном авиационном училище летчиков.
Участвовал в советско-финской войне. Был военным комиссаром 50-го сбап 18-й сбаб ВВС 7-й армии Северно-Западного фронта. Совершил 44 боевых вылета. Награжден орденом Красного Знамени (15.01.40).
Рассказывает сочинитель Румянцев: 19 декабря 1939 года группа скоростных бомбардировщиков сбросила бомбы на укрепления линии Маннергейма и взяла вектор движения на свой аэровокзал. Комиссар полка Александр Николаевич Костылев шел со своим экипажем в составе звена капитана Реутова. В пути девятку СБ штурмовали истребители противника. Они первым делом накинулись на отставший авиалайнер старшего лейтенанта Шумилина. Ведущий в звене не заметил опасности и продолжал полет на той же скорости. Предупредить его о нападении было запрещено так как на этих самолетах не было переговорных радиостанций. Комиссар Костылев принял мгновенное решение: он убавил прыть, пристроился к самолету Шумилина и дал вероятность своему стрелку-радисту обстрелять истребители противника. Метким огнем шкаса удалось сшибить два вражеских истребителя. Третий авиалайнер свалил на землю стрелок-радист экипажа Шумилина.
Комиссар Костылев ещё не раз показывал летному составу образец боевой выручки в воздухе. 21 декабря девятка бомбардировщиков опять несла смертоносный груз на долговременный укрепления противника. Недалеко от побережья Финского залива самолеты попали в зону сильного зенитного огня. Комиссар первым идет на мишень и удачно бомбит позиции врага. Удачно отбомбились и другие экипажи. На обратном курсе еще раз неожиданная саммит с истребителями противника. Все они сосредоточили потрясение по звену капитана Ведерникова. В махач с истребителями вступили экипажи всей группы. И в этом месте экипаж Костылева показал образец. Он первым сшиб вражеский истребитель, а опосля поспешил на выручку товарищу, оказавшемуся в тяжелом положении. Потеряв ещё единственный авиалайнер, истребители скрылись. Наша девятка вернулась на свой аэровокзал без потерь.
Часто задания приходилось реализовывать в трудных метеорологических условиях, а летный состав полка, в котором служил Костылев, был молодым и не имел достаточного опыта полетов в условиях скверный видимости. Коммунист Костылев терпеливо учил экипажи боевому мастерству, передавал им свой навык, требовал строжайшей дисциплины и осмотрительности, безупречного знания маршрута полета и района боевых действий.
В своих воспоминаниях о тех днях Александр Николаевич писал: 30 января 1940 года мой экипаж вылетел на поручение в составе первой эскадрильи. С линии фронта сообщили, что погода хорошая, высота облачности большая. Но вскоре мы попали в облака, а вслед за тем в плотный снегопад. Снизились до предела, разыскали мишень. Бомбить пришлось с высоты не 1500 метров, как заурядно, а всего только с 400. Мощная взрывная волна 500-килограммовых бомб шибко бросала самолеты вверх. Но мы обрабатывали мишень, в то время как не опорожнили бомбовые отсеки. Удар был нанесен только точь-в-точь. От прямых попаданий взлетел на воздух вражеский дот, мы ясно видели разрушенные окопы, разметанные и перемешанные с землей проволочные заграждения.
В феврале начались сильные метели. Всюду лежал основательный снег. Аэродромная команда не успевала ориентировать взлетно-посадочную полосу. Самолеты ставили на лижи. Их в полку было всего ничего, а в воздухе остро нужна была каждая лишняя агрегатина.
Костылев к этому времени летал на самолете СБ нового выпуска. Из-за удлиненных обтекателей моторов летчики окрестили эту машину щукой. Для модернизирования щуки лыж и подавно не было. Как поступить комиссару? Прекратить свои полеты? Просить чужую машину? Нет! Костылев сделал немного тренировочных полетов и доказал, что и в таких условиях разрешено взлетать и усаживаться с колесными шасси.
Действовать постоянно вот так, личным примером, первым ходить на рискованный шаг - это было святым правилом коммуниста Костылева.
Во второй эскадрилье при выполнении боевого поручение погиб старшой политрук Будкин. Через некоторое время в эскадрилье новая утрата. Подбитый авиалайнер, тот, что вел старшой политрук Койнаш, сделал вынужденную посадку на вражеской территории. Белофины хотели завладеть экипаж в плен. Советские летчики мужественно дрались до последнего патрона и, не сдавшись в плен, погибли героями.
В эскадрильи несладко переживали погибель товарищей. Чтобы воодушевить людей, комиссар полка стал летать в составе этой эскадрильи и в боях помог летчикам отомстить за кончина своих друзей
18 февраля Александр Николаевич Костылев участвует в налете на укрепление противника в районе Вийпури. У деревни Кямяря эскадрилью встретил шквальный зенитный жар. Но самолеты единственный за другим прорываются к цели и бомбят вражеские позиции. Под правым крылом самолета, тот, что вел Костылев, разорвался снаряд. Самолет здорово подбросило, в крыле появились пробоины. Комиссар мастерски выводит авиалайнер из зоны зенитного огня, сохраняет боевой строй эскадрильи и удачно приводит машину на свой аэропорт.
Осматривая авиалайнер, мастер качал головой.
- Как только, друг комиссар, вы дотянули свою щуку?
Личным примером, действенной партийно-политической работой комиссар способствовал высокой боевой активности летного состава. Правительство наградило прославленный авиаполк орденом Красного Знамени
21.03.40 г. За мужество и героизм, проявленные в отрезок времени советско-финской войны, батальонному комиссару Костылеву Александру Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 263.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.
В июне-сентябре 1941 г. был военным комиссаром 50-го сбап. Воевал на Северо-Западном и Западном фронтах.
12 сентября 1941 года его однополчане с гордостью читали сводку Совинформбюро. В ней сообщалось: Группа пикирующих бомбардировщиков во главе с Героем Советского Союза старшим батальонным комиссаром Костылевым атаковала немецкие артиллерийские батареи. Один за другим пикировали летчики на вражеские батареи. Взрывами бомб уничтожено 12 тяжелых орудий.
В июне 1942 - июне 1943 гг. Костылев был заместителем командира 50-го разведывательного авиаполка по политчасти. Воевал на Брянском и Воронежском фронтах.
23.06.43 г. был тяжко ранен и до конца 1944 г. находился на излечении в госпитале.
Рассказывает сочинитель Румянцев: В одном из вылетов на разведку перед началом Курской битвы авиалайнер Костылева был атакован группой истребителей противника. Завязался воздушный мордобой. Один из вражеских истребителей рухнул на землю... Штурман убит, стрелок-радист ранен. Прыгать с парашютом запрещено. Костылев бросает горящий авиалайнер в пике, пытаясь сшибить полымя, но пламень растет. Раненный и обгоревший комиссар перетянул машину посредством линию фронта и, не выпуская шасси, посадил горящий авиалайнер на своей территории
В 1944-46 гг. был заместителем командира авиаполка по политчасти в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского, а в 1946-50 гг. заместителем начальника лётно-испытательной станции по политчасти в ВВИА им. Жуковского.
С 1950 г. был заместителем командира авиаполка по политчасти в Государственном Краснознамённом Научно-испытательном институте ВВС.
В 1951 г. ему было присвоено воинское звание полковник.
Летал на 11 типах самолетов.
С ноября 1953 г. - в запасе.
Жил на станции Чкаловская (в черте г. Щёлково) Московской области.
Похоронен в г. Щёлково, на Гребенском кладбище.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Курзенков Aleksandr Kurzenkov
Командир звена 44-й эскадрильи 15-го разведывательного авиаполка (ВВС Краснознамённого Балтийского флота) лейтенант Курзенков А. Г. к сентябрю 1943..
читать далее →
Александр Летучий Aleksandr Iakovlevich Letuchij
Александр Летучий - Герой Советского Союза. Родился 25 ноября 1908 года.Александр Летучий являлся старшим лейтенантом, помощником командира..
читать далее →
Александр Лукьянов Aleksandr Lukianov
Герой Советского Союза (22.07.41). Награжден двумя орденами Ленина.
читать далее →
Александр Марков Aleksandr Markov
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
читать далее →